12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917  Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовала
Нюкало Елена Ивановна1719
Учитель музыки высшей к/к, стаж 38 лет , композитор, член РАО, филолог. преподаватель русского языка для иностранных студентов УлГУ, член Союза профессиональных литераторов России (РСПЛ).
Россия, Ульяновская обл., Ульяновск
Материал размещён в группе «Свет Отчизны моей»

«Где обедал кашалот?»

Музыкально-литературная композиция Е. Нюкало по книге Т.Карповой



Здесь будет изображение: /data/edu/files/e1457760767.jpg (1920x1440)
 

Цели:

  • Знакомство с творчеством Ульяновской поэтессы Татьяны Карповой и с композитором Еленой Нюкало.
  • Расширение кругозора ребят.
  • Воспитание бережного отношения к природе и к окружающему нас миру.

Оборудование:

Медиацентр, аудиоцентр, доска, географическая карта, книжная выставка

***

 

Учитель;

- Посмотрите, какую интересную книгу я взяла в нашей школьной библиотеке. Это книга стихов Ульяновской поэтессы Т. Карповой. Она посвящена морским обитателям и поэтому у книги такое необычное название: «Где обедал кашалот?».

* А вы знаете кто такой кашалот? (это кит)

* А где он живет, знаете? (в море)

* А если он живет в море, значит, это какое животное? (морское)

* А каких морских животных вы ещё знаете?

(дельфин, тюлень и т.д.)

* А что такое крыжовник знаете? (это ягода)

* А морской крыжовник вы видели? (нет)

* А огурец морской вы не едали? (нет)

* А хотите узнать обо всём этом? (да)

-Тогда, слушай мою команду:

«Поднять якоря! Свистать всех наверх! Путешествие по книге ульяновской поэтессы « Где обедал кашалот?» начинаем!»

(учитель надевает фуражку капитана, дети - бескозырки)


Здесь будет изображение: /data/edu/files/e1457760714.jpg (1920x1506)

Звучит шум прибоя, учитель – капитан читает стихи:

Названы были Чёрным и Белым,

Красным и Жёлтым и Синим моря.

Карту смотри, терпеливым будь, смелым.

Юнги все вы, ну, а я – капитан корабля

Исполняется песня: «Море – это радость!»



Здесь будет изображение: /data/edu/files/w1457760265.jpg (1920x1440)
 

Юнга:

- Смотрите, смотрите! Дельфины!

(показывает на экран со слайдом, на котором показан дельфин)


Здесь будет изображение: /data/edu/files/p1457760123.jpg (1920x1479)

1 ученик

Киты небольшие в морях обитают,

Иначе дельфинами их называют.

Не жабрами – лёгкими дышат они

И в море проводят все ночи и дни.

Дельфин морякам помогает в пути

Корабль среди рифов и скал провести.

Всё могут дельфины: смеяться, свистеть…

Нам умных животных надо беречь.


Здесь будет изображение: /data/edu/files/u1457760863.jpg (1920x1142)

2 ученик

Нетороплив морской конёк , Теряет хищник интерес

С хвостом - колечком вместо ног. И никогда его не ест.

Чтоб километр преодолеть, Подводный луг коньку как дом,

Ему придётся « попыхтеть» И «горбунку» уютно в нём.

3 ученик

Водится в море Она для врагов

Рыба – игла. И нежданных гостей.

«Копьё» своё острое Пожалуйста, будь

Приберегла Осторожнее с ней!

4 ученик

Живёт она в море и пятится, «Завеса» легко повисает в воде,

Недаром зовут каракатица. Моллюска за нею не видно нигде.

Умело врага отвлекает, И щупальца любит она выпускать

«Чернила» тотчас выпускает. С присосками, чтобы врагов напугать.


Здесь будет изображение: /data/edu/files/y1457760346.jpg (1920x1440)
 

5 ученик

Прозрачна она, словно вся из слюды,

Так много в теле её воды.

Почувствует шторм, уйдёт в глубину,

Опустится в тёмную тишину.

Медуза – «крапива» и жжёт горячо,

Если заденешь её плечом

Дорогой своей пусть медуза плывёт

На суше под солнцем она не живёт.

Капитан - Фух! Что- то жарко стало…

Куда же мы приплыли?

1юнга - Смотрите, остров! Кокосовые пальмы!

2юнга - Я знаю! Мы в тропики попали!

Исполняется песня: «Мы в тропики попали!»


Здесь будет изображение: /data/edu/files/p1457760610.jpg (1440x1920)
Здесь будет изображение: /data/edu/files/f1457760181.jpg (1920x1124)
 

Капитан - Как хорошо!.. Давайте мы здесь немножко отдохнём и

поиграем в игру: « Морская фигура»

Море волнуется - раз!

Море волнуется – два!

Море волнуется – три!

Морская фигура – замри!

Игра повторяется 2 -3 раза.

Дети пытаются изобразить какое - то морское животное. Капитан или юнга спрашивают ребят, какое животное они изобразили или предлагают отгадать зрителям.


Здесь будет изображение: /data/edu/files/w1457759832.jpg (1920x1440)

Можно подготовить ребятам вкусный сюрприз из бананов и апельсинов, которые они увезут с собой с этого острова.

