Литературная викторина с элементами ТРИЗ «Казахские народные сказки» (5–6 лет)

6
0
Материал опубликован 14 May 2017 в группе

ЛИТЕРАТУРНАЯ ВИКТОРИНА НА ТЕМЫ

КАЗАХСКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК

(ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ, С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ

ЭЛЕМЕНТОВ СИСТЕМЫ ТРИЗ, C ДЕТЬМИ

 С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 5 – 6 ЛЕТ).

 

Оберемова А.В., ГУ СОШ № 46,

учитель-логопед,  г. Караганда

 

Задачи: Развивать интерес к истории и культуре родного края (через закрепление знаний о казахских народных сказках).

Закреплять навыки грамматически правильного составления предложений.

Закреплять умение соотносить на слух и правильно согласовывать в речи существительные мужского и женского рода с числительными один, одна, два, две, пять.

Продолжать формировать навык выделения звука С в словах.

Активизировать словарь детей.

Продолжать учить детей рисовать по мотивам казахских народных сказок, легенд, отображая быт, жизнь казахского народа, используя свечу.

Воспитывать патриотические и интернациональные  чувства на основе приобщения  детей к казахскому народному творчеству.

Материал: иллюстрации к казахским народным сказкам «Лиса и коза», «Кошка и мышка», схемы, фишки, часы, выставка с изделиями, украшенными казахским орнаментом, свечи, краски, альбомные листы, казахская народная музыка, призы.

Ход викторины:

I.                   Орг.момент. (Дети разделены на две группы приветствуют друг друга и гостей  викторины).

Игра «Мы тоже можем так».

Зимой и летом круглый год

Журчит в степи родник

Там в юрте старенькой живет

Алдар - Косе шутник.

Сейчас он смотрит, который час

Тик-так, тик-так, тик-так!

Налево – раз, направо – раз!

Мы тоже можем так!

Алдар в степи трубит в рожок

Пугается рысак!

Сейчас он сделает прыжок

Мы тоже можем так!

Идет лиса, шумит  в кустах.

Спускается в овраг.

На двух ногах, на двух ногах

Мы тоже можем так.

Алдар Косе принес хомут.

И Ласточку запряг

И вожжи взял, и новый кнут,

Мы тоже можем так!

Теперь пора и отдохнуть.

Устали как-никак.

За дело взяться нам пора

Мы тоже можем так.

II.  Основная часть.

- Мы начинаем литературную  викторину «Счастливый случай».

Сказки сказывать пора

Сказки любит детвора,

Фазаны бывают красными,

А сказки длинными, да разными.

- Вы любите сказки? (да).

- Сказки учат добру и ласке? (да).

- Вам нравятся герои злые? (нет)

- А нравятся совсем смешные? (да)

- Вы сказки смотрите в кино? (да)

- А вам читали их давно? (нет)

- Вы сами сказки сочиняли? (да)

- А к ним картинки рисовали? (да)

- А кто из вас больше назовет сказок, которые пишет казахский народ?

 А ну-ка поспешите, все сказки назовите.

1 ГЕЙМ. «Кто больше назовет казахских народных сказок».

(За правильные ответы даются фишки).

2 ГЕЙМ.

- Я раздам обеим командам картинки, а вы должны будете правильно назвать казахскую народную сказку и коротко описать сюжет сказки.

«Лиса и коза».

«Мышка и кошка».

3 ГЕЙМ. «Заморочки из бочки».

Герой, какой сказки зашифрован в вашей схеме. Выбирайте по порядку только буквы, составьте слово и прочитайте имя героя ( 1 команда – АЛДАР, 2 команда - ТОСТИК).

- Как переводится имя -  Алдар Косе? (безбородый обманщик)

- Как переводится имя Ер Тостик? (лошадиная грудинка).

4 ГЕЙМ. «Ты мне я тебе».

Дети друг другу задают вопросы:

- Отгадайте, из какой сказки эти слова:

«-Ах, вот как! – догадалась мышка. – Я все поняла. Ты уходила три раза без меня. Первый раз сказала, что котенка назвали Верхушечкой, второй раз – Середышком. А третьего – Поскребышком! Обманула меня, да?»  («Мышка и кошка»).

«Лучше сделаем так. Я уступаю тебе место, Ты поезжай верхом до того дерева и там оставь коня, а сам иди один дальше пешком. Я пойду, сяду на лошадь и снова нагоню тебя. Будем ехать на одном коне по очереди». («Добрый и Злой»).

«…Он спросил перед поездкой снох, кому что купить? Старшая попросила купить сундук с зеркальными стенками внутри, средняя – ковер с красивым узором, а младшая сказала: - Мне ничего не надо. Об одном прошу – возьми эту сумку и, не рассматривай, что в ней находится, привези обратно». («Мудрая девушка»).

«…Далек путь или близок, узнает тот, кто проедет. Горькую еду от сладкой отличит тот, кто поест». («Алдар Косе и чудесная шуба»).

«- Я бы подошла к тебе, да боюсь: много следов идет в твою пещеру, но что-то незаметно ни одного, идущего обратно! – ответила лиса и побежала прочь». («Лев и лиса»).

5 ГЕЙМ. «Дальше – Дальше».

1.Послушайте отрывок из сказки «Ер Тостик». В этом отрывке есть много слов со звуком [С], какая же  из команд запомнит больше и назовет слова  с этим звуком. «Догадалась старуха, кто её перехитрил. Захрипела она страшным голосом. Зашипела по-змеиному. Засверкала  глазами. Кинулась догонять Ер Тостика. Быстрей стрелы летит Шалкуйрык. Но и Баба-Яга не отстает. Гонится за ним по пятам. Такая тут началась скачка, как тучи песка. Зацепил Шалкуйрык на полном скаку копытом черный камень величиной с юрту. Пополам треснула земля под лошадью. И провалился под землю Ер-Тостик, вместе с конем. Долго летели они вниз, наконец, остановились».

2. Игра на словоизменение:

Ведущий: Одна юрта, 1 команда – две юрты, 2 команда – пять юрт, и т.д.

3. Игра  «Ушты – ушты».

6 ГЕЙМ. «Темная лошадка».

-Сегодня к нам пришла желанная гостья – Апа. Встречаем аплодисментами.

Гостья предлагает посетить выставку национальных казахских изделий, рассмотреть казахский орнамент и порисовать свечой, оформить картины из казахских народных сказок. (Под казахские народные мелодии дети рисуют).

III. Итог.

- А сейчас мы подведем итог нашей викторины, посчитаем фишки. Выигравшей команде гостья вручает приз, а проигравшей поощрительный приз.

Всех участников игры и гостей приглашаем на чаепитие с бурсаками.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.