Литературные источники для составления специальной индивидуальной программы развития для детей с ТМНР. Методические рекомендации педагогам

5
0
Материал опубликован 30 August 2023

Литературные источники для составления специальной индивидуальной программы развития для детей с ТМНР.

 Методические рекомендации педагогам.

Терентьева Ирина Юрьевна,

Учитель дефектолог высшей кв. кат.,

ГБОУ школа-интернат № 117 им. Т.С. Зыковой г.о. Самара


В ноябре 2022 был обновлен и утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), который определил приоритетные задачи, среди которых можно выделить пересмотр стратегии обучения и воспитания детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР). Для решения поставленных задач требуется разработка и внедрение новых методов и средств диагностики для объективного определения потенциальных возможностей школьников данной группы, а также на основе полученных данных подбор методик коррекционно-развивающего обучения.

Отмечу, что дети с ТМНР представляют собой достаточно разнообразную группу по своим интеллектуальным, сенсорным, двигательным, речевым и эмоциональным возможностям. В настоящее время описано более 20 групп детей, с различными сочетаниями первичных и вторичных нарушений. Подробнее с этими данными можно ознакомиться, изучив труды М. В. Жигоревой «Дети с комплексными нарушениями развития».

В рамках требований по ФГОС на каждого школьника с ТМНР разрабатывается отдельная специальная индивидуальная программа развития (СИПР) с учетом их индивидуальных потребностей, в ее разработке должны принимать участие все специалисты, работающие с ребенком, при непосредственном участие его законных представителей.

Специальная индивидуальная программа развития имеет следующую структуру и включает в себя следующие пункты:

  • Общие сведения о ребенке;
  • Характеристику с оценкой развития обучающегося на момент составления программы, определяющей приоритетные направления обучения и воспитания ребенка;
  • Индивидуальный учебный план;
  • Возможные подходы и методы педагогической работы с ребенком;
  • Основные технические средства и дидактические материалы;
  • Средства мониторинга (оценки) динамики обучения;
  • Программа может иметь приложение, включающее упражнения и рекомендации для их выполнения ребенком в домашних условиях.

Наиболее трудным для педагогов является оценка развития обучающегося на момент составления программы. В своей работе я использую следующие методики диагностики:

  • Верещага И.В., Моисеева И. В., Пайкова А. М. "Психолого-педагогическая диагностика детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития". – М.: Теревинф, 2017.
  • Елисеева Е.Н., Истомина О.В., Рудакова Е.А. Диагностический материал и методические рекомендации для проведения психолого-педагогического обследования детей с выраженным нарушением интеллекта, ТМНР при разработке специальной индивидуальной программы развития (СИПР). – Псков, 2018.
  • Методические рекомендации для специалистов психолого-медико-педагогических комиссий по обследованию детей с интеллектуальными нарушениями, с ТМНР. – М.: ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей», 2019.

На основе полученных в ходе оценки возможностей конкретного ребенка данных разрабатывается СИПР. При разработке СИПР я опираюсь на следующие источники:

  • Федеральная адаптированная образовательная программа начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ФАОП НОО), утвержденная 24.11.2022.
  • Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) (далее - ФАООП УО (вариант 2).
  • Жигорева, М.В. Комплексная модель сопровождения развития дошкольников со сложными нарушениями: Монография.– М.: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2009.
  •  Жигорева, М.В. Дети с комплексными нарушениями развития: диагностика и сопровождение / М.В. Жигорева, И.Ю. Левченко. – М.: Национальный книжный центр, 2016.
  • Басилова, Т.А. Ян ван Дайк о детях с врождёнными нарушениями зрения и слуха: Вопросы обучения и исследование проблем / Т.А. Басилова, Т.М. Михайлова, А.М.Пайкова. – М.: Теревинф, 2018.
  • Маллер, А.Р., Цикото, Г.В. Воспитание и обучение детей с тяжёлой интеллектуальной недостаточностью: учебное пособие. – М.: Академия, 2003.
  • Особые дети: вариативные формы коррекционно-педагогической помощи: Метод. пособие / Г.И. Филипповых и др.; под ред. Е.А. Стребелевой, А.В. Закрепиной. – М.: Логомаг, 2013.
  • Шипицына, Л.М. «Необучаемый» ребёнок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. – СПб.: Дидактика Плюс; М.: Институт общегуманитарных исследований, 2002.
  • Худенко, Е.Д., Приходько, О.Г. Программа воспитания и социализации детей со сложной структурой дефекта. – М., 2008.
  • Покровская, И.А., Андреева, И.Н. Программа «Адаптивная физическая культура» для обучения детей с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью в сочетании с двигательными нарушениями. – СПб., 2014
  • Ерёмина, А.А. (Авт.-сост.). Коррекционно-педагогическая работа с детьми со сложной структурой дефекта: Программа формирования продуктивных видов деятельности у детей в условиях интегративного обучения / Под ред. Волосовец Т.В., Кутеповой Е.Н.– М.: РУДН, 2007.
  • Морозова, С.С. Аутизм: коррекционная работа при тяжёлых и осложнённых формах: пособие для учителя-дефектолога. – М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2007
  • Научно-методическая разработка учебно-методического комплекса по реализации СИПР, включая мультимедийное обучение. – Текст : электронный // Учебно-методический комплекс : [сайт]. – 2021. – URL: http://ege.pskgu.ru
  • Лыкова-Унковская, Е.С. Как стать самостоятельным. Формирование бытовой компетенции детей с ограниченными возможностями здоровья: Учеб.-метод. пособие.– М.: Парадигма, 2016.
  • Развивающий уход за детьми с тяжёлыми и множественными нарушениями развития: Инф.-метод. сб. /О.С. Бояршинова, А.М.Пайкова и др.; под ред. А.Л. Битовой, О.С. Бояршиновой. – М.: Теревинф, 2018.
  • Формирование жизненных компетенций у детей с тяжёлой умственной отсталостью в процессе абилитационной работы: Практическое пособие/ Авт.-сост.: С.Ю. Танцюра, Т.Ф. Баранова, Б.М. Басангова, С.М. Мартыненко, Т.Д. Шоркина; под общ. ред. С.Ю. Танцюры. – М.: ГАУ ИДПО ДТСЗН, 2017.

В заключении хочу отметить, что работа с детьми с ТМНР требует от педагога высокого уровня знаний о развитии детей с различными формами нарушений, умения применять различные методики диагностики и обучения в своей работе.

 


Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации