Исследовательская работа «Детство, опаленное войной» (2 класс)
МОУ Мокробугурнинская СШ
Цильнинского района Ульяновской области
Исследовательская работа на тему:
«Детство, опаленное войной».
Работу выполнила:
Ермолаева Кира
ученица 3 класса
Руководитель:
Сайфутдинова Н.Г.
Мокрая Бугурна-2017
Оглавление
Введение……………………………………………………………3
Основная часть.
1. Военное детство…………………………………………………5
2. Мои земляки – дети войны………………………………………6-9
Заключение………………………………………………………….10-11
Использованная литература………………………………………..11
Введение.
Дети войны - и веет холодом,
Дети войны - и пахнет голодом,
Дети войны - и дыбом волосы.
Земля омыта слезами детскими
Трава поникла, где плакали дети.
И сколько надо минут молчания.
Актуальность работы.
Война! Страшней нет ничего на свете. Она несет боль и утрату, жестокость и разрушение.
Великая Отечественная война – это страшное воспоминание детской тоски, одиночества, отсутствие материнской и отцовской ласки.
У детей войны разные судьбы, но всех их объединяет общая трагедия, невосполнимая потеря прекрасного мира детства. Не в срок повзрослевшие, не по годам мудрые и невероятно стойкие маленькие герои противостояли войне. Их патриотизм во время Великой Отечественной войны, трудовые подвиги и отчаянная храбрость навсегда останутся в памяти нашего народа. Сегодня многие ветераны войны - это и есть те ребята, которые пережили годы бомбежек, голода и страха... Со слезами на глазах они вспоминают свое военное детство, и, несмотря на то, что некоторые моменты уже стерлись из памяти, тот период они запомнили на всю жизнь и вряд ли забудут. Они могут рассказать нам про свою войну, какой они её знают и помнят. Работая над данной темой, я понял самое главное, что все уходит в прошлое: страдания людей, разруха, голод в военные и послевоенные годы. Наше поколение имеет возможность прикоснуться к Великой Отечественной войне, слушая рассказы не только о боевых, но и о трудовых подвигах в воспоминаниях живых свидетелей того времени. Это я и хочу показать в своей работе.
Людям, потерявшим детство, моим землякам, я посвящаю свою исследовательскую работу "Детство, опаленное войной".
Проблема исследования: Тема детей и войны является одной из самых малоисследованных в истории. И это не случайно: сражение, битвы и ратные подвиги испокон веку считались уделом взрослых мужчин. Детям предназначалось иное: учиться, играть, а ещё помогать по дому. Война – это страшное зло, искалечившее не только жизни взрослых людей, но и лишившее детства самую юную часть населения нашей страны.
Цель исследования: выявить влияние событий Великой Отечественной войны на жизнь и быт детей.
Задачи исследования:
1) Изучить и проанализировать научно-историческую литературу по данной теме.
2) Изучить деятельность и образ жизни детей военного времени.
3) Встретиться с детьми военного времени , проживающими ныне в селе Мокрая Бугурна
При выборе методов исследования я использовала встречи и беседы с тружениками тыла, изучала художественную и научную литературу, архивные документы Мокробугурнинского сельского поселения.
Методы исследования:
1.Интервьюирование
2.Работа с документами и периодической печатью.
Исследовательская работа включает в себя:
Неопубликованные источники – архивные документы сельского поселения, историко-краеведческого музея села Мокрая Бугурна
В качестве источника я использовала личные интервью с участниками событий военных лет.
Справочная литература по Великой Отечественной войне, а также похозяйственная домовая книга Мокробугурнинского сельского поселения.
Основная часть
1. Военное детство
С каждым годом всё меньше остаётся живых свидетелей тех трагических событий, и тем дороже для нас каждое их воспоминание. Конечно, все они сейчас – эти люди преклонного возраста. Но детское восприятие трагедии той страшной войны, стойкости духа нашего народа представляет особую ценность для молодого поколения ХХI века.
Село Мокрая Бугурна- это место, где мы родились и живём. Здесь рядом с нами живут замечательные люди. Собирая материал для своей работы, я встречалась с некоторыми из них, и никто не отказывался нас принять и выслушать. Наши земляки тоже совершали подвиг во имя Победы над врагом. Они трудились в своем далеком от фронта селе, помогая солдатам, чем могли. Сейчас это пожилые люди, живущие рядом с нами. Они вспоминают трудные военные годы со слезами на глазах. А ведь пройдет некоторое время, и этих живых свидетелей не будет. Поэтому я считаю , их нужно окружить особой заботой, любовью и вниманием.
