Презентация «Казахские народные сказки. Лексический анализ» (5 класс)
Пояснительная записка к презентации
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО
НАШЕМУ СООБЩЕСТВУ ИСПОЛНИЛОСЬ 9 ЛЕТ!
Пояснительная записка к презентации
Предварительный просмотр презентации
Урок «Открытия» нового знания Урок «Открытия» нового знания На примере урока по литературному краеведению по теме «Казахские народные сказки. Лексический анализ» Подготовила: учитель немецкого языка и литературы Л.В. Павлюк МБОУ «СОШ№31» г. Энгельса Саратовской области
ТИПОЛОГИЯ УРОКОВ 1) Уроки «открытия» нового знания; 2) Уроки отработки умений и рефлексии; 3) Уроки общеметодологической направленности; 4) Уроки развивающего контроля.
Урок «открытия» нового знания (ОНЗ). Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия. Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Учебный предмет: литературное краеведение Тема урока: Казахские народные сказки. Лексический анализ. Тип урока: «Открытие» новых знаний Цели урока: Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия. Содержательная цель: открытие учащимися казахского фольклора, формирование умения анализа литературных произведений, развитие исследовательской и творческой деятельности учащихся, а также их коммуникативных способностей, воспитание интереса и положительного отношения к языку Ресурсы: интерактивная доска, маркер, учебное пособие, распечатки с текстом сказки.
Структура урока открытия нового знания: Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности. Цель: Основной целью этапа мотивации (самоопределения) к учебной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. Для реализации этой цели необходимо: - создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»); - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»); - установить тематические рамки учебной деятельности («могу»).
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности На начальном этапе урока учитель может учитывать несколько видов побуждений учащихся: - актуализировать мотивы предыдущих достижений («мы хорошо поработали над предыдущей темой и познакомились с фольклорными произведениями некоторых народов Поволжья, а именно со сказками о русских богатырях»); - вызывать мотивы относительной неудовлетворенности ("но есть еще народности, произведения которых мы пока не изучали"); - усилить мотивы ориентации на предстоящую работу ("а между тем, было бы интересно познакомиться с ними"); - усилить непроизвольные мотивы удивления, любознательности.
Актуализация и пробное учебное действие Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии. Цель этапа актуализации и пробного учебного действия является подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. Для этого необходимо, чтобы учащиеся: - воспроизвели и зафиксировали знания, умения и навыки, достаточные для построения нового способа действий; - активизировали соответствующие мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия и т.д.) и познавательные процессы (внимание, память и т.д.); - актуализировали норму пробного учебного действия («надо» - «хочу» - «могу»); - попытались самостоятельно выполнить индивидуальное задание на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке; - зафиксировали возникшее затруднение в выполнении пробного действия или его обосновании.
Приём "Сравнение" Усвоение нового материала через сравнение двух и более процессов, объектов и т.д. Учащимся предъявляются картинки с изображением сцен из русских и казахских сказок
Приём "Сравнение" Просмотр видеофрагментов из казахских мультфильмов о богатырях на казахском языке и из русских мультфильмов о русских богатырях. Важно: учащиеся пока не знают «национальность» сказки!
Приём "Сравнение" Учащиеся неосознанно включают процесс «Сравнения»: находят общее (сказки, богатыри) и различие (национальная принадлежность)
Выявление места и причины затруднений. Основная цель этапа - организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся: - проанализировали шаг за шагом с опорой на знаковую запись и проговорили вслух, что и как они делали; - зафиксировали операцию, шаг, на котором возникло затруднение (место затруднения); - соотнесли свои действия на этом шаге с изученными способами и зафиксировали, какого знания или умения недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще (причина затруднения).
Учащиеся начинают задавать вопросы: Учащиеся начинают задавать вопросы: - что это за сказка? что это за народность? А как зовут главного героя? ………………………………….. Учитель интересуется, какой информации не хватает для того, чтобы ответить на эти вопросы.
ПОСТРОЕНИЯ ПРОЕКТА ВЫХОДА ИЗ ЗАТРУДНЕНИЯ "Проблемная ситуация" Создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным на этапе актуализации. Одновременно повторяются знания, необходимые для изучения нового материала. Последовательность применения данного приема такова: – Самостоятельное решение – Коллективная проверка результатов – Выявление причин разногласий результатов или затруднений выполнения – Постановка задачи урока.
Определение учащимися цели урока Цель: узнать национальную принадлежность сказки. Сходство и различие с ранее изученными сказками. Учащимся предъявляется текст казахской сказки. (Подразумевается, что русские сказки о богатырях учащимся уже известны). В ходе чтения сказки включается «Проблемный поиск» и «Облака мыслей».
«Проблемный поиск» и «Облака мыслей» Найти информацию по проблемному вопросу. Ученикам рекомендуется записывать «облака мыслей» – всё, что приходит в голову в связи с темой, а потом может быть утрачено из-за неорганизованного характера этой информации. В некотором смысле такие «облака» могут служить планом.
Коллективная проверка результатов «поиска» с предъявлением доказательств своей версии: Коллективная проверка результатов «поиска» с предъявлением доказательств своей версии: «Я думаю, что эту сказку сочинили мусульмане, потому что в сказке упоминается мулла и мечеть», «Я думаю, что это казахская сказка, потому что здесь упоминается национальный праздник Наурыз» Как правило, учащиеся сразу обращают внимание на имена главных героев (Алдар-Косе и Алаша-хан), названия сказочных персонажей (мыстан).
ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ С ПРОГОВАРИВАНИЕМ ВО ВНЕШНЕЙ РЕЧИ Этап проходит параллельно с предыдущим этапом урока реализации проекта, когда учащиеся объясняют свой выбор. Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся решили (фронтально, в группах, в парах) несколько типовых заданий на новый способ действия при этом проговаривали вслух выполненные шаги и их обоснование – определения, алгоритмы, свойства и т.д.
Учащимся предлагается разделиться на группы и в ходе совместного обсуждения прочитанного текста реализовать цель урока. Учащимся предлагается разделиться на группы и в ходе совместного обсуждения прочитанного текста реализовать цель урока. Строится алгоритм на основе ранее изученных приемов: 1) Определение жанра, типа, темы, морали 2) Анализ лексики (архаизмы, диалектизмы, фразеологизмы).
Вывод Значит, для решения поставленной задачи, нужно найти лексические факты в тексте! С помощью диалектизмов, архаизмов можно придать тексту национальный народный колорит.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА С САМОПРОВЕРКОЙ ПО ЭТАЛОНУ "Рядом с художником« Выполняющий должен войти в образ и сыграть персонаж. В данном случае, нужно сочинить «произведение», кусочек «произведения», используя национальную лексику.
ВКЛЮЧЕНИЕ В СИСТЕМУ ЗНАНИЙ И ПОВТОРЕНИЯ «Свои примеры» Ученики подготавливают свои примеры к новому материалу. Класс может быть разбит на группы и каждой свое задание «Своя опора» Ученик составляет свой собственный опорный конспект по новому материалу (возможно и как закрепление по пройденным темам). Можно провести урок «Виды шпаргалок и приемы их составления»
РЕФЛЕКСИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Азбука» Дается буква алфавита, например «П», необходимо написать как можно больше слов, начинающихся на эту букву, и тесно связанных с изучаемой темой. Обосновать свой список – показать связь слов с темой. Побеждает группа с самым длинным списком. Учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия. Намечаются цели дальнейшей деятельности и определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества).
Цели дальнейшей деятельности Продолжить изучение фольклора Поволжья.
Источники http://school410.spb.ru/lessons-constructor-files/index.html
Похожие публикации