Разработка урока на тему «Лишайники»
Тема урока "Лишайники"
Мелькина Анастасия Игоревна, учитель биологии
Тип урока: урок “открытия” нового знания.
Цель урока: (для учителя): создание условий для открытия новых знаний о лишайниках, как симбиотических организмах, ознакомление учащихся с особенностями их строения и жизнедеятельности, распространением на земле, многообразием и значением в природе и жизни человека.
Планируемые результаты (для учащихся):
Предметные результаты:
– формирование умения выделять существенные признаки лишайников, как уникальной группы живых организмов
– формирование умения объяснять значение лишайников в жизни человека и природы
Метапредметные и личностные результаты:
Регулятивные УУД:
Формирование умения самостоятельно определять цель учебной деятельности;
Формирование умения адекватно оценивать свои знания и умения.
Познавательные УУД:
Формирование умения анализировать, сравнивать, обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений
Формирование умения владеть смысловым чтением.
Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию.
Коммуникативные УУД: формирование умения слушать и понимать речь других людей, организовывать учебное взаимодействие при работе в группе
Личностные УУД: осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости
Задачи урока:
Обучающие: расширить представление о многообразии живых организмов, формах их взаимоотношений. Выделить главную особенность строения лишайников – симбиоз двух организмов – гриба и водоросли. Познакомить с типами лишайников, их строением, особенностями жизнедеятельности. Характеризовать значение лишайников в природе и жизни человека.
Развивающие: развивать познавательный интерес учащихся, навыки самостоятельной работы с различными источниками информации, сравнивать биологические объекты, устанавливать связи, делать выводы, развивать логическое мышление и речь.
Воспитывающие: формировать умение работать в группе, находить согласованные решения, воспитание культуры поведения на уроке.
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, листы самоконтроля и самооценки учащихся на уроке.
Ход урока
Технологические этапы урока Время(мин) | Деятельность учителя | Деятельность ученика | перечень УУД, формируемых на этапах урока |
1. Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности: 3 мин. | Приветствие учащихся. Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас будет необычный урок, результатом которого станет создание небольшой книги, а вы побываете в роли авторов. Организация ребят для работы в группах. Для того, чтобы работа наше протекала быстро и нам хватило времени на уроке, будем работать группами. Формируем 4 группы На столе у вас лежат Правила работы в группах. Прочитаем их вместе. | Приветствуют учителя. Изучают правила работы в группах | Коммуникативные: оформляют мысли в устной форме Познавательные УУД Преобразуют информацию из одной формы в другую. |
2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения: 3 мин. | А теперь посмотрите на на экран Слайд 1 Что это за организмы? | Высказывают разные предположения (могут ответить-лишайники). | Познавательные УУД. Высказывают предположение на поставленный вопрос. Проявляют познавательную инициативу. |
3. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство) 5 мин.
| Ну а теперь сформулируйте тему сегодняшнего урока. Тема: лишайники. Цель нашего урока Сегодня на уроке мы познакомимся с особенностями строения лишайников, распространением их на земле, многообразием и значением в природе и жизни человека Каждая группа получает своё задание, работает в течение 10 минут, оформляет страничку будущей книжки и представляет всем результаты. Но все остальные должны внимательно слушать выступления, находить информацию в учебнике, т.к. в конце урока будет небольшая проверочная работа.
| Ученики предлагают свои варианты, выбираем одно. Работа в группах. Ответы учащихся.
| Регулятивные УУД. Формирование умения самостоятельно определять цель учебной деятельности. Познавательные УУД. Формируем умение анализировать, строить логически обоснованные рассуждения. Регулятивные УУД. Формирование умение составлять план решения проблемы (выполнение проекта). Коммуникативные УУД. Свободно излагать свои мысли в устной форме, слушать других. |
4. Реализация построения проекта (15 мин).
| Распределите ваши роли в группе. (Кто будет выступать, кто будет оформлять) Откроем учебник на с 102 и начинаем работу, а я веду контроль времени. Учитель, при необходимости, консультирует учащихся, контролирует ход работы. Во время выступления учащихся учитель показывает слайды № 2, (3,4,5,6), 7, 8 . Итак, мы познакомились с новым материалом, заслушали выступающих, собрали странички рукописной книги. Сделаем вывод: такое строение и способ питания не имеет ни один организм. Таким образом, лишайники нельзя отнести ни к одному царству живой природы, т. к. это симбиотические организмы, состоящие из нитей грибницы и клеток водорослей. Физкультпауза Раз — мы встали, распрямились. Два — согнулись, наклонились. Три — руками три хлопка. А четыре — под бока. Пять — руками помахать. Шесть — на место сесть опять. | Учащиеся работают в группах по заданиям, готовят выступающих, оформляют страничку рукописной книги “Лишайники”, используя дополнительный материал Заслушивают выступающих Складывают странички вместе, получая рукописную книгу. | Коммуникативные УУД. 1. формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом). 2. Формирование умения слушать и понимать речь других людей. Познавательные УУД. 1. формирование умения владеть смысловым чтением , выделять главное. 2. Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, задавать вопросы на основе извлеченной из текста информации. 3. Озвучивают результаты работы, сравнивая с изображением на интерактивной доске. Регулятивные:формирование правильной осанки |
5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 5 мин. | Ребята, у вас на столах лежат листы самоконтроля. Работайте над ними самостоятельно в течение 5-ти минут, а затем мы проведем самоконтроль и самооценку. Лист самоконтроля ученика На работу дается 5мин, а затем на экране высвечиваются правильные ответы. Слайд 9, 10,11, 12. | Самостоятельная работа учащихся.
Проводится самоконтроль и самооценка. Учащиеся подсчитывают свои баллы. | Регулятивные УУД. 1. формировать умение адекватно оценивать свои знания и умения. 2. формировать умение определять степень успешности своей работы |
6. Рефлексия учебной деятельности на уроке. 3 мин. | Ребята, мы на сегодняшнем уроке выполнили серьезную работу. Мы изучили новые организмы, создали книжку. А теперь определите, как вы оцениваете свою работу? Выберите по цвету нужное утверждение Слайд 13 и прикрепите на мой большой лист. 2.На уроке мне было не всё понятно 3.На уроке мне было трудно | Ребята работают в листах самооценки | Личностные УУД. Определяют наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока. Отмечают успешные ответы, интересные вопросы. Познавательные УУД. Анализ, построение логической цепи рассуждений. Личностные УУД Адекватное понимание причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности. |
7. Домашнее задание 2 мин. | Учитель подводит итоги урока, комментирует Д/з (Слайд 14) | Учащиеся записывают домашнее задание. | Коммуникативные УУД. Осуществляют взаимный контроль записей домашнего задания в дневнике. |