Творческая работа «Лучший школьный двор»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Андрейковская средняя общеобразовательная школа»
Вяземского района Смоленской области
КОНКУРС
«Мой школьный двор»
Номинация
«Лучший школьный двор»
Руководители проекта:
зав. пришкольным участком
воспитатель
Соболева Л.Ю.,
учитель биологии
Вишневецкая Г.С.
с.Андрейково
2020г.
Содержание:
I. Введение…………………………………………………………… 3
II. Основная часть
1.Описание объекта исследований………………………………….. 3
2.Цели и задачи ……………………………………………………… 4
3. Работы по благоустройству школьного двора
3.1.Уборка и содержание пришкольной территории…………………. 5
3.2.Содержание зелёных насаждений………………………………. 6
3.3. Цветочное оформление …………………………………………….. 10
3.4.Обустройство спортивных площадок ………………………….. 15
3.5.Санитарно-экологическое состояние участка …………………... 19
3.6.Эстетическое оформление и разнообразие зон школьного двора .. 21
3.7.Композиционное оформление ……………………………………. 24
4. Реалистичность проекта ……………………………………………… 24
5. Социальная значимость ………………………………………………. 25
6.Рациональность и экономичность проекта …………………………... 26
7.Практический результат ………………………………………………. 26
Введение
Как часто вы задумываетесь о том, что вас окружает? Нравится ли вам то, что вас окружает во дворе, в саду или на вашей лужайке? Конечно же, вы не всегда об этом задумываетесь, но только представьте, что ваш большой или маленький участок может преобразиться в настоящий королевский сад! Где каждый лучик солнца играет на роскошных садовых дорожках, где каждый поворот открывает вам новую таинственную картину! Наверняка вам этого бы хотелось, но вы не сможете сделать это самостоятельно, вот тут то и место ландшафтному дизайну!
Ландшафтный дизайн может подарить вам то, чего вы хотите. В нем переплетаются десятки различных стилей, от классицизма до модерна. Чего мы и постарались добиться на школьном участке.
Школьный двор – это визитная карточка школы, требующая постоянной и целенаправленной работы по его благоустройству.
Зелёная зона вокруг школы – место отдыха и игр ребят. Ухоженный школьный двор с декоративными клумбами привлекателен как для учащихся, так и для родителей и жителей села.
Описание объекта
Территория школы МБОУ «Андрейковская СОШ» Вяземского района Смоленской области обширна и разнопланова. Кроме здания школы здесь расположены различные постройки (теплица, стадион, детская площадка, тир, плодово-ягодный сад), а также примыкает пришкольный участок, площадь которого составляет 0,84га.
Проблема состояния и благоустроенности школьного двора имеет более глубокое экологическое значение, чем, кажется на первый взгляд. По существующим санитарным нормам каждое учебное, дошкольное или оздоровительное учреждение должно иметь выраженную буферную зелёную зону, ограждающую эти особые по своему назначению объекты от загазованной окружающей среды.
Прогнозируемый результат - школьный участок, выполняющий следующие функции: быть зеленым «буфером» для школы от ближайших антропогенных объектов; решать образовательные и воспитательные цели и задачи; быть местом организации трудовой практики детей; приобретение навыков ландшафтного проектирования искусственной экосистемы.
Гипотеза: привлечь внимание учителей, учащихся и их родителей к благоустройству и озеленению пришкольной территории, экологическим проблемам и повысить социальную активность населения.
Цель: привитие учащимся интереса к экологическому состоянию окружающей среды, бережного отношения к природе, развитие эстетического восприятия окружающего мира, воспитание гражданской позиции.
Задачи:
1.Формировать бережное отношение к природным и культурным объектам, организовать досуг школьников.
2.Улучшить экологическое состояние прилегающей к школе территории. Приобщить воспитанников к технологиям садово-паркового искусства и цветоводства.
3.Воспитывать и развивать познавательные интересы у школьников к предмету окружающий мир, экология, развивать у учащихся эстетическое восприятие природы.
Объект исследования: школьный двор.
Результат исследования
Разработать проект по реконструкции школьного двора:
-очистить от бытового и природного мусора;
-привести в порядок бордюры и дорожки;
- привести в порядок спортивные сооружения на стадионе;
- привести в порядок детскую площадку;
- отремонтировать и покрасить лавочки;
- пополнить плодово-ягодный отдел новыми саженцами, удалить сухие ветви плодовых деревьев;
- оформить цветочные клумбы.
Сроки исполнения: с апреля 2019 года по октябрь 2019 года.
«Есть такое твёрдое правило: встал поутру, привёл себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету»
За каждым классом у нас закреплён определённый участок территории, где во внеурочное время мы благоустраиваем нашу территорию.
3. Работы по благоустройству школьного двора
3.1.Уборка и содержание пришкольной территории.
На школьном совете учащиеся нашей школы решили, что пришкольная территория должна быть опрятной и чистой. Для этого проводятся субботники, в период апрель-май, сентябрь-октябрь, где очищается пришкольная территория от природного и бытового мусора, ремонтируются и красятся лавочки и бордюры. Весь необходимый инвентарь для этих работ есть в школе.
3.2.Содержание зелёных насаждений
Приступая к работе над проектом, учащиеся отчетливо понимали, что им одним будет не под силу справиться с задачами. Поэтому они разработали план поиска единомышленников среди учителей, одноклассников и родителей. Совет школы провел анкетирование, а также оценили общее состояние школьного двора и зелёных насаждений.
Школьный двор представляет собой участок открытого грунта, разделённый на восемь секторов:
Коллекционный — сбор семян для посадки;
Цветочно-декоративный — клумбы с однолетними и многолетними растениями;
Плодово-ягодный — сады (вишнёвый, яблоневый) и кустарники;
Дендрологический — древесные и кустарниковые растения.
Экологический — выращиваются редкие растения дикой флоры;
Начальная школа — малые клумбы на газоне.
Решили оставить практически без изменений дендрологический отдел, пополнив плодово-ягодный отдел новыми саженцами и посадив пока лишь несколько туй на свободной территории, перенесли малинник в другое место, освободив территорию для посадки красивоцветущих многолетних кустарников: жасмина, таволги иволистной, полыни древовидной, а также георгинов.
Полынь древовидная
Таволга иволистная
Закладка вишнёвого сада (2014г.), в честь присоединения Крыма к России.
Вишнёвый сад сегодня
Слева от школы расположен яблоневый сад
Красная рябина на территории школьного сада
Сбор черноплодной рябины
3.3. Цветочное оформление
Цветники - наиболее дорогостоящий и трудоемкий вид из всех форм озеленения. Их размещают на самых видных местах, вдоль дорожек, причем так, чтобы ассортимент цветочных культур обеспечил непрерывное цветение в течение длительного времени. Искусство цветочного оформления состоит в том, чтобы при наименьших затратах получить наибольший декоративный эффект.
Также на совете школы было решено, что особое внимание нужно уделить оформлению цветников.
