Литературная викторина с элементами ТРИЗ «Казахские народные сказки» (5–6 лет)
ЛИТЕРАТУРНАЯ ВИКТОРИНА НА ТЕМЫ
КАЗАХСКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК
(ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ, С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
ЭЛЕМЕНТОВ СИСТЕМЫ ТРИЗ, C ДЕТЬМИ
С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 5 – 6 ЛЕТ).
Оберемова А.В., ГУ СОШ № 46,
учитель-логопед, г. Караганда
Задачи: Развивать интерес к истории и культуре родного края (через закрепление знаний о казахских народных сказках).
Закреплять навыки грамматически правильного составления предложений.
Закреплять умение соотносить на слух и правильно согласовывать в речи существительные мужского и женского рода с числительными один, одна, два, две, пять.
Продолжать формировать навык выделения звука С в словах.
Активизировать словарь детей.
Продолжать учить детей рисовать по мотивам казахских народных сказок, легенд, отображая быт, жизнь казахского народа, используя свечу.
Воспитывать патриотические и интернациональные чувства на основе приобщения детей к казахскому народному творчеству.
Материал: иллюстрации к казахским народным сказкам «Лиса и коза», «Кошка и мышка», схемы, фишки, часы, выставка с изделиями, украшенными казахским орнаментом, свечи, краски, альбомные листы, казахская народная музыка, призы.
Ход викторины:
I. Орг.момент. (Дети разделены на две группы приветствуют друг друга и гостей викторины).
Игра «Мы тоже можем так».
Зимой и летом круглый год
Журчит в степи родник
Там в юрте старенькой живет
Алдар - Косе шутник.
Сейчас он смотрит, который час
Тик-так, тик-так, тик-так!
Налево – раз, направо – раз!
Мы тоже можем так!
Алдар в степи трубит в рожок
Пугается рысак!
Сейчас он сделает прыжок
Мы тоже можем так!
Идет лиса, шумит в кустах.
Спускается в овраг.
На двух ногах, на двух ногах
Мы тоже можем так.
Алдар Косе принес хомут.
И Ласточку запряг
И вожжи взял, и новый кнут,
Мы тоже можем так!
Теперь пора и отдохнуть.
Устали как-никак.
За дело взяться нам пора
Мы тоже можем так.
II. Основная часть.
- Мы начинаем литературную викторину «Счастливый случай».
Сказки сказывать пора
Сказки любит детвора,
Фазаны бывают красными,
А сказки длинными, да разными.
- Вы любите сказки? (да).
- Сказки учат добру и ласке? (да).
- Вам нравятся герои злые? (нет)
- А нравятся совсем смешные? (да)
- Вы сказки смотрите в кино? (да)
- А вам читали их давно? (нет)
- Вы сами сказки сочиняли? (да)
- А к ним картинки рисовали? (да)
- А кто из вас больше назовет сказок, которые пишет казахский народ?
А ну-ка поспешите, все сказки назовите.
1 ГЕЙМ. «Кто больше назовет казахских народных сказок».
(За правильные ответы даются фишки).
2 ГЕЙМ.
- Я раздам обеим командам картинки, а вы должны будете правильно назвать казахскую народную сказку и коротко описать сюжет сказки.
«Лиса и коза».
«Мышка и кошка».
3 ГЕЙМ. «Заморочки из бочки».
Герой, какой сказки зашифрован в вашей схеме. Выбирайте по порядку только буквы, составьте слово и прочитайте имя героя ( 1 команда – АЛДАР, 2 команда - ТОСТИК).
- Как переводится имя - Алдар Косе? (безбородый обманщик)
- Как переводится имя Ер Тостик? (лошадиная грудинка).
4 ГЕЙМ. «Ты мне я тебе».
Дети друг другу задают вопросы:
- Отгадайте, из какой сказки эти слова:
«-Ах, вот как! – догадалась мышка. – Я все поняла. Ты уходила три раза без меня. Первый раз сказала, что котенка назвали Верхушечкой, второй раз – Середышком. А третьего – Поскребышком! Обманула меня, да?» («Мышка и кошка»).
«Лучше сделаем так. Я уступаю тебе место, Ты поезжай верхом до того дерева и там оставь коня, а сам иди один дальше пешком. Я пойду, сяду на лошадь и снова нагоню тебя. Будем ехать на одном коне по очереди». («Добрый и Злой»).
«…Он спросил перед поездкой снох, кому что купить? Старшая попросила купить сундук с зеркальными стенками внутри, средняя – ковер с красивым узором, а младшая сказала: - Мне ничего не надо. Об одном прошу – возьми эту сумку и, не рассматривай, что в ней находится, привези обратно». («Мудрая девушка»).
«…Далек путь или близок, узнает тот, кто проедет. Горькую еду от сладкой отличит тот, кто поест». («Алдар Косе и чудесная шуба»).
«- Я бы подошла к тебе, да боюсь: много следов идет в твою пещеру, но что-то незаметно ни одного, идущего обратно! – ответила лиса и побежала прочь». («Лев и лиса»).
5 ГЕЙМ. «Дальше – Дальше».
1.Послушайте отрывок из сказки «Ер Тостик». В этом отрывке есть много слов со звуком [С], какая же из команд запомнит больше и назовет слова с этим звуком. «Догадалась старуха, кто её перехитрил. Захрипела она страшным голосом. Зашипела по-змеиному. Засверкала глазами. Кинулась догонять Ер Тостика. Быстрей стрелы летит Шалкуйрык. Но и Баба-Яга не отстает. Гонится за ним по пятам. Такая тут началась скачка, как тучи песка. Зацепил Шалкуйрык на полном скаку копытом черный камень величиной с юрту. Пополам треснула земля под лошадью. И провалился под землю Ер-Тостик, вместе с конем. Долго летели они вниз, наконец, остановились».
2. Игра на словоизменение:
Ведущий: Одна юрта, 1 команда – две юрты, 2 команда – пять юрт, и т.д.
3. Игра «Ушты – ушты».
6 ГЕЙМ. «Темная лошадка».
-Сегодня к нам пришла желанная гостья – Апа. Встречаем аплодисментами.
Гостья предлагает посетить выставку национальных казахских изделий, рассмотреть казахский орнамент и порисовать свечой, оформить картины из казахских народных сказок. (Под казахские народные мелодии дети рисуют).
III. Итог.
- А сейчас мы подведем итог нашей викторины, посчитаем фишки. Выигравшей команде гостья вручает приз, а проигравшей поощрительный приз.
Всех участников игры и гостей приглашаем на чаепитие с бурсаками.