Методическая разработка «Лидер и его команда»
Открытое занятие
Тема: «Лидер и его команда»
Цели: создание условий для повышения мотивации, закрепление полученных знаний в практическом применении выполнение образовательных упражнений.
Задачи:
Образовательная: систематизировать и обобщить изученный материал, Развивающая: развивать умение преодолевать трудности в учении используя для этого проблемные ситуации, памяти, внимательности.
Воспитательная: воспитание воли и настойчивости в достижении поставленных целей, аккуратности, доброжелательного отношения учащихся друг к другу.
Вид занятия: практическое занятие.
Тип занятия: занятие закрепления знаний, выработки умений и навыков.
Методы обучения: практические (практическая работа игровых упражнений)
Оборудование: бланки с тестами и опросниками, рекомендации для воспитанников, ручки.
План занятия
Организационная часть.
Постанова цели занятия.
Актуализация опорных знаний.
Проведение опросника «Способен ли ты быть лидером».
Прохождение теста «Нарисуем свой характер».
Практическая часть.
Подведение итогов.
Ход занятия
Организационный момент.
(психологическая подготовка к работе)
Постанова цели занятия.
Руководитель: Здравствуйте дорогие ребята! Сегодня у нас тема занятия «Лидер и его команда». Лидер – яркая человеческая индивидуальность, способная проявить инициативу, взять на себя ответственность, показать образцы деятельности.
Способность человека быть лидером во многом зависит от развитости у него организаторских и коммуникативных качеств. Какими характерологическими качествами личности должен обладать настоящий лидер.
Настоящий лидер должен быть: волевым, способным преодолевать препятствия на пути к цели; настойчивым, умеющим разумно рисковать. Терпеливым, готовым долго и хорошо выполнять однообразную, неинтересную работу; инициативным и уметь работать без мелочной опеки.
Актуализация знаний.
В психологии принято различать следующие типы лидеров:
Эмоциональный лидер – умеет выстраивает доброжелательные отношения с разными людьми в коллективе.
Лидер-критик – умеет критически проанализировать проект или ситуацию, выделив их слабые и сильные стороны.
Лидер-интеллектуал – умеет продуцировать разные позитивные идеи.
Лидер-организатор - умеет планировать выполнение работы и распределять обязанности между участниками.
Лидер-исполнитель – умеет четко и в положенный срок выполнить возложенные на него обязанности.
Для выработки лидерских качеств, ребята от вас требуется наличия определенных качеств, включая смелость, умение не отклоняться от поставленной цели, понятливость, энергичность, умение анализировать, уверенность в собственных силах, организаторские способности, сильная воля.
Проведение опросника «Способен ли ты быть лидером»
1 задание:
Наше занятие мы начнем с опросника «Способен ли ты быть лидером»
(приложение №1)
На столах у вас чистые листочки и ручки. Вам предлагается 50 высказываний, на которые требуется дать ответ “Да” или “Нет”.
Среднего значения в ответах не предусмотрено. Долго не задумывайтесь.
Часто ли Вы бываете в центре внимания окружающих?
Считаете ли Вы, что многие из окружающих Вас людей занимают более высокое положение, чем Вы?
Находясь на собрании людей, равных Вам по положению, испытываете ли Вы желание высказывать своего мнения, когда это необходимо?
Когда Вы были ребенком, нравилось ли Вам быть первым, лучшим?
Испытываете ли Вы удовольствие, когда Вам удается убедить кого-то в чем-то?
Случается, ли, что Вас называют нерешительным человеком?
Согласны ли Вы с утверждением: “Все самое полезное в мире есть результат деятельности небольшого числа выдающихся людей”?
Испытываете ли Вы настоятельную необходимость в советчике, который мог бы направить на Вашу активность?
Теряли ли Вы иногда хладнокровие в разговоре с людьми?
Доставляет ли Вам удовольствие видеть, что окружающие побаиваются Вас?
