Литературная игра по сказкам В.А.Жуковского
Цель: привлечь внимание к творчеству русского поэта В.А. Жуковского.
Задачи:
- систематизировать и обобщить знания учащихся по творчеству В.А.Жуковского, повысить их интеллектуальный и культурный уровень;
- развивать творческие и коммуникативные способности учащихся; прививать любовь к русской словесности.
- воспитывать ответственное отношение к работе в группах, умение слушать одноклассников, уважать их мнение.
Тип мероприятия: интеллектуально-познавательная игра.
Формы работы: фронтальный опрос, групповая работа.
Использованные технологии: игровая, групповая, ИКТ.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Наглядно-демонстрационный материал: портрет В.А.Жуковского, выставка рисунков к сказкам В.А.Жуковского, презентация, интерактивная игра «Три пояса», видеофрагменты, созданные по программе Sparkol VideoScribe, карточки с заданиями.
Планируемый результат:
- обобщение знаний учащихся по творчеству В.А.Жуковского;
- повышение интереса к изучаемому предмету;
- развитие речи, памяти, читательского кругозора учащихся.
Подготовительный этап: Участвуют две команды от класса. В каждой команде по 5 человек. Участники дома читают сказки В.А.Жуковского. Ведущие: учитель и ученица в роли Марьи-царевны.
Ход игры:
Учитель: Всем здравствуйте. Сегодняшняя литературная игра посвящена сказкам В.А.Жуковского.
В игре принимают участие… (представление участников).
Капитаны команд (представление капитанов)
Ответы игроков оценивает жюри… (представление жюри)
Правила игры: Игра состоит из 3-х туров. Каждый тур посвящается какой-нибудь сказке В.А.Жуковского, которую вначале вы должны отгадать, просмотрев видеофрагмент. Сказки Василия Андреевича вы все должны были заранее прочитать, поэтому очень надеюсь, что к сегодняшней игре все участники готовы. А победителем становится та команда, которая наберет наибольшее количество баллов.
Итак, начинаем первый тур. Всем желаю интересной игры.
3 тур, интерактивная игра
PPTX / 460.11 Кб
Вопросы к 1 туру игры
PPT / 3.8 Мб
Первый тур
Задание: Узнайте сказку по отрывку (включается видео, созданное по программе Sparkol VideoScribe)
В лес въезжает витязь мой:
Всё свежо, красно пред ним;
По цветочкам молодым
Пляшут, блещут мотыльки;
Светлой змейкой ручейки
Вьются, пенятся, журчат;
Птицы прыгают, шумят
В густоте ветвей живых;
Лес душист, прохладен, тих,
И ничто не страшно в нём.
Едет гладким он путём
Час, другой; вот наконец
Перед ним стоит дворец…
Учитель: Правильно, этот отрывок из сказки В.А.Жуковского «Спящая царевна». Ребята, а вы хорошо знаете содержание этой сказки? (Ответы учащихся). Сейчас мы это проверим. Вы должны ответить на 10 вопросов, за каждый правильный ответ вы получите по одному баллу. Оценивать ответы будет жюри.
(Включается презентация)
Как звали царя в сказке «Спящая царевна»?
Матвей 3) Елисей
Берендей 4) Евсей
Кто предсказал царице, что у нее родится дочь?
рыбка 3) черепаха
рак 4) жук
Сколько чародеек царь Матвей позвал на пир?
10 3) 12
11 4) 13
Почему он не позвал двенадцатую чародейку?
12 чародейка была хромоногой, старой, злой
12-ое золотое блюдо у царя было украдено
12 чародейка уехала в гости к другому царю
Что запретил сеять в своем государстве царь Матвей?
коноплю 3) рожь
пшеницу 4) лён
Почему заснула царевна?
съела отравленное яблоко 3) укололась веретеном
выпила снотворное 4) заболела
Сколько лет проспала царевна?
100 3) 300
200 4) 400
Кто разбудил спящую царевну?
царский сын 3) генеральский сын
королевский сын 4) крестьянский сын
Какой прием выразительности использовал В.А.Жуковский в отрывке: «По цветочкам молодым пляшут, блещут мотыльки»?
сравнение 3) олицетворение
гипербола 4) фразеологизм
Какая сказка А.С.Пушкина по сюжету похожа на сказку «Спящая царевна»?
