Литературная гостиная посвященная 110-ю со дня рождения С.В. Михалкова «Все начинается с детства»

0
1
Материал опубликован 29 January

Литературная гостиная посвященная 110-ю со дня рождения С.В. Михалкова

«Все начинается с детства»

Цель: Познакомить учащихся с биографией и творчеством писателя, вспомнить его произведения и в игровой форме закрепить полученные знания.

Задачи:

формировать заинтересованность обучающихся к творчеству писателя;

развивать творческие способности в инсценировках, воображение детей;

обогащать словарный запас обучающихся, корректировать их речь;

воспитывать интерес к читательской деятельности;

воспитывать положительные качества: дружелюбие, товарищество сотрудничество.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, экран, презентация, портрет С.В. Михалкова, выставка книг С.В. Михалкова, выставка иллюстраций к произведениям писателя, выставка рисунков обучающихся.

Место проведения: школьная библиотека.


Ход мероприятия

I Вступительное слово

Учитель: Сегодня мы собрались в нашей библиотеке, чтобы вспомнить произведения любимого писателя Сергея Владимировича Михалкова.

Исполняется ГИМН

А как вы думаете, почему мы начинаем наше мероприятие с Гимна России?

Дело в том, что автором стихотворения является Сергей Владимирович.

Ребята, 13 марта исполнилось 110 лет со дня рождения замечательного детского поэта С.В. Михалкова.

В своих стихах поэт С. Михалков интересно и весело рассказывает о важных и серьезных вещах, говорит, как равный с детьми, принимая все обиды и радости.

Мы удивляемся и радуемся это понятно – подрастая, мы узнаём огромный, неожиданный мир. Помогает нам в этом прекрасный поэт Сергей Владимирович Михалков.

Стих у него то задушевный, то озорной, неотразимо певуч и лиричен, и в этом его главная сила).

Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в поэтический мир С. Михалкова и сделаем очень важные открытия: поэзия Михалкова - это не только стихи для детей, оказывается, его перу принадлежат и очень серьезные произведения. Какие? Сегодня мы об этом узнаем.

Начнем мы наше путешествие со знакомства с биографией поэта.

II. Знакомство с биографией поэта

Ребята, давайте вспомним о жизни и творчестве известного детского писателя – Сергея Владимировича Михалкова. (Слайд 1)

С.В. Михалков родился 28 февраля (13 марта) 1913 года в Москве. (Слайд 2)

Он принадлежит к старинному дворянскому роду Михалковых, усадьба которых частично сохранилась в городе Рыбинске. (Слайд 3)

По отцовской линии Сергей Михайлович внук помещика Московской, Костромской, Ярославской губерний, по материнской – предводителя дворянства. Прямой потомок князей Голицыных, Ухтомских и других известных дворянских родов.

Способности к поэзии у Сергея проявились уже в девять лет. Его отец послал несколько стихотворений сына одному из известных поэтов того времени, который положительно отозвался о них. В 1927 году семья переехала в город Пятигорск Ставропольского края. В эти годы Сергей начал печататься. В 1928 году в журнале “На подъёме” (Ростов – на Дону) было опубликовано его первое стихотворение “Дорога”. После окончания школы Сергей Михалков возвратился в Москву и работал на ткацкой фабрике, в геологоразведочной экспедиции. В это же время в 1933 году он стал внештатным сотрудником отдела писем газеты “Известия”. Публиковался в журналах “Огонёк”, “Пионер”, “Прожектор”, в газетах “Комсомольская правда”, “Известия”, “Правда”. Вышел первый сборник его стихов. (Слайд 4)

В 1935 году вышло первое известное произведение, ставшее классикой советской детской литературы, - “Дядя Стёпа”. (Слайд 5)

В 1935 – 1937 годах учился в Литературном институте. Были опубликованы сборники его стихов и басни. (Слайд 6)

Сергей Михалков писал и прозаические сказки. Наиболее известная “Три поросёнка” - переложение английской сказки, ставшая одной из любимых детей младшего возраста. (Слайд 7)

Во время Великой Отечественной войны Михалков – корреспондент газет “Во славу Родины”, “Сталинский сокол”. Вместе с войсками отступал до Сталинграда, был контужен. Награждён боевыми орденами и медалями. Работает над сценариями к фильмам и мультфильмам. (Слайд 8)

После войны Михалков продолжает литературную деятельность, работает в разных жанрах детской литературы, создаёт пьесы для детских театров “Весёлое сновидение или Смех и слёзы” (1945), “Я хочу домой” (1948), сценарии для мультфильмов. (Слайд 9) 