Стараетесь ли Вы занимать за столом (на собрании, в компании и т. п.) такое место, которое позволяло бы Вам быть в центре внимания и контролировать ситуацию?
Считаете ли Вы, что производите на людей внушительное впечатление?
Считаете ли Вы себя мечтателем?
Теряетесь ли Вы, если люди, окружающие Вас, выражают несогласие с Вами?
Случалось, ли Вам по собственной инициативе заниматься организацией рабочих, спортивных и других команд и коллективов?
Если то, что Вы наметили, не дало ожидаемых результатов, то Вы:
а) будете рады, если ответственность за это дело возложат на кого-то другого,
б) возьмете на себя ответственность и сами доведете дело до конца.
Какое из двух мнений Вам ближе:
а) настоящий руководитель должен сам делать то дело, которым он руководит, и лично участвовать в нем,
б) настоящий руководитель должен только уметь руководить другими и не обязательно делать дело сам.
С кем Вы предпочитаете работать?
а) с покорными людьми,
б) с независимыми и самостоятельными людьми.
Стараетесь ли Вы избегать острых дискуссий?
Когда Вы были ребенком, часто ли Вы сталкивались с властностью Вашего отца?
Умеете ли Вы в дискуссии на профессиональную тему привлечь на свою сторону тех, кто раньше был с Вами не согласен?
Представьте себе такую сцену, во время прогулки с друзьями по лесу Вы потеряли дорогу. Приближается вечер и нужно принимать решение. Как Вы поступите?
а) дадите возможность принять решение наиболее компетентному из вас,
б) просто не будете ничего делать, рассчитывая на других.
Есть такая пословица: “Лучше быть первым в деревне, чем последним в городе”. Справедлива ли она?
Считаете ли Вы себя человеком, оказывающим влияние на других?
Может ли неудача в проявлении инициативы заставить Вас больше никогда этого не делать?
Кто, с Вашей точки зрения, истинный лидер?
а) самый компетентный человек,
б) тот, у кого самый сильный характер.
Всегда ли Вы стараетесь понять и по достоинству оценить людей?
Уважаете ли Вы дисциплину?
Какой из следующих двух руководителей для Вас предпочтительнее:
а) тот, который все решает сам,
б) тот, который всегда советуется и прислушивается к мнениям других.
Какой из следующих стилей руководства, по Вашему мнению, наилучший для работы учреждения того типа, в котором Вы работаете?
а) коллегиальный
б) авторитарный
Часто ли у Вас создается впечатление, что другие злоупотребляют Вами?
Какой из следующих “портретов” больше напоминает Вас?
а) человек с громким голосом, выразительными жестами, за словом в карман не полезет,
б) человек со спокойным, тихим голосом, сдержанный, задумчивый.
33. Как Вы поведете себя на собрании и совещании, если считаете свое мнение единственно правильным, но остальные с Вами не согласны?
а) промолчите,
б) будете отстаивать свое мнение.
34. Подчиняете ли Вы свои интересы и поведение других людей делу, которым занимаетесь?
35. Возникает ли у Вас чувство тревоги, если на Вас возложена ответственность за важное дело?
36. Что бы Вы предпочли?
а) работать под руководством хорошего человека,
б) работать самостоятельно без руководителя.
37. Как Вы относитесь к утверждению: “Для того, чтобы семейная жизнь была хорошей, необходимо, чтобы решение в семье принимал один из супругов”?
а) согласен
б) не согласен
38. Случалось ли Вам покупать что-либо под влиянием мнения других людей, а не исходя из собственной потребности?
39. Считаете ли Вы свои организаторские способности хорошими?
40. Как Вы ведете себя, столкнувшись с трудностями?
а) опускаете руки,
б) появляется сильное желание их преодолеть.
41. Делаете ли Вы упреки людям, если они этого заслуживают?
42. Считаете ли Вы, что Ваша нервная система способна выдержать жизненные нагрузки?
