Литературно-музыкальная композиция по творчеству Н.А.Заболоцкого «Душа обязана трудиться»

2
0
Материал опубликован 8 February 2021

/data/files/e1615637324.pptx (Презентация)

«Душа обязана трудиться»

Литературно-музыкальная композиция, посвящённая

поэту-классику Н.А.Заболоцкому

 

Первый ведущий:

Был он тихим и скромным, не боялся быть незаметным. «От него веяло какой-то особенной чистотой и благородством. Была в нем даже некоторая важность. Он не признавал наигранности и лицемерия, он никогда не кривил душой, не писал о том, в чем не был уверен», - по воспоминаниям современников.

 

Второй ведущий:

Н.А.Заболоцкий родился 7 мая 1903 года в Казанской губернии. Предки происходили из крестьян Уржумского уезда Вятской губернии.

В 1910 году семья переехала в село Сернур (ныне районный центр Республики Марий Эл). Отец получил место агронома на Епифаниевской ферме, опытно-показательном хозяйстве Сернурской волости Уржумского уезда.

 

Первый ведущий: Родительский бревенчатый дом, в котором жила семья Заболоцких, остался лишь в памяти старожилов.

 

Второй ведущий:

Висячий мост через овраг и ручей, ведут к зданию бывшей начальной школы, где учился Коля. Это был удивительного ума и способностей мальчик. Учился только на пять.

 

Первый ведущий:

В Сернуре Н.Заболоцкий окончил три класса начальной школы. «Здесь отложились в моем сознании первоначальные впечатления русской природы, здесь я начал писать стихи, семилетним ребенком я уже выбрал себе свою будущую профессию», - писал поэт. Он уже издает свой рукописный журнал и помещает стихи Пушкина, Лермонтова, а потом и свои.

«В начальной школе я учился старательно. Но школа была бедная и скудная, ученики – крестьянские мальчики, и среди них много марийцев, изнуренных нуждой».

 

Второй ведущий:

Отец Алексей Агафонович любил вечерами вести беседы с марийскими мужиками, сидя на бревнах и дымя самокрутками..

Летом 1956 года поэты-марийцы, приехав в Москву, на вечере марийской поэзии встретились с Н.Заболоцким. Николай Алексеевич сразу вспомнил свое босоногое детство, друзей – мальчишек из Сернура и сказал: «Вместе с марийскими детьми я зимой катался с гор, летом ловил в реке Сердяжке рыбу. Так крепко подружился с ними, что даже научился говорить по-марийски».

Марийский танец.

Первый ведущий:

Семья была большая, и жилось довольно нелегко. Доброй наставницей для детей, душой семьи была мать поэта – Лидия Андреевна Дьякова, бывшая учительница. Занималась она домашними делами и воспитанием детей. Их было шестеро: Коля, Вера, Маруся, Наталья, Алексей, Миля. «Мама была очень хорошим, умным и справедливым человеком», - писала сестра Мария. Любовь к детям, отвращение к лжи, обману внушали им с детства. Родители будущего поэта приучали детей читать, ценить книгу.

 

 

Второй ведущий:

До 1918 года жила семья Заболоцких в Сернуре. Об этом селе он писал в стихах: «Я воспитан природой суровой», «Игра в снежки», «Еще заря не встала над селом», «Поздняя весна».

 

Чтец: «Я воспитан природой суровой»

Я воспитан природой суровой,

Мне довольно заметить у ног

Одуванчика шарик пуховый,

Подорожника твёрдый клинок.

Чем обычней простое растенье,

Тем живее волнует меня

Первых листьев его появленье

На рассвете весеннего дня.

В государстве ромашек, у края,

Где ручей, задыхаясь, поёт,

Пролежал бы всю ночь до утра я,

Запрокинув лицо в небосвод.

Жизнь потоком светящейся пыли

Всё текла бы, текла сквозь листы,

И туманные звёзды светили,

Заливая лучами кусты.

