Сценарий литературно-музыкальной композиции «Дети блокадного Ленинграда»
Сценарий литературно-музыкальной композиции,
посвященной 73-ой годовщине со дня полного снятия блокады Ленинграда
«Дети блокадного Ленинграда»
для учащихся 5 – 7 классов
Сценарный ход
Действующее лицо |
Текст выступления |
Сопровождение (музыка, видеоряд) |
Видео (Ю. Воронов «О блокаде Ленинграда») |
||
Ведущие |
Краснов Михаил: Сегодня мы собрались отметить невероятно важное и значимое событие не только для одного города, но и для всей страны – 73 годовщину со дня полного снятия блокады с Ленинграда. И наша встреча посвящена всем ленинградцам, пережившим эти страшные дни, отстоявшим свой родной и любимый город, и тем, кто не дожил до этого долгожданного светлого дня. Фомина Александра: Даже сейчас, когда давно смолкли залпы войны, продолжается борьба – в наших сердцах и душах. Борьба между памятью и забвением, когда мы становимся свидетелями, как пытаются переписать нашу историю заново, пытаются умалить значение нашей страны в общей победе, и как стараются уничтожить память о войне, выраженную в памятниках и обелисках. |
Музыка - Г.Ф.Гендель «Сарабанда» (звучит приглушенно) |
Чтецы Суханов Егор Купцов Роман |
Когда я приезжаю в Ленинград, Перед закатом солнца чайки стонут. Ночь. Звёзды прямо в душу мне глядят, Плывут в Неве и никогда не тонут. Из неба, из воды они глядят, Напоминая мне и Ленинграду, Что эти звёзды - слава всех солдат, Прорвавших ненавистную блокаду. |
|
Ведущие |
Чернавский Петр: Лето, 22 июня, пора летних каникул. Кто-то из ребят уже в лагере, кто-то в гостях у бабушек и дедушек в деревне. Воскресенье - полные электрички везут в ленинградцев в пригороды отдыхать. Но многим уже не суждено покататься на лодочках в Павловске, покормить лебедей в Царском Селе, и мало кто из ребят сможет когда-нибудь побегать по камушкам фонтанов-шутих в Петергофе.
Дети начинают возвращаться домой. И поначалу в городе не чувствуется стремительно приближающейся войны. Работают театры и музеи. Город пестрит афишами. |
Презентация, слайды 5-6 (Ленинград до войны – в годы войны) |
Ведущие: |
Фомина Александра: Но в городе в срочном порядке идет эвакуация стратегически важных объектов. Эвакуируются и школы, многие из них вглубь страны. Роль школы в эти дни очень важна. Старшеклассники и учителя разносят родителям повестки о собраниях, на которых оглашаются списки необходимых вещей, которые детям необходимо брать с собой в эвакуацию. Краснов Михаил: Как же надо было доверять школе и верить учителям, чтобы в это неспокойное время отпустить своих детей. Многие дети были увезены в районы, до которых война не дошла, и у них 1 сентября начались школьные занятия. Чернавский Петр: Некоторые поезда не могут вырваться из города, кочуя со станции на станцию. Самый западный город Советского Союза (так раньше называлась наша страна) - Ленинград был окружен с востока. 4 сентября окраины города уже начинают бомбить. Кольцо врага сжимается, и 8 сентября 1941 года в Ленинграде началась блокада. Снежко Мария: Ужасную участь готовил Гитлер Ленинграду. Вот выдержка из секретной директивы немецкого военно-морского штаба «О будущности Ленинграда» от 22 сентября 1941 года: большого населенного пункта. Краснов Михаил: Предложено блокировать город и путем обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сравнять его с землей. С нашей стороны нет заинтересованности в сохранении хотя бы части населения этого большого города». Стремясь сравнять город с землей, фашисты обрушили на него за время осады: 150 тысяч тяжелых снарядов, 5 тысяч фугасных, более 100 тысяч зажигательных бомб. Фомина Александра: В городе постепенно иссякали запасы топлива, воды, за которой ходили на набережную Невы, делая прорубь и набирая воду подчас под обстрелами. Смерть входила во все дома. Запасы продовольствия таяли с каждым днём. С осени 1941 года начался голод. Была введена карточная система снабжения горожан продовольствием. Норма выдачи хлеба рабочим составляла 250 граммов, а служащие и дети получали по 125 граммов. Так маленьким ленинградцам пришлось вынести все тяготы и лишения вместе со своим городом. |
