12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Калёнова Светлана Васильевна941
Окончила Балашовский педагогический институт в 1994 году по специальности учитель русского языка и литературы
Россия, Саратовская обл., Пугачёв
Материал размещён в группе «Внеурочная деятельность»

Сценарий литературно-музыкальной постановки «Память жива» в рамках социального проекта «Голубь мира» ( к 73-летию Великой Победы)

Автор: Калёнова Светлана Васильевна, учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ с. Ивантеевка Ивантеевского района Саратовской области»

Пояснительная записка: в постановке использованы проза Аркадия Тищенко «Письмо матери убитому сыну», стихотворение «Бессмертный полк» Валерия Миллера, А. Твардовского, Ирины Микулович «Голубь мира», материалы «Книги памяти Саратовской области» и школьного краеведческого музея.

1 эпизод «Выпускной»

Исполнители одеты в одежду нейтральных тонов 40-х годов.

Звучит довоенный вальс. На сцене появляются 2 молодые пары и юноша.

Девушка 1: Ребята, какой сегодня прекрасный день! Так светло на душе и кажется, что все вокруг рады нашему счастью. Сегодня у нас выпускной, позади школа, а завтра мы – студенты институтов и университетов.

Девушка 2: Да, впереди у нас целая жизнь, мечты и планы. Мы будем учиться и работать на благо нашей Родины. Вот скажи, Ваня, ты кем хочешь стать?

Юноша 1: Конечно, врачом, как мой папа – кандидат медицинских наук. 20 лет он проработал хирургом, а сейчас преподаёт в государственном университете.

Девушка 2: Степан, а ты как построишь свою судьбу? Куда пойдёшь учиться?

Юноша 2: Я – простой сельский парень, но хочу стать архитектором и сделать города и сёла в нашей стране ещё краше для всех людей. Поеду на комсомольские стройки и всегда буду там, где нужнее всего. Ведь это же прекрасно, когда на твоих глазах рождаются новые улицы и города!

Юноша 3: А я стану инженером! Они сегодня очень нужны стране.

Девушка 1: Ой, мальчики, как у вас всё серьёзно – медицина, стройки, города... Это ж сколько опять учить-то надо, сколько книг перечитать! Неееет, это не для нас с Машей! Правда, подруга?

Девушка 2: Мы идём в те-а-тра-льный! Будем петь и танцевать! И, поверьте, о нас тоже узнает страна! Ведь дарить людям искусство – тоже нужное дело! Правда, ребята?

(Все кивают)

Девушка 2: Ребята, у меня хорошая идея! А давайте встретимся через 5 лет на этом же месте, на Набережной. И посмотрим, сбылись наши мечты или нет.

Юноша 3: Конечно, сбудутся. Сегодня на выпускном мы выпустили белых голубей, вестников мира и добра. А это хорошая примета!

Все соглашаются

Беседа прерывается: звучит голос Левитана (От советского информбюро….)

В это время девушки на мгновение исчезают и появляются в платочках на плечах и с военными кителями, которые одевают на плечо парням.

Песня «Как родная меня мать провожала...»

Песня «Тёмная ночь»

2 эпизод «Война»

Солдат 1: Вы слышите, грохочут сапоги,

И птицы ошалелые летят?

И женщины глядят из-под руки,

Вы поняли, куда они глядят…

Солдат 2: Вы слышите, грохочет барабан?

Солдат, прощайся с ней, прощайся с ней.

Уходит взвод в туман, в туман, в туман,

А прошлое – ясней, ясней, ясней.

Девушка 1: Ты обернешься, и увидишь рядом

Тех, кто отвел и от тебя беду,

Товарищ мой, бредущий тихим садом

В трехтысячном, немыслимом году.

Песня «Три танкиста» 3а

3 эпизод «Письма»

Голос за сценой. Муз. фон.

Придя из темноты, миров, кровопролитий,

Неведомых никем, далеких и больных,

Война железная поет свой красный стих,

Безумье, почерпнув из долгожданных писем...

На сцене 2 юношей в солдатской форме, на коленях у них листочки бумаги и карандаши. На скамейке слева девушка в платке на плечах – мать солдата. На скамейке справа – девушка в солдатской форме. Все они пишут письма и читают их вслух.

Солдат 2: Здравствуй, друг мой Стёпа! Пишу тебе из госпиталя, я под Курской дугой. Жарко у нас тут,Стёпа. Полегло немало. Но отступать нельзя. Иначе не будет мира для русского народа. Да и народа тогда не будет, если войну проиграем. Ранен я крепко. Не знаю, выживу ли я. Завтра операция. На нашу встречу на Набережной, как договаривались вряд ли приду. Будь здоров! Передавай привет нашим.

Девушка 1: «Здравствуй, Стёпа! Пишет тебе одноклассница Даша. Мы с Машей окончили курсы медсестёр и завтра на фронт – под Сталинград. Бои там идут яростные. Не знаю, уцелеем ли? А ты после войны передавай привет нашим. Жаль, только с Машкой артистками не стали. Ну, ладно, после победы вместе станцуем и споём!»

