Литературно-музыкальная композиция «ОСЕНЬ, ПУШКИН и ЛИЦЕЙ»
Сценарий литературно-музыкальной композиции
«ОСЕНЬ, ПУШКИН и ЛИЦЕЙ»,
посвящённой 225 годовщине со дня рождения А. С. Пушкина.
Ход вечера.
На сцене по обеим сторонам стоят ведущие, звучит «Осенний вальс Шопена»
1 Ведущий
Это имя - знакомое с детства -
Вместе с грамотой впаяно в речь.
Надо заново в имя вглядеться,
Чтобы заново знать и беречь!
Портрет А.С. Пушкина (на экране)
2 Ведущий.
С самого детства входит в нашу жизнь веселое и звучное имя – Пушкин, и до конца жизни сопровождает нас великий поэт как верный друг, воспитатель прекрасного и дорогого в человеке.
1 Ведущий.
Текут родимые слова
Сквозь толщу времени былого,
Сквозь посвист хвои, шум берёз.
Мне кажется, что Пушкин пишет,
Он на земле, он среди нас.
И чутким своим ухом слышит
Дыхание народных масс!
2 Ведущий.
Ребята, в 2024 году исполняется 225 лет со дня рождения великого поэта. И наше сегодняшнее мероприятие мы посвящаем ему-солнцу русской поэзии, Александру Сергеевичу Пушкину!
1 Ведущий
Осень…. Это одно из самых красивых и живописных времен года. А как любит она осыпать все золотом! Осенняя природа, словно волшебная сказка, завораживает. Смотришь кругом и кажется, что во-вот начнется представление, сейчас появятся сказочные герои… а пестрые листья закружатся в феерическом осеннем вальсе…
(Вальс)
2 Ведущий
Любви возвышенной истоки
леса и пажити хранят.
Незримо Пушкинские строки
вплелись в осенний листопад.
И среди чуткого молчанья
в купели золотого сна
Душа полна очарованья
И светлых дум она полна.
Родной поэзии свобода
объяла так и даль и высь,
что где тут Пушкин, где природа,
пойди попробуй разберись...
(Н. Рачков)
1Ведущий
«Незримо Пушкинские строки вплелись в осенний листопад…». Осень и Пушкин совершенно неразделимы. Ведь самым любимым временем года поэта была именно осень. Она подарила ему много прекрасных незабываемых мгновений, значимых событий в жизни… вспомним хотя бы поступление Пушкина в Лицей, который впервые распахнул перед лицеистами свои двери как раз осенью.
2 Ведущий (на фоне музыки)
Однажды (это было в конце 1810 г.) стало известно о создании нового учебного заведения в Петербурге, в котором император Александр I предполагал обучать своих младших братьев - Николая и Михаила, будущих наследников российского престола. Называли это учебное заведение Лицей.
1Ведущий (на фоне музыки)
Место для Лицея выбрали в Царском Селе, городе прекрасных садов и парков, недалеко от столицы – Петербурга. В этом удивительно красивом местечке по велению императора решили открыть высшее учебное заведение – первый в России Лицей, который так и называли – Царскосельский Лицей. В нём должны были воспитываться будущие государственные деятели России. Сюда же по решению семьи летом 1811 года был привезен и Александр Пушкин (слайд 6).
2 Ведущий
Идея создания Лицея принадлежала видному государственному деятелю, главному советнику императора М. М. Сперанскому. Он стал автором программы новой школы (слайд № 8).
1Ведущий
Выбирали в Лицей мальчиков из дворянских семей в течение нескольких недель министр образования Разумовский, будущий директор Лицея В.Ф. Малиновский и директор Департамента народного просвещения И.И. Мартынов. Вот какие люди открывали дверь в Лицей - не просто чиновники, а образованнейшие люди России!
2Ведущий
В Лицей было подано свыше 300 заявлений, а приняли только 30 – всего один класс. Они не одногодки. Самому маленькому – одиннадцать лет, самому старшему – пятнадцать. (слайд № 7)
1Ведущий
А учить их будут лучшие учителя! Называют их не учителями, а профессорами или помощниками профессоров. Они мечтают, чтобы их ученики стали честными и благородными людьми, принесли пользу и славу своему Отечеству.
И вот 19 октября 1811 года (слайд № 10)
Сценка. Звучит музыка. Из библиотеки в гостиную выглядывают головы лицеистов.
Беседа:
– Сегодня праздник!
– Вы чувствуете: волнуются профессора, волнуется даже директор Василий Федорович Малиновский!
– Друзья, к зданию подъезжают кареты. Родители приехали!
