Сценарий литературно-музыкальной композиции «Где обедал воробей?» (4 класс)
Сценарий
литературно- музыкальной композиции
«Где обедал воробей?»
(Мини- спектакль о зимующих птицах)
Разработала педагог- библиотекарь Г.В.Колбасова
г.Выборг
2021 год
Сценарий
литературно- музыкальной композиции
«Где обедал воробей?»
(Мини- спектакль о зимующих птицах)
Цель: расширить и закрепить знания обучающихся о птицах, их поведении и жизни, о роли и месте в природе; развивать интерес, наблюдательность, закрепить знания о зимующих птицах, прививать любовь к птицам.
Задачи:
Образовательные:
расширять знания детей о жизни птиц в зимний период, об их внешнем виде, о питании;
формировать понятие зимующие птицы
Развивающие:
совершенствовать умение слушать, анализировать и отгадывать описательные загадки;
развивать познавательный интерес;
совершенствовать двигательную активность;
развивать творческие способности
Воспитательные:
- воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помочь им выжить в зимнее время.
Ожидаемый результат: дети должны иметь представления о зимующих птицах, должны самостоятельно выбрать корм для птиц и проявлять доброжелательное отношение к пернатым друзьям.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация(слайды с музыкальным сопровождением и художественным изображением), цветные фигурки птиц, сделанные из картона, деревья (елки, сосны,березы), кормушки, развешанные на деревьях, большая корзина со снежками, сделанные из ваты; костюмы птиц: воробья, синицы, сороки; костюмы для детей: теплые свитера, шапки- ушанки, шарфы, валенки, рукавички, костюм для учителя.
Занятие состоит из 5 действий. На сцене- зимний лес.
1действие. Учитель с детьми пришли на экскурсию в зимний лес.
Звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года. Январь». (отрывок)
На экране слайд с изображением зимней природы, свет на сцене приглушенный.
На сцену под музыку выходят учитель и дети.
Учитель (на фоне музыки читает стихотворение)
Зимний лес стоит печальный,
Кто под снегом спрятал тайны?
Почему река молчит?
Птичья песня не звучит?
Осторожно в лес входите, тайны леса не будите.
Дети, а как вы думаете, почему так тихо в лесу?
(Продолжают читать стихи дети).
Ребенок.
Бывают птицы разные:
Одни боятся вьюг
И улетают на зиму
На добрый, теплый юг.
Ребенок.
Другие- те народ иной:
В мороз над лесом кружат,
Для низ разлука с родиной
Страшнее лютой стужи.
Ребенок.
Если долго снег идет
И долго длится вьюга,
Тогда, друзья, приходится
Пташкам нашим туго.
Ребенок.
Да, сугробами засыпаны
Бугры, дворы, дорожки,
Не могут пташки отыскать
Ни зернышка, ни крошки.
И вот летают все слабей
Ворона, галка, воробей...
Учитель.
Насыпь- ка , Сема, семечек синичкам! (мальчик насыпает в кормушку корм)
Теперь пойдем и будем наблюдать.
Смотрите: вон прилетели птички. (Вывешиваются фигурки птиц на ветки)
Так хочется им семечки склевать!
Ребенок.
Глянь, смелая синичка прилетела,
Туда- сюда головкой и- к кормушке.
Схватила семечку, на ветку села
Чтоб там спокойно, не спеша, покушать.
Ребенок.
За ней другие тоже осмелели
И налетели дружною гурьбой.
Воробышки, синички, коростели-
Всем птичкам очень голодно зимой.
Ребенок.
Мы их покормим в это время года,
Они нас летом отблагодарят.
Вредителей садов и огородов,
Всех червяков и гусениц съедят.
Учитель.
Пришла зима- спасайся, кто может. А кто не может? Вот синицы, воробьи, снегири, что делать им, они не улетают в теплые страны. Зимой наступают тяжелые времена для них. Тысячами гибнут они в суровые месяцы зимы, но не от холода, а от голода. Для того чтобы слушать песни птиц весной, нужно быть неравнодушными и помочь им в тяжелую зимнюю пору.