Презентация, слайд 7
Д.Д. Шостакович – Симфония «Ленинградская» (слайд 9) Презентация, слайд 10-11 |
Ведущий |
Чернавский Петр: Старшеклассники пошли записываться в ополчение, ребята чуть помладше пошли на заводы, и, не обязательно, что всем им придется изготовлять снаряды. Кто-то будет делать ящики для патронов. А кто-то костыли для госпиталей – они сами будут строгать планки. Снежко Мария: Занятия в тот далекий первый блокадный год начнутся, конечно же, не сразу, во всех школах по-разному. Дети еще долгое время будут привыкать к гулу самолетов и свисту зажигательных бомб. Краснов Михаил: В конце октября новое снижение норм хлеба, дети получают только 200 грамм хлеба в день. В школе ученики уже не ведут никаких записей – это тяжело, все уроки учатся в классе. У детей единственная большая радость – это суп. Им заканчивается учебный день. Фомина Александра: Писатель Александр Фадеев сказал: «Самый великий подвиг школьников Ленинграда в том, что они учились». В осажденном городе работали 39 школ. |
Презентация, слайд 12 Презентация, слайд 13 Видео (песня) «Им было всего лишь тринадцать, Но были они ленинградцы» Презентация, слайд 14 |
Чтецы Четверикова Наташа Михайлова Катя Ведущие |
Вместо супа – Бурда из столярного клея, Вместо чая – Заварка сосновой хвои. Это б все ничего, Только руки немеют, только ноги Становятся вдруг не твои. Только сердце Внезапно сожмется, как ежик. И глухие удары Пойдут невпопад… Сердце! Надо стучать, если даже не можешь. Не смолкай! Ведь на наших сердцах – Ленинград! Бейся, сердце! Стучи, несмотря на усталость, Слышишь, город клянется, что враг не пройдет! …Сотый день догорал. Как потом оказалось, Впереди оставалось еще восемьсот. (Ю. Воронов) Чернавский Петр: В Ленинграде узнали, что такое дистрофия, начинающаяся с резкого похудания и заканчивающаяся изменениями в структуре организма. А к ней ещё прибавилась цинга. Кровоточили десны, качались зубы. Ученики умирали не только дома, на улице по дороге в школу, но и случалось, даже в классе. Человек был обречен. Так не стало и маленькой девочки Тани Савичевой. Сценка «Таня Савичева» Таня Савичева - Вера Конопко Шмырина Мария: На берегу Невы, В музейном зданье, Хранится очень скромный дневничок Его писала Савичева Таня. На сцене закутанная в платок девочка, она сидит за столом и при свете огарка свечи пишет. ( Вера Конопко)
Таня Савичева: Я - ленинградская школьница Таня Савичева. Таких как я, было очень много. Во время блокады я вела дневник. Вот записи из него: "Женя умерла 28 декабря в 12.30 утра 1941 год. Женя - это моя сестра. Сценка. Таня Савичева: Тетрадка, тетрадка В линеечку косую. Одни примеры пишут, А я войну рисую. И смерть идет с косою В линеечку косую. «Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 года». Таня Савичева: Коптилка – мой фонарик. Лица не различишь. Да здравствует сухарик! Но он мне сниться лишь. Ни маковой росинки. Зато дают бурду. И плавают крупинки В тарелке, как в пруду. Таня Савичева: «Лека умер 17 марта в 5 часов утра 1942 года». Очень трудно писать слово «умер». У Леки был свой угол, отгороженный шкафом. Он там чертил. Зарабатывал деньги черчением. Он был тихий и близорукий, ходил в очках. И все скрипел своим перышком, рейсфедер оно называется… Лека умер… Умер Лека…» Голос за кадром (Климович Алиса): Она уронила голову и долго не могла ее поднять. И все, что происходило дальше, было как во сне. Она была и как бы не была в этом страшном блокадном мире. Таня Савичева ( Вера Конопко): Расскажи нам, старая чернильница, Как в тебе чернила застывали. Расскажи, как можешь, печка бывшая, Как мы в дни блокады горевали. Но молчит чернильница. Печь к теплу дорогу не покажет, Про огонь забывшая. Только хлеб живой. Он все расскажет. Сто двадцать пять блокадных грамм С огнем и кровью пополам… Голос за кадром ( Климович Алиса): Хлеб не ушел, не покинул дом, только превратился в тоненький ломтик, прозрачный, как кленовый листок. Ломтик лежал на Таниной ладони. Не просто хлеб – блокадный паек. Таня Савичева: Вы знаете, как едят блокадный хлеб? Нет? Я раньше тоже не знала… Надо положить пайку на ладонь и отломить крохотный кусочек. И долго-долго