    Солдат 1: «Здравствуй, мама. Я жив, воюю под Ленинградом, фриц, что гад, лезет и лезет под наши снаряды. Мама, всё хорошо у меня, у нас командир - во! Это мой одноклассник Иван Сергеев. Я за него и он за нас стоит горой. Он один такой на весь взвод. Берёжет нас, как зеницу ока. Пули его не берут, ты знаешь, он патриот и верит Сталину. Каждый приказ его - это огонь души. В атаку вчера послал нас. Мы взяли дзот и высоту, фриц отступил, как трус».

Мать: «Здравствуй, Стёпушка! Пишу тебе уже шестое письмо. Неужели и оно безответное? Где ты воюешь, сыночек мой? Стёпа, прости свою мать...

Нет у нас больше ни отца нашего, ни братьев твоих Андрюшеньки с Толей...
    Убили их...   Не писала тебе, страшно было писать... Может и сейчас
не написала бы... Когда вас оставалось двое — были еще силы... Но теперь,
когда и Андрюши не стало...Придавило меня горе, нет сил терпеть... 

  Этой весной вернулись наши аисты, а дома — нет. И деревни нет. Разбомбил нас немец. Покружили аисты в небе и улетели... А твоя яблонька уцелела и первый раз зацвела. Стоит вся белая-белая, как невеста. Тебя дожидается...    Возвращайся, Стёпушка».
Солдат 1: «Мама, мы всё время отступаем, не знаю, но так и до Москвы дойдем, я уже не знаю, сколько положил этих гадов, много оставил я их в земле. Мама, не плачь обо мне, война любит сильных людей, а я сильный, сильный, мама. Во мне горит звезда планетарная, она дает мне силы. Я всё время думаю о тебе, скоро, я знаю, наступит мир на земле. Ты там береги себя. У нас на войне здесь даже дети воюют. Им бы на крышах голубей гонять, а они за Победу жизни свои отдают». 

Песня «Белые панамки»

Муз. Фон. Стих « Рассказ танкиста»

4 эпизод «Перекличка»

Взвод солдат выходит с песней, марширует на месте. Потом начинается перекличка.

Командир: Товарищи! Вчера был трудный бой, но мы отстояли высоту. С поля боя вернулись не все. (называет солдат, каждый делает шаг вперёд и после своих слов снимает головной убор, держит перед собой)

Командир: Капитонов Тихон Иванович

Солдат1: Родился 16 июня 1902 года. На войне с первых дней. Защищал Брянск, погиб под Харьковом.

Командир: Солопов Егор Васильевич

Солдат 2: Родился в 1902 году. Работал в колхозе комбайнёром. Погиб 14 апреля 1945 года.

Командир: Паншин Иван Владимирович

Солдат 3: Родился в Ивантеевке 4 октября 1924 года в семье колхозника. Учился в Ивантеевской школе. 18-летний погиб на защите Сталинграда. Его имя высечено на монументе Мамаева кургана.

Командир: Панков Александр Михайлович

Солдат 4: Родился в 1916 году. Работал бригадиром тракторной бригады. Жил в Ивантеевке. Ушёл на фронт в 1941-м. Воевал в офицерском звании. Погиб в 43-м под Ленинградом.

Командир: Финаев Павел Иванович

Солдат 5: Родился 22 августа 1911 года в Ивантеевке. Окончил 2 класса Ивантеевской школы. Работал трактористом в колхозе. Награждался похвальными грамотами. Погиб в Белоруссии в 41-м.

Соколов Степан Васильевич, родился в 1911 году. Призван на войну Свердловским военкоматом. Пропал без вести в декабре 41-го.

Командир: Эх, Стёпа! Не уберёг я тебя. Что же матери твоей напишу? Совсем одна она осталась...

Песня «Журавли». Все солдаты присаживаются на одно колено и опускают головы.

Метроном. Солдаты встают. Минута молчания. Все уходят, один солдат остаётся – Степан.

5 эпизод «Колокол»

Шумовая фонограмма (звуки колокола)

Девушки рассредоточены по сцене. Движения рук имитируют удары в колокол.

(Стёпа)Солдат : Я проходил, скрипя зубами

Мимо сожженных сел, казненных городов.

По горестной, по русской, по родимой,

Завещанной от дедов и отцов.

Песня «Эх, дорожки фронтовые»

6 эпизод «Мать-земля»

Девушки и юноши выходят под песню Высоцкого и молча слушают с залом один куплет песни «Кто сказал, что земля умерла…» В это время идёт видеоролик под песню. После первого куплета песня прерывается и солдаты продолжают её читать сами.

Песня: Кто сказал: "Всё сгорело дотла?
Больше в Землю не бросите семя"?
Кто сказал, что Земля умерла?
Нет! Она затаилась на время.
Материнство не взять у Земли,
Не отнять, как не вычерпать моря.
Кто поверил, что Землю сожгли?
Нет! Она почернела от горя.


