Литературно-музыкальная композиция по творчеству Н.А.Заболоцкого «Душа обязана трудиться»
/data/files/e1615637324.pptx (Презентация)
«Душа обязана трудиться»
Литературно-музыкальная композиция, посвящённая
поэту-классику Н.А.Заболоцкому
Первый ведущий:
Был он тихим и скромным, не боялся быть незаметным. «От него веяло какой-то особенной чистотой и благородством. Была в нем даже некоторая важность. Он не признавал наигранности и лицемерия, он никогда не кривил душой, не писал о том, в чем не был уверен», - по воспоминаниям современников.
Второй ведущий:
Н.А.Заболоцкий родился 7 мая 1903 года в Казанской губернии. Предки происходили из крестьян Уржумского уезда Вятской губернии.
В 1910 году семья переехала в село Сернур (ныне районный центр Республики Марий Эл). Отец получил место агронома на Епифаниевской ферме, опытно-показательном хозяйстве Сернурской волости Уржумского уезда.
Первый ведущий: Родительский бревенчатый дом, в котором жила семья Заболоцких, остался лишь в памяти старожилов.
Второй ведущий:
Висячий мост через овраг и ручей, ведут к зданию бывшей начальной школы, где учился Коля. Это был удивительного ума и способностей мальчик. Учился только на пять.
Первый ведущий:
В Сернуре Н.Заболоцкий окончил три класса начальной школы. «Здесь отложились в моем сознании первоначальные впечатления русской природы, здесь я начал писать стихи, семилетним ребенком я уже выбрал себе свою будущую профессию», - писал поэт. Он уже издает свой рукописный журнал и помещает стихи Пушкина, Лермонтова, а потом и свои.
«В начальной школе я учился старательно. Но школа была бедная и скудная, ученики – крестьянские мальчики, и среди них много марийцев, изнуренных нуждой».
Второй ведущий:
Отец Алексей Агафонович любил вечерами вести беседы с марийскими мужиками, сидя на бревнах и дымя самокрутками..
Летом 1956 года поэты-марийцы, приехав в Москву, на вечере марийской поэзии встретились с Н.Заболоцким. Николай Алексеевич сразу вспомнил свое босоногое детство, друзей – мальчишек из Сернура и сказал: «Вместе с марийскими детьми я зимой катался с гор, летом ловил в реке Сердяжке рыбу. Так крепко подружился с ними, что даже научился говорить по-марийски».
Марийский танец.
Первый ведущий:
Семья была большая, и жилось довольно нелегко. Доброй наставницей для детей, душой семьи была мать поэта – Лидия Андреевна Дьякова, бывшая учительница. Занималась она домашними делами и воспитанием детей. Их было шестеро: Коля, Вера, Маруся, Наталья, Алексей, Миля. «Мама была очень хорошим, умным и справедливым человеком», - писала сестра Мария. Любовь к детям, отвращение к лжи, обману внушали им с детства. Родители будущего поэта приучали детей читать, ценить книгу.
Второй ведущий:
До 1918 года жила семья Заболоцких в Сернуре. Об этом селе он писал в стихах: «Я воспитан природой суровой», «Игра в снежки», «Еще заря не встала над селом», «Поздняя весна».
Чтец: «Я воспитан природой суровой»
Я воспитан природой суровой,
Мне довольно заметить у ног
Одуванчика шарик пуховый,
Подорожника твёрдый клинок.
Чем обычней простое растенье,
Тем живее волнует меня
Первых листьев его появленье
На рассвете весеннего дня.
В государстве ромашек, у края,
Где ручей, задыхаясь, поёт,
Пролежал бы всю ночь до утра я,
Запрокинув лицо в небосвод.
Жизнь потоком светящейся пыли
Всё текла бы, текла сквозь листы,
И туманные звёзды светили,
Заливая лучами кусты.
И, внимая весеннему шуму,
Посреди очарованных трав,
Всё лежал бы и думал я думу
Беспредельных полей и дубрав.
Первый ведущий:
В 1913 году агроном А.Заболоцкий отвез своего сына в Уржум, находящийся в 60-ти верстах от Сернура.
Воспоминания Заболоцкого.
Второй ведущий:
Домой Николай приезжал только на каникулы. «Чудесные зимние дороги – одно из лучших моих воспоминаний. По временам мы ехали лесом, и это было сказочное государство сна, таинственное и непостижимое».
Чтец. «Еще заря не встала над селом»
Еще заря не встала над селом,
Еще лежат в саду десятки теней,
Еще блистает лунным серебром
Замерзший мир деревьев и растений.
Какая ранняя и звонкая зима!
Еще вчера был день прозрачно-синий,
Но за ночь ветер вдруг сошел с ума,
И выпал снег, и лег на листья иней.
И я смотрю, задумавшись, в окно.
Над крышами соседнего квартала,
Прозрачным пламенем своим окружено,
Восходит солнце медленно и вяло.
Седых берез волшебные ряды
Метут снега безжизненной куделью.
В кристалл холодный убраны сады,
Внезапно занесенные метелью.