Ребенок.
Морозы жестокие в этом году,
Тревожно за яблоньку в нашем саду,
Тревожно за Жучку: в её конуре
Такой же морозище, как во дворе,
Но больше всего беспокойно за птиц,
За наших воробушек, галок, синиц.
Ведь очень уж холодно в воздухе им,
Поможем ли мы беззащитным таким?
Все дети хором.
Поможем! Их надо кормить, и тогда
Им будет легко пережить холода.
Дети раскладывают корм по кормушкам.
2 действие. На слайде изображения с детскими забавами, звучит музыка.
Разложив корм, дети устраивают на сцене игру в снежки, бегают, смеются, затем убегают со сцены. Один ребенок бросил снежок за ширму.
3 действие.
Инсценировка «Доживем до весны».
Появляется взъерошенный воробей.
Ой, Спасите! Караул!
Кто в меня снежком пульнул?
Эти скверные мальчишки
Жить мешают воробьишкам.
То снежками, то рогаткой!
А ведь нам и так не сладко!
Появляется синичка.
БР-р! Какой мороз трескучий!
Где бы спрятаться получше?
Замерзаю на лету!
Может быть согреюсь тут?
(Замечает воробья).
Чик- чирикин! Что с тобой?
Ты взъерошенный такой!
Может, кто тебя обидел?
Или ты кота увидел?
Воробей.
Ой, соседка! Тише! Тише!
Видишь там троих мальчишек
Бессердечных, злых и грубых?
Хорошо им в тёплых шубах,
В шапках, в куртках меховых!
Еле вырвался от них!
Синичка.
Я, сосед с тобой согласна!
Птичья жизнь зимой ужасна!
Против нас мороз, бураны
Да ещё и хулиганы.
Нас выслеживают кошки,
И во рту с утра ни крошки!
Червячков и мошек нет,
А без них какой обед?
Ой! Как трудно жить на свете!
Что нам делать? Кто ответит?
Появляется сорока.
Добрый день, синичка! Здравствуй!
Чик- чирикин, как дела?
Ой, не терпится похвастать-
Я сегодня принесла сногсшибательную весть:
Будет всем нам, что поесть:
Рассказала мне подружка
Про какие-то кормушки.
Дескать, дети есть такие-
Ну, совсем, совсем не злые,
А, как раз наоборот,
Помогают птицам! Вот!
Воробей недовольно.
Перестань трещать сорока,
О еде, о жизни легкой,
Да ещё о добрых детях.
Сказки нет глупей на свете!
Не поверю никогда,
Будто где- то ждет еда!
Никому мы не нужны.
Эх, дожить бы до весны!
Сорока возмущенно.
Чик- чирикин, ты не прав!
Разузнала я вчера:
Эти славные ребята
Называются юннаты.
Так летим же в школьный сад,
Ведь кормушки там висят.
Их, поверьте, там немало.
Есть на них зерно и сало,
Крошки хлеба и пшено!
Воробей недовольно.
Нет! Не верю все равно!
Синичка задумчиво.
А вот я бы полетела.
Что-то кушать захотела
Я еще два дня назад.
Кто со мною в школьный сад?
Воробей.
Так и быть, я полечу-
Я всю зиму есть хочу.
Все улетают. Через некоторое время появляются , не спеша,синичка и воробей.
Синичка.
Ах! Какой чудесный пир!
Я теперь люблю весь мир!
Был жестоким день обычный,
Оказалось не со зла.
Людям я не безразлична!
Я нужна им! Ну, дела!
Воробей.
Да, в саду я убедился:
На сороку зря сердился.
И теперь уж наяву
До весны я доживу!
А весной мы дружно вместе
Будем петь вам люди песни,
Защищать от злой беды
Огороды и сады.
Ведь на сытый-то желудок
Нам, пернатым, ерунда
И любое время суток,
И снега, и холода!
(Обращается к синичке)
Ты со мной согласна?
Синичка.
Да!