– Смотрите: для гостей уже расставлены стулья.
– Все в сборе?
– Нет! Царя ждут!
2Ведущий:
Позже Иван Пущин об этом знаменательном дне вспоминал:
«Торжество началось молитвой. В Лицейском зале, между колоннами, поставили стол, покрытый красным сукном с золотой бахромой. На этом столе лежала высочайшая Грамота, дарованная Лицею.
...Среди общего молчания начались ЧТЕНИЯ» (слайд № 11)
1Ведущий:
Друг за другом вставали и выходили к столу гости, но всех поразил А.П. Куницын. Он смело, бодро начал не читать, а ГОВОРИТЬ об обязанностях гражданина... Позже все лицеисты полюбили этого профессора, а Пушкин посвятил ему такие строки:
2Пушкин:
Куницыну дань сердца и вина!
Он создал нас, он воспитал наш пламень.
Поставлен им краеугольный камень,
Им чистая лампада возжена…(слайд № 12)
…
Звучит лирическая музыка, на фоне затихающей музыки
1Ведущий:
А после обеда они все играли в снежки в саду у дворца. Снег в ту осень выпал рано. Потом начались обычные дни в этом 4-этажном городке
Инспектора и гувернёры жили на первом этаже. Второй этаж – это столовая, больница, конференц-зал. Третий этаж – учебный: классы(слайды 9), кабинет физики, кабинет для газет и журналов, место для отдыха и забав
На четвёртом этаже –спальни. У каждого лицеиста своя комната в половину окна. В комнате железная кровать, комод, конторка, зеркало, стул, стол для умывания. На конторке чернильница и подсвечник. На каждой комнате номер. Мальчишки долго играли в числа, подписывали письма, записки своими номерами. «№14 не согласен с мнением №13» означало, что Пушкин не согласен с Пущиным.
Сценка. Под музыку выходят барышни, рассказывают о режиме лицеистов
1 барышня:
- Говорят, в лицее изучают многие иностранные языки, риторику, словесность, русскую и мировую историю, географию, науки математические и физические и…ой, а дальше я забыла.
2 барышня:
- Я слыхала, душечки, что у лицеистов ранний подъём, затем повторение уроков, учебные занятия по 7 часов в день, обязательные гимнастические упражнения; летом – купание, зимой «окрылив ноги железом», катание на коньках.
1 барышня:
- И преподают там главные науки русские педагоги, а не иностранцы. Ах, как это ново!
2 барышня:
- А вы не забыли, что сегодня у князя N бал. Пора прихорашиваться. (барышни уходят)
Звучит музыка. На фоне музыки
2Ведущий:
За праздником начались будни, на целых 6 лет по строгому Лицейскому Уставу. Курс обучения делился на два периода по три года. Профессорам надлежало развивать умственные способности воспитанников, учить их мыслить. А. Пушкин о наставниках впоследствии напишет:
Пушкин:
... Благослови, ликующая муза,
Благослови: да здравствует Лицей!
Наставникам, хранившим юность нашу,
Всем честию, и мертвым, и живым,
К устам подъяв признательную чашу,
Не помня зла, за благо воздадим.
1Ведущий: Лицейские наставники. Кто они эти достойные люди, воспитавшие не менее достойных учеников?
Профессор Яков Иванович Карцов преподавал физику и математику. Устроил в Лицее первый физический кабинет. Эрудированный, разносторонне одарённый. С удивительным тактом и терпением относился к воспитанникам.
Сценка. Классы. Звучит колокольчик, возвещающий о начале урока. Урок математики.
КАРЦОВ: Пушкин, решайте уравненье.
ПУШКИН: Я не умею.
КАРЦОВ: Идите и решайте, а вы все поспешайте!
Пушкин мучается у доски.
КАРЦОВ: Я все стою печально и смотрю…
ПУШКИН: Но уравнение равно нулю.
КАРЦОВ: У вас всегда и все нулю равняется.
Да! С математикой у вас на 5 не получается.
Вы на последней парте заседайте,
свои стихотворенья сочиняйте.
Вот вам единственный совет.
ПУШКИН:
Да, я у вас большой поэт!
Звучит музыка. На фоне музыки
2Ведущий:
Пушкин как литератор родился в Лицее. И способствовали этому удивительные уроки словесности и латинского языка профессора Николая Федоровича Кошанского. Это он учил будущих поэтов - Пушкина, Дельвига, Кюхельбекера -слушать гармонию поэтической строки -учил «языку богов», ибо поэт — уже и сам Бог, потому что ему дано Небом владеть человеческими сердцами. Николай Федорович писал стихи, а своим ученикам говорил: «Кто молод и чувствителен, тому непростительно не быть поэтом».
