Материал на проверке

Логопедическое занятие "Приключения Олофа"

0
1
Материал опубликован Вчера в 20:39

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе «Приключения Олофа»

Цель: Содействие развитию навыков речевого общения старших дошкольников в контексте лексической темы «Зима».

Коррекционно-развивающие задачи:

Способствовать развитию мелкой моторики пальцев рук и мышц артикуляционного аппарата; 

Закрепить умение применять полученные знания в самостоятельной деятельности;

Автоматизировать и дифференцировать произношение звуков С, Ш;

Способствовать развитию фонематического слуха: умение выделять звуки в слове.

Способствовать развитию психических процессов (зрительного, слухового восприятия и внимания, памяти);

Способствовать развитию мыслительной деятельности (анализ и синтез, логика, мышление);

Способствовать развитию личностных качеств, эмоционально-волевой сферы (навык самоконтроля, усидчивость, самооценка).

Образовательные:

1. Повторить и уточнить словарь по лексическим темам «Животные», «Зима»;

2. Способствовать развитию диалогической и связной речи.

Воспитательные:

воспитывать самостоятельность;

воспитывать чувство товарищества и сострадания, побуждать к взаимовыручке и помощи товарищу;

воспитывать умение слушать и слышать ответы своих товарищейСовершенствовать умение детей отвечать полным ответом. 

Здоровьесберегающие:

· планировать объём материала с учётом утомляемости детей;

· соблюдать правильную посадку детей;

· способствовать созданию благоприятного психологического климата;

· соблюдать режим охраны зрения;

· чередовать статические и динамические задания.

Оборудование: компьютер, проектор, сопровождающая презентация к занятию, конверт с пазлами, конверты с заданиями; игрушки-животные: сова, лиса, заяц, белка; вырезанные из картона следы животных, зеркала по количеству детей, логопедическое пособие для дыхательной гимнастики, магнитная доска, простые карандаши, трафареты в названии которых есть звук [с] и[ш], сундучок (веточки деревьев, клей, манка), подносы – 5 шт., салфетки, магниты «Олофа» (весёлый и грустный); угощения детям.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое развитие.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Дети входят в зал.

Логопед: Ребята, посмотрите, сегодня к нам пришли гости. Поздороваемся с ними все вместе.

Дети: Здравствуйте!

Логопед: Доброе утро! Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Скажите, какое у вас сегодня настроение? (Ответы детей)

Логопед: А теперь присаживаемся на стульчики.

(Стук за кулисами)

- Ребята, к нам кто-то пришёл? (слайд1 Олоф);

- Кто это? Какой он? (грустный)

- Как вы думаете, почему он грустный? (Наверное, у него что-то случилось).

- А почему он грустный, он сейчас расскажет. Запись голоса Олофа: «Здравствуйте, дорогие ребята. У меня случилась беда, моя подруга, Эльза, замерзла в ледяном замке. Помогите мне спасти Эльзу, выполните задания моих лесных друзей».

Логопед: Ребята, вы готовы помочь Олофу? Тогда мы отправляемся в сказочное путешествие! На нашем пути будут встречаться лесные друзья Олофа, которые приготовили для Вас задания, выполняя их мы поможем ему спасти Эльзу. Олоф в помощь нам прислал следы зверей. (Слайд 2)


Помните, что вы должны быть дружными, помогать друг другу. За каждое выполненное задание вы будете получать деталь пазла. А чтобы нам были под силу все испытания, предлагаю Вам сделать разминку.

Руки растираем

Потирание ладоней

И разогреваем

хлопки

И лицо теплом своим мы умываем

Разогретыми ладонями проводят по лицу сверху вниз

Грабельки сгребают

Все плохие мысли

Граблеобразные движения пальцами от середины лба к вискам

Ушки растираем

Вверх и вниз мы быстро

Растирание ушных раковин по краю снизу вверх и сверху вниз

Их вперед сгибаем

Загибание ушных раковин вперёд

Тянем вниз за мочки

Оттягивание вниз за мочки

А потом уходим пальцами на щёчки

Пальцы перебегают на щёчки

Щёчки разминаем

Указательный, средний и безымянный пальцы разминают щёки круговыми движениями

Разминаем губки


Чтобы улыбались

Большой и указательный пальцы разминают сначала нижнюю, а потом верхнюю губу

Мы теперь утятки

Клювики потянем

Вытягивание обеих губ вперед

Уголками губ мы щёчки поднимаем

Средние пальцы рук находятся в уголках рта и по очереди поднимают, то правый, то левый уголок рта

Тянем подбородок

И к ушам щипаем

Разминание подбородка с оттягиванием его вниз, пощипывание нижней челюсти от подбородка к ушам

А потом по шейке

Ручками стекаем

Поглаживание шеи всей ладонью от нижней челюсти к ключицам


- А сейчас предлагаю встать в круг и взяться за руки (звучит волшебная музыка, ребята закрывают глаза). Закройте глаза и представьте: мы идем по зимней заснеженной дорожке, под ногами хрустит снег, с неба падают белые, пушистые снежинки, дует легкий ветерок, дышится легко и свободно». Глаза открываем. Мы с вами очутились в зимнем лесу (слайд 3).

