Литературно-музыкальная композиция «Детство, опаленное войной» для начальных классов
Литературно-музыкальная композиция
«Детство, опаленное войной»
(Посвящается Дню Победы в Великой Отечественной войне,
для учащихся 1 – 4 классов с применением презентации)
Разработала и провела
учитель начальных классов:
Панькова Л.В.
Литературно-музыкальная композиция
«Детство, опаленное войной»
(Посвящается Дню Победы в Великой Отечественной войне, для учащихся 1 – 4 классов с применением презентации)
Цель: Воспитание патриотизма, гражданственности, памяти к защитникам Отечества.
Задачи:
Расширять знания школьников о Великой Отечественной войне; дать возможность прочувствовать детям величие духа людей военного поколения, их веру в торжество справедливости и правды на Земле.
Способствовать расширению представлений о мужестве, отваге и самоотверженности мальчишек, и девчонок; вызвать чувство гордости, желание подражать героям, на их примерах учиться стойкости и мужеству; стремиться показать детям, какой нелегкой ценой завоевана Победа.
Рассказать о детях войны; способствовать воспитанию патриотических чувств, уважительного отношения к ветеранам войны.
Привлекать детей к чтению книг о Великой Отечественной войне; содействовать воспитанию чувства глубокого уважения к людям, отдавшим жизнь во имя Победы.
Оформление:
Рисунки детей о войне, портреты пионеров – героев, выставка книг
Ход праздника:
1 ученик:
Ещё тогда нас не было на свете,
Когда гремел салют из края в край.
Солдаты, подарили вы планете
Великий май, победный май!
Звучит фонограмма песни
«Журавли» муз. Я.Френкеля, сл. Р.Гамзатова.
Ведущий 1:
Каждый год в эти майские дни наш народ вспоминает грозные годы войны, чтит память павших героев, кланяется живым.
2 ученик:
Прошла война,
Прошла беда,
Но боль взывает к людям.
Давайте, дети, никогда
Об этом не забудем!
Ведущий:2
Дорогие ребята, уважаемые гости! Много лет отделяет нас от Дня Победы в той страшной и тяжёлой войне. Весь народ поднялся на защиту Отечества. Тысячи мальчишек и девчонок несли боевую службу в регулярных частях и соединениях Красной Армии, в партизанских отрядах, наравне с взрослыми трудились в тылу.
Ведущий: 1
Сегодня наша литературно-музыкальная композиция о детях Великой Отечественной войны.
Ведущий: 2
Лето 1941 года началось замечательно для многих девчонок и мальчишек. Лето обещало свои радости. Ярко светило солнце, разноцветным ковром стелились цветы на лугах.
Сценка: «На солнечной полянке»
На солнечной полянке сидят девочки и мальчики. Слышно пение птиц. Они мечтают о будущем.
Мальчик 1:
- Вы знаете, о чём я мечтаю? Я хочу быть учителем. Буду учить детей любить Родину, буду читать им свои любимые стихи А.Блока
Рождённые в крае глухих
Пути не помнят своего.
Мы - дети страшных лет России –
Забыть не в силах ничего…
Мальчик 2:
-А я буду врачом.
Девочка 1:
-А я буду просто хорошим человеком.
Девочка 2:
-Ребята, посмотрите, какая вокруг красота, даже дух захватывает. А тишина то, какая! А зори здесь тихие, тихие. Чистые, чистые, как слёзы…
Ведущий:1
-А старшеклассники гуляли на выпускных вечерах.
(Несколько пар танцуют вальс. Музыка заканчивается. Ребята прощаются и расходятся по домам.)
Ведущий: 2
Спали люди, отложив на утро
Все свои заботы и дела.
В светлом доме, тихом и уютном,
Маленькая девочка спала.
На кровати, на столе игрушки,
За окном большой зелёный сад,
Где весною яблони и груши
Надевают праздничный наряд.
Ведущий: 1
Плыло небо в светлых точках,
Небо тоже дожидалось дня,
И никто не знал, что этой ночью
На рассвете началась ВОЙНА.
(звучит голос Левитана о начале войны)
«СВЯЩЕННАЯ ВОЙНА»
Ведущий: 2
На фронтах Великой Отечественной войны воевало более одного миллиона советских детей. Им было от 8 до 17 лет. Тысячи детей прошло через фашистские концлагеря, пережили оккупацию, выжили в блокадном Ленинграде.
(Группа мальчиков, маршируя, исполняют песню «Прощание славянки»)
1 ученик:
Сороковые, роковые
Свинцовые, пороховые…
Война гуляет по России,
А мы такие молодые!
