12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Улитина Лариса Евгеньевна1110
Педагог дополнительного образования, МБУ ДО "Центр развития творчества детей и юношества" г. Каменск-Шахтинский, Ростовская область
Россия, Ростовская обл., Каменск-Шахтинский


Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Велижский Дом детского творчества






Творческий проект

«Моя любимая дымковская игрушка»

(план-конспект занятия)









Выполнила:

Улитина Лариса Евгеньевна,

педагог дополнительного образования




Велиж

2020

ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ЛЕПКЕ: творческий проект «Моя любимая дымковская игрушка»


ТЕМА 1 занятия: Технология изготовления игрушки дымковскими мастерами

Лепка дымковской игрушки

ЗАДАЧИ.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: Закрепить знания детей о традициях дымковских мастериц по лепке глиняных игрушек. Использовать свои знания и умения при изготовлении собственной игрушки. Закрепить известный фольклорный материал.

РАЗВИВАЮЩИЕ: Развивать творческие способности, мелкую моторику рук.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: Воспитывать интерес к народному творчеству

Оборудование:

Материалы: глина

Инструменты: стеки, мисочка с водой


Приложение:

-Технологическая карта проекта

-Технологические карты последовательность лепки дымковских игрушек

-

- Мультимедийная презентация «Заочное путешествие в дымковскую мастерскую»;

-Интерактивная игра с триггерами «Дымковская игрушка»





ХОД 1.ЗАНЯТИЯ.

-Здравствуйте, ребята и родители. Свое занятие я хотела бы начать с загадки:

Загадка:

- Веселая белая глина,

Кружочки, полоски на ней.

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней,

Кормилицы и водоноски,

И всадники и ребятня,

Собачки, гусары и рыбы.

А ну назовите меня.

-Конечно же, вы уже догадались, что речь в загадке идет о дымковской игрушке.

- Посмотрите на эти игрушки и обратите внимание на то, какие фигурки лепят в Дымково?

Эти фигурки не случайны. Давным-давно, тысячи лет назад люди лепили фигурки животных, птиц, людей не для игры, а в качестве оберегов. Например, считалось что игрушка - свистулька отгоняет своим свистом злых духов Фигурки коней, петухов прикрепляют и сейчас на своих домах. Могучие кони охраняют кровли изб от злых сил - «защитники». Лепили женскую фигурку с детьми - преклонялись Богине земли. Вот как богат на фантазию русский народ.

Что мы уже знаем о дымковской игрушке?

1. Историю зарождения дымковского промысла:

Это всё игрушки очень радостных тонов изготовлены руками дымковских мастериц. Глиняный промысел, зародился и сохранился на территории Вятского края (Кировской области), в слободе Дымково.

Глиняные расписные игрушки делали в слободе Дымково очень давно. Работали зимними вечерами в основном женщины и дети. Дымковские мастерицы разминали послушный ком глины, лепили игрушки, чтобы весной продать их на ярмарке, куда стекался весь народ на праздничное гулянье - «Свистунья».

Игрушки народных мастеров были самым ярким украшением ярмарки. На этом празднике дымковские игрушки-свистульки были у всех — и у детей, и у взрослых. Люди верили, что свистом смогут прогнать злые силы

2. Так же мы знаем способы и приемы при создании формы игрушки:

В создании формы дымковской игрушки существуют свои традиции, которые выражаются, прежде всего, в статичности, пышности форм. Все животные лепились из жгута (показ хода лепки), жгут сгибали пополам, разрезали стекой, разделяя на передние и задние ноги. Затем лепились голова животного и детали. Посмотрите, что прикрепляли мастерицы к основной форме, чтобы фигурка стала выразительной, красивой (гриву, рога…)

Фигурку барыни лепили иначе (показ). Её лепили из конусообразной формы вытягиванием глины для головы, а затем прикреплялись детали.

3.Цветовую гамму и элементы дымковской росписи:

Вылепленные из глины изделия обжигают в печах в течение 2-3 часов, затем их постепенно охлаждают, покрывают мелом, разведенным на снятом молоке. И только тогда игрушку “наряжают”. Мастерица расписывает ее красками, растертыми на яичном желтке. Многоцветная раскраска в виде клеток, полос, зигзагов, кружков в сочетании с гладко окрашенными частями образует радостный веселый узор.