Физкультурная минутка «Любопытная Варвара»

Логопед: - Посмотрим, что нас окружает.

Любопытная Варвара

Смотрит влево

Смотрит вправо

Смотрит вверх

И смотрит вниз

Мышцы шеи напряглись

Возвращаемся обратно

Расслабляться так приятно.

(Возвращаемся в исходное положение).

Логопед: Ребята, посмотрите, кто это оставил следы на снегу (птицы).

Отгадайте загадку, какая это птица:

Днём спит, ночью летает,
Ухает, людей пугает.
В темноте горят глаза –
Всем мышам она гроза
(сова)

Логопед: Мудрая сова говорит красиво и грамотно, она любит играть язычком и знает историю одного дня подружек. Поиграем вместе!

Артикуляционная гимнастика (гимнастика проводиться за столом перед зеркалом): Проснулись как-то раз рано-рано утром две подружки Шипелочка, Свистелочка (дети зевают, потянулись).

Почистили свои зубки (упр. «Почистим зубки»), расчесали волосы (упр. «Расчёска»), улыбнулись друг другу (упр. «Улыбка»), попили чай с конфетами (упр. «Конфетка») и отправились на прогулку. Шипелочка очень любила кататься на лошадке (упр. «Лошадка»), Свистелочка качаться на качелях (упр. «Качели»). Шипелочка рассказала подружке, как она встретила белку, которая дразнилась (упр. «Дразнилка»), а Свистелочка ей улыбалась (упр. «Улыбка».) Подкрепившись они пошли в лес собирать сухие грибы на ветках, которые приготовила заботливая белочка (упр. «Грибок»), а вернувшись домой посмотрели на часы (упр. «Часики») и стали готовиться ко сну.

-Ребята, а как вы думаете какой звук больше всего любит Шипелочка?

-Звук «Ш».

Правивильно! А Свистелочка?

Звук «С»

Молодцы!

- А хотите узнать секретики этих звуков?!

- Поднесите руку ко рту и подуйте на неё, пропев песенку Шипелочки: ШШШШШШШШШШ….

- Какая воздушная струя? (Воздушная струя тёплая);

- А теперь поднесите ладошку и пропойте песенку Свистелочки.

- Какая воздушная струя? (Воздушная струя холодная).

Логопед: Сова приготовила Вам первое задание: «Поймай звук». Я буду называть разные слова, если вы услышите слово со звуком «Ш» - хлопните в ладоши, если слово со звуком «С» - топните ногой (показ). Слова: шапка, снеговик, лёд, шуба, снежинка, зима, сосулька, холод, шарф, горка, шишка.

Логопед: Молодцы, вы справились с первым испытанием, Сова вручает Вам деталь пазла.

Логопед: Отправляемся дальше (Слайд: «Следы лисы»). Скажите, пожалуйста, а это кто оставил следы на снегу? Послушайте загадку: «Хитрая плутовка, ловит зайца ловко? (Лиса).

- Конечно, это рыжая, хитрая лиса. Для вас она приготовила интересное задание: «Обведи картинку». У вас на столе лежат картинки, если в их названии есть звук «Ш» - обведите её, а если звук «С» - зачеркните её.

Трафареты: ШАПКА, ГОРКА, САНКИ; ШУБА, ДУБ, СОСУЛЬКА; ШИШКА, КОНФЕТА, СНЕЖИНКА.

- А ещё лиса приготовила для Вас упражнение «Назови ласково», посмотрите, пожалуйста на экран. (Слайд: солнце-…, шапка-…, самолёт-…, машина-…

- Справились с заданием, молодцы! (Пазл)

Зрительная гимнастика (Слайд )

Так как сегодня нам помогает компьютер, нужно обязательно выполнить гимнастику и для наших глаз.

Мы гимнастику для глаз

С тобой выполним сейчас!

(движение глазами вверх — вниз,

влево, вправо за животными)

А сейчас зажмурим глазки,

Поморгаем много раз,

И весёлая зарядка,

Сохранит здоровье глаз!

Молодцы, здорово поиграли! Чтобы справиться со следующим заданием, заяц предлагает сделать дыхательную гимнастику.

Дыхательная гимнастика

Воет вьюга: З-З-З (с усилением звука);

Тяжело стонут дубы в лесу: М-М-М (громко, низким голосом);

Стонут березки: М-М-М (высоким голосом);

Шумят ели: Ш-Ш-Ш (протяжно);

Стихает вьюга: С-С-С (тихо).

- Продолжаем наше путешествие (слайд). Нас ждет Олоф со своим лесным другом. Как вы думаете, а это чьи следы на снегу.

Загадка: Что за зверь такой лесной?

В белой шубке он зимой.

Всех боится зверь-трусишка.

Как зовут его? (Зайчишка)

(Дети по следам идут в гости к зайцу).
- Скажите, пожалуйста, а заяц какой? (шустрый, быстрый, ловкий и т.д.)

