Логопедическое занятие "Приключения Олофа"
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе «Приключения Олофа»
Цель: Содействие развитию навыков речевого общения старших дошкольников в контексте лексической темы «Зима».
Коррекционно-развивающие задачи:
Способствовать развитию мелкой моторики пальцев рук и мышц артикуляционного аппарата;
Закрепить умение применять полученные знания в самостоятельной деятельности;
Автоматизировать и дифференцировать произношение звуков С, Ш;
Способствовать развитию фонематического слуха: умение выделять звуки в слове.
Способствовать развитию психических процессов (зрительного, слухового восприятия и внимания, памяти);
Способствовать развитию мыслительной деятельности (анализ и синтез, логика, мышление);
Способствовать развитию личностных качеств, эмоционально-волевой сферы (навык самоконтроля, усидчивость, самооценка).
Образовательные:
1. Повторить и уточнить словарь по лексическим темам «Животные», «Зима»;
2. Способствовать развитию диалогической и связной речи.
Воспитательные:
воспитывать самостоятельность;
воспитывать чувство товарищества и сострадания, побуждать к взаимовыручке и помощи товарищу;
воспитывать умение слушать и слышать ответы своих товарищейСовершенствовать умение детей отвечать полным ответом.
Здоровьесберегающие:
· планировать объём материала с учётом утомляемости детей;
· соблюдать правильную посадку детей;
· способствовать созданию благоприятного психологического климата;
· соблюдать режим охраны зрения;
· чередовать статические и динамические задания.
Оборудование: компьютер, проектор, сопровождающая презентация к занятию, конверт с пазлами, конверты с заданиями; игрушки-животные: сова, лиса, заяц, белка; вырезанные из картона следы животных, зеркала по количеству детей, логопедическое пособие для дыхательной гимнастики, магнитная доска, простые карандаши, трафареты в названии которых есть звук [с] и[ш], сундучок (веточки деревьев, клей, манка), подносы – 5 шт., салфетки, магниты «Олофа» (весёлый и грустный); угощения детям.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое развитие.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Дети входят в зал.
Логопед: Ребята, посмотрите, сегодня к нам пришли гости. Поздороваемся с ними все вместе.
Дети: Здравствуйте!
Логопед: Доброе утро! Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Скажите, какое у вас сегодня настроение? (Ответы детей)
Логопед: А теперь присаживаемся на стульчики.
(Стук за кулисами)
- Ребята, к нам кто-то пришёл? (слайд1 Олоф);
- Кто это? Какой он? (грустный)
- Как вы думаете, почему он грустный? (Наверное, у него что-то случилось).
- А почему он грустный, он сейчас расскажет. Запись голоса Олофа: «Здравствуйте, дорогие ребята. У меня случилась беда, моя подруга, Эльза, замерзла в ледяном замке. Помогите мне спасти Эльзу, выполните задания моих лесных друзей».
Логопед: Ребята, вы готовы помочь Олофу? Тогда мы отправляемся в сказочное путешествие! На нашем пути будут встречаться лесные друзья Олофа, которые приготовили для Вас задания, выполняя их мы поможем ему спасти Эльзу. Олоф в помощь нам прислал следы зверей. (Слайд 2)
Помните, что вы должны быть дружными, помогать друг другу. За каждое выполненное задание вы будете получать деталь пазла. А чтобы нам были под силу все испытания, предлагаю Вам сделать разминку.
Руки растираем | Потирание ладоней |
И разогреваем | хлопки |
И лицо теплом своим мы умываем | Разогретыми ладонями проводят по лицу сверху вниз |
Грабельки сгребают Все плохие мысли | Граблеобразные движения пальцами от середины лба к вискам |
Ушки растираем Вверх и вниз мы быстро | Растирание ушных раковин по краю снизу вверх и сверху вниз |
Их вперед сгибаем | Загибание ушных раковин вперёд |
Тянем вниз за мочки | Оттягивание вниз за мочки |
А потом уходим пальцами на щёчки | Пальцы перебегают на щёчки |
Щёчки разминаем | Указательный, средний и безымянный пальцы разминают щёки круговыми движениями |
Разминаем губки Чтобы улыбались | Большой и указательный пальцы разминают сначала нижнюю, а потом верхнюю губу |
Мы теперь утятки Клювики потянем | Вытягивание обеих губ вперед |
Уголками губ мы щёчки поднимаем | Средние пальцы рук находятся в уголках рта и по очереди поднимают, то правый, то левый уголок рта |
Тянем подбородок И к ушам щипаем | Разминание подбородка с оттягиванием его вниз, пощипывание нижней челюсти от подбородка к ушам |
А потом по шейке Ручками стекаем | Поглаживание шеи всей ладонью от нижней челюсти к ключицам |
- А сейчас предлагаю встать в круг и взяться за руки (звучит волшебная музыка, ребята закрывают глаза). Закройте глаза и представьте: мы идем по зимней заснеженной дорожке, под ногами хрустит снег, с неба падают белые, пушистые снежинки, дует легкий ветерок, дышится легко и свободно». Глаза открываем. Мы с вами очутились в зимнем лесу (слайд 3).
