Музыкально-литературная композиция Е. Нюкало по книге Т. Карповой «Где обедал кашалот?»
«Где обедал кашалот?»
Музыкально-литературная композиция Е. Нюкало по книге Т.Карповой
Здесь будет изображение: /data/edu/files/e1457760767.jpg (1920x1440)
Цели:
- Знакомство с творчеством Ульяновской поэтессы Татьяны Карповой и с композитором Еленой Нюкало.
- Расширение кругозора ребят.
- Воспитание бережного отношения к природе и к окружающему нас миру.
Оборудование:
Медиацентр, аудиоцентр, доска, географическая карта, книжная выставка
***
Учитель;
- Посмотрите, какую интересную книгу я взяла в нашей школьной библиотеке. Это книга стихов Ульяновской поэтессы Т. Карповой. Она посвящена морским обитателям и поэтому у книги такое необычное название: «Где обедал кашалот?».
* А вы знаете кто такой кашалот? (это кит)
* А где он живет, знаете? (в море)
* А если он живет в море, значит, это какое животное? (морское)
* А каких морских животных вы ещё знаете?
(дельфин, тюлень и т.д.)
* А что такое крыжовник знаете? (это ягода)
* А морской крыжовник вы видели? (нет)
* А огурец морской вы не едали? (нет)
* А хотите узнать обо всём этом? (да)
-Тогда, слушай мою команду:
«Поднять якоря! Свистать всех наверх! Путешествие по книге ульяновской поэтессы « Где обедал кашалот?» начинаем!»
(учитель надевает фуражку капитана, дети - бескозырки)
Здесь будет изображение: /data/edu/files/e1457760714.jpg (1920x1506)
Звучит шум прибоя, учитель – капитан читает стихи:
Названы были Чёрным и Белым,
Красным и Жёлтым и Синим моря.
Карту смотри, терпеливым будь, смелым.
Юнги все вы, ну, а я – капитан корабля
Исполняется песня: «Море – это радость!»
Здесь будет изображение: /data/edu/files/w1457760265.jpg (1920x1440)
Юнга:
- Смотрите, смотрите! Дельфины!
(показывает на экран со слайдом, на котором показан дельфин)
Здесь будет изображение: /data/edu/files/p1457760123.jpg (1920x1479)
1 ученик
Киты небольшие в морях обитают,
Иначе дельфинами их называют.
Не жабрами – лёгкими дышат они
И в море проводят все ночи и дни.
Дельфин морякам помогает в пути
Корабль среди рифов и скал провести.
Всё могут дельфины: смеяться, свистеть…
Нам умных животных надо беречь.
Здесь будет изображение: /data/edu/files/u1457760863.jpg (1920x1142)
2 ученик
Нетороплив морской конёк , Теряет хищник интерес
С хвостом - колечком вместо ног. И никогда его не ест.
Чтоб километр преодолеть, Подводный луг коньку как дом,
Ему придётся « попыхтеть» И «горбунку» уютно в нём.
3 ученик
Водится в море Она для врагов
Рыба – игла. И нежданных гостей.
«Копьё» своё острое Пожалуйста, будь
Приберегла Осторожнее с ней!
4 ученик
Живёт она в море и пятится, «Завеса» легко повисает в воде,
Недаром зовут каракатица. Моллюска за нею не видно нигде.
Умело врага отвлекает, И щупальца любит она выпускать
«Чернила» тотчас выпускает. С присосками, чтобы врагов напугать.
Здесь будет изображение: /data/edu/files/y1457760346.jpg (1920x1440)
5 ученик
Прозрачна она, словно вся из слюды,
Так много в теле её воды.
Почувствует шторм, уйдёт в глубину,
Опустится в тёмную тишину.
Медуза – «крапива» и жжёт горячо,
Если заденешь её плечом
Дорогой своей пусть медуза плывёт
На суше под солнцем она не живёт.
Капитан - Фух! Что- то жарко стало…
Куда же мы приплыли?
1юнга - Смотрите, остров! Кокосовые пальмы!
2юнга - Я знаю! Мы в тропики попали!
Исполняется песня: «Мы в тропики попали!»
Здесь будет изображение: /data/edu/files/p1457760610.jpg (1440x1920)
Здесь будет изображение: /data/edu/files/f1457760181.jpg (1920x1124)
Капитан - Как хорошо!.. Давайте мы здесь немножко отдохнём и
поиграем в игру: « Морская фигура»
Море волнуется - раз!
Море волнуется – два!
Море волнуется – три!
Морская фигура – замри!
Игра повторяется 2 -3 раза.
Дети пытаются изобразить какое - то морское животное. Капитан или юнга спрашивают ребят, какое животное они изобразили или предлагают отгадать зрителям.
Здесь будет изображение: /data/edu/files/w1457759832.jpg (1920x1440)
Можно подготовить ребятам вкусный сюрприз из бананов и апельсинов, которые они увезут с собой с этого острова.
Капитан - Ну, а теперь пора в путь! Поднять якоря! Свистать всех наверх! Путешествие по книге «Где обедал кашалот?» продолжается!
