12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Кокорина Наталья Николаевна18

Урок 2

Историческая основа «Слова о полку Игореве»

Здравствуйте!

О чём мы говорили на прошлом уроке?

Какие жанры древнерусской литературы вы знаете?

Каковы особенности древнерусской литературы?


Сегодня на уроке мы начнём изучать один из самых известных памятников древнерусской литературы.

Прочитайте высказывания и назовите произведение:
Жуковский: «Я преисполнен величайшего благоговения, удивления и благодарности судьбе за то, что из глубины веков донесла до нас это чудо. В пустыне веков, где камня на камне не осталось после войн и пожаров и лютого истребления, стоит этот одинокий, ни на что не похожий собор нашей древней славы».

Белинский: ««Слово о полку Игореве» не уступает по своим художественным качествам лучшим созданиям мирового героического эпоса».

Какое произведение мы будем сегодня изучать?

Сегодня на уроке мы начнём изучать «Слово о полку Игореве».

Сформулируйте тему урока.

Запишите тему урока: Историческая основа «Слова о полку Игореве».

Какие задачи будут стоять перед нами?

Задачи урока:

1.Познакомиться с историей открытия «Слова о полку Игореве».

2.Выяснить, какова историческая основа «Слова о полку Игореве».

3.Узнать, почему князь Игорь пошёл на половцев.


«Слово о полку Игореве» выросло на плодородной почве русской культуры 12 века, глубокими корнями связано с народной культурой, с народным языком, с народным мировоззрением и отвечало народным чаяниям. Вместе с тем в нём достигли расцвета лучшие стороны русской культуры. «Слово» создано в годы, когда процесс феодального дробления Руси достиг своей наибольшей силы. Множество мелких феодальных «полугосударств»-княжеств враждуют между собой, оспаривая друг у друга владения во имя эгоистических княжеских интересов.

Яркий пример единства культуры Руси 12 века – «Слово о полку Игореве», величайший памятник литературы Руси. Оно обращено к будущему, а не к прошлому.


Какова историческая основа «Слова о полку Игореве»? Кто является автором «Слова»?

Посмотрите видео и ответьте на вопросы (вопросы лучше заранее выписать на доску, чтобы ученики их видели):

1.Кто нашёл рукопись «Слова…»? Граф Мусин – Пушкин.

2.Что произошло с оригиналом рукописи? Оригинал рукописи сгорел в пожаре.

3.Почему князь Игорь в 1185 году решил пойти против половцев? Когда в 1184 году половцы напали на русские земли, князь Святослав дал им отпор, но Игорь в этом сражении не смог принять участие. Он очень сожалел об этом. В 1185 году князь Игорь решил сам напасть на половцев, чтобы доказать свою преданность союзу русских князей.

4.Известно ли что-то об авторе «Слова…»? Нет.


Перед тем, как мы начнём читать само произведение, давайте выясним, о каком человеке говорит автор «Слова …» во вступлении.

Посмотрите видео и ответьте на вопрос:

1.Кто такой Боян? Это певец, он жил во времена первых усобиц.

2.Почему автор «Слова…» отказывается вести свой рассказ в роскошной манере Бояна? Автор хотел писать более строго и сдержанно.


Перед чтением вступления «Слова» предлагаю ученикам выяснить значение некоторых устаревших слов.

Словарная работа:

Троянова тропа – заграница.

Внук Велесов - это вещий Боян показан как внук Велеса, бога скота и богатства.

За Сулою кони ржут – вражеские кони ржут за пограничной рекою.

Путивль – город, где жил Олег.


В «Слове» упоминается большое количество исторических личностей. Давайте выясним, кто кому кем приходится. Учитель выдаёт карточки, ученики их заполняют вместе с учителем. Личностей добавляем постепенно.

Исторические личности

Святослав – двоюродный брат Игоря и Всеволода

Князь Святослав, отец Игоря и Всеволода в «Слове о полку Игореве» изображен как мудрый правитель, который всегда на первое место ставит проблемы своих людей. На самом деле князь является их двоюродным братом. А отцом Игорю и Всеволоду он считается по монаршей иерархии.

Всеволод – родной брат Игоря.

Ярославна (Ефросинья Ярославна) – жена князя Игоря, дочь Ярослава Владимировича.

Олег Игоревич– сын Игоря.


Обратимся к тексту памятника древнерусской литературы.

Прочитайте (или послушайте) вступление к «Слову о полку Игореве» и ответьте на вопросы:

1.О чьём походе хочет рассказать автор? О походе князя Игоря.

2.Как автор характеризует манеру повествования Бояна? Боян в своих песнях подробно рассказывал о ратных подвигах князей. Автор восторгается умением Бояна, но сам будет писать более строго и сдержанно.

3.Кого автор хочет прославить? Князя Игоря.

4.Какова цель похода князя Игоря? Целью похода был захват земель половцев.


Далее снова выясняем значение устаревших слов.

Словарная работа:

Буй-тур – отважный, сильный (тур – дикий бык).

Оплот – защита

Поганых – (с латинского) язычники.

Сулит – предвещает

Болван – статуя, идол

Яруги – овраги

Щит червлёный – красный щит

Прочитайте (или послушайте) первую часть до пятого фрагмента и ответьте на вопросы:

1.Кого ждал Игорь? Брата Всеволода.