Я, сосед, с тобой согласна!
Как на свете жить прекрасно!
Все короче зимний день
Не успеешь пообедать
Солнце сядет за плетень
Ни комарика, ни мушки,
Всюду только снег, да снег.
Хорошо, что нам кормушки
Сделал добрый человек.
4 действие.
Выходят дети. Начинается игра.
Учитель.
Подойдите все ко мне. Встаньте в круг.
Девочки и мальчики
Вокруг себя повернитесь,
В зимующих птиц превратитесь.
(Дети поворачиваются вокруг себя, надевают шапочки с изображением птиц)
Учитель.
Сейчас я загадаю вам загадки. В круг вылетает та птица, о которой будет загадка.
Озорной мальчишка
В сером армячишке
По двору гуляет,
Крошки собирает.
Учитель.
Ты кто?
Ученик. Я воробей!
Учитель.
Раздается громкий стук
Среди веток тук да тук.
Чистишь дерево,приятель?
Тук-тук-тук ответил...
В круг вылетает дятел.
Учитель. Ты кто?
Ученик. Я дятел!
Учитель.
А вот известная персона
И зовут её …
В круг вылетает ворона.
Учитель. Ты кто?
Ученик. Я ворона!
Учитель.
Вот и маленькая птичка-
Желтогрудая певичка,
Звонко песенку поет,
Сало вкусное клюет.
В круг вылетает синица.
Учитель. Ты кто?
Ученик. Я синица!
Ворона(обнимая синичку за плечи)
Прилетела к вам синичка,
села прямо за окном.
Эту маленькую птичку
С нетерпением мы ждём.
И чтоб легче птичке стало-
Ведь исчезли червячки- для неё кусочки сала
Вы повесьте на сучки.
Синица.
Ваше сало я клюю
Вам спасибо говорю:
Синь-синь! Синь-синь!
Учитель.
Трещала с самого утра:
Пор-р-ра! Пор-р-ра! А что — пора?
Такая с ней морока,
Когда трещит...
В круг вылетает сорока.
Учитель. Ты кто?
Ученик. Я сорока!
Учитель.
Красногрудый, чернокрылый
Любит зернышки клевать.
С первым снегом на рябине
Он появится опять.
В круг вылетает снегирь.
Учитель. Ты кто?
Ученик. Я снегирь!
Сорока.
Ты откуда снегирек, прилетел в наш лесок?
Снегирь.
С севера я прилетел,
Вкусных ягод захотел.
Юч-юч! Юч-юч!
Учитель
Птиц мы накормили, в снежки поиграли, а теперь давайте устроим веселый птичий хород.
Все вместе (и дети, и птицы, и учитель) исполняют песню «Воробьиная песенка»
1.Мне нужно ни игрушек,
Ни цветных карандашей,
Потому что у кормушки
Поселился воробей.
Только слушался бы лучше
Этот хитрый озорник.
Я решил на всякий случай
Птичий выучить язык.
Припев.
Чирик-чик-чик,
Чирик-чик-чик,
Всем нужны друзья.
Чирик-чик-чик,
Чирик-чик-чик,
Даже воробьям.
2.Сколько вкусных бутербродов
Искрошил в кормушку я
Очень трудная работа-
Дрессировка воробья.
Но зато в районе нашем
Удивляется народ-
Воробей в присядку пляшет,
Бьёт в ладоши и поёт.
Припев.
3.С ним мы делимся обедом,
Как положено друзьям.
Расчирикал он об этом
Всем знакомым воробьям.
Я им крошек дам послаще
И недели не пройдет-
Все увидят настоящий
Воробьиный хоровод.
(Дети, птицы водят хоровод).
5 действие.Заключительное.
Слайд.Лес.Голоса птиц. Все читают стихотворение.
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма,
Горсть одна нужна.
Горсть одна-
И не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их,
Не счесть,
Видеть тяжело!
А ведь в нашем сердце
Есть
И для них тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
(А. Яшин).
Все уходят со сцены. Голоса птиц звучат громче.