2 ученик:
Нас не учили, как под танк бросаться,
И вражью амбразуру как закрыть,
И на врага живым тараном мчаться…
Но нас учили Родину любить!
3 ученик:
Как это было! Как совпало –
Война, беда, мечта и юность!
И это всё в меня запало
И лишь потом во мне очнулось!...
Ведущий: 1
Страшной трагедией для страны стала блокада Ленинграда. 900 дней и ночей жители этого города были в кольце немецко-фашистских войск.
Ведущий: 2
В блокадном Ленинграде оставалось 2млн.544тыс. жителей, в том числе 400тыс. детей.
Ведущий: 1
Детям пришлось пережить холод, голод, гибель родных и все это в малом возрасте, но они держались до конца, пройдя через все жестокие испытания.
Своим детским чутьем они понимали, что пришла беда, большая беда.
Сценка «Брат и сестра»
Сестра:
Как холодно и мама не идет
Быть может хлебушка, она нам принесет
Ну, хоть бы крошечку где отыскать
Голодной страшно мне идти в кровать
Брат:
А разве я есть не хочу?
Хочу!
Но все равно молчу.
Ведь там где папа наш сейчас,
Потяжелее, чем у нас.
Не разрываются снаряды здесь,
И дом у нас с тобою есть.
А главное фашисты далеко.
Да и кому в стране сейчас легко!
Сестра:
А помнишь блинчики с вареньем,
Чай с маминым печеньем,
Которое по праздникам пекла она
Сейчас я съела б все одна!
Брат:
Опять ты о еде заговорила
Уж лучше б душу не травила!
Чем чаще вспоминаешь ты о ней
Тем голод чувствуешь сильней.
И мне воспоминанья эти не нужны.
Сестра:
А вот и мамины шаги слышны!
Брат: (строго)
Не вздумай хныкать перед ней,
дай отдохнуть сначала ей.
1 ученик:
В эти дни невеселые
Мы росли во дворах
Годы были нешкольные,
Всюду слезы и страх.
Апельсины, бананчики
Кушать мы не могли –
На очистках картофельных
Все тогда мы росли.
Ведущий:2
Но сколько их не вынесло голода!
И сколько сгорело в огне!
И сколько погибло от холода!
Не выговорить мне.
Не выговорить – нет мочи!
Ленинградских детей число,
Чьи жизни в те чёрные ночи
В те страшные дни унесло.
Ведущий: 1
18 млн. советских людей оказались в фашистских концлагерях. Среди них были и дети. Лишь 7млн. человек дождались своей свободы. Фашисты использовали малолетних узников в качестве бесплатной рабочей силы. Ставили над ними медицинские эксперименты, использовали в качестве доноров, забирая почти всю кровь.
(Фрагмент фильма «Помни имя свое»)
Ведущий: 2
Почти третья часть населения страны жила в условиях жестокой немецкой оккупации. Оккупанты уничтожали поселки, деревни. Расстреливали и сжигали жителей, не жалея ни женщин, ни детей.
Сценка «Бабушка и внук»
(Свет в зале гаснет. Слабый луч прожектора освещает угол сцены. Там окно, рядом табурет и стол, на столе горит свеча. Бабушка и внук, сидят у окна, выглядывают на улицу.)
Внук: Гляди, гляди, бабушка! Танки пошли! Большие какие! И на всех кресты, а ты говорила: «Креста на них нет».
Бабушка: Это по-ихнему «свастика»
Внук: Мотоциклы мчатся…
(Фонограмма – немецкие фразы, визг поросёнка, смех.)
Внук: Бабушка, гляди – фриц за поросёнком гоняется!
Бабушка: (беря внука за руку). Идём со мной, Васятка…
Внук: Куда, бабушка?
Бабушка: Посидишь в сарае, пока известие не придёт, как с тобой дальше быть…
Внук: Да что меня прятать, я же маленький…
Бабушка: Поросёнок тоже маленьким был… Идём!
Внук: Не пойду я в сарай!
Бабушка: Не перечь. Вернётся отец, всё расскажу, так и знай.
Внук: Бабушка, а он тебе не говорил, куда он подался?
Бабушка: Не знаю.
Внук: А я знаю. В партизаны вместе с заводскими ушёл.
Бабушка: (испуганно). Погубишь всех! Снимай фотографии со стен. (Бабушка и внук снимают со стен фотографии.) А теперь собирайся. Пойдём в сарай, и не перечь бабке.
Внук: Бабушка, родненькая… Всё, что хочешь проси меня… Только не в сарай. Не пойду! Я темноты и мышей боюсь. (Всхлипывает.)