2.Как природа откликается на поход Игоря? Наступает солнечное затмение. Затмение считалось дурным предзнаменованием.

3.Как ведет себя Игорь во время затмения? Как характеризует его такое поведение? Игорь не обращает внимания на дурной знак, он воодушевляет своих воинов, призывает их к битве с половцами. Он упрямый, самоуверенный и смелый.

4.Какие зловещие предзнаменования, предостережения даёт природа Игорю? Наступило затмение, стало темно, началась гроза, звери с рёвом понеслись по полям.


Выясним значение некоторых устаревших слов.

Словарная работа:

Червленый стяг – красный стяг (боевой знак)

Хорувь - войсковое знамя

Аксамит – бархат

Епанча – плащ

Гзак, Кончак – половецкие ханы.

Стрибог – бог ветров

Яр – тур – могучий, как бык


Прочитайте (или послушайте) первую часть с пятого фрагмента до одиннадцатого фрагмента и ответьте на вопросы:

1.К какой реке движется дружина Игоря? К Дону.

2.Как природа реагирует на появление войска? Все животные предостерегают воинов: птицы летят с жалобным криком, волки завывают, орлы кричат.

3.В какой день недели началась битва? В пятницу.

4.Кто победил в битве? Войско Игоря победило половцев.

5.Что взял себе Игорь в награду? Червлёный (красный) стяг с хорувью (войсковое знамя), чёлку (кисть на древке знамени) и серебряный меч. Князь берёт только оружие и знамёна как знак победы над врагом.

6.Князь не взял себе золота и другого добра. Как это характеризует Игоря? Он бескорыстен, ему не нужно золото, князю нужна победа.

7.Что предвещало бедствие с утра? Кровавые зори.

8.Кто напал на русские войска? Половцы.

9.Были ли русские дружины готовы к этому нападению? Нет, воины думали, что они победили врагов. Половцы застали их врасплох.


В следующем фрагменте будут упомянуты следующие исторические личности:

Олег Святославович – дед Игоря и Всеволода, внук Ярослава Мудрого.

Ольга Глебовна (Глебовна) – жена Всеволода

Всеволод – родной брат Игоря.

Учитель называет личности, ученики записывают их в карточки.


В следующей части вам встретятся устаревшие слова. Давайте выясним их значение.

Словарная работа:

Прыщешь – пускаешь.

Времена Траяна – времена язычества.

Ковал крамолу – ссорился.

Зелен-саван – зелёная трава.

Ворог – враг.

Оратай – пахарь.


Прочитайте (или послушайте) первую часть с одиннадцатого фрагмента до шестнадцатого и ответьте на вопросы:

1.Как ведёт себя князь Всеволод в бою? Князь ведёт себя храбро. Забыв об всём, он яростно сражается с врагом.

2.В чём упрекает автор князя Всеволода? Автор упрекает князя Всеволода в том, что он не ценит свою жизнь. Князь забыл свою жену и престол, его интересуют только войны. Он идёт на неоправданный риск.

3.За что автор осуждает князя Олега? Он настраивал князей против друг друга, разжигал междоусобные войны.

4.Каковы были последствия от войн Олега? Погиб князь Борис, у Святополка умер отец.

5.Как прозвали в народе Олега Святославича? Гориславич.

6.Как жили русские люди при князе Олеге? Жили бедно, часто воевали.

7.Зачем автор вспоминает годы правления Олега? Во времена Олега люди жили плохо, было много битв. Но ни одна из них не сравнится с той, которая произошла между войском Игоря и половцами.


Как относится автор «Слова» к поступку князя Игоря? Автор осуждает поход Игоря на половцев.


Какова была цель князя Игоря? Зачем он поехал в половецкие земли, не заручившись поддержкой Святослава и других князей? Игорь хотел славы и признания. Он понимал, что уважение других князей нужно заслужить. Неслучайно Игорь не берёт себе ничего на поле боя, кроме оружия и знамени, так как знамя - это символ победы над врагом. Игорь хотел победить врага без помощи других князей. Он не думал о том, что может проиграть. Он думал только победе и почестях.

Можно ли назвать решение Игоря эгоистичным? Почему? Да, можно, так как в основе его поступка лежит желание прославить своё имя. Князь не думает о том, что может проиграть, не думает о последствиях поражения.


Вот как писал о князе Игоре Дмитрий Сергеевич Лихачёв:

«Высокое чувство воинской чести, раскаяние в своей прежней политике, преданность новой — общерусской, ненависть к своим бывшим союзникам — свидетелям его позора, муки страдающего самолюбия — все это двигало им в походе» (Д.С.Лихачев).

Согласны вы с утверждением Лихачёва или нет? Объясните свою позицию.


Возвращаемся к задачам урока. Всё ли получилось? Да.

Рефлексия

Ответьте на вопросы:

1.Как вы оцениваете поступок князя Игоря?

2.Что вы узнали сегодня на уроке?

3.Что показалось вам наиболее интересным?


Домашнее задание: подготовить краткую историческую справку

1 вариант - о князе Игоре Святославиче

2 вариант – о Святославе Киевском


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.