2. Мои земляки – дети войны
В Великой Отечественной войне победу ковали не только на фронтах, но и в тылу. В разном возрасте мои земляки встретили и переживали войну. В живых на 2017 год тружеников тыла осталось 30 человек.
Нами, учениками третьего класса были опрошены жители нашего села, на момент войны которым было от 6 до 13 лет.
Ф.И.О
Дата рождения
Учились ли в школе? Образование (сколько классов)
Сколько вам было лет, когда началась война?
Как вы узнали о начале войны?
Как жили и чем занимались в период военных лет
Где и кем работали Ваши родители
Воевали ли ваши родные и близкие
Вернулись ли они с фронта
Интересные случаи из жизни
Помните ли День Победы 1945года
Как жили после войны
Чем вы увлекаетесь сейчас
Сколько у вас сейчас детей и внуков
Какие награды вы имеете
Вот воспоминания некоторых из тех, с кем мы встречались и беседовали:
Сайфутдинов Мясум Абзалович
Родился 5 апреля 1933 года. Когда началась война, ему было 8 лет. Начало войны помнит очень хорошо. Воскресное утро с взрослыми поехали на бега в Нагаткино. Было весело. И вдруг объявили, что началась война. Сразу собрали всех мужчин. В этот вечер был сильный дождь. Как будто даже природа чувствовала горе. Отца забрали в первые же дни. Его я больше не видел. С фронта от него дошло одно единственное письмо, где он желает быстрее разгромить врага и вернуться домой. Мама до последних дней ждала отца, и каждый день просила меня читать это письмо. Односельчане потом рассказывали, что он на лошади возил продукты в блокадный Ленинград. В 1942 году закончил первый класс, а в 1943 году уже пахал, бороновал на быках. Было холодно, голодно. Одежда была плохая. После работы вечером даже не ходили домой. Спали в конюшне на сеновале, бригадир будил рано. Помню холод и голод. От холода ложились на спину быка и грелись.
Об окончании войны узнали в школе. Все ждали звонка на урок, а его все не дают. Потом вышел директор и сказал, что закончилась война. Радости не было предела. Нас всех распустили домой. До дома бежали с криком «ура».
Все женщины плакали. После войны закончил 7 классов. Всю жизнь работал в колхозе прорабом. Имеет юбилейные медали и медаль «Ветеран труда».
У Мясума Абзаловича взрослые внуки и правнуки. Его все любят. Он всегда дает правильные и нужные советы.
Ульянова Валентина Сергеевна
Родилась 22 сентября 1939 года в селе Мокрая Бугурна. Когда началась война,ей было 2 годика. Отец ушел на войну, мать работала в колхозе. Мама пахала, сеяла, возила сено, молотила хлеб, сортировала его . Отец был ранен под Ленинградом, лежал в госпитале. После госпиталя его направили в Горький. Там он обучал молодых бойцов. По пути однажды заезжал домой и привез гостинцев. До сих пор помню вкус сахара, который он привез. Жили очень трудно, голодали. А приходила весна, собирали корни растений. Помню голод и холод. В школу пошла в 1946 году. И мы, когда были школьниками, на 9 мая пели песни, читали стихи, поздравляли победителей войны.
Закончила 10 классов, выучилась на бухгалтера, до заслуженного отдыха работала в родном колхозе. Имеет государственные награды.
Валентина Сергеевна всегда трудилась честно и добросовестно. Она также счастлива внуками и правнуками.
Война и дети... Трудно представить что-то более несовместимое. Война оборвала звонкие песни детей, веселые, шумные игры. Наступило тяжелое время не только для взрослых, но и для детей. Работая над темой, я узнала, что, несмотря на тяжелые условия, в которых жили дети - голод, холод, им приходилось вставать чуть свет, идти помогать своим мамам, сестрам, бабушкам, дедушкам. Они понимали, что без их помощи в тылу просто не обойтись. Из бесед со всеми тружениками тыла я для себя отметила, что всех их объединяет одинаковое прошлое: постоянное чувство голода, тяжелая работа, недосыпание. Трудно себе представить, что дети такие же, как мы, совершали трудовой подвиг, откуда они брали силы, чтобы все успевать: учиться, работать и еще находили время для игр. Я слушала и понимала– такое не забудется никогда. Эта память священна и вечна.