Бабушка: Эх, Васятка, Васятка! «Мышей боюсь», храбростью-то не в отца вышел. Что мне с тобой делать? Боюсь я за тебя. Ты мальчик доверчивый. Сболтнешь про отца – и всё, конец. Вот что, Васятка, если придут фашисты, о чём бы ни спрашивали: об отце, о матери, обо мне, о чём угодно – прикинься немым. (Стук в дверь.) Ой, это к нам. Ноги подкашиваются…
(Голос из – за кулис) Бабушка Лукерья, открой!
Внук: Это голос Серёжи.
(Входит Серёжа)
Бабушка: Ох и напугал ты нас! Думали, это фашисты пожаловали. Ты что такой весь сине- зелёный? Лица на тебе нет…
Серёжа: Расстреляли, расстреляли!
Внук: Кого расстреляли?
Серёжа: Троих партизан на площади расстреляли. Они, говорят, листовки расклеивали. Фашисты их поймали, и сразу… понимаешь?
Бабушка: Давайте-ка, ребята, спрячемся в сарае, пока наши не придут.
(Все уходят со сцены)
Ведущий: 1
За время Великой Отечественной войны всего в мире погибло 13млн. детей.
1 ученик:
Юные погибшие герои,
Юными остались вы для нас,
Мы – напоминание живое,
Что Отчизна не забыла вас.
Жизнь и смерть – и нету середины
Благодарность вечная вам всем,
Маленькие стойкие мужчины,
Девочки достойные поэм.
Сколько вас, весёлых и счастливых
По родной земле погребено?
2 ученик:
Вновь скупая слеза сторожит тишину.
Вы о жизни мечтали, уходя на войну.
Сколько юных тогда не вернулось назад!
Не дожив, не допев, под гранитом лежат.
Глядя в вечный огонь – тихой скорби сиянье,
Ты послушай святую минуту молчанья.
(Минута молчания)
Ведущий: 2
В девятый день ликующего мая,
Когда легла на землю тишина.
Промчалась весть от края и до края:
Мир победил! Окончена война!
Во имя Отчизны –
Дети (хором)
– Победа
Во имя живущих
Дети (хором)
– Победа
Во имя грядущих –
Дети (хором)– Победа
Ведущий: 2
9 мая 1945 года наступила долгожданная победа. Этого праздника люди ждали 1418 дней. Война оставила след почти в каждой семье. Почти 27 млн. своих сыновей и дочерей недосчиталась наша страна…
Группа детей исполняют песню «Победный марш».
Несколько пар детей танцуют вальс.
1 ученик:
Ещё тогда нас не было на свете,
Когда с победой вы домой пришли,
Солдаты мая, слава вам навеки,
От всей земли, от всей Руси!
2 ученик:
Шла война четыре года, много полегло ребят,
Но закончилась победой шесть десятков лет назад.
Шестьдесят пять лет, назад расцветала та весна,
Когда, наконец, прекратилась война!
3 ученик:
Я не знаю про эту войну ничего.
Книгу я прочитаю. Увижу в кино.
Но так трудно сегодня поверить мне,
Что прадедушка мой был убит на войне.
4 ученик:
От всей земли, от всей земли!
Благодарим, солдаты, вас
За жизнь, за детство и весну,
За тишину, за мирный дом,
За мир, в котором мы живем!
Ведущий: 1
Время стремительно идёт вперёд. Стала историей Великая Отечественная война. С каждым годом День Победы становится все более грустным праздником. Уходят ветераны. И приходится с печалью признавать, что с ними уходит и память о войне.
Учителя исполняют песню «Живые помнят»
Ведущий: 2
Нашему поколению людей новой России, дорого будущее планеты, и поэтому наша задача - не допустить новой войны, бороться за мир во всем мире.
1 ученик:
2 ученик: Мир – это главное слово на свете,
3 ученик: Мир - очень нужен нашей планете!
4 ученик: Мир нужен детям!
5 ученик: Мир нужен взрослым!
6 ученик: Мир нужен всем!
Праздник заканчивается исполнением песни «Пусть всегда будет солнце»
Живые помнят о живых,
О тех, кто рядом был когда-то
Легенды сложены о них,
О верных подвигам ребятах.
Все помнит русский наш солдат:
С кем ел из котелка он кашу,
С кем поделиться был он рад
Махоркой, порохом пропахшей.
Об этом трудно вспоминать, -
Да только горя не забудешь
Россию, как родную мать,
Горячим сердцем не остудишь!
Живые помнят о живых…