Физкультурная минутка «Любопытная Варвара»
Логопед: - Посмотрим, что нас окружает.
Любопытная Варвара
Смотрит влево
Смотрит вправо
Смотрит вверх
И смотрит вниз
Мышцы шеи напряглись
Возвращаемся обратно
Расслабляться так приятно.
(Возвращаемся в исходное положение).
Логопед: Ребята, посмотрите, кто это оставил следы на снегу (птицы).
Отгадайте загадку, какая это птица:
Днём спит, ночью летает,
Ухает, людей пугает.
В темноте горят глаза –
Всем мышам она гроза (сова)
Логопед: Мудрая сова говорит красиво и грамотно, она любит играть язычком и знает историю одного дня подружек. Поиграем вместе!
Артикуляционная гимнастика (гимнастика проводиться за столом перед зеркалом): Проснулись как-то раз рано-рано утром две подружки Шипелочка, Свистелочка (дети зевают, потянулись).
Почистили свои зубки (упр. «Почистим зубки»), расчесали волосы (упр. «Расчёска»), улыбнулись друг другу (упр. «Улыбка»), попили чай с конфетами (упр. «Конфетка») и отправились на прогулку. Шипелочка очень любила кататься на лошадке (упр. «Лошадка»), Свистелочка качаться на качелях (упр. «Качели»). Шипелочка рассказала подружке, как она встретила белку, которая дразнилась (упр. «Дразнилка»), а Свистелочка ей улыбалась (упр. «Улыбка».) Подкрепившись они пошли в лес собирать сухие грибы на ветках, которые приготовила заботливая белочка (упр. «Грибок»), а вернувшись домой посмотрели на часы (упр. «Часики») и стали готовиться ко сну.
-Ребята, а как вы думаете какой звук больше всего любит Шипелочка?
-Звук «Ш».
— Правивильно! А Свистелочка?
— Звук «С»
— Молодцы!
- А хотите узнать секретики этих звуков?!
- Поднесите руку ко рту и подуйте на неё, пропев песенку Шипелочки: ШШШШШШШШШШ….
- Какая воздушная струя? (Воздушная струя тёплая);
- А теперь поднесите ладошку и пропойте песенку Свистелочки.
- Какая воздушная струя? (Воздушная струя холодная).
Логопед: Сова приготовила Вам первое задание: «Поймай звук». Я буду называть разные слова, если вы услышите слово со звуком «Ш» - хлопните в ладоши, если слово со звуком «С» - топните ногой (показ). Слова: шапка, снеговик, лёд, шуба, снежинка, зима, сосулька, холод, шарф, горка, шишка.
Логопед: Молодцы, вы справились с первым испытанием, Сова вручает Вам деталь пазла.
Логопед: Отправляемся дальше (Слайд: «Следы лисы»). Скажите, пожалуйста, а это кто оставил следы на снегу? Послушайте загадку: «Хитрая плутовка, ловит зайца ловко? (Лиса).
- Конечно, это рыжая, хитрая лиса. Для вас она приготовила интересное задание: «Обведи картинку». У вас на столе лежат картинки, если в их названии есть звук «Ш» - обведите её, а если звук «С» - зачеркните её.
Трафареты: ШАПКА, ГОРКА, САНКИ; ШУБА, ДУБ, СОСУЛЬКА; ШИШКА, КОНФЕТА, СНЕЖИНКА.
- А ещё лиса приготовила для Вас упражнение «Назови ласково», посмотрите, пожалуйста на экран. (Слайд: солнце-…, шапка-…, самолёт-…, машина-…
- Справились с заданием, молодцы! (Пазл)
Зрительная гимнастика (Слайд )
Так как сегодня нам помогает компьютер, нужно обязательно выполнить гимнастику и для наших глаз.
Мы гимнастику для глаз
С тобой выполним сейчас!
(движение глазами вверх — вниз,
влево, вправо за животными)
А сейчас зажмурим глазки,
Поморгаем много раз,
И весёлая зарядка,
Сохранит здоровье глаз!
Молодцы, здорово поиграли! Чтобы справиться со следующим заданием, заяц предлагает сделать дыхательную гимнастику.
Дыхательная гимнастика
Воет вьюга: З-З-З (с усилением звука);
Тяжело стонут дубы в лесу: М-М-М (громко, низким голосом);
Стонут березки: М-М-М (высоким голосом);
Шумят ели: Ш-Ш-Ш (протяжно);
Стихает вьюга: С-С-С (тихо).
- Продолжаем наше путешествие (слайд). Нас ждет Олоф со своим лесным другом. Как вы думаете, а это чьи следы на снегу.
Загадка: Что за зверь такой лесной?
В белой шубке он зимой.
Всех боится зверь-трусишка.
Как зовут его? (Зайчишка)
(Дети по следам идут в гости к зайцу).
- Скажите, пожалуйста, а заяц какой? (шустрый, быстрый, ловкий и т.д.)