Сегодня я предлагаю вылепить любую игрушку используя приемы лепки дымковских мастериц. Для работы вам понадобятся дощечки, стеки, вода и фантазия. В процессе работы вы можете пользоваться технологическими картами по изготовлению игрушки. А также не забывайте заполнять паспорт проекта.

Спасибо за внимание.

ТЕМА 2 занятия: Знаки семантики в народной росписи

Роспись дымковской игрушки

ЗАДАЧИ.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: Познакомить с символами народной росписи. Закрепить знания детей о традициях дымковских мастериц по украшению глиняных игрушек. Использовать свои знания и умения при декорировании собственной игрушки. Закрепить известный фольклорный материал.

РАЗВИВАЮЩИЕ: Развивать творческие способности, мелкую моторику рук.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: Воспитывать интерес к народному творчеству

Обогащение словаря: солярные знаки.

Оборудование

Материалы: Игрушки из глины, вылепленные детьми заранее.

Инструменты: Поворотный круг или клееночка, кисти, краски, палитры.



ХОД 2.ЗАНЯТИЯ.


- Здравствуйте ребята и родители. Сегодня у нас второе видео занятие

И его я начну со стихотворения:

-Чем знаменито Дымково?

Игрушкою своей!

В ней нету цвета дымного,

Сырости сырой,

В ней что-то есть от радуги,

От капелек росы.

В ней что-то есть от радости,

Гремящей как басы!

Она глядит не прянично –

Ликующе и празднично.

В ней молодость-изюминка,

В ней удаль и размах.

Сияйте охра с суриком,

По всей земле в домах!

И злость, и хмурость льдинкою

Без всякого следа

Пусть под улыбкой Дымково

Растают навсегда!


В давние времена мастерицы не просто лепили и расписывали игрушки или предметы обихода, а использовали для этого знаки семантики, символы, несущие строго определенное значение. И с этими тайнами глиняной игрушки я познакомлю вас сегодня.

Элементы росписи мы видим, прежде всего, как эстетическое украшение. Но для древних славян дело обстояло иначе. Символы имели магическое значение; они предназначались для охраны от злых духов, для достижения успеха, для привнесения добра в мир. В глубокой древности глиняные игрушки создавались не только ради забавы, но и как часть древних обрядов. Они имели таинственный смысл: оберегали от злых духов, призывали добрых богов послать большой урожай, защитить, уберечь от несчастья. Игрушку лепили и расписывали строго по правилам. Их дарили друг другу на праздники, ими наполняли свой дом. Игрушки обладали магической силой и в представлении наших предков оберегали людей от всякого зла. Фигурки из глины обязательно украшались узорами. Во всех этих узорах скрыт особый смысл, который мы теперь не всегда можем понять. Это не просто крестики, кружочки или четырёхугольники, а древнейшие символы, которые мастер должен был хорошо знать.

Сегодня на занятии мы познакомимся с некоторыми символами.

Солярные знаки — всевозможные круговые, крестообразные изображения, символизирующие солнце - древнейший знак коловорота, движения солнца

Квадраты, ромбы, пересекающиеся линии - крупный квадрат заполняют обычно квадратики, точки — древний символ засеянного поля, связано с магией плодородия. Символизирует распаханные и засеянные поля, заливные луга и даже указывает на сезоны

Волнообразные линии, зигзаг—условные изображения воды в народной росписи


-Какие символы мы видим на образцах дымковской росписи?

-В дымковской игрушке волнистые линии между солнечными кругами, идущие сверху вниз, обозначают небесную влагу, т.е. дождь; черные точки-семена в земле. Смысл орнамента ясен - согретое солнцем и наполненное дождем прорастает зерно – начнется новая жизнь

Предлагаю вам расписать свои игрушки, используя полученные знания.

Напоминаю вам о правилах декоративной росписи:

-начинаем роспись с самого крупного элемента;

-наносим узор вначале на центральную часть, а затем украшаем края.

-Спасибо за занятие.




Опубликовано в группе « «Приобщение подрастающего поколения к национальной культуре»»


Комментарии (2)

Любовь, 08.04.20 в 07:07 0Ответить Пожаловаться
Лариса Евгеньевна, большое спасибо за материал. Уверена, что он многим педагогам будет находкой.
Добавила к себе в избранное.
Нина Ивановна, 27.04.20 в 20:13 0Ответить Пожаловаться
Замечательно оформленный и содержательный материал! Спасибо за публикацию!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.