«Сказка о царе Салтане…»
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
«Сказка о рыбаке и рыбке»
Второй тур
Задание: Узнайте сказку по отрывку (включается видео, созданное по программе Sparkol VideoScribe)
Уточки плавают, плещутся в струйках, играют, ныряют.
Вот наконец, поиграв, поныряв, поплескавшись, подплыли
К берегу; двадцать девять из них, побежав с перевалкой
К белым сорочкам, оземь ударились, все обратились
В красных девиц, нарядились, порхнули и разом исчезли.
Только тридцатая уточка, на берег выйти не смея,
Взад и вперед одна-одинешенька с жалобным криком
Около берега бьется; с робостью вытянув шейку,
Смотрит туда и сюда, то вспорхнет, то снова присядет…
Учитель: Кто она – тридцатая уточка? (Дочь Кощея Бессмертного – Марья – царевна)
(Входит ученица в костюме Марьи – царевны)
Учитель: Ребята, вы узнали, кто это? (Ответы учащихся). Да, наша гостья – Марья-царевна. Второй тур нашей литературной игры проведет она.
Марья-царевна: Здравствуйте, ребята. Я приготовила вам несколько заданий. Команды будут отвечать по очереди. За каждый правильный ответ вы получите 1 балл. Если ответите неверно, то балл может заработать другая команда.
Вопросы:
Ответьте, ребята, сколько у меня сестер? (29)
Какое первое задание дал мой отец, Кощей Бессмертный, Ивану-царевичу? (Иван-царевич должен был за одну ночь построить дворец)
Второе испытание Ивана-царевича: он должен был узнать меня среди моих сестер. Сделать это было непросто: все мы с сестрами «на одно лицо». Как же Иван-царевич узнал меня? (У Марьи-царевны на правой щеке сидела мошка)
В какое насекомое превращалась я несколько раз, чтоб помочь Ивану-царевичу? (В пчелку)
Назовите третье испытание Ивана-царевича? Что он должен был сделать? (Сшить сапоги с оторочкой, пока горит соломинка)
Справился ли Иван-царевич с этим испытанием? (Нет, шить сапоги он не умел, поэтому сбежал от Кощея Бессмертного вместе с Марьей-царевной)
- На мои вопросы вы ответили, но у меня есть еще одно сложное задание. Справитесь – получите 5 баллов, а не справитесь – мой отец сказал бы: «Голова с плеч», но я не такая жестокая, поэтому скажу: «Если не справитесь, просто не получите свои заветные баллы». А задание такое: вы должны повторить за мной все мои движения (включается русская народная музыка)
- Молодцы, девчонки и мальчишки, танцуете вы отлично. Мне с вами было интересно, но мне пора возвращаться в сказочное государство. До свидания!
Учитель: До свидания, Марья-царевна. Спасибо большое. Второй тур еще не закончен. Мы с вами еще поиграем. Игра называется «Кто сказал?»
Игра «Кто сказал?»
Задание: Назовите, кто из героев сказки, при каких обстоятельствах говорит эти слова:
«Не трудися, царь, понапрасну; я тебя не пущу. Если же хочешь на волю, дай мне то, что есть у тебя и чего ты не знаешь».
Ответ: Кощей Бессмертный, когда схватил царя Берендея за бороду.
«Не плачь, не кручинься родитель, беда не велика. Дай мне коня, я поеду; а ты меня не дожидайся; тайну держи про себя, чтоб о ней здесь никто не проведал, даже сама государыня-матушка…».
Ответ: Иван-Царевич, перед тем, как отправиться в Кощеево царство.
«Поневоле будешь задумчив. Отец твой затеял новую шутку: шей я ему сапоги с оторочкой; Разве какой я сапожник? Я царский сын; я не хуже родом его. Кощей он бессмертный! Видали мы много этих бессмертных».
Ответ: Иван-Царевич говорит Марье- царевне, получив третье задание от его отца
«Заехать нетрудно, да трудно выехать будет. Ну так и быть ступай, а я здесь останусь белым камнем лежать у дороги…»
Ответ: Марья-царевна, когда Иван-царевич решает заехать в город прекрасный.
