Литературно-музыкальная композиция к уроку мужества, посвящённого Сталинградской битве «Цветы Сталинграда»
Литературно- музыкальная композиция
К уроку мужества ,
Посвящённого Сталинградской битве.
Звучит музыка трек № 1(приложение).на фоне детские стоны и мольбы о помощи обращённые к матери.
Выходят дети ,каждый занимает определённое место на сцене. Один – самый маленький в центре. Темп музыки нарастает после чего звучит фоном, вступают чтецы.
1-й. Среди сугробов и воронок
В селе, разрушенном дотла,
Стоит, зажмурившись ребёнок-
Последний гражданин села.
Испуганный котёнок белый,
Обломок печки и трубы-
И это всё, что уцелело
От прежней жизни и избы.
2-й. Стоит белоголовый Петя
И плачет, как старик без слёз,
Три года прожил он на свете
А что узнал и перенёс.
При нём избу его спалили,
Угнали маму со двора,
И в наспех вырытой могиле
Лежит убитая сестра.
( стихи Е. Форта.)
Переход чтецов.( девочка в центре)
3-й. Глаза девчонки семилетней
Как два померкших огонька.
На детском личике заметней
Большая ,тяжкая тоска.
4-й. Она молчит, о чём не спросишь,
Пошутишь с ней ,- молчит в ответ.
Как будто ей не семь , не восемь,
А много , много горьких лет.
( стихи А. Барто)
Переход.
5-й. Тринадцать миллионов детских жизней
Сгорело в адском пламени войны.
Их смех фонтанов радости не брызнет
На мирное цветение весны.
1-й. Тринадцать миллионов детских жизней –
Кровавый след коричневой чумы.
Их мёртвые глазёнки с укоризной
Глядят нам в душу из могильной тьмы.
5-й. Их губы запеклись в последнем крике,
В предсмертном зове милых мам своих…( музыка затихает)..
О, матери стран малых и великих!
Услышьте их и помните о них! ( Стихи А. Молчанова)
Вступает трек №2. Меняется мизансцена.
2-й. Сталинград- это боль , это муки,
В Сталинграде лишь плач матерей.
Вот берёт мать дитя своё в руки
И несётся сквозь пули быстрей.
3-й. Реки крови и свист пулемётов
Не забудет дитя никогда.
Горы трупов умерших солдатов
Крики помощи, но в никуда.
Вступает трек №3 – выходит хореографическая группа. Меняется мизансцена.
4-й. над Волгой дыхание смерти,
И всплески кровавых огней.
И в страшной шальной круговерти,
Увидишь ты лица детей.
( стихи А. Царапкиной.)
На сцене пластический этюд, олицетворяющий борьбу войны и мира, в центре которого мать и дитя, которых пытаются разделить. ( на фоне слайды с глазами детей). Два чтеца выходят на авансцену и становятся по краям и во время танца читают текст.( остальные чтецы переходят в хореографическую зарисовку)
5-й. Зачем? За какую провинность
Они угодили сюда?
За что проявила немилость
К их душам невинным судьба?
1-й. Ответ мы отыщем едва ли .
И дела не выправит он.
Из чёрных горящих развалин,
Лишь слышен подвальный стон.
5-й. И в тёмных расколах подвалов,
Как в давних веках на Руси,
Простая молитва звучала:
Помилуй Господь и спаси.
1-й. Бог, может быть, их не покинув,
Хотел бы молитву принять,
Но в грохоте адских разрывов,
Ребячьих молитв не слыхать.
5-й. А дьявол с крестами на крыльях,
Нёс смерть и страданье с небес.
Сил злобных сплошное засилье,
Как будто бы Бог не воскрес.
( стихи Э. Цывкина.)
( во время танца мать унося на вытянутых руках, показывая её гибель, все уходят , остаётся один ребёнок в центре сцены. Выходит девушка в белой тунике и поёт акапельно песню « на краю стою» ( Трек №4)
Далее звучит трек №5 выходят остальные чтецы.
2-й. Да, молох войны беспощаден.
А к детям безвинным в двойне,
Всегда ненасытен жаден,
Так было на каждой войне.
3-й. Но, память жива, невредима,
О тех, кто не вышел из тьмы.
Они в Сталинградских руинах
Навеки остались детьми.
( стихи Э. Цывкина)
1-й. Дети войны, вы детства не знали
Ужас тех лет от бомбёжек в глазах.
В страхе вы жили. Не все выживали.
Горечь-полынь и сейчас на губах.
2-й. Дети войны, как же вы голодали….
Как же хотелось собрать горсть зерна.
На зрелых полях колосья играли,
Их поджигали, топтали…. Война.
3-й. Где ж вы, родные мои , отзовитесь?!
Сколько же лет разделяло людей?
Дети войны, как и прежде. Крепитесь!
Больше вам добрых и радостных дней!
( стихи С. Сиреной.)
Финальная песня. « Дети Войны». Трек №6 ( выход вокальной группы)