И, внимая весеннему шуму,

Посреди очарованных трав,

Всё лежал бы и думал я думу

Беспредельных полей и дубрав.

Первый ведущий:

В 1913 году агроном А.Заболоцкий отвез своего сына в Уржум, находящийся в 60-ти верстах от Сернура.

Воспоминания Заболоцкого.

Второй ведущий:

Домой Николай приезжал только на каникулы. «Чудесные зимние дороги – одно из лучших моих воспоминаний. По временам мы ехали лесом, и это было сказочное государство сна, таинственное и непостижимое».

 

Чтец. «Еще заря не встала над селом»

Еще заря не встала над селом,
Еще лежат в саду десятки теней,
Еще блистает лунным серебром
Замерзший мир деревьев и растений.

Какая ранняя и звонкая зима!
Еще вчера был день прозрачно-синий,
Но за ночь ветер вдруг сошел с ума,
И выпал снег, и лег на листья иней.

И я смотрю, задумавшись, в окно.
Над крышами соседнего квартала,
Прозрачным пламенем своим окружено,
Восходит солнце медленно и вяло.

Седых берез волшебные ряды
Метут снега безжизненной куделью.
В кристалл холодный убраны сады,
Внезапно занесенные метелью.

Мой старый пес стоит, насторожась,
А снег уже блистает перламутром,
И все яснее чувствуется связь
Души моей с холодным этим утром.

Так на заре просторных зимних дней
Под сенью замерзающих растений
Нам предстают свободней и полней
Живые силы наших вдохновений.
 

 

Воспоминания Заболоцкого.

Первый ведущий:

Стихи поэта мелодичны. И не случайно многие композиторы впоследствии обратились к творчеству Н.А.Заболоцкого, и зазвучали песни на стихи поэта с экранов кинотеатров и в художественных коллективах.

 

Песня А.Молчанова «В этой роще березовой»

 

Второй ведущий:

В 1920 году Николай Алексеевич стал студентом Московского университета, а через год – студентом Ленинградского педагогического института. В 1927 году (после окончания института и службы в армии) пишет стихи и рассказы для детей, работает над книгой «Столбцы», которая вышла в 1929 году.

Стихотворения Заболоцкого «Меркнут знаки Зодиака…»- известное произведение 1929 г.- стало вехой творческого пути Заболоцкого, а также оказало влияние на развитие современной поэзии.

 

Первый ведущий:

Однако Заболоцкий не ограничивается темой быта и жизни города. Зарождается и получает философскую окраску тема природы, которая становится важнейшей в творчестве поэта в следующее десятилетие. Поэт видит все явления природы живыми, несущими в себе человеческие черты.

 

Второй ведущий

Гибель красоты в мире – в человеке, в природе – воспринимается поэтом как трагедия. Как трагедия воспринимается гибель внутренней красоты – измена самому себе.

 

Чтец. Стих «Журавли»

Вылетев из Африки в апреле
К берегам отеческой земли,
Длинным треугольником летели,
Утопая в небе, журавли.

Вытянув серебряные крылья
Через весь широкий небосвод,
Вел вожак в долину изобилья
Свой немногочисленный народ.

Но когда под крыльями блеснуло
Озеро, прозрачное насквозь,
Черное зияющее дуло
Из кустов навстречу поднялось.

Луч огня ударил в сердце птичье,
Быстрый пламень вспыхнул и погас,
И частица дивного величья
С высоты обрушилась на нас.

Два крыла, как два огромных горя,
Обняли холодную волну,
И, рыданью горестному вторя,
Журавли рванулись в вышину.

Только там, где движутся светила,
В искупленье собственного зла
Им природа снова возвратила
То, что смерть с собою унесла:

Гордый дух, высокое стремленье,
Волю непреклонную к борьбе —
Все, что от былого поколенья
Переходит, молодость, к тебе.

