12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Овсянникова Юлия Васильевна16

Из опыта работы «Логоритмика как средство коррекции речевых нарушений дошкольников»

Автор: Овсянникова Ю.В.

Организация: МАДОУ 101 СП

    Красивая, выразительная речь- важное условие развития ребенка, его мышления и психической деятельности в целом. По мере овладения речью ребенок развивается и совершенствует мыслительные операции. Речь является важным механизмом интеллектуальной деятельности, формой общения людей.

    В настоящее время появляется всё больше детей, которые не понимают обращенную к ним речь, речь задерживается или присутствует общее недоразвитие речи. Часто у таких детей наблюдается нарушение мелкой и крупной моторики, пространственной ориентации, поверхностное дыхание, заикание. В дальнейшем происходит искажение слоговой структуры слова, нарушение грамматического оформления речи. Поэтому передо мной встал вопрос о своевременном формировании речи воспитанников, её плавности и чистоте, по возможности, предупреждении различных отклонений и коррекции существующих. Артикуляционные, дыхательные и пальчиковые упражнения показались мне недостаточными, поэтому я перешла к поиску новых средств осуществления коррекции звукопроизношения дошкольников. Среди множества методик развития и коррекции речи детей наибольший интерес вызвала логопедическая ритмика.

    Логоритмика — это коррекционная методика обучения и воспитания людей с речевой патологией средствами движения, музыки и слова. Это комплексная методика, состоящая из логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Средствами логопедической ритмики являются:

Ходьба и маршировка в различных направлениях;

Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;

Упражнения, регулирующие мышечный тонус;

Упражнения, активизирующие внимание;

Счетные упражнения;

Упражнения, формирующие чувство музыкального размера, темпа, ритма;

Пение;

Упражнения в игре на музыкальны инструментах;

Самостоятельная музыкальная деятельность.

    Основная цель логоритмики- преодоление речевого нарушения путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы и в конечном итоге адаптация к условиям внешней и внутренней среды.

       Коррекционные задачи логоритмики включают в себя: преодоление основного речевого нарушения, развитие дыхания, голоса, артикуляции, а также развитие и совершенствование основных психомоторных качеств (статической и динамической координации, переключаемости движений, двигательной памяти и произвольного внимания) во всех видах моторной сферы (общей, мелкой, мимической и артикуляционной)

  Основными образовательными задачами логоритмики являются: формирование двигательных навыков и умений, пространственных представлений, знакомство с некоторыми музыкальными понятиями («музыкальный ритм», «размер», «темп»), развитие ловкости, силы, координации движений.

    Работа по коррекции речевых нарушений проходит у меня в рамках кружковой деятельности «Логоритмика» и в течение дня в совместной деятельности (во время утреннего круга, после пробуждения, на физминутках, в режимных моментах). В перспективное планирование помимо основных занятий я добавила и логоритмичесие досуги. Все упражнения проводятся в соответствии с этапами и задачами коррекционной работы. Занятия логоритмикой для детей, имеющих речевые нарушения, проводятся не менее двух раз в неделю. Все задания, предлагаемые детям в рамках одного занятия, объединяются одной лексической темой. Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не заучивается. Во время занятия желательно, чтобы дети стояли вместе с педагогом в кругу или сидели полукругом. Такое расположение дает возможность ребятам хорошо видеть педагога, двигаться и проговаривать речевой материал синхронно с ним.

    Каждое занятие состоит из вводной, основой и заключительной частей. Вводная часть предусматривает приветствие, объявление темы предстоящего занятия и проведение разминки. Основная часть включает в себя разнообразные виды музыкальных, двигательных и речевых упражнений. Заканчивается любое логоритмическое занятие подведением итогов, упражнениями на восстановление дыхания, ходьбой или легким бегом. Длительность занятия варьируется. Занятия с детьми до 4-х лет занимает в среднем 20 минут, с детьми 5 лет- 30 минут, с детьми старшего возраста не более 40 минут.

   Атрибутов для проведения занятий огромное количество. В первую очередь, это музыкальны инструменты: бубны, колокольчики, маракасы, гармошки, погремушки, шумелки, клавесы, металлофоны, треугольники. Для отработки слоговой структуры слова мы используем молоточки и березовые спилы. Для дыхательных упражнений: перышки, вату, бумагу, шарики и пособия, изготовленные своими руками. Не так давно я открыла для себя уникальное пособие: игровой парашют для подвижных игр. Для самомассажа и некоторых упражнений используем логопедические зонды. Вводную часть занятия мы проводим с шариками су-джок.

    Все упражнения логоритмики можно разделить на две подгруппы: речевые упражнения (развитие дыхания, голоса, темпа, интонации речи, артикуляции, мимики, работа над правильным звукопроизношением и формированием фонематичского слуха); и упражнения, развивающие неречевые процессы (общая и мелкая моторика, координация движений, ориентировка в пространстве, регуляция мышечного тонуса, развитие психических процессов, развитие чувства музыкального метра, темпа, ритма).

     Рассмотрим подробнее некоторые из них.

    Упражнение на развитие слухового внимания и восприятия у ребенка:

(упражнения выполняются на самых первых этапах работы с детьми и являются базовыми для дальнейшего понимания речи)

«Звучащие палочки»- педагог произносит один, два или три гласных звука- [А], [АУ], [ИУА] и т.п. Ребенок выкладывает на столе столько палочек, сколько звуков произнес педагог. Затем можно приступать к анализу согласных звуков.