«Иван твой царевич женится нынче. Уж свадебный пир приготовлен, и гости
съехались все»
Ответ: Старик, который выкопал лазоревый цветок у дороги и посадил в своей избушке.
«Голубь, мой голубь, постой, не беги; обо мне ты забудешь
так, как Иван-царевич забыл о Марье-царевне!»
Ответ: Голубка, вылетевшая из свадебного пирога, который испекла Марья – царевна.
Третий тур
Задание: Узнайте сказку по отрывку (включается видео, созданное по программе Sparkol Video Scribe)
В царствование великого князя Владимира, неподалеку от Киева, на берегу быстрого Днепра, в уединенной хижине жили три молодые девушки, сиротки, очень дружные между собою; одна называлась Пересветою, другая — Мирославою, а третья — Людмилою. Пересвета и Мирослава были прекрасны, как майский день; соседи называли их алыми розами, отчего они сделались несколько самолюбивы. Людмила была не красавица, никто ее не хвалил, и подруги ее, которых она любила всем сердцем, твердили ей каждый божий день: «Людмила, бедная Людмила, ты никогда не выйдешь замуж. Кто тебя полюбит, ты не красавица и не богата».
Учитель: Правильно, это отрывок из сказки «Три пояса». В третьем туре я проведу интерактивную игру, которая так и называется «Три пояса».
Правила игры: Ребята, перед вами три пояса разных цветов: красный, зеленый и белый. Каждый из участников по очереди выбирает цвет пояса, отвечает на вопросы и зарабатывает баллы для своей команды. Количество баллов зависит от сложности вопроса. На красном легкие вопросы (1 балл), на зеленом – вопросы средней сложности (2 балла), на белом – сложные вопросы (3 балла). Первым начинает отвечать команда, набравшая наименьшее количество баллов по итогам двух туров.
В третьем туре побеждает та команда, которая по итогам игры набирает большее количество баллов. Итак, начинаем!
Красный пояс |
1 |
2 |
3 |
4 |
Зеленый пояс |
1 |
2 |
3 |
4 |
Белый пояс |
1 |
2 |
3 |
4 |
КРАСНЫЙ
1.Назовите имена трех девушек, героев сказки «Три пояса» (Пересвета, Мирослава, Людмила)
2. Какие положительные качества были характерны для Людмилы? (Доброта, скромность, честность, умение любить…)
3. Как звали молодого князя, решившего выбрать себе невесту? (Святослав)
4. Пояс какого цвета достался Людмиле? (Белого)
ЗЕЛЕНЫЙ
Что сделали девушки, чтобы укрыть старушку от палящего солнца? (Наломали березовых веток, сплели шалаш и прикрыли им старушку)
«То, что мне дают, приятнее для меня того, в чем мне отказывают». Кто и когда сказал эти слова? (Людмила, когда получила пояс от старушки)
В царствование какого великого князя происходят события, описанные в сказке? (Великого князя Владимира)
Какое испытание придумал для невест князь Владимир? (Сыграть на гуслях, спеть песенку, исполнить танец)
БЕЛЫЙ
Объясните смысл высказывания: «Смеяться над старыми — значит, прежде времени смеяться над собою». (Все со временем состарятся и будут иметь те же недостатки, над чем смеялись Мирослава и Пересвета)
Сформулируйте главную мысль сказки «Три пояса»? Чему она учит? (Нужно ценить не внешнюю красоту человека, а его душу: доброту, скромность, честность, трудолюбие)
О каком цветке пела Людмила во время испытания? В чем смысл песни? (Пела о гордой розе, которая погибла от солнца. Смысл песни: девушке, как и розе, нужно скромно цвести)
Почему жемчужные пояса подруг Людмилы в конце сказки превратились в змей и чуть не задушили их? (Ядовитые змеи – это их самолюбие и зависть. Они позавидовали счастью Людмилы)
Награждение победителей. Игроки, набравшие наибольшее количество баллов, становятся победителями и получают грамоты. Жюри подводит итоги
Учитель: Прекрасные сказки подарил нам В.А.Жуковский и вдохновил нас на такую плодотворную работу. Спасибо всем за участие в интеллектуальной игре.
Горбачёва Марина Юрьевна
Волкова Светлана Ивановна
Легоцкая Вера Сергеевна
Волкова Светлана Ивановна