43. Как Вы поступите, Если Вам предложат реорганизовать Ваше учреждение?
а) введу нужные изменения немедленно,
б) не буду торопиться и сначала все тщательно обдумаю.
44. Сумеете ли Вы прервать слишком болтливого собеседника, если это необходимо?
45. Согласны ли Вы с утверждением: “Для того, чтобы быть счастливым, надо жить незаметно”?
46. Считаете ли Вы, что каждый человек должен сделать что-либо выдающееся?
47. Кем Вы предпочли бы стать?
а) художником, поэтом, композитором, ученым,
б) выдающимся руководителем, политическим деятелем.
48. Какую музыку Вам приятнее слушать?
а) могучую и торжественную,
б) тихую и лирическую.
49. Испытываете ли Вы волнение, ожидая встречи с важными и известными людьми?
50. Часто ли Вы встречали людей с более сильной волей, чем Ваша?
Прохождение теста «Нарисуем свой характер».
2 задание:
Руководитель: Спасибо. Соберите ответы.
Следующее задание - Тест «Нарисуем свой характер»
(Приложение №2)
Инструкция: перед вами 12 квадратов с незаконченными рисунками, нужно дорисовать все то, что вам захочется и покажется необходимым. Время на работу 5 минут.
-Ребята, сдайте работы.
Интерпретация (только важных для лидерства качеств):
1. Отношение к себе и представление о себе: улыбающаяся или смешная рожица, фигурка – свидетельствует о хорошем чувстве юмора, дипломатичности и широкой натуре; солнце – часто берет на себя роль лидера.
2. Общительность: изображение чего-то выходящего за пределы внутреннего квадрата – беспокойный, экстровертированный характер; одинокий домик или символ жилища – признак тоски по домашнему теплу; рисунок расположен во внутреннем квадрате и вне его – интересы в правильной пропорции делятся между домом и окружающим миром.
3. Целеустремленность: стрела, летящая в цель, то есть мишень – развитое честолюбие и способность упорно работать для достижения своей цели; рисунок дополнен другими линиями или стрелами – честолюбие, но не уверенность в своей цели; что-то иное, не похожее на символы стрелы и мишени – возможно, неуправляемый, мятежный человек.
4. Дружба: много значков, изображений, рисунков означает много друзей.
5. Неактуально.
6. Особенности общения: подчинение рисунку означает обладание редкой способностью быстро и легко располагать к себе чужих, незнакомых людей; непринятие рисунка (угловатый геометрический узор) – в отношениях с обществом, возможно, преобладают стремление к власти, обладанию, диктату.
7. Уверенность: рисунок над расположенной посредине волнистой линии – чувство безопасности; если наоборот – мало веры в свои силы; изображение утопающего или тонущего предмета – тревожит будущее; цепочка или линейный орнамент – способность упорно трудиться, сознательно, редкими ошибками.
8. Интересы: то, что вы изображено в пустом квадрате, обозначает круг интересов.
9. Дисциплинированность: подчинение рисунку, дополнив его квадратами или другими геометрическими фигурами, так что получился симметричный узор – дисциплинированность и умение организованно работать в коллективе; квадратик черного цвета заштрихован, картинка с кривыми линиями, несимметричная и непохожая на правильное геометрическое построение – нет склонности признавать авторитеты, упрямство и настойчивость.
10. Независимость: круги просто замкнуты – постоянно необходима защита и поддержка, предпочитает не решать ничего самостоятельно; незамкнутые круги – независимость, наличие в жизни определенных целей; человеческое ухо – скрытный характер.
11. Соперничество: рисунок выглядит как элемент какой-либо настольной игры – наличие в характере духа соревнования, некоторой напористости.
12. Фантазия: точки использованы как составная часть картинки (муравей, заячий хвост, зерна, которые клюют птицы и т. п.) – соответствующее воображение; затушеванные точки или соединены в круг – логическое мышление и практический склад ума.