Капитан - Ну, а теперь пора в путь! Поднять якоря! Свистать всех наверх! Путешествие по книге «Где обедал кашалот?» продолжается!

6 ученик

В морях и кашалоты Им в Беринговом море

Выходят на работу, Привольно на просторе

Рыбёшку чтоб поймать. На «пастбищах» бродить,

Они хоть и зубаты, Где вкусного планктона

Жевать им трудновато, Они почти что тонну

Привыкли всё глотать. Готовы проглотить.

7 ученик

По морскому дну пешком Морской петух тем «знаменит»,

Ходит рыба с гребешком. Что очень громко верещит.

На ногах лучах идёт, Он хочет рыбаку сказать

Пищу ловко достаёт. «На суше не могу дышать»

8 ученик

Трепанг, или просто морской огурец.

На ножках - присоски. Какой молодец:

Он может по дну океана ползти!

Он только на грядке не может расти.

Капитан - Ветер холодный и льдины вокруг

Где мы? Не скажешь ли, юный мой друг?

Пурга замела всё, не видно ни зги.

Куда забрели мы? Ты мне подскажи.

Юнга - Я знаю! Я знаю! На Севере мы!

Ученик:

Полярный бродяга - белый медведь.

Ему бы зимою сладко храпеть,

Но спать он не хочет и бродит по льду,

На море студёном он ищет еду.

Ученик:

Пингвин разучился Быстрее подлодки

Как птица летать. Умеет он плыть

Пловцом в Антарктиде И плавниками

Решился он стать. Свободно рулить

Капитан - Закончилась книга, пора возвращаться.

 

1юнга - Смотрите! Там остров!


Здесь будет изображение: /data/edu/files/c1457760556.jpg (1920x1440)

2юнга - И человек на острове!

3юнга - А давайте узнаем, как называется этот остров, и как на этом острове оказался этот человек.

Т. Карпова
Здесь будет изображение: /data/edu/files/t1457759902.jpg (1920x1440)
 

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Татьяна Александровна Карпова!

А замечательный остров, на котором я живу и пишу стихи называется ПОЭЗИЯ. (небольшой рассказ о своём творчестве. Вместо поэтессы можно пригласить библиотекаря. которая расскажет о поэтессе и о острове «Поэзия») 


Здесь будет изображение: /data/edu/files/e1457760956.jpg (1920x1440)

Для того чтобы написать вот такую тоненькую книжечку мне нужно было прочитать много книг о морях и их обитателях. С большим удовольствием наблюдала я за вашим путешествием по страницам моей книги «Где обедал кашалот?»

А вам понравилось путешествие? Надеюсь, вы узнали много полезного.

Давайте проведём небольшую викторину для самых внимательных и любознательных.

1вопрос - Какие «цветные моря» ты знаешь? (Чёрное, Красное,Белое…)

2 вопрос - Она вся состоит из воды? Кто это? (медуза)

3 вопрос - Умное морское животное млекопитающее? (дельфин)

4 вопрос - Кто отпугивает врагов чернилами? (каракатица)

5 вопрос - Кто любит есть «розовую кашу» из мелких рачков - планктона? (кашалот)

Исполняется песня «Угадай!»


Здесь будет изображение: /data/edu/files/s1457760485.jpg (1920x1440)
 

Т.Карпова - Молодцы ребята!

Совсем недалеко от меня есть ещё один замечательный остров. Живёт на этом острове добрая волшебница. Зовут её Нюкало Елена Ивановна. Она учитель музыки и композитор. А волшебство её заключается в том, что она превращает стихи в песни. И сегодня вы исполняете песни, которые Елена Ивановна написала на мои стихи. Плывите к ней на остров и, может быть, она раскроет вам тайну, как рождается музыка и песни.

Е.Нюкало – (или учитель музыки, который расскажет о творчестве композитора и об острове «Музыка»)


Здесь будет изображение: /data/edu/files/n1457759968.jpg (1920x1371)

- Здравствуйте, ребята рада видеть вас на острове МУЗЫКА. Это удивительный и волшебный остров. Потому что стихи на этом острове обретают новое качество у них появляется МЕЛОДИЯ и они превращаются в ПЕСНЮ. Мелодия для стихотворения как крылья, которые позволяют стихам зазвучать одновременно разными голосами. И этот коллектив исполнителей мы назовём?..

Правильно! ХОР или АНСАМБЛЬ.

 

В жизни всё большое состоит из малого, а малое стремится стать большим. Ручьи стекаются в реки, а реки в моря и океаны. Жизнь человека часто сравнивают с потоком реки или с состоянием моря.

Спокойный поток реки или штиль на море – мирная и спокойная жизнь. Сильный, бурлящий поток или шторм на море – жизнь нелёгкая, наполненная тревогой и опасностями.

У Татьяны Александровны есть замечательное стихотворение «Река детства». Эта река, по которой вы сейчас «плывете», объединит вас в море под названием «Жизнь». Сюда сольются все ваши знания, умения и таланты. И от того насколько будут глубокими и разнообразными ваши знания, и насколько вы станете интересными людьми, настолько будет интересна и ваша жизнь.

Доброго вам пути!

Исполняется песня или читается стихотворение: «Река детства»


Здесь будет изображение: /data/edu/files/r1457760046.jpg (1920x1440)

Опубликовано в группе «Свет Отчизны моей»

Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.