Звучит музыка. На фоне музыки
1Ведущий:
Режим лицейский был очень строг. У лицеистов не было праздного времени: с ними рядом всегда были воспитатели, даже на прогулках, - до самого выпуска из Лицея!
УЧЁБА в Лицее была напряжённым ТРУДОМ! Не все получалось у лицеистов: кто-то был силен в математике и рисовании, а кто-то, например, А. Пушкин – в поэзии, фехтовании и во французской словесности.
2Ведущий.
Лицеисты любили давать прозвища. Пушкина называли Французом за то, что он легко изъяснялся по-французски. А иногда «Егоза» и даже… «Обезьяна». Кстати, Пушкину нравилось это прозвище, Александр гордился своей ловкостью, умением прыгать, бросать мяч. Сам Пушкин говорил о себе в стихах так…
Пушкин:
В те дни, когда в садах Лицея
Я безмятежно процветал,
Читал украдкой Апулея,
А над Вергилием зевал,
Когда ленился и проказил,
И забывал латинский класс
Для алых губ и чёрных глаз;
Когда французом называли
Мои задорные друзья,
Тогда педанты предрекали,
Что ввек повесой буду я.
1Ведущий:
Владимир Вольховский - «Суворочка», Горчаков Александр - «Франт», Дельвиг- «Тося», Кюхельбекер - «Кюхля», Пущин Иван - «Большой Жано», «Иван великий». Это ему посвятил Пушкин строчки:
Мой первый друг! Мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил.
(слайды № 40-45)
Музыка. На фоне музыки:
2Ведущий:
Лицеисты взрослеют. Они не только становятся старше, но взрослеют духовно. Война 1812 года не проходит мимо них: многие полки, уходящие на фронт, формируются в Царском Селе. Некоторые мальчики рвались на войну, была даже предпринята попытка к бегству (правда, она не удалась), но они сопереживали всему происходящему со всей Россией.
1Ведущий:
8 января 1815 года на экзамене российской словесности Александр Пушкин прочитал теперь уже знаменитое стихотворение «Воспоминание о Царском Селе» в присутствии Гавриила Романовича Державина. Память об этой минуте Пушкин сохранил навсегда.
Пушкин:
«Я прочел мои „Воспоминания в Царском Селе“, стоя в двух шагах от Державина. Я не в силах описать состояние души моей: когда дошел я до стиха, где упоминаю имя Державина, голос мой отроческий зазвенел, а сердце забилось с упоительным восторгом… Державин был в восхищении; он меня требовал, хотел меня обнять… Меня искали, но не нашли…»
2Ведущий:
Об этом незабываемом дне благодарный поэт позже писал:
Моя студенческая келья
Вдруг озарилась: муза в ней
Открыла пир младых затей...
И свет ее улыбкой встретил;
Успех нас первый окрылил;
Старик Державин нас заметил
И, в гроб сходя, благословил.
("Евгений Онегин")
На фоне музыки звучат
1Ведущий:
Шесть лет продолжалась учеба в Лицее, а дружба осталась на всю жизнь.
2Ведущий:
Шесть лет промчались, как мечтанье…
Так начал свою знаменитую «Прощальную песнь» лицейский друг Пушкина Антон Дельвиг. Написал превосходно. Музыка Теппера была тоже хороша. Пели – будто клялись в вечной дружбе. Клялись хранить то лучшее, что дал Лицей.
(песня слушать)
1Ведущий:
Потом директор надел им на пальцы чугунные колечки - символ крепкой дружбы, они дали клятву, что каждый год 19 октября они будут отмечать день Лицея
Пушкин:
А я обязуюсь к каждой годовщине Лицея – 19 октября – писать стихи-посвящения “лицейскому братству”.
На фоне музыки
2Ведущий:
Что же ждало лицеистов впереди???
Впереди у лицеистов целая жизнь, но никто из них не забыл Лицей и друзей. Они сдержали эту клятву.
Пушкин:
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа неразделим и вечен,
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина,
И счастие куда б ни повело,
Все те же мы: нам целый мир чужбина,
Отечество нам Царское Село.
(слайд №54)
Звучит «Осенний вальс» Шопена, затихает…
1Ведущий:
Да, впереди у лицеистов целая жизнь, новые встречи 19 октября. И каждую осень багрово-золотые листья, закружатся в медленном вальсе, предвосхищая эти встречи (видео)
Легоцкая Вера Сергеевна