    Ритмические упражнение на вызывание звуков:

«Фонетическая распевка»- (оборудование: металлофон, игрушки, птицы) педагог играет, а дети ритмично поют высокие ноты : «ПИ-ПИ-ПИ», средние «КО-КО-КО», низкие «МУ-МУ-МУ»

    Упражнение на развитие речевого внимания: «Жуки»

Дети свободно стоят по всей площадке. По сигналу-слову «Жуки летают» разбегаются, затем по сигналу «Жуки упали на спинки и не могут перевернуться», останавливаются, ложатся на спину и болтают в воздухе ногами и руками. По сигналу быстро встают.

    Упражнение на развитие дикции и артикуляции

«Бадминтон»- дети имитируют игру в бадминтон, произнося слоги открытые: бу-бу, ду-ду и т.п., а затем закрытые: уп-уп, ут-ут и т.п.

    Упражнение на развитие голоса

«Послушай и повтори»- звук [У] надо произнести сердито и громко один раз («воет волк»), тихо и медленно два раза («воет вьюга»), сериями по два раза низким голосом («филин ухает»), медленно, долго, низким голосом («поезд едет»).

    Упражнение на развитие фонематического слуха

«Едет поезд и останавливается»- Дети строятся в колонну, руки на поясе-это поезд. Педагог произносит гласные звуки в медленном темпе. Поезд движется, если звучат любые гласные кроме У, при этом звуке поезд останавливается. Игра повторяется 4-5 раз

    Упражнение на развитие мимики, соотношение мимических поз и музыкального образа

Муз.сопровождение: «Весело-грустно» муз.Бетховена сб. О.Радыновой «Музыкальное развитие детей»

Показать детям игрушку Петрушку (раздать изображения веселого и грустного Петрушки) Рассказать детям, что Петрушка грустил без своего друга, а когда нашел его, обрадовался.

    Психологическая установка на слушание и пение:

Педагог: Ручки, как у вас лежат, ножки, как у вас стоят. Ну разок, ну другой, последите за собой.

Дети: Мы тихонечко сидим и нисколько не шалим. («Из-под дуба» ру.нар.мелодия)

    Игра на ориентировку в пространстве, координационные способности, внимание

«Перемена мест»: Дети стоят по кругу, лицом к игровому парашюту, руки хватом за цветовой сектор.  Дети произносят слова:

Скучно, скучно нам стоять

Не пора ли пробежаться

И местами поменяться.

    Воспитатель продолжает и называет любой цветовой сектор – «Красный, беги!» Дети, стоящие под этим цветом, пробегают под парашютом и меняются местами с другими детьми.

    «Вкусная» артикуляционная гимнастика

    Чтобы разнообразить упражнения в качестве оборудования я рекомендую иногда использовать что-нибудь съедобное, например, сушки, соломка, конфеты-драже. Оборудование: изюминки. 1) педагог кладет изюминку на язык ребенка, ребенок двигает языком вперед-назад, стараясь не уронить изюм; 2) Игра в футбол- ребенок перекатывает изюм из одной щеки в другую.

       Используя многообразие логоритмических приемов в ходе своей работы, я заметила, что занятия положительно влияют на состояние высших психических функций и дают хороший результат в коррекции речи. У многих детей стала заметна динамика в развитии голоса, дыхания и артикуляции, слухового внимания и зрительной ориентировки. Речь некоторых детей становится понятнее и выразительнее, у совсем неговорящих детей начали появляться первые слова, у малоговорящих детей увеличивается словарь, налаживается грамматический строй речи. Работа над слоговой структурой слова стала даваться детям легче. Движения под музыку не только благотворно повлияло на развитие слуха, внимания, памяти, но и создало благоприятный настрой к восприятию образовательной деятельности. Дети стали более раскрепощенными, заинтересованными, эмоциональными. Таким образом, можно сделать вывод о том, что логопедическая ритмика особенно полезна детям, имеющим проблемы становления речевой функции. В дальнейшем планирую продолжать работу по данной теме, совершенствовать новые формы взаимодействия с детьми, нарабатывать новые материалы и применять их с собственной педагогической практике.



Использованная литература:

Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста.- М,:АСТ Астрель, 2007.

Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: учебник для студентов высших учебных заведений.- М.:Детство-Пресс, 2010.

Краузе Е.Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика- СПб.: Корона принт, 2007

Кишиневская М., Кузнецова Е. Логоритмика с детьми 3-4 лет (конспекты занятий) 1 полугодие.- Методическое пособие- Издательские решения, 2020

Нищева Н.В. Логопедическая ритмика в системе коррекционно-развивающей работы в детском саду.- СПб.: Детство-Пресс, 2019

Новиковская О.А. Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях: Практическое пособия для педагогов.-СПб.: Корона принт, 2015

Татаркина Л.А. Логоритмика: запуск речи через пение и движение для детей от двух лет: с песенками и попевками.- изд.3.- Ростов н/Д: Феникс, 2023

Шашкина Г.Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи.- 2-е изд., испр. и доп.- М.: Юрайт, 2019









Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.