Методический комментарий
к интегрированному занятию «Путешествие с колобком»
1-Пересыпкинский филиал МБОУ 2-Гавриловской сош.
Воспитатель дошкольной группы Носаева Ирина Алексеевна.
Возрастная группа: 5 лет (8 человек)
В данном занятии прослеживается интеграция образовательных областей: ведущая – «Формирование математических представлений», а также «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие»
Совместная деятельность педагога и детей подготовительной группы является завершающим этапом тематического цикла из ООП (основной образовательной программы) ДОУ: «Геометрические фигуры», «Счёт до пяти» (взросло-детская (партнёрская) деятельность №3 и №4)
Интегрированные занятия с дошкольниками соединяют знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга (рассматривание такого понятия как «желание помочь» через создание воображаемых проблемных ситуаций).
В ходе занятия воспитателем использовались эффективные методы и приёмы для решения цели и задач интегрированного занятия:
Сравнительный анализ, сопоставление, поиск.
Проблемные вопросы, использование заданий типа «докажи», «объясни», «как ты узнал?» и др.
Разнообразные дидактические игры для формирования математических знаний.
Воспитателем выполнены основные требования к интегрированному занятию:
Четкость, компактность, сжатость данного материала.
Продуманность и логическая взаимосвязь всех этапов проводимого занятия;
Взаимообусловленность, взаимосвязанность материала интегрируемых предметов на каждом этапе занятия;
Большая информационная емкость учебного материала, используемого на занятии.
Систематичность и доступность изложения материала.
Необходимость соблюдения временных рамок занятия.
При выборе темы занятия и материалов к нему педагог опирался на основные принципы дидактики, которые лежат в основе образовательной программы ДОУ, примерной образовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н.Е Веракса, учитывал возрастные и гендерные особенности детей, а также уровни их развития.
С детьми была проведена предварительная работа воспитателем группы: чтение сказок, рассматривание иллюстраций, дидактические игры по математике
Использовались следующие формы организации детей:
групповая – д/и «Разложи правильно», «Сосчитай матрёшек», зрительная, дыхательная и пальчиковая гимнастики;
индивидуальная – д/и «Определи геометрическую фигуру», «Собери бусы лисички»
Были продуманы условия:
1. В зале проветрено, чисто.
2. Продумано размещение детей, расставлено оборудование.
3. Подготовлен соответствующий материал для проведения совместной учебной деятельности.
Структура и содержание занятия соответствует возрастным возможностям детей, состоит из 3-х взаимосвязанных частей: вводной, основной и заключительной.
Характеристика частей занятия:
Вводная часть занятия направлена на мотивацию детей. На данном этапе была предложена проблемная ситуация «Помочь колобку вернуться домой», которая стимулировала детей на дальнейшую деятельность: выполнение заданий учителя, активизации познавательной деятельности, также был вызван интерес у детей к дальнейшей работе.
Основная часть занятия строилась в основном на использовании всех групп методов: наглядный, словесный, практический, которые отображали одну тематику и были тесно взаимосвязаны.
Наглядные: иллюстративный красочный материал, демонстрационный, презентация;
Словесные: составление конструкций – простых предложений, чтение поэтических текстов, педагогическая оценка: обучающая в ходе занятия и воспитывающая в конце занятия;
Практический: выполнение детьми зрительной, дыхательной и пальчиковой гимнастики, участие в дидактических играх.
Использованный комплекс методов позволил повысить результативность – освоение детьми выбранной темы. Данные методы воспитатель старался раскрыть, используя разнообразные приёмы. Из основных приёмов были отобраны следующие: репродуктивный метод – образец правильной речи, вопросы, речевые пояснение к действиям, речь педагога была образцом для детей: речь была четкая, эмоциональная, грамотная, а деятельность была направлена на эффективность запланированных методов и приемов, исследовательский метод – решение проблемно-игровой ситуации – поможем «колобку вернуться домой». Также использовались ЭОР: звуковые и зрительные файлы. Здоровьесберегающие технологии: пальчиковая, зрительная и дыхательная гимнастики.
Заключительный этап, на нём был подведен итог учебной деятельности с помощью ответов детей на заданные вопросы.
Разнообразие оборудования и материалов, использованных на занятии, позволили удерживать внимание и познавательный интерес детей на протяжении всего занятия. В ходе всего занятия создавалась ситуация успеха для каждого ребенка. Совместное общение проходило эмоционально, на протяжении всего занятия соблюдались партнерские отношения (что и трактует ФГОС ДО).
Достижение цели занятия, через реализацию всех поставленных задач, было выполнено.