жевать его, глядя на оставшийся хлеб. И снова отломить. И снова жевать. Надо как можно дольше есть этот крохотный кусочек. А когда весь хлеб будет съеден, подушечками пальцев соберите на середину ладони крошки и прильните к ним губами, словно хотите поцеловать их… Чтобы ни одна крошка не пропала… ни одна крошечка. «Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи 1942 года… Дядя Леша 10 мая в 4 часа дня 1942 года…» Звучит фонограмма «Взрывы» Голос за кадром (Климович Алиса ) За окном завыли сирены. Раздался оглушительный треск. Стены вздрогнули. Дом тряхнуло. Люстра закачалась как при землетрясении. По потолку, как молния, пробежала кривая трещина. Упала штукатурка. Таня держалась спокойно: человек ко всему привыкает. Даже к бомбежке. Таня Савичева: Не все ли равно, отчего умирать. Может быть, от голода еще больнее. Голос за кадром ( Климович Алиса) : Таня, уезжай на Большую землю, там есть хлеб, там жизнь. Таня Савичева: Я не могу уехать без мамы. «Мама умерла 13 мая в 7 часов утра 1942 года… Савичевы умерли… Умерли все… Осталась одна …Таня…» Голос за кадром (Климович Алиса): Ее голос оборвался. Но под сводами ледяной комнаты, как эхо, зазвучали другие голоса, такие же приглушенные, охрипшие: Осталась одна Валя… Остался один Вадим… Осталась одна Катя… Женя… Кира… Все уходят |
Презентация, слайд 15 Презентация, слайд 16 Слайд 17 Презентация, слайд 18 |
Ведущий |
Снежко Мария: Всю семью унесла блокада. Не выжила и Таня. Её, правда, успели вывезти из Ленинграда, но голод настолько подорвал здоровье девочки, что она умерла. Краснов Михаил: Многим маленьким ленинградцам, сердцем заслонившим Ленинград, уже не суждено будет стать взрослыми. |
|
Чтец Кондратьев Иван |
Какая длинная зима, Как время медленно крадется В ночи, ни люди, ни дома, Не знают, Кто из них проснется. И по - утру, Когда ветра Метелью застилают небо, Опять короче, чем вчера, Людская очередь за хлебом. |
Презентация, слайд 19-20 |
Ведущий |
Фомина Александра: И в это время ленинградские дети, которые потушили за годы блокады не одну тысячу зажигалок, сброшенных с немецких самолетов, потушили не один пожар в городе, дежурили морозными ночами на вышках, носили своим обессиленным родным воду из проруби на Неве, ловили шпионов, совершили свой большой подвиг – они учились. |
Презентация, слайд 22 |
Ведущий |
Чернавский Петр: Они стоили одни других – учителя и ученики. И те и другие, сквозь стужу и снежные заносы, шли иногда километров по пять-шесть в оледеневшие классы, и одни учили, а другие учились. Они впервые узнали друг друга, когда и те, и другие умирали друг у друга на глазах, на заснеженных улицах города, за партой или у доски. |
|
Ведущие |
Снежко Мария: Дети и во время блокады оставались детьми, и как все дети им хотелось играть. Но игры их были особенными. Мог ли они играть в подвижные игры – бегать, прятаться, играть в мяч, прыгать на скакалочке? Нет, конечно же, нет. Они были сильно истощены. Но они играли в игры «Чай», «Завтрак», «Обед», «Ужин». Они из бумаги, старых кусков обоев, газет вырезали имитацию продуктов. |
Презентация, слайд 23 |
Чтец Смельницкий Артем |
Но город жив, он выйдет из бомбежек. Из города, из горя, из зимы. И выстоит!...иначе быть не может. Ведь это говорю не я, а мы! |
|
Ведущий |
Краснов Михаил: И город, действительно выжил. 26 января 1944 года Москва салютовала Ленинграду. А 27 ноября 1944 года дожившие до этого дня ленинградцы услышали январский гром с Марсова поля в небо поднимались тысячи ракет, небо было озарено победным фейерверком. |
Презентация, слайд 25 |
Чтец Стеблин Николай |
Мы чашу горя выпили до дна Но враг не взял нас никаким измором. И жизнью смерть была побеждена, И победили человек и город! Два бойца (видеофрагмент) |
Презентация, слайд 26 |
Чтецы
|
Фомина Александра: Один тиран, не будем имя Пришел к нам с ордами своими Вообразил в бреду кошмарном Что превратит наш город славный Михайлова Екатерина: А он, как прежде, утром рано Смельницкий Артём: Конопко Вера: Стеблин Николай:
Видеоряд с достопримечательностями Санкт-Петербурга под песню А. Пугачевой «Ленинград» («Я вернулась в мой город») |
Презентация, слайд 28 |