- Заяц просит Вас рассказать о зиме. Зима какая? (ответы детей). А сейчас предлагаю вам закрыть глаза и представить ЗИМУ (звучит музыка) с белым пушистым снегом, летящими снежинками, метелью, вьюгой. Вспомните зимние пейзажи, которые вы наблюдали по дороге в садик... открываем глаза.
- КАКУЮ зиму вы себе представляли, когда закрывали глаза? Выслушиваются ответы детей.
-Если на улице идет снег, то погода...(снежная)
-Если на дворе мороз, то погода...(морозная)
-Если дует сильный ветер, то погода...(ветреная)
-Если на улице холод, то погода...(холодная)
-Если сильная стужа, то погода...(студеная).
Показ картины: «Зима».
- Посмотрите, вы всё правильно сказали. Действительно, зима снежная, морозная. А ещё из снега можно лепить снежки.
- Посмотрите, у меня тоже есть снежок, но это не простой снежок, а волшебный. Предлагаю передавать снежок по кругу и по очереди отвечать на вопрос «Зима какая?» (зима снежная, холодная, ветреная, морозная, студеная, лютая, суровая и т.д.).
- Молодцы, ребята! ПАЗЛ. Отправляемся дальше в путь.
Логопед: Вы помните, что нас ждет Эльза в своем ледяном замке. Смотрите, еще следы, кто же здесь пробегал (слайд).
Загадка: Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу (белка).
- А что же делает белка? (прыгает по деревьям, прыгает с ветки на ветку, живет в дупле, грызет орехи, делает запасы на зиму).
- Посмотрите, а под столом что-то спрятано, волшебный сундучок! Интересно, что там?! (открываем сундучок и смотрим).
- Что это? (веточки).
- Ребята, а ветки на деревьях зимой какие? (снежные, белые, волшебные).
- Белочка принесла из леса веточки, но они не зимние. А чтобы они стали снежными, красивыми, белочка предлагает их украсить. Но чтобы выполнить это задание, нужно чтобы наши пальчики были ловкими, быстрыми. Для этого мы с вами сделаем пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика «Зимние забавы»
Раз, два, три, четыре, пять (Загибание пальцев на обеих руках);
Выпал снег, идем гулять (Волнообразные движения руками сверху-вниз);
Ты нас, мама, не ищи (Поочередное касание одних пальцев обеих рук, начиная с большого);
Горку строить будем мы (концы пальцев обеих рук соединить под одним углом);
Горку не простую (соединить ладони вместе);
Горку ледяную (концы пальцев обеих рук соединить под прямым углом, затем сжать пальцы в кулак);
Будем очень мы стараться (Сжать руки в кулаки, большие пальцы поднимаем вверх);
Чтоб потом на ней кататься (Правой рукой погладить тыльную сторону левой руки – поочередно).
Логопед: Вот наши руки и готовы к выполнению заданию. Продуктивная деятельность.
Возьмём клей, помажем веточки и сверху посыпим манной крупой. Посмотрите, какие снежные, красивые, искристые, белоснежные веточки у нас получились. Их вы можете оставить себе для украшения группы. Дети намазывают веточки клеем и посыпают манной крупой. Получаются заснеженные веточки деревьев.
Молодцы! ПАЗЛ.
Логопед: Ребята, мы справились со всеми заданиями. Какие все молодцы, мы прошли весь путь вместе, были дружными, помогали друг другу. Собрали все детали пазла (слайд: внутри замка). Нам нужно согреть Эльзу, собрать пазл и сказать волшебные слова. Дети собирают пазл.
- Что у нас получилось? (сердце)
-Потрогайте, какое оно тёплое, приятное наощупь.
- Вот и волшебные слова, а чтобы расколдовать Эльзу надо проговорить их, послушайте внимательно (читаю).
- Встанем вкруг, возьмемся за руки, и все вместе произнесем волшебные слова: «Сила в дружбе – раз, два, три – лед растопи». Вот мы и спасли Эльзу. (Слайд: Эльза в розовом с сердечками).
- Ребята, Олоф с Эльзой очень вам благодарны, что вы им помогли и они приготовили для Вас угощение. Предлагаю взять угощение в детский сад. Вы согласны? (Да).
- Дети, скажем спасибо Эльзе и Олофу за познавательное, интересное путешествие и угощение. А теперь закрываем глаза и представляем, как мы возвращаемся в наш любимый детский сад по волшебному, сказочному лесу (под волшебную музыку). Открываем глаза, вот мы и оказались в детском саду.
Итог занятия (рефлексия).
- Ребята, скажите, вам понравилось наше путешествие?
- Что вам больше всего понравилось?
- Если вам всё понравилось и вам не было сложно, то прикрепите к доске магнит весёлого Олофа, а если были трудности, то грустного Олофа.
- Вы сегодня молодцы! Отлично показали свои знания, были очень дружными. А угощение, которое Вам передали Олоф с Эльзой, вы унесете в группу и поделитесь с ребятами. До свидания!
Сорокина Светлана Валерьевна