Руководитель: Игра всегда доставляет удовольствие играющим, для них важен сам процесс игры. Главное - играть, а не выигрывать (т.е. получить некий результат), игра сразу обретает иные свойства, теряет свою притягательность.
Игра всегда импровизационная, даже тогда, когда в ней существует правила игры (ход игры, логика ее развития).
Игра всегда неповторима. Можно сколько угодно раз играть в одну и ту же игру, и каждый раз она будет развиваться по-иному, даже если одна из сторон каждый раз выигрывает. Игра непредсказуема по результату. В игре игроки всегда самостоятельны.
Практическая часть.
3 задание
"Игра – дело серьезное". Основная цель данного этапа: необходимо продемонстрировать свои организаторские способности и поиграть в любимую игру команды. Научиться работать в группе и разрешать конфликтные ситуации.
Игра: «Мы похожи?»
Вначале участники беспорядочно ходят по комнате и говорят каждому встречающемуся по 2 фразы, начинающиеся со слов: - Ты похож на меня тем, что... - Я отличаюсь от тебя тем, что... По окончании проводится обсуждение, обращается внимание на то, что было легко и что было трудно делать, какие были открытия. В итоге делается вывод о том, что все мы, в сущности, похожи и в то же время разные, но мы имеем право на эти отличия, и никто не может нас заставить быть другими.
Игра: «Роботы».
Деление на группы по 3 человека. Двое – роботы, третий контролёр. Роботы становятся спиной к друг другу, и, когда их запускают, подобно роботам они идут не сворачивая. Единственный способ развернуть робота – это взять его за подбородок, чтобы он смотрел в другом направлении. Если робот упрётся в ограду или стену, он продолжает изображать движение, пока контролёр не направит его. Задача контролёра – привести роботов лицом к лицу. Каждый в тройке должен побывать контролёром.
Игра: «Мина».
Вот у меня связка ключей. Я кладу ее на сиденье стула, стоящего в центре полукруга. Представим себе, что это мина, а мы все саперы. «Мину» надо аккуратно взять в руки, чтобы ни один ключ не звякнул. Если звякнет, значит «мина» взорвалась. Взяв «мину», надо передать ее соседу и так дальше передавать, пока она не окажется у крайнего сидящего. Этот крайний должен подойти с ней к стулу и уложить ее так же бесшумно, как снял ее со стула первый.
Игра: «Колдуны в деревне».
Отряд делиться на колдунов и жителей деревни. Колдуны могут заколдовывать жителей каким-либо движением (положив руку на плечо, обняв и т.д.). Заколдованный замирает и не двигается, пока его не расколдуют. Расколдовывать может другой житель, крепко обняв, проползти под ногами или поцеловав в щечку. Таким образом, задача колдунов «заморозить» всю деревню, а задача жителей – помешать этому.
Игра: «Сборщики».
Игрушки, которые принесли дети разбросать на полу. Детей разделить на группы по 2-3 человека. Взялись за руки. По сигналу ведущего с двух сторон свободными руками должны собрать как можно больше предметов. После сбора предметов, каждая группа подсчитывает число имеющихся у них предметов. Если возникают конфликтные ситуации внутри группы надо разыграть, постараться объяснить, что значит работать в группе.
Руководитель: Ребята! Спасибо за работу. А победитель у нас сегодня - дружба.
Хочу вам раздать рекомендации на тему: «Как научиться различным лидерским качествам». (Приложение №3)
Научитесь выражать свои чувства, потребности и желания.
1."Я чувствую _________, потому что __________, и я хотел бы ___________".
2. Приучитесь больше делиться личными сведениями о себе.
3. Научитесь вести диалог на равных.
4. Научитесь задавать вопросы.
5. Научитесь выражать одобрение окружающим.
6. Научитесь вести продолжительные разговоры.
7. Научитесь проявлять и выражать участие к чувствам собеседника.