Солдат 1: Как разрезы, траншеи легли,
И воронки, как раны, зияют,
Обнаженные нервы Земли
Неземное страдание знают.
Солдат 2: Она вынесет всё, переждет.
Не записывай Землю в калеки!
Кто сказал, что Земля не поёт,
Что она замолчала навеки?

Солдат 3: Нет! Звенит она, стоны глуша,
Изо всех своих ран, из отдушин.
Ведь Земля - это наша душа,
Сапогами не вытоптать душу!
Солдат 4: Кто поверил, что Землю сожгли?
Нет, она затаилась на время.

Муз фон. Стих «Россия начиналась не с меча»

7 эпизод «Бессмертный полк»

Муз. Фон «Марш славянки»

Ведущий 1: Прошла война. В прошлом остались этапы пути: Москва –в 41-м, Сталинград – в 42-м, Курск – в 43-м.

Ведущий 2: В 44-м - советская армия вышла за границы СССР, и близился заветный день - 9 Мая 45 года.

Муз фон. Стих «Бессмертный полк». Исполняют учащиеся 1 класса. В руках у них портреты ветеранов.

1.Бессмертный полк опять в строю,
Участвует в торжественном параде
Портреты победителей несут
Бессмертие представлено к награде.

2. В поблекших снимках разных лет
Видна война - эпоха лихолетья, 
Грудь в орденах за множество побед
За мир в стране на многие столетия.

3. По площади идёт неровный строй,
Их дети, внуки, вдовы и сироты,
Для каждого из них Он, был герой,
В атаку шёл на вражеские дзоты.

4.Победный гром салюта в Вашу честь
Бессмертны в памяти людской остались
Святой была, фашистам, Ваша месть
Вернуться с той войны не всем досталось.

5.Бессмертный полк опять в строю
Нам не забыть, о той войне далёкой
Вы, не щадили в битве жизнь свою
И уходили в вечность Вы, до срока.

Танец Мира и детства «Кто, если не мы»

8 эпизод «Ветераны»

Солдат (Стёпа): Я жив, передайте родным, что я жив.

Что первая пуля меня не задела.

А пуля вторая убить не сумела,

И слух, что я умер, неверен и лжив.

И если придет похоронная вдруг,

Считайте, что писарь напутал,

Не верьте!!!

Считайте, что все-таки выйдет из смерти

И, значит, опять будет драться ваш друг.

Ведущий 1: С глубоким уважением и теплотой мы в эти минуты вспоминаем об участниках Великой Отечественной войны, тружениках тыла, всех, кто приближал Победу вопреки невзгодам и трудностям. Это им мы благодарны за великий подвиг.

Ведущий 2: Вы – воины чести: из нашей страны 
В позорное бегство вы смерть обратили. 
Вы – чистое сердце священной войны, 
И, жизнь отдавая, вы жизнь утвердили.

Школьники читают стихи 
Чтец 1: Я никогда не видела войны 
И ужаса ее не представляю. 
Но то, что мир наш хочет тишины, 
Сегодня очень ясно понимаю. 
Чтец 2: Спасибо Вам, что нам не довелось 
Представить и узнать такие муки. 
На Вашу долю все это пришлось – 
Тревоги, голод, холод и разлуки. 
Чтец 3: Спасибо Вам за солнца яркий свет, 
За радость жизни в каждом миге нашем, 
За трели соловья, и за рассвет, 
И за поля цветущие ромашек. . 

Чтец 4: Да! Позади остался страшный час. 
Мы о войне узнали лишь из книжек. 
Спасибо Вам. Мы очень любим Вас. 
Поклон Вам от девчонок и мальчишек! 

Чтец 5: Спасибо вам большое, ветераны!
Спасибо вам за мир на всей земле,
За каждый бой, что лег на сердце шрамом,
За то, что дали вы отпор войне!

 

Муз. Фон. Дети дарят цветы ветеранам

Песня «Взгляни на эту землю»

9 эпизод «Голубь мира»

На сцену выходят все участники постановки, а с ними Голубь мира с шарами трёх цветов триколора.

Солдат 1: Помните.

Через века,

Через года

Солдат 2: Помните

О тех,

Кто уже не придёт никогда.

Солдат 3: Помните.

Не плачьте,

Солдат 4: В горле сдержите стоны,

Горькие стоны.

Солдат 5: Памяти павших

Будьте достойны.

Вместе: Вечно достойны!

Голубь Мира:

Я – символ мира и добра,

Я – голубь белый, вольный!

Напомню людям, что пора

Уже закончить войны!

Взлечу я выше облаков!

Пусть нас услышит каждый:

Лишь мир важнее всех основ –

Всё, без него, не важно!

Все участники выходят на сцену

Финальная песня «Взгляни на эту землю»

Опубликовано в группе «Внеурочная деятельность»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.