В 1943 году правительство СССР принимает решение о смене старого гимна “ Интернационал”. Основой музыки послужил “Гимн партии большевиков” А.В. Александрова. К созданию текста нового гимна были привлечены многие известные поэты. По итогам конкурса лучшим был признан текст журналиста и поэта Габриэля Эль-Регистана (Габриэль Аршалуйсович Уреклянц), созданный в соавторстве с Сергеем Михалковым. (Слайд 10)

Первое исполнение Государственного гимна СССР по Всесоюзному радио состоялось в новогоднюю ночь 1 января 1944 года. (Слайд 11)

В 2000 году началась работа по принятию нового Гимна Российской Федерации. 20 декабря 2000 года новый гимн на старую мелодию Александрова стал государственным символом Российской Федерации. (Слайд 12)

Сергей Владимирович сообщил в интервью, что искренне хотел сочинить “гимн православной страны”, он человек верующий и “всегда был верующим”. “То, что я сейчас написал, - это близко моему сердцу”, - заявил Михалков. (Слайд 13)

13 марта 2008 года, в день 95 – летия писателя, Владимир Путин подписал указ о награждении Михалкова орденом Святого апостола Андрея Первозванного – с формулировкой за выдающийся вклад в развитие отечественной литературы, многолетнюю творческую и общественную деятельность. (Слайд 14)

У Сергея Владимировича была большая и дружная семья. Среди его потомков есть известные актёры. (Слайд 15)

Сыновья Сергея Михалкова являются великими кинорежиссёрами. (Слайд 16) Российский фонд культуры в 2010 году учредил памятную Золотую медаль Сергея Михалкова. (Слайд 17)

На золотой медали, созданной Георгием Франгуляном, изображён профиль писателя. Медаль вручается деятелям искусства “за гуманистический вклад в воспитание молодого поколения”. Первое награждение состоялось в 2010 году, второе – в 2013, церемония была приурочена к столетию со дня рождения Сергея Михалкова. В дальнейшем медаль предполагается вручать каждые два года.

Двадцать восьмого мая 2014 года, в центре Москвы был открыт памятник любимому детскому писателю.

III. Стихотворения Сергея Михалкова для детей

Вы все читали произведения С. Михалкова. И подготовили выразительное чтение одного из стихотворений. Сейчас вы продемонстрируете свое мастерство в выразительном чтении.

Гости

Яна «Щенок»

Денис «Будь человеком»

Вика «Сашина каша»

Настя «Трезор»

Иван «Почетный пассажир»

IV. Инсценированные произведений С.В. Михалкова

Ребята подготовили сценки по басням и сказкам Михалкова и сейчас проявят свой талант и мастерство.

Басня «Услужливый заяц»

Ведущая: 

- Устал Лось бродить по лесу и захотел отдохнуть. Прилёг он на полянке и попросил Зайца:

Ученик 1 (Лось):

- Сделай одолжение — разбуди меня через пол часика!

Ведущая:

Засуетился Заяц: ведь сам Лось попросил его об одолжении…

Ученик 2 (Заяц):

— Спи-спи! Обязательно разбужу!

Ведущая: 

- Лось потянулся и закрыл глаза.

Ученик 2 (Заяц):

— Может, тебе сена подстелить? (Заяц пытается подоткнуть под бок Лосю «сено»)

Ведущая:

Притащил клок сена и давай его Лосю под бок пихать.

Ученик 1 (Лось):

- Спасибо, не надо!

Ученик 2 (Заяц):

- Как — не надо? На сене-то, поди, мягче будет!

Ученик 1 (Лось):

- Да не надо, спасибо!

Ученик 2 (Заяц):

- Может, тебе перед сном напиться принести? Тут ручей неподалёку. Я мигом сбегаю!

Ученик 1 (Лось):

- Да нет, не надо… я спать хочу… (потягивается, зевает)

Ученик 2 (Заяц):

— Спи-спи! Хочешь, я тебе сказку на ухо расскажу? Скорей уснёшь!

Ученик 1 (Лось):

— Да нет же… спасибо… я и так засну…

Ученик 2 (Заяц):

— А может, тебе рога мешают?!

Ведущая:

Вскочил Лось на ноги и, зевая, поплёлся прочь. (Лось быстро уходит)

Ученик 2 (Заяц):

— Куда же ты? Ведь ещё и двадцати минут не прошло! (Удивленно кричит вслед Лосю)

Поклон, артисты уходят.