А вожак в рубашке из металла
Погружался медленно на дно,
И заря над ним образовала
Золотого зарева пятно.

 

Звучит запись песни «Облетают последние маки»

Ст. Н.Заболоцкого, музыка А.Петрова из фильма «Служебный роман»

 

Первый ведущий:

Есть у Заболоцкого тема, которая пронизывает все творчество зрелого поэта, мастера красоты. И в стихотворениях «о красоте человеческих лиц», «Неудачник», «Портрет», «Старая актриса», «Некрасивая девочка» ставится вопрос: «Что есть красота?»

 

Чтец. «Некрасивая девочка»

 

Некрасивая девочка

Среди других играющих детей

Она напоминает лягушонка.

Заправлена в трусы худая рубашонка,

Колечки рыжеватые кудрей

Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,

Черты лица остры и некрасивы.

Двум мальчуганам, сверстникам ее,

Отцы купили по велосипеду.

Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,

Гоняют по двору, забывши про нее,

Она ж за ними бегает по следу.

Чужая радость так же, как своя,

Томит ее и вон из сердца рвется,

И девочка ликует и смеется,

Охваченная счастьем бытия.

Ни тени зависти, ни умысла худого

Еще не знает это существо.

Ей все на свете так безмерно ново,

Так живо все, что для иных мертво!

И не хочу я думать, наблюдая,

Что будет день, когда она, рыдая,

Увидит с ужасом, что посреди подруг

Она всего лишь бедная дурнушка!

Мне верить хочется, что чистый этот пламень,

Который в глубине ее горит,

Всю боль свою один переболит

И перетопит самый тяжкий камень!

И пусть черты ее нехороши

И нечем ей прельстить воображенье, -

Младенческая грация души

Уже сквозит в любом ее движенье,

А если это так, то что есть красота

И почему ее обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде?

Второй ведущий:

В течение долгой поэтической жизни Заболоцкий не написал ни одного интимного стихотворения, и поэтому цикл "Последняя любовь" нежданно-негаданно удивил читателя безысходной печалью, болью прощания с любовью, принесшей такие мучительные осложнения в личной жизни поэта.

 

Звучит романс на ст.Н.Заболоцкого «Зачарована, заколдована»

Зацелована, околдована,
С ветром в поле когда-то обвенчана,
Вся ты словно в оковы закована,
Драгоценная ты, моя женщина…

Первый ведущий

Николай Заболоцкий является крупнейшим переводчиком грузинских поэтов: Д. ГурамишвилиГр. ОрбелианиИ. ЧавчавадзеА. ЦеретелиВ. Пшавелы.

Перу Заболоцкого принадлежит перевод поэмы Ш. Руставели «Витязь в тигровой шкуре»

Фрагмент (40 сек.) выступления Н. А. Заболоцкого в Колонном зале Дома Советов, 22 марта 1958 года, во время декады грузинского искусства и литературы в Москве. Из киноочерка "Праздник дружбы в Москве". Заболоцкий читает отрывок своего перевода поэмы Шота Руставели "Витязь в тигровой шкуре":

ЗАВЕЩАНИЕ АВТАНДИЛА ЦАРЮ РОСТЕВАНУ

Фонозапись Заболоцкого

Есть ли кто презренней труса, удрученного борьбой,
Кто теряется и медлит, смерть увидев пред собой?
Чем он лучше слабой пряхи, этот воин удалой?
Лучше нам гордиться славой, чем добычею иной.

Смерть сквозь горы и ущелья прилетит в одно мгновенье,
Храбрецов она и трусов ? всех возьмет без промедленья.
И детей и престарелых ожидает погребенье.
Лучше славная кончина, чем постыдное спасенье!

