12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Логопед Елена116
Россия, Челябинская обл., п.Красногорский, г. Еманжелинск
8

Логопедическое занятие для детей старшего дошкольного возраста по сказу П.П.Бажова «Серебряное копытце»

Автор: Хворова Елена Витальевна

п. Красногорский, обл. Челябинская

МБДОУ «Детский сад № 27»

учитель-логопед

Логопедическое занятие для детей старшего дошкольного возраста по сказу П.П.Бажова «Серебряное копытце»

Цель: развивать речевые компетенции детей по средствам литературного творчества уральского писателя П.П. Бажова

Задачи.

Коррекционно-развивающие:

- продолжать развивать общую и мелкую моторику;

- развивать лексико-грамматические категории;

- закреплять умение выделять в слове заданный звук,

- упражнять в умении определять количество слогов в слове.

Коррекционно-образовательные:

- знакомить детей с понятием «камни-самоцветы»,

- закреплять умение соотносить звук и букву,

- упражнять умение составлять слова из букв,

- обогащать словарный запас: сапфир, бирюза, агат, изумруд, малахит, рубин, нефрит, аметист, яшма.

Коррекционно-воспитательные: продолжать развивать интерес к родному краю, к творчеству П.П.Бажова.

Предварительная работа: чтение сказа П.П.Бажова «Серебряное копытце», рассматривание иллюстраций к сказу, просмотр мультипликационного фильма «Серебряное копытце», просмотр презентации «Уральские самоцветы»

Оборудование: ноутбук, проектор, иллюстрации к сказу «Серебряное копытце», дидактическое пособие «Камни-самоцветы».

Раздаточный материал: карандаши и рисунки для штриховки, картинки с изображением камней-самоцветов и изделий из них (дидактическое пособие «Камни-самоцветы»), кассы «Букв и слогов».

Ход занятия:

Организационный момент.

Логопед зачитывает отрывок из сказа «Серебряное копытце»

«Ночь месячная, светлая, далеко видно. Глядит Дарёнка – кошка близко на покосном ложке сидит, а перед ней козёл. Стоит, ножку поднял, а на ней серебряное копытце блестит. Мурёнка головой покачивает, и козёл тоже. Будто разговаривают. Потом стали по покосным ложкам бегать. Бежит, бежит козёл вокруг балагана, остановится и давай копытцем бить»

Логопед: Из какой сказки этот отрывок? Кто автор?

Дети: Сказ называется «Серебряное копытце», автор П.П.Бажов.

Логопед: Что вылетало из-под серебряного копытца козлика?

Дети: Драгоценные камни.

Логопед: Эти драгоценные камни называются самоцветы.

Просмотр слайдов о камнях-самоцветах.

Упражнение «Тихо-громко повтори»

Первый раз дети проговаривают четверостишие тихо, затем громко, снова тихо.

На Урале проживая,

Знают дети или нет,

Что волшебным называют

каждый камень-самоцвет?

Упражнение «Самоцветы» на развитие крупной и мелкой моторики.

Тот, кто любит аметист – Шагают на месте

Дружбе верен, сердцем чист.

Кто силач и богатырь – Руки в стороны, к плечам.

Носит камешек сапфир. Изображают «силачей»

Кто таинственно молчит – Указательный палец к губам.

Тому камень малахит. Руки вперёд, пальцы в кулак.

Этот главный камень - яшма – Руки к груди, пальцы разжаты.

Сердце сказочной страны. Руки вперёд, пальцы в кулак.

Будто в чаше в этой яшме Повороты влево, вправо.

Воды чистые видны.

На закат похож гранат, Присесть, руки вниз

На восход похож агат. Встать, руки вверх.

Эти камни в ожерельях Хлопают в ладоши

Силу солнышка таят.

Дидактическое пособие «Камни-самоцветы» на развитие лексико-грамматических категорий, на закрепление умения выделять в слове заданный звук, на упражнение в умении определять количество слогов в слове.

Логопед предлагает детям по очереди достать из шкатулки карточку. Дети рассматривают камни-самоцветы, изображенные на карточках и изделия из этих камней. Далее педагог предлагает каждому из детей, в соответствии с изображениями на карточках, ответить на вопросы.

Логопед: Это сапфир, сколько слогов в слове САПФИР? Какой первый, какой последний звук в слове? Кольцо из сапфира …какое?......САПФИРОВОЕ кольцо (индивидуальное и групповое проговаривание новых слов)

Это бирюза, сколько слогов в слове БИРЮЗА? Какой первый, какой последний звук в слове? Бусы из бирюзы …какие?......Бирюзовые бусы.

Аналогичные вопросы задаются каждому ребёнку в соответствии с его карточкой, если ребёнок затрудняется, то логопед просит других детей ему помочь, либо сам даёт образец правильного ответа.

Упражнение «Ребус» на закрепление умения соотносить звук и букву, на упражнение умения составлять слова из букв.

Логопед предлагает рассмотреть карточку, и назвать поочерёдно, кто или что на ней изображено (Кокованя, Агат, Малахит, Нефрит, Изумруд) определить первый звук в словах, выбрать соответствующую звуку букву и составить из букв слово.

Дети определяют первый звук в каждом слове, находят соответствующую букву в кассе «Букв и слогов»

Составляют слово КАМНИ.

Упражнение «Зашифруй слово» на закрепление умения выделять в слове заданный звук и закрепление умения соотносить звук и букву.

Педагог предлагает «зашифровать» слово КОШКА, рассмотреть отдельные картинки, назвать предметы на картинках ( валенок, шалаш, яшма, дупло, козлик), определить последний звук в каждом слове. Расставить картинки так, чтобы из последних звуков каждого слова можно было составить слово КОШКА.

Упражнение «Козлик» на развитие мелкой моторики.

Козлик рожками играл,

безымянный и средний пальцы прижиты большим пальцем к ладони, указательный и мизинец «торчат» вверх – «козлик с рожками»

Вот так, вот так!

По лужочку поскакал,

перебирают пальцами поочерёдно по поверхности стола

Вот так, вот так!

Кошку Мурку повстречал,

безымянный и средний пальцы прижиты большим пальцем к ладони,

указательный и мизинец «торчат» вверх, но согнуты во 2-ой фаланге – «кошка с ушками»

Вот так, вот так!

Копытцем камни высекал.

Большой палец прижат к ладони, остальные упираются в поверхность стола, указательный стучит по столу – «камни высекал»

Вот так, вот так!

И с Мурёнкой убежал!

перебирают пальцами поочерёдно по поверхности стола

Вот так, вот так!

Упражнение «Штрихи» на развитие мелкой моторики.

Логопед предлагает детям заштриховать силуэт козлика и домика, обращает внимание детей на направление штриховки.

Итог занятия

Дети рассматривают выполненные работы.

Педагог просит рассказать детей о том, что нового они узнали, что запомнили, что им понравилось на занятии.

Упражнение на формирование положительного эмоционального настроя.

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг,

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся!



t1690523091aa.jpgt1690523091ab.jpg



t1690523091ac.jpgt1690523091ad.jpg

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.