Анализ стихотворения В.А. Жуковского «Море» (Литература, 9 класс)

17
8
Материал опубликован 22 June 2019 в группе

Пояснительная записка к презентации

                                                         Пояснительная записка 

Презентация к уроку по теме "Идеал и действительность в сознании поэта - романтика.

Анализ стихотворения “Море”

 

Цели урока:

Образовательные:

-углубить понятие о романтизме;

-совершенствовать умения проникать в художественный мир поэта;

-обучить анализу лирического произведения;

-закрепить понятие литературоведческих терминов: романтизм, элегия;

Развивающие:

-способствовать развитию навыков логического мышления;

-развивать навыки текстуального анализа;

-развивать творческое мышление, воображение.

Воспитательные:

-воспитывать у учащихся эмоциональное отношение к поэтическому тексту.

-формировать интерес к русской литературе и живописи.


Море Жуковского
PPTX / 3.2 Мб

Предварительный просмотр презентации

Анализ стихотворения В.А.Жуковского «Море»

История создания Было написано в 1822 г, когда В. Жуковский уже сформировался как поэт и был известен в литературных кругах.

История создания История создания стихотворения связана и с личными переживаниями автора. На момент появления морского литературного пейзажа он был влюблен в Марию Протасову, но создать семью с ней не мог. Мать Марии приходилась поэту двоюродной сестрой.

Тема стихотворения В произведении автор развивает тему красоты и могущества морской стихии. Главные герои строк – лирический герой и море. Чтобы показать все грани стихии, В. Жуковский в одном произведении создает статичный и динамичный пейзажи.

Тема стихотворения Под образом лирического героя скрывается зрелый мужчина, который умеет понимать природу, а с морскими просторами разговаривает, как со старым другом. Пребывание наедине с морем приносит ему наслаждение: «стою очарован над бездной твоей».

Тема стихотворения В произведении автор развивает тему красоты и могущества морской стихии. Главные герои строк – лирический герой и море. Чтобы показать все грани стихии, В. Жуковский в одном произведении создает статичный и динамичный пейзажи.

Тема стихотворения Союз моря и неба разрушается черными тучами. Они пытаются отнять высь, но море бурлит волнами и разрывает мглу. Вскоре оно одерживает победу, но еще долго тревожится, разгоряченное сражением. Для воспроизведения бушующего моря автор нанизывает глаголы. Они придают пейзажу динамизма.

Тема стихотворения В первой части стихотворения море безмолвствует. Глаз лирического героя радует морская лазурь, он уверен, что море живое, а еще он знает: водные просторы таят в себе тревожную думу. Лирический герой просит море открыть его тайны, спрятанные, глубоко в лоне. Он догадывается, что морская стихия тянется к небу. Она сливается со «светозарной лазурью» неба, наполняется его светом.

Тема стихотворения В последних стихах лирический герой рассказывает, как море неподвижно любуется небом, а внутри беспокоится за него. Видимо, эта «черта характера» моря и нравится герою.

Композиция стихотворения Произведение условно делится на смысловые части: описание спокойного моря и пейзаж, воспроизводящий бушующие морские просторы. Формально стихотворение не делится на строфы.

Жанр Сам В. Жуковский определил стихотворение как элегию. Действительно, оно написано в этом жанре, ведь произведение созерцательного характера, а в его строках проявляются грустные нотки.

Размер стихотворения Трехстопный амфибрахий, строки не рифмуются. Их созвучие основано на ритме.

Средства выразительности Главную роль в тексте играют метафоры: «ты живо; ты дышишь смятенной любовью, тревожною думой наполнено ты», «что движет твое необъятное лоно», «ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь», «ты, небом любуясь, дрожишь за него».

Средства выразительности Эпитеты придают морским картинам выразительности: «безмолвное море, лазурное море», «земная неволя», «далекое, светлое небо», «таинственная, сладостная» жизнь,  «светозарная лазурь», «темные тучи».

Средства выразительности Звучание моря автор воспроизвел при помощи аллитерации. В некоторых строфах он использовал слова с согласными «ж», «ш»: «ты живо; ты дышишь», «ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь, ты рвешь и терзаешь».

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

Спасибо за работу!

22 June 2019

Спасибо за Ваше внимание, Марина Юрьевна!

22 June 2019

Спасибо за спасибо!

22 June 2019

Спасибо за спасибо!

22 June 2019

Спасибо за полезную публикацию!

22 June 2019

Спасибо за отзыв, Оксана Павловна!

22 June 2019