6 ученик
В морях и кашалоты Им в Беринговом море
Выходят на работу, Привольно на просторе
Рыбёшку чтоб поймать. На «пастбищах» бродить,
Они хоть и зубаты, Где вкусного планктона
Жевать им трудновато, Они почти что тонну
Привыкли всё глотать. Готовы проглотить.
7 ученик
По морскому дну пешком Морской петух тем «знаменит»,
Ходит рыба с гребешком. Что очень громко верещит.
На ногах лучах идёт, Он хочет рыбаку сказать
Пищу ловко достаёт. «На суше не могу дышать»
8 ученик
Трепанг, или просто морской огурец.
На ножках - присоски. Какой молодец:
Он может по дну океана ползти!
Он только на грядке не может расти.
Капитан - Ветер холодный и льдины вокруг
Где мы? Не скажешь ли, юный мой друг?
Пурга замела всё, не видно ни зги.
Куда забрели мы? Ты мне подскажи.
Юнга - Я знаю! Я знаю! На Севере мы!
Ученик:
Полярный бродяга - белый медведь.
Ему бы зимою сладко храпеть,
Но спать он не хочет и бродит по льду,
На море студёном он ищет еду.
Ученик:
Пингвин разучился Быстрее подлодки
Как птица летать. Умеет он плыть
Пловцом в Антарктиде И плавниками
Решился он стать. Свободно рулить
Капитан - Закончилась книга, пора возвращаться.
1юнга - Смотрите! Там остров!
Здесь будет изображение: /data/edu/files/c1457760556.jpg (1920x1440)
2юнга - И человек на острове!
3юнга - А давайте узнаем, как называется этот остров, и как на этом острове оказался этот человек.
Т. Карпова
Здесь будет изображение: /data/edu/files/t1457759902.jpg (1920x1440)
- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Татьяна Александровна Карпова!
А замечательный остров, на котором я живу и пишу стихи называется ПОЭЗИЯ. (небольшой рассказ о своём творчестве. Вместо поэтессы можно пригласить библиотекаря. которая расскажет о поэтессе и о острове «Поэзия»)
Здесь будет изображение: /data/edu/files/e1457760956.jpg (1920x1440)
Для того чтобы написать вот такую тоненькую книжечку мне нужно было прочитать много книг о морях и их обитателях. С большим удовольствием наблюдала я за вашим путешествием по страницам моей книги «Где обедал кашалот?»
А вам понравилось путешествие? Надеюсь, вы узнали много полезного.
Давайте проведём небольшую викторину для самых внимательных и любознательных.
1вопрос - Какие «цветные моря» ты знаешь? (Чёрное, Красное,Белое…)
2 вопрос - Она вся состоит из воды? Кто это? (медуза)
3 вопрос - Умное морское животное млекопитающее? (дельфин)
4 вопрос - Кто отпугивает врагов чернилами? (каракатица)
5 вопрос - Кто любит есть «розовую кашу» из мелких рачков - планктона? (кашалот)
Исполняется песня «Угадай!»
Здесь будет изображение: /data/edu/files/s1457760485.jpg (1920x1440)
Т.Карпова - Молодцы ребята!
Совсем недалеко от меня есть ещё один замечательный остров. Живёт на этом острове добрая волшебница. Зовут её Нюкало Елена Ивановна. Она учитель музыки и композитор. А волшебство её заключается в том, что она превращает стихи в песни. И сегодня вы исполняете песни, которые Елена Ивановна написала на мои стихи. Плывите к ней на остров и, может быть, она раскроет вам тайну, как рождается музыка и песни.
Е.Нюкало – (или учитель музыки, который расскажет о творчестве композитора и об острове «Музыка»)
Здесь будет изображение: /data/edu/files/n1457759968.jpg (1920x1371)
- Здравствуйте, ребята рада видеть вас на острове МУЗЫКА. Это удивительный и волшебный остров. Потому что стихи на этом острове обретают новое качество у них появляется МЕЛОДИЯ и они превращаются в ПЕСНЮ. Мелодия для стихотворения как крылья, которые позволяют стихам зазвучать одновременно разными голосами. И этот коллектив исполнителей мы назовём?..
Правильно! ХОР или АНСАМБЛЬ.
В жизни всё большое состоит из малого, а малое стремится стать большим. Ручьи стекаются в реки, а реки в моря и океаны. Жизнь человека часто сравнивают с потоком реки или с состоянием моря.
Спокойный поток реки или штиль на море – мирная и спокойная жизнь. Сильный, бурлящий поток или шторм на море – жизнь нелёгкая, наполненная тревогой и опасностями.
У Татьяны Александровны есть замечательное стихотворение «Река детства». Эта река, по которой вы сейчас «плывете», объединит вас в море под названием «Жизнь». Сюда сольются все ваши знания, умения и таланты. И от того насколько будут глубокими и разнообразными ваши знания, и насколько вы станете интересными людьми, настолько будет интересна и ваша жизнь.
Доброго вам пути!
Исполняется песня или читается стихотворение: «Река детства»
Здесь будет изображение: /data/edu/files/r1457760046.jpg (1920x1440)