Мой старый пес стоит, насторожась,
А снег уже блистает перламутром,
И все яснее чувствуется связь
Души моей с холодным этим утром.
Так на заре просторных зимних дней
Под сенью замерзающих растений
Нам предстают свободней и полней
Живые силы наших вдохновений.
Воспоминания Заболоцкого.
Первый ведущий:
Стихи поэта мелодичны. И не случайно многие композиторы впоследствии обратились к творчеству Н.А.Заболоцкого, и зазвучали песни на стихи поэта с экранов кинотеатров и в художественных коллективах.
Песня А.Молчанова «В этой роще березовой»
Второй ведущий:
В 1920 году Николай Алексеевич стал студентом Московского университета, а через год – студентом Ленинградского педагогического института. В 1927 году (после окончания института и службы в армии) пишет стихи и рассказы для детей, работает над книгой «Столбцы», которая вышла в 1929 году.
Стихотворения Заболоцкого «Меркнут знаки Зодиака…»- известное произведение 1929 г.- стало вехой творческого пути Заболоцкого, а также оказало влияние на развитие современной поэзии.
Первый ведущий:
Однако Заболоцкий не ограничивается темой быта и жизни города. Зарождается и получает философскую окраску тема природы, которая становится важнейшей в творчестве поэта в следующее десятилетие. Поэт видит все явления природы живыми, несущими в себе человеческие черты.
Второй ведущий
Гибель красоты в мире – в человеке, в природе – воспринимается поэтом как трагедия. Как трагедия воспринимается гибель внутренней красоты – измена самому себе.
Чтец. Стих «Журавли»
Вылетев из Африки в апреле
К берегам отеческой земли,
Длинным треугольником летели,
Утопая в небе, журавли.
Вытянув серебряные крылья
Через весь широкий небосвод,
Вел вожак в долину изобилья
Свой немногочисленный народ.
Но когда под крыльями блеснуло
Озеро, прозрачное насквозь,
Черное зияющее дуло
Из кустов навстречу поднялось.
Луч огня ударил в сердце птичье,
Быстрый пламень вспыхнул и погас,
И частица дивного величья
С высоты обрушилась на нас.
Два крыла, как два огромных горя,
Обняли холодную волну,
И, рыданью горестному вторя,
Журавли рванулись в вышину.
Только там, где движутся светила,
В искупленье собственного зла
Им природа снова возвратила
То, что смерть с собою унесла:
Гордый дух, высокое стремленье,
Волю непреклонную к борьбе —
Все, что от былого поколенья
Переходит, молодость, к тебе.
А вожак в рубашке из металла
Погружался медленно на дно,
И заря над ним образовала
Золотого зарева пятно.
Звучит запись песни «Облетают последние маки»
Ст. Н.Заболоцкого, музыка А.Петрова из фильма «Служебный роман»
Первый ведущий:
Есть у Заболоцкого тема, которая пронизывает все творчество зрелого поэта, мастера красоты. И в стихотворениях «о красоте человеческих лиц», «Неудачник», «Портрет», «Старая актриса», «Некрасивая девочка» ставится вопрос: «Что есть красота?»
Чтец. «Некрасивая девочка»
Некрасивая девочка
Среди других играющих детей
Она напоминает лягушонка.
Заправлена в трусы худая рубашонка,
Колечки рыжеватые кудрей
Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,
Черты лица остры и некрасивы.
Двум мальчуганам, сверстникам ее,
Отцы купили по велосипеду.
Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,
Гоняют по двору, забывши про нее,
Она ж за ними бегает по следу.
Чужая радость так же, как своя,
Томит ее и вон из сердца рвется,
И девочка ликует и смеется,
Охваченная счастьем бытия.
Ни тени зависти, ни умысла худого
Еще не знает это существо.
Ей все на свете так безмерно ново,
Так живо все, что для иных мертво!
И не хочу я думать, наблюдая,
Что будет день, когда она, рыдая,
Увидит с ужасом, что посреди подруг
Она всего лишь бедная дурнушка!
Мне верить хочется, что чистый этот пламень,
Который в глубине ее горит,
Всю боль свою один переболит
И перетопит самый тяжкий камень!
И пусть черты ее нехороши
И нечем ей прельстить воображенье, -
Младенческая грация души
Уже сквозит в любом ее движенье,
А если это так, то что есть красота
И почему ее обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
Второй ведущий:
В течение долгой поэтической жизни Заболоцкий не написал ни одного интимного стихотворения, и поэтому цикл "Последняя любовь" нежданно-негаданно удивил читателя безысходной печалью, болью прощания с любовью, принесшей такие мучительные осложнения в личной жизни поэта.
Звучит романс на ст.Н.Заболоцкого «Зачарована, заколдована»
Зацелована, околдована,
С ветром в поле когда-то обвенчана,
Вся ты словно в оковы закована,
Драгоценная ты, моя женщина…
Первый ведущий
Николай Заболоцкий является крупнейшим переводчиком грузинских поэтов: Д. Гурамишвили, Гр. Орбелиани, И. Чавчавадзе, А. Церетели, В. Пшавелы.
