Сценарий литературно-музыкальной композиции «Бал выпускной 1941 года в памяти живых»
4
Сценарий литературно-музыкальной композиции
«Бал выпускной 1941 года в памяти живых»
Цель мероприятия: формирование патриотизма у молодого поколения, формирование чувства сопричастности с историческими событиями в годы войны.
Задачи:
Донести мысль о необходимости преемственности поколений в памяти о Великой Отечественной войне.
Воспитание уважения к исторической памяти и расширение знаний о защитниках Родины, ушедших на войну со школьной скамьи.
Ход мероприятия.
Исполнение песни «Довоенный вальс» 1-2 куплет
1 обучающийся. 22 июня 1941 года был выходным днем и поэтому многие просто отдыхали. Вчера были в школах выпускные вечера, но в 12 часов дня из громкоговорителей передали сообщение о начале войны.
Голос Левитана о начале войны.
Учитель
Девочки в платьицах бальных,
Мальчики в черных костюмах,
Облако вальсов хрустальных,
Обворожительно юных.
В крепких руках аттестаты,
Столько надежд и стремлений!?
Вам восемнадцать, ребята!!!
Юность лихих поколений.
Яркими были рассветы,
Всплески прекрасных порывов,
Только внезапно: ракеты....
Бомбы, пожарища, взрывы.
Двадцать второе июня!
Мальчики, вдруг, повзрослели,
Счастья оборваны струны,
Вскатку надеты шинели.
Кто эту цену оплатит?
Кто им вернет эти годы?
Боль медсестры в медсанбате,
Жизнь, что убита на взлете?
Нет никому оправданья!
И ничего не забыто!!!
Бал выпускной утром ранним,
Память живых и убитых!
2 обучающийся. Сотни мальчишек и девчонок стали в шеренги бойцов – рядом с отцами и старшими братьями. Отложив недочитанные книжки и учебники, юные патриоты взяли в руки винтовки и гранаты, стали сынами полков и партизанскими разведчиками, работали на колхозных полях с мыслью: «Все – для фронта, все – для победы!»
Учитель. Люди, оставшиеся в тылу, помогали фронту, как могли. Было решено по-боевому включиться в уборку урожая, привлечь для этого стариков и подростков. Непростые судьбы у этих людей, молодость которых опалила война.
Альбом с фотографиями.
3 обучающийся. Я, Тоня Бочкарева, меня как и многих подростков послали в Саратов, в училище, откуда через несколько месяцев я попала на завод. И руки сначала толком не слушались, и сама еле доставала до станка, а приходилось молчать и крепиться: ведь на заводе делали не что-нибудь, а снаряды, и каждый понимал, как нужны они фронту. После смены бывало, не чувствовала рук и ног и валилась от усталости, а когда были редкие выходные, шла на Волгу разгружать баржи – там тоже не хватало рабочих рук.
4 обучающийся. Я, зенитчица Наталья Шолох.
Мы подвигов не совершали: не участвовали в боях, не ходили в разведку. Но каждый день рисковали жизнью - отражали атаки немецкой авиации.
На нашей батарее было 20 девчат. Все они проявляли мужество, никто не стонал, что тяжело. И в жару, и в холод спали в палатках, мокли под дождем, выполняли тяжелую мужскую работу. Мы выдержали все: и жару, и холод, и бомбежки, и обстрелы. Однажды бомбежка была ужасной! В ней погибли почти все: шофера, радистки, телефонистки, повара, разведчицы.
5 обучающийся. Я, Иванов Игорь, родился в 1923 году. С 5-го класса учился в нашей школе. У меня была мечта – стать журналистом. И я упорно шел к своей цели. Я был очень трудолюбив и, пока не сделаю всех уроков, не выходил на улицу гулять с ребятами. Осенью 1940 года я перешел в 10-ый класс. Близилось окончание школы. Уже в июле меня призвали на военно-морскую службу.
16 ноября 1942 года я отправил очередное письмо домой, где написал, что когда смогу, то напишу еще. Но написать мне так и не удалось…
Учитель. Через несколько дней Игорь будет тяжело ранен и умрет в госпитале от ран.
Высочайшее мужество в защите Сталинграда проявили моряки Волжской флотилии. Под вражеским огнем корабли флотилии переправляли в Сталинград десятки тысяч бойцов и тысячи тон боеприпасов и продовольствия. Участники Сталинградской битвы прошли самое жаркое пламя из всех огненных бурь, бушевавших на земле.
Учитель. Школьный выпуск сорок первого года. Это о них говорили, что, мол, со школьной скамьи – на фронт. Сидят на садовых скамейках, смеются, гримасничают в объектив. До того красивые парни, как на подбор! Хотя «парни» – неподходящее слово. Хочется говорить с интонацией: «мальчики». Потом мальчики погибли на войне. Все. Весь выпуск...
1 обучающийся.
Ты слышишь, как голоса,
Кричат о забытом прошлом?
Где кровью омылась роса,
А хлеб отпускался по крошкам...
Где слово простое "война",
Как взрыв, что осколками режет,
Где в ранах проснулась страна
Под мерзский металла скрежет....
2 обучающийся.
Где слезы горели в огне,
Как хлеб, что поля уродили,
Ту боль не утопишь в вине,
Она, как кресты, на могиле.
3 обучающийся.
Где дети со школьной скамьи
Экзамен на фронте сдавали,
Еще не познавши любви,
Они уже смерть познавали....
Где каждый стоял за троих -
За Родину, не за награды!
Победе слагая свой стих
К врагу не имея пощады!
6 обучающийся. Они были молоды, полны сил, тоже хотели жить. Война – это смерть, потери, слезы, кровь. Молодые, будьте достойны их подвига, берегите родную землю.
Исполнение песни «Довоенный вальс» 3 куплет.