Лингвокультурологический комментарий «В.Ф. Одоевский»
Андрюнкина А.К.
Лингвокультурологический комментарий
Владимир Фёдорович Одоевский
(1793- 1869)
Одоевский оставил заметный след не только в истории русской прозы, но и в литературной и музыкальной критики, законодательства, библиотечного дела.Он был главой общества любомудрия, в состав которого входили Д.В. Веневитинов, И.В. Киреевский, С.П. Шевырев и другие; организовал вместе с Кюхельбекером альманах «Мнемозина», сыграл большую роль в судьбе многих писателей: был защитником комедии Грибоедова «Горе от ума», высоко оценил «Вечера на хуторе близ Диканьки» Гоголя, являлся другом Пушкина, Глинки, Чайковского. Поэт и декабрист А. Одоевский был его кузеном.
Со второй половины 1840-х годов Одоевский занялся педагогической деятельностью, пропагандой знаний среди народа. В течение длительного времени Одоевский входил в Ученый комитете Министерства государственных имуществ, занимался организацией учебного процесса в различных учебных заведениях: от воспитательных домов, приходских сельских училищ до Мариинского института благородных девиц.
Он написал ряд учебных пособий для учащихся, руководств для учителей. Он создал ряд приютов, организовал начальное училище для крестьян, написал научно-популярные книги для народа, издавал альманах «Сельское чтение», «Детские книжки» для воскресных школ.
В.Ф. Одоевкий печатал свои сказки и рассказы в детских журналах 1930-х годов, а также в «Детских книжках для воскресных дней» (известны два таких издания - за 1834 и 1935 годы). «Серебряный рубль», «Шарманщик», «Городок в табакерке», «Бедный Гнедко», «Червячок», «Сиротинка» - произведения непохожие по теме, жанру, написаны в разное время, но представляют собой единый цикл. Единство определяется тем, что автор в каждом из них преследует общую цель - развить в ребенке способность к «невыразимым впечатлениям», «чувство бесконечного», затронуть душу.
Занятия «педагогией» не были у Одоевского «добавочным» делом к литературному творчеству. По существу, его неверно называть только писателем, так как он был и музыкантом, и теоретиком музыки, и философом, и знатоком химии, математики, механики, мистических учений, и литературным критиком, и деятельным «государственным человеком».
В жанровом отношении произведения Одоевского разнообразны: сказки, рассказы, очерки, стихи. В художественном отношении рассказы Одоевского традиционны - сентиментальны и откровенно дидактичны. Более оригинальны рассказы и очерки научно-познавательного плана. Одоевский утвердил в литературе для детей жанры научно-художественной сказки. Написал Одоевский и несколько колоритных пьес для театра марионеток: «Царь-девица», «Мальчик-фарисей», «Воскресенье», «Переносчицы, или хитрость против хитрости». По воспоминаниям друзей, Одоевский с большим удовольствием придумывал сюжеты и ставил домашние спектакли с детьми. Он был человеком увлекающимся, неистощимым на выдумки и веселье. Одоевский идеально объединил в себе качества, необходимые детскому писателю: и талант, и душу жизни, и поэтическую фантазию, и знание детей».
Лингвокультурологический комментарий
«Городок в табакерке»
(1834)
Цель написания произведения Одоевский так определил в предисловии к своей первой детской книжке: «… сказки пишутся не для того, чтобы учить детей, а только чтобы возбуждать их внимание и любопытство». Писатель хотел, чтобы, следя за похождениями героя в чудесной табакерке, дети с неослабевающим интересом, без особых усилий, незаметно узнали бы сложное устройство часового механизма.
Интересны и необычны тема и сюжет сказки. В ней сочетается рассказ о реальных событиях и фантастический вымысел. Сон мальчика о посещении
волшебного городка под черепаховым небом табакерки обрамляется вполне реальными эпизодами. Каждая техническая деталь в сказке - это художественный образ, находящийся в работе, в движении.
В сказке наряду с выразительностью речи рассказчика отчетливо прослеживается взаимосвязь пластически-изобразительного искусства и музыки. Описания городка, мальчиков-колокольчиков, валика, пружинки даны с установкой на зрительное впечатление, с тем, чтобы суметь увидеть и полюбоваться.
«Смотрит, золотой шатер с жемчужною бахромою; наверху золотой флюгер вертится, будто ветряная мельница, а под шатром лежит Царевна-пружинка,как змейка, то свернется, то развернется и беспрестанно надзирателя в бок толкает».
У каждого героя - жителя городка есть свое главное слово, подчеркивающее особенность его звучания и роль в музыкальной гармонии: мальчик-колокольчик - «Динь-динь-динь»; дядьки-молоточки - «Тук-тук-тук»; валик - «Шуры-шуры»; царевна-пружинка - «Зиц-зиц-зиц». Эти звуковые характеристики неслучайны. Сказка объясняет законы образования музыкальной гармонии.
Законы механики, законы рождения музыки становятся наглядными, но это не главное в сказке-повести Одоевского. Философская сказка «Городок в табакерке» показывает устройство жизни в целом.
Интересен конец: табакерка сломалась, так как Миша неосторожно прижал пружинку пальчиком. Вывод сказочника мудр: прежде чем действовать, необходимо подумать, иначе разрушишь гармонию, жизнь. Законы мира ясны: каждый должен быть на своем месте, делать то, что назначено ходом жизни, к результату можно прийти только в процессе взаимодействия. Легко заметить, что «Городок в табакерке» - сказка познавательная.
Словарь к уроку:
папенька, маменька, табакерка, провожатый, тисненая бумажка, свод, бюро, горка, камин.
«Мороз Иванович»
(1840)
Сказка «Мороз Иванович» перекликается по сюжету с народной сказкой «Морозко», включает традиционные сказочные мотивы (печь с пирожками, яблоня с золотистыми яблочками).
Сказка Одоевского построена на противопоставлении трудолюбия и лености, что подчеркивает эпиграф: «Нам даром, без труда ничего не достается, - недаром исстари пословица ведется».
Родина Деда Мороза - деревня Морозовище, которая находится близ Троице-Гледенского монастыря, недалеко от старинного русского города Великий Устюг. Существует легенда о том. что в этой деревне жили много лет назад два брата. Первого звали Водолей (он изображен на гербе города), а второго - Мороз. Но однажды братья поссорились, Водолей ушел, а Мороз. Став хозяином в округе, заскучал и тоже пошел бродить по свету. Водолей приветливо встретил Мороза, и стали они жить-поживать дружно.
О родине Деда Мороза позднее узнали во всей стране, повалили туда туристы, чтобы своими глазами увидеть вотчину на берегу реки Сухоны, в сосновом бору среди деревянных теремов и прирученных зверей. В городе Великий Устюг есть почта Деда Мороза, куда дети посылают письма со свей России. Ежегодно там проходит конкурс, на котором избираются на год Дед Мороз и Снегурочка. Под Новый год они приезжают в Москву и зажигают Кремлевскую елку.
Словарь к уроку:
затейница, диковинки, студеный, угарно, горница, почивать, знобить, стряпня, слиток, обнова, наставление.
/data/files/g1534535523.pptx (Лингвокультурологический комментарий " В.Ф. Одоевский)