Перу Заболоцкого принадлежит перевод поэмы Ш. Руставели «Витязь в тигровой шкуре»
Фрагмент (40 сек.) выступления Н. А. Заболоцкого в Колонном зале Дома Советов, 22 марта 1958 года, во время декады грузинского искусства и литературы в Москве. Из киноочерка "Праздник дружбы в Москве". Заболоцкий читает отрывок своего перевода поэмы Шота Руставели "Витязь в тигровой шкуре":
ЗАВЕЩАНИЕ АВТАНДИЛА ЦАРЮ РОСТЕВАНУ
Фонозапись Заболоцкого
Есть ли кто презренней труса, удрученного борьбой,
Кто теряется и медлит, смерть увидев пред собой?
Чем он лучше слабой пряхи, этот воин удалой?
Лучше нам гордиться славой, чем добычею иной.
Смерть сквозь горы и ущелья прилетит в одно мгновенье,
Храбрецов она и трусов ? всех возьмет без промедленья.
И детей и престарелых ожидает погребенье.
Лучше славная кончина, чем постыдное спасенье!
Второй ведущий:
О выполненном Заболоцким переводе «Слова о полку Игореве» Чуковский писал, что он «точнее всех наиболее точных подстрочников, так как в нём передано самое главное: поэтическое своеобразие подлинника, его очарование, его прелесть»
Сам же Заболоцкий сообщал в письме Н. Л. Степанову: «Сейчас, когда я вошёл в дух памятника, я преисполнен величайшего благоговения, удивления и благодарности судьбе за то, что из глубины веков донесла она до нас это чудо. В пустыне веков, где камня на камне не осталось после войн, пожаров и лютого истребления, стоит этот одинокий, ни на что не похожий, собор нашей древней славы. Страшно, жутко подходить к нему. Невольно хочется глазу найти в нём знакомые пропорции, золотые сечения наших привычных мировых памятников. Напрасный труд! Нет в нём этих сечений, всё в нём полно особой нежной дикости, иной, не нашей мерой измерил его художник. И как трогательно осыпались углы, сидят на них вороны, волки рыщут, а оно стоит — это загадочное здание, не зная равных себе, и будет стоять вовеки, доколе будет жива культура русская
Отрывок из «Слова» «Плач Ярославны»
Танец «Улетай на крыльях ветра»
Первый ведущий:
В марте 1936 года Н.А.Заболоцкий жил и работал под Ленинградом в доме творчества писателей в Елизаветино. В то время атмосфера в городе была тяжелой. Часто звучало зловещее слово: «Взяли». Произносили его шепотом, нервно оглядываясь по сторонам. Заболоцкому казалось, что эти страхи к нему не относятся – нужно добросовестно свое дело и, глядишь, все обойдется. Но он ошибся – его очередь была уже совсем близко.
Второй ведущий:
И вот мы читаем трагическое повествование поэта:
«Это случилось в Ленинграде 19 марта 1938 года……..». Н.Заболоцкий пришел домой квартиру на канале Грибоедова в сопровождении двух сотрудников НКВД, которые предъявили ему ордер на арест…. Начался обыск. Отобрали два чемодана рукописей и книг.
Первый ведущий:
На основании ложных, нелепых обвинений в контрреволюционной деятельности особым совещанием без суда и следствия он был приговорен к пяти года исправительных работ. С февраля 1939 года по май 1943 года он находился в исправительно-трудовом лагере на Дальнем Востоке и в Алтайском крае.
Второй ведущий:
Николай Алексеевич не любил рассказывать о трудных годах заключения, но от тех лет осталась около ста писем к жене Екатерине Васильевне и детям, в которых отразились черты лагерного быта, душевные переживания поэта, вера в справедливость.
Первый ведущий:
Да, Н.Заболоцкий был незаслуженно репрессирован. Это наложило отпечаток и на его стихи, и на всю оставшуюся жизнь. Умер поэт 14 октября 1958 года, прожив всего 55 лет, не перенеся третьего инфаркта.
В последнее собрание сочинений он включил 170 стихов, 3 поэмы. Он известен как переводчик. Его переложение «Слова о полку Игореве» до сих пор считается непревзойденным образцом.
Одним из последних его стихов было своего рода поэтическое завещание, лебединая песня его творчества, последний его шаг в бессмертие.
Чтец. Стихотворение «Не позволяй душе лениться!»
Не позволяй душе лениться
Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
Гони ее от дома к дому,
Тащи с этапа на этап,
По пустырю, по бурелому,
Через сугроб, через ухаб!
Не разрешай ей спать в постели
При свете утренней звезды,
Держи лентяйку в черном теле
И не снимай с нее узды!
Коль дать ей вздумаешь поблажку,
Освобождая от работ,
Она последнюю рубашку
С тебя без жалости сорвет.
А ты хватай ее за плечи,
Учи и мучай до темна,
Чтоб жить с тобой по-человечьи
Училась заново она.
Она рабыня и царица,
Она работница и дочь,
Она обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
Песня «Колотушка тук-тук-тук»
14