Заключение
Наше поколение о войне знает в основном из уроков истории, литературы, из художественных и документальных фильмов. Все меньше остается ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла. Мы должны с уважением относиться к этим людям, к их прошлому и настоящему, преклоняться перед ними. Нам есть чему у них поучиться.
Отдавая дань глубокого уважения великому подвигу, героизму и самоотверженности, к 70-летию Великой Победе в Ульяновске открыли памятник Детям Войны. Это еще одна возможность сказать слова благодарности за мирное небо детям войны.
Работая над темой, я узнала, что дети, как могли, помогали своим матерям. Они понимали, что без их помощи просто не обойтись. Им было страшно за своих отцов, которые воевали с фашистами.
О людях, которые живут рядом с нами, об их судьбах, о жизни в военные годы я почти ничего не знала. Для меня они были просто бабушки и дедушки, соседи. Но в ходе исследовательской работы я узнала много о военном времени, о людях, внесших свой бесценный вклад в Победу над фашизмом. Хотелось слушать и слушать воспоминания очевидцев тех далеких событий, вглядываться в лица людей, которые стали созидателями Победы. Вспоминая военное детство все они плакали . Они очень хотят рассказать нам об этих горестных днях.
Из бесед со всеми тружениками тыла я для себя отметила, что всех их объединяет одинаковое прошлое: постоянное чувство голода, тяжелая работа, недосыпание. Все вспоминали о том, как трудно жилось, как ждали весточку с фронта от родных, а после дня Победы - возвращения фронтовиков домой. Я не могу себе представить, что дети, такие же, как мы, совершали трудовой подвиг. Откуда они брали силы, чтобы все успевать: учиться, работать и еще находили время для игр. Сейчас я живу в то время, когда можно беззаботно проводить своё свободное время, есть то, что хочется. А ведь было время, когда маленький кусочек хлеба считался великим счастьем.
Выполняя исследовательскую работу, я сделала следующие выводы:
1. Война - это не только человеческие жертвы, потери в бою, это, прежде всего искалеченное детство. Во все времена, во всех войнах были убитые и пленные, но ни в одной войне так не страдали дети.
2. В годы войны каждый ребенок совершил свой подвиг - несмотря на голод, холод и страх, дети продолжали учиться, помогали раненым в госпиталях, отправляли посылки на фронт, работали в полях. Дети встали к станкам вместо родителей, тяжким трудом приближая победу. Их жизнь может служить примером для современного молодого поколения.
Результаты работы:
изучила литературу, архивные документы,
встречалась с детьми войны;
часть материала была представлена в проекте «Живи и помни» и презентована 9 мая 2016года на митинге у памятника Воинам-землякам в селе Мокрая Бугурна.
В результате исследовательской работы я узнала, что есть и такая категория ветеранов, как «дети войны». О людях, которые живут рядом с нами, об их судьбах, о жизни в военные годы я почти ничего не знала. Но в ходе работы над исследованием я узнала много о военном времени, о людях, внесших свой бесценный вклад в Победу над фашизмом. Теперь с этой информацией я должна познакомить как можно больше людей. В этом заключается практическое значение моей работы. Я считаю, что данную работу можно использовать на уроках истории, классных часах, посвященных Великой Отечественной войне и труженикам тыла.
Великая Отечественная война не должна быть забытой, чтобы подобная трагедия никогда и нигде не повторилась, а все дети на земле не знали страшное слово - война.
Я хочу, чтоб на нашей планете
Никогда не печалились дети
Чтоб забыла планета Земля
Что такое вражда и война.
Список использованной литературы
1.Акаткин В., Таганов Л. Была война. М., «Детская литература», 1984.
2. Алещенко Н.М. Во Имя победы. М., «Просвещение», 1985.
3. Великая Отечественная война Советского Союза 1941 - 1945 / Под ред.
Хлевнюк О.П. - М.: Академия, 2007.
4. Материалы из семейного альбома Ульяновых, Сайфутдиновых.