8. Научитесь первым предлагать новые идеи, занятия, затеи.
9. Научитесь говорить "нет".
Подведение итогов.
Занятие достигло своей цели: Умение работать в команде, общаться, делиться информацией, вырабатывать свои лидерские качества, которые так необходимы в повседневной жизни. Обучающиеся были активны, заинтересованы в происходящем, позитивно включались в различные упражнения и игры.
(Приложение №1)
Опросник «Способен ли ты быть лидером?»
Инструкция: Вам предлагается 50 высказываний, на которые требуется дать ответ “Да” или “Нет”. Среднего значения в ответах не предусмотрено. Долго не задумывайтесь.
Часто ли Вы бываете в центре внимания окружающих?
Считаете ли Вы, что многие из окружающих Вас людей занимают более высокое положение, чем Вы?
Находясь на собрании людей, равных Вам по положению, испытываете ли Вы желание высказывать своего мнения, когда это необходимо?
Когда Вы были ребенком, нравилось ли Вам быть первым, лучшим?
Испытываете ли Вы удовольствие, когда Вам удается убедить кого-то в чем-то?
Случается, ли, что Вас называют нерешительным человеком?
Согласны ли Вы с утверждением: “Все самое полезное в мире есть результат деятельности небольшого числа выдающихся людей”?
Испытываете ли Вы настоятельную необходимость в советчике, который мог бы направить на Вашу активность?
Теряли ли Вы иногда хладнокровие в разговоре с людьми?
Доставляет ли Вам удовольствие видеть, что окружающие побаиваются Вас?
Стараетесь ли Вы занимать за столом (на собрании, в компании и т. п.) такое место, которое позволяло бы Вам быть в центре внимания и контролировать ситуацию?
Считаете ли Вы, что производите на людей внушительное впечатление?
Считаете ли Вы себя мечтателем?
Теряетесь ли Вы, если люди, окружающие Вас, выражают несогласие с Вами?
Случалось, ли Вам по собственной инициативе заниматься организацией рабочих, спортивных и других команд и коллективов?
Если то, что Вы наметили, не дало ожидаемых результатов, то Вы:
а) будете рады, если ответственность за это дело возложат на кого-то другого,
б) возьмете на себя ответственность и сами доведете дело до конца.
Какое из двух мнений Вам ближе:
а) настоящий руководитель должен сам делать то дело, которым он руководит, и лично участвовать в нем,
б) настоящий руководитель должен только уметь руководить другими и не обязательно делать дело сам.
С кем Вы предпочитаете работать?
а) с покорными людьми,
б) с независимыми и самостоятельными людьми.
Стараетесь ли Вы избегать острых дискуссий?
Когда Вы были ребенком, часто ли Вы сталкивались с властностью Вашего отца?
Умеете ли Вы в дискуссии на профессиональную тему привлечь на свою сторону тех, кто раньше был с Вами не согласен?
Представьте себе такую сцену, во время прогулки с друзьями по лесу Вы потеряли дорогу. Приближается вечер и нужно принимать решение. Как Вы поступите?
а) дадите возможность принять решение наиболее компетентному из вас,
б) просто не будете ничего делать, рассчитывая на других.
Есть такая пословица: “Лучше быть первым в деревне, чем последним в городе”. Справедлива ли она?
Считаете ли Вы себя человеком, оказывающим влияние на других?
Может ли неудача в проявлении инициативы заставить Вас больше никогда этого не делать?
Кто, с Вашей точки зрения, истинный лидер?
а) самый компетентный человек,
б) тот, у кого самый сильный характер.
Всегда ли Вы стараетесь понять и по достоинству оценить людей?
Уважаете ли Вы дисциплину?
Какой из следующих двух руководителей для Вас предпочтительнее:
а) тот, который все решает сам,
б) тот, который всегда советуется и прислушивается к мнениям других.