- Заяц просит Вас рассказать о зиме. Зима какая? (ответы детей). А сейчас предлагаю вам закрыть глаза и представить ЗИМУ (звучит музыка) с белым пушистым снегом, летящими снежинками, метелью, вьюгой. Вспомните зимние пейзажи, которые вы наблюдали по дороге в садик... открываем глаза.

- КАКУЮ зиму вы себе представляли, когда закрывали глаза? Выслушиваются ответы детей.

-Если на улице идет снег, то погода...(снежная)

-Если на дворе мороз, то погода...(морозная)

-Если дует сильный ветер, то погода...(ветреная)

-Если на улице холод, то погода...(холодная)

-Если сильная стужа, то погода...(студеная).

Показ картины: «Зима».

- Посмотрите, вы всё правильно сказали. Действительно, зима снежная, морозная. А ещё из снега можно лепить снежки.

- Посмотрите, у меня тоже есть снежок, но это не простой снежок, а волшебный. Предлагаю передавать снежок по кругу и по очереди отвечать на вопрос «Зима какая?» (зима снежная, холодная, ветреная, морозная, студеная, лютая, суровая и т.д.).

- Молодцы, ребята! ПАЗЛ. Отправляемся дальше в путь.

Логопед: Вы помните, что нас ждет Эльза в своем ледяном замке. Смотрите, еще следы, кто же здесь пробегал (слайд).

Загадка: Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу (белка).

- А что же делает белка? (прыгает по деревьям, прыгает с ветки на ветку, живет в дупле, грызет орехи, делает запасы на зиму).

- Посмотрите, а под столом что-то спрятано, волшебный сундучок! Интересно, что там?! (открываем сундучок и смотрим).

- Что это? (веточки).

- Ребята, а ветки на деревьях зимой какие? (снежные, белые, волшебные).

- Белочка принесла из леса веточки, но они не зимние. А чтобы они стали снежными, красивыми, белочка предлагает их украсить. Но чтобы выполнить это задание, нужно чтобы наши пальчики были ловкими, быстрыми. Для этого мы с вами сделаем пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика «Зимние забавы»

Раз, два, три, четыре, пять (Загибание пальцев на обеих руках);

Выпал снег, идем гулять (Волнообразные движения руками сверху-вниз);

Ты нас, мама, не ищи (Поочередное касание одних пальцев обеих рук, начиная с большого);

Горку строить будем мы (концы пальцев обеих рук соединить под одним углом);

Горку не простую (соединить ладони вместе);

Горку ледяную (концы пальцев обеих рук соединить под прямым углом, затем сжать пальцы в кулак);

Будем очень мы стараться (Сжать руки в кулаки, большие пальцы поднимаем вверх);

Чтоб потом на ней кататься (Правой рукой погладить тыльную сторону левой руки – поочередно).

Логопед: Вот наши руки и готовы к выполнению заданию. Продуктивная деятельность.

Возьмём клей, помажем веточки и сверху посыпим манной крупой. Посмотрите, какие снежные, красивые, искристые, белоснежные веточки у нас получились. Их вы можете оставить себе для украшения группы. Дети намазывают веточки клеем и посыпают манной крупой. Получаются заснеженные веточки деревьев.

Молодцы! ПАЗЛ.

Логопед: Ребята, мы справились со всеми заданиями. Какие все молодцы, мы прошли весь путь вместе, были дружными, помогали друг другу. Собрали все детали пазла (слайд: внутри замка). Нам нужно согреть Эльзу, собрать пазл и сказать волшебные слова. Дети собирают пазл.

- Что у нас получилось? (сердце)

-Потрогайте, какое оно тёплое, приятное наощупь.

- Вот и волшебные слова, а чтобы расколдовать Эльзу надо проговорить их, послушайте внимательно (читаю).

- Встанем вкруг, возьмемся за руки, и все вместе произнесем волшебные слова: «Сила в дружбе – раз, два, три – лед растопи». Вот мы и спасли Эльзу. (Слайд: Эльза в розовом с сердечками).

- Ребята, Олоф с Эльзой очень вам благодарны, что вы им помогли и они приготовили для Вас угощение. Предлагаю взять угощение в детский сад. Вы согласны? (Да).

- Дети, скажем спасибо Эльзе и Олофу за познавательное, интересное путешествие и угощение. А теперь закрываем глаза и представляем, как мы возвращаемся в наш любимый детский сад по волшебному, сказочному лесу (под волшебную музыку). Открываем глаза, вот мы и оказались в детском саду. ​​​​​​​

Итог занятия (рефлексия).

- Ребята, скажите, вам понравилось наше путешествие?

- Что вам больше всего понравилось?

- Если вам всё понравилось и вам не было сложно, то прикрепите к доске магнит весёлого Олофа, а если были трудности, то грустного Олофа.

- Вы сегодня молодцы! Отлично показали свои знания, были очень дружными. А угощение, которое Вам передали Олоф с Эльзой, вы унесете в группу и поделитесь с ребятами. До свидания!



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Можно увидеть упоминаемые в конспекте слайды?

0
Сегодня в 02:45