Второй ведущий:

О выполненном Заболоцким переводе «Слова о полку Игореве» Чуковский писал, что он «точнее всех наиболее точных подстрочников, так как в нём передано самое главное: поэтическое своеобразие подлинника, его очарование, его прелесть»

Сам же Заболоцкий сообщал в письме Н. Л. Степанову: «Сейчас, когда я вошёл в дух памятника, я преисполнен величайшего благоговения, удивления и благодарности судьбе за то, что из глубины веков донесла она до нас это чудо. В пустыне веков, где камня на камне не осталось после войн, пожаров и лютого истребления, стоит этот одинокий, ни на что не похожий, собор нашей древней славы. Страшно, жутко подходить к нему. Невольно хочется глазу найти в нём знакомые пропорции, золотые сечения наших привычных мировых памятников. Напрасный труд! Нет в нём этих сечений, всё в нём полно особой нежной дикости, иной, не нашей мерой измерил его художник. И как трогательно осыпались углы, сидят на них вороны, волки рыщут, а оно стоит — это загадочное здание, не зная равных себе, и будет стоять вовеки, доколе будет жива культура русская

Отрывок из «Слова» «Плач Ярославны»

Танец «Улетай на крыльях ветра»

Первый ведущий:

В марте 1936 года Н.А.Заболоцкий жил и работал под Ленинградом в доме творчества писателей в Елизаветино. В то время атмосфера в городе была тяжелой. Часто звучало зловещее слово: «Взяли». Произносили его шепотом, нервно оглядываясь по сторонам. Заболоцкому казалось, что эти страхи к нему не относятся – нужно добросовестно свое дело и, глядишь, все обойдется. Но он ошибся – его очередь была уже совсем близко.

 

Второй ведущий:

И вот мы читаем трагическое повествование поэта:

«Это случилось в Ленинграде 19 марта 1938 года……..». Н.Заболоцкий пришел домой квартиру на канале Грибоедова в сопровождении двух сотрудников НКВД, которые предъявили ему ордер на арест…. Начался обыск. Отобрали два чемодана рукописей и книг.

 

Первый ведущий:

На основании ложных, нелепых обвинений в контрреволюционной деятельности особым совещанием без суда и следствия он был приговорен к пяти года исправительных работ. С февраля 1939 года по май 1943 года он находился в исправительно-трудовом лагере на Дальнем Востоке и в Алтайском крае.

 

 

 

 

Второй ведущий:

Николай Алексеевич не любил рассказывать о трудных годах заключения, но от тех лет осталась около ста писем к жене Екатерине Васильевне и детям, в которых отразились черты лагерного быта, душевные переживания поэта, вера в справедливость.

 

 

 

Первый ведущий:

Да, Н.Заболоцкий был незаслуженно репрессирован. Это наложило отпечаток и на его стихи, и на всю оставшуюся жизнь. Умер поэт 14 октября 1958 года, прожив всего 55 лет, не перенеся третьего инфаркта.

В последнее собрание сочинений он включил 170 стихов, 3 поэмы. Он известен как переводчик. Его переложение «Слова о полку Игореве» до сих пор считается непревзойденным образцом.

Одним из последних его стихов было своего рода поэтическое завещание, лебединая песня его творчества, последний его шаг в бессмертие.

 

Чтец. Стихотворение «Не позволяй душе лениться!»

Не позволяй душе лениться

Не позволяй душе лениться!

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

Гони ее от дома к дому,

Тащи с этапа на этап,

По пустырю, по бурелому,

Через сугроб, через ухаб!

Не разрешай ей спать в постели

При свете утренней звезды,

Держи лентяйку в черном теле

И не снимай с нее узды!

Коль дать ей вздумаешь поблажку,

Освобождая от работ,

Она последнюю рубашку

С тебя без жалости сорвет.

А ты хватай ее за плечи,

Учи и мучай до темна,

Чтоб жить с тобой по-человечьи

Училась заново она.

Она рабыня и царица,

Она работница и дочь,

Она обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

Песня «Колотушка тук-тук-тук»


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.