Как старик корову продавал.

Действующие лица.

Бабушка рассказчица, хозяин коровы, паренёк, продавцы 3, покупатели 2, 2 – е семейные пары, корова.

Открывается занавеси появляется Бабушка рассказчица.

Тары – бары – растобары

Расторгуем все товары!

Шёлк, порча, кому что надо

Ну а мне пятак в награду!

На платочки посмотрите,

Обязательно купите

Лучше этих не найдёте

Хоть пол мира обойдёте!

  Покупатели ходят вдоль столов, рассматривают товары, прицениваются. Возле забора стоит хозяин с коровой.

Бабушка рассказчица.

На рынке корову старик продавал,
Никто за корову цены не давал.
Хоть многим была коровёнка нужна,
Но, видно, не нравилась людям она.

1 Семейная пара (муж)

Хозяин, продашь нам корову свою?

Хозяин коровы.

 Продам. Я с утра с ней на рынке стою!

1 Семейная пара (муж)

 Не много ли просишь, старик, за неё?

Хозяин коровы.

Да где наживаться! Вернуть бы своё!

1.Семейная пара (жена).

 Уж больно твоя коровёнка худа!

Хозяин коровы.

Болеет, проклятая. Прямо беда!

1.Семейная пара (жена).

 А много ль корова даёт молока?

Хозяин коровы.

Да мы молока не видали пока… (Муж с женой уходят недовольные).

Бабушка рассказчица.

Весь день на базаре старик торговал,
Никто за корову цены не давал.

Один паренёк пожалел старика. (Выход паренёк, играя на балалайке).
Паренёк.

 Папаша, рука у тебя нелегка!
Я возле коровы твоей постою,
Авось продадим мы скотину твою.

Бабушка рассказчица.

Идёт покупатель с тугим кошельком,
И вот уж торгуется он с пареньком;

2 Семейная пара (муж с полным кошельком денег).

Корову продашь?

Паренёк.
Покупай, коль богат.
Корова, гляди, не корова, а клад!

2 Семейная пара (жена)

 Да так ли! Уж выглядит больно худой!

Паренёк.
 Не очень жирна, но хороший удой.

2 Семейная пара (жена)

 А много ль корова даёт молока?

Паренёк.
 Не выдоишь за день — устанет рука.

Бабушка рассказчица.

Старик посмотрел на корову свою.

Хозяин коровы.

Зачем я, Бурёнка, тебя продаю?
Корову свою не продам никому —
Такая скотина нужна самому!

V. Викторина «А что у вас? »

- В каком стихотворении ребята затеяли спор о профессиях мам?

(«А что у вас?»)

- Какая фамилия была у Дяди Стёпы? (Степанов)

- Какая температура была у героя одного из стихотворений? (36,5)

Игра «Доскажи словечко»

В доме восемь дробь один
У заставы Ильича
Жил высокий гражданин
По прозванью.................. (каланча)

Мы едем, едем, едем
В далекие края,
Хорошие соседи, счастливые …………. (друзья)

Кто, набив пирожным рот,  

Говорит: А где………… (компот)

Кто на лавочке сидел,

Кто на улицу глядел,

Толя пел, Борис молчал,

Николай ногой ……….. (качал)

Мать сказала:
– Дверь закрой!
К нам летит пчелиный…… (рой)

- Из какого стихотворения эти строки?

Мы приехали на речку

Воскресенье провести

А свободного местечка

Возле речки не найти.

Это кто накрыт в кровати

Одеялами на вате?

Кто лежит на трех подушках

Перед столиком с едой

И, одевшись еле-еле,

Не убрав своей постели

Осторожно моет руки

Кипяченою водой? («Про Мимозу»)

Сто машин стоят, гудят –

С места тронуться хотят.

Три, четыре, пять минут

Им проезда не дают. («Дядя Степа – милиционер»)

Говорят –

Что ни пожелается –

Все всегда произойдет,

Все всегда сбывается.

Когда это бывает? (Под Новый год)

Я сегодня сбилась с ног,

У меня пропал …

- Кто пропал у девочки? (щенок)

У меня печальный вид…

Что болит у героя стихотворения? (голова)

VI. Подведение итогов

Наше мероприятие завершается, но не заканчивается дружба с Сергеем Владимировичем Михалковым и с его книгами, которые согреты его добром, юмором.




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Татьяна Васильевна, в вашем материале есть ссылки на слайды, а слайдов нет.

29 January