Какой из следующих стилей руководства, по Вашему мнению, наилучший для работы учреждения того типа, в котором Вы работаете?
а) коллегиальный
б) авторитарный
Часто ли у Вас создается впечатление, что другие злоупотребляют Вами?
Какой из следующих “портретов” больше напоминает Вас?
а) человек с громким голосом, выразительными жестами, за словом в карман не полезет,
б) человек со спокойным, тихим голосом, сдержанный, задумчивый.
33. Как Вы поведете себя на собрании и совещании, если считаете свое мнение единственно правильным, но остальные с Вами не согласны?
а) промолчите,
б) будете отстаивать свое мнение.
34. Подчиняете ли Вы свои интересы и поведение других людей делу, которым занимаетесь?
35. Возникает ли у Вас чувство тревоги, если на Вас возложена ответственность за важное дело?
36. Что бы Вы предпочли?
а) работать под руководством хорошего человека,
б) работать самостоятельно без руководителя.
37. Как Вы относитесь к утверждению: “Для того, чтобы семейная жизнь была хорошей, необходимо, чтобы решение в семье принимал один из супругов”?
а) согласен
б) не согласен
38. Случалось ли Вам покупать что-либо под влиянием мнения других людей, а не исходя из собственной потребности?
39. Считаете ли Вы свои организаторские способности хорошими?
40. Как Вы ведете себя, столкнувшись с трудностями?
а) опускаете руки,
б) появляется сильное желание их преодолеть.
41. Делаете ли Вы упреки людям, если они этого заслуживают?
42. Считаете ли Вы, что Ваша нервная система способна выдержать жизненные нагрузки?
43. Как Вы поступите, Если Вам предложат реорганизовать Ваше учреждение?
а) введу нужные изменения немедленно,
б) не буду торопиться и сначала все тщательно обдумаю.
44. Сумеете ли Вы прервать слишком болтливого собеседника, если это необходимо?
45. Согласны ли Вы с утверждением: “Для того, чтобы быть счастливым, надо жить незаметно”?
46. Считаете ли Вы, что каждый человек должен сделать что-либо выдающееся?
47. Кем Вы предпочли бы стать?
а) художником, поэтом, композитором, ученым,
б) выдающимся руководителем, политическим деятелем.
48. Какую музыку Вам приятнее слушать?
а) могучую и торжественную,
б) тихую и лирическую.
49. Испытываете ли Вы волнение, ожидая встречи с важными и известными людьми?
50. Часто ли Вы встречали людей с более сильной волей, чем Ваша?
Оценка результатов тестирования:
Где не указаны варианты, ответы, а) да, б) нет.
Сумма баллов за Ваши ответы подсчитывается с помощью ключа к опроснику: 1а, 2а, 3б, 4а, 5а, 6б, 7а, 8б, 9б, 10а, 11а, 12а, 13б, 14б, 15а, 16б, 17а, 18б, 19б, 20а, 21а, 22а, 23а, 24а, 25б, 26а, 27б, 28а, 29б, 30б, 31а, 32а, 33б, 34а, 35б, 36б, 37а, 38б, 39а, 40б, 41а, 42а, 43а, 44а, 45б, 46а, 47б, 48а, 49б, 50б.
За каждый ответ, совпадающий с ключевым, испытуемый получает 1 балл, в другом случае – 0 баллов.
Интерпретация:
Если сумма баллов оказалась менее 25 баллов, то качества лидера выражены слабо.
Если сумма баллов в пределах от 26 до 35 баллов, то качества лидера выражены средне.
Если сумма баллов оказалась от 36 до 40 баллов, то лидерские качества выражены сильно.
Если сумма баллов более 40 баллов, то данный человек, как лидер, склонен к диктату.
(Приложение № 2)
Тест «Нарисуем свой характер»
Инструкция: перед вами 12 квадратов с незаконченными рисунками, нужно дорисовать все то, что вам захочется и покажется необходимым. Время на работу 5 минут.
Интерпретация (только важных для лидерства качеств):
1. Отношение к себе и представление о себе: улыбающаяся или смешная рожица, фигурка – свидетельствует о хорошем чувстве юмора, дипломатичности и широкой натуре; солнце – часто берет на себя роль лидера.
2. Общительность: изображение чего-то выходящего за пределы внутреннего квадрата – беспокойный, экстровертированный характер; одинокий домик или символ жилища – признак тоски по домашнему теплу; рисунок расположен во внутреннем квадрате и вне его – интересы в правильной пропорции делятся между домом и окружающим миром.
3. Целеустремленность: стрела, летящая в цель, то есть мишень – развитое честолюбие и способность упорно работать для достижения своей цели; рисунок дополнен другими линиями или стрелами – честолюбие, но не уверенность в своей цели; что-то иное, не похожее на символы стрелы и мишени – возможно, неуправляемый, мятежный человек.
4. Дружба: много значков, изображений, рисунков означает много друзей.
5. Неактуально.
6. Особенности общения: подчинение рисунку означает обладание редкой способностью быстро и легко располагать к себе чужих, незнакомых людей; непринятие рисунка (угловатый геометрический узор) – в отношениях с обществом, возможно, преобладают стремление к власти, обладанию, диктату.
7. Уверенность: рисунок над расположенной посредине волнистой линии – чувство безопасности; если наоборот – мало веры в свои силы; изображение утопающего или тонущего предмета – тревожит будущее; цепочка или линейный орнамент – способность упорно трудиться, сознательно, редкими ошибками.
8. Интересы: то, что вы изображено в пустом квадрате, обозначает круг интересов.
9. Дисциплинированность: подчинение рисунку, дополнив его квадратами или другими геометрическими фигурами, так что получился симметричный узор – дисциплинированность и умение организованно работать в коллективе; квадратик черного цвета заштрихован, картинка с кривыми линиями, несимметричная и непохожая на правильное геометрическое построение – нет склонности признавать авторитеты, упрямство и настойчивость.
10. Независимость: круги просто замкнуты – постоянно необходима защита и поддержка, предпочитает не решать ничего самостоятельно; незамкнутые круги – независимость, наличие в жизни определенных целей; человеческое ухо – скрытный характер.
11. Соперничество: рисунок выглядит как элемент какой-либо настольной игры – наличие в характере духа соревнования, некоторой напористости.
12. Фантазия: точки использованы как составная часть картинки (муравей, заячий хвост, зерна, которые клюют птицы и т. п.) – соответствующее воображение; затушеванные точки или соединены в круг – логическое мышление и практический склад ума.
Руководитель: Игра всегда доставляет удовольствие играющим, для них важен сам процесс игры. Главное - играть, а не выигрывать (т.е. получить некий результат), игра сразу обретает иные свойства, теряет свою притягательность.
Игра всегда импровизационная, даже тогда, когда в ней существует правила игры (ход игры, логика ее развития).
Игра всегда неповторима. Можно сколько угодно раз играть в одну и ту же игру, и каждый раз она будет развиваться по-иному, даже если одна из сторон каждый раз выигрывает. Игра непредсказуема по результату. В игре игроки всегда самостоятельны.
(Приложение №3)
Рекомендации «Как научиться различным лидерским качествам»
Научитесь выражать свои чувства, потребности и желания.
1.Я чувству_________________________________________________________, потому что_________________________________________________________, и я хотел(а) бы______________________________________________________.
2. Приучитесь больше делиться личными сведениями о себе.
3. Научитесь вести диалог на равных.
4. Научитесь задавать вопросы.
5. Научитесь выражать одобрение окружающим.
6. Научитесь вести продолжительные разговоры.
7. Научитесь проявлять и выражать участие к чувствам собеседника.
8. Научитесь первым предлагать новые идеи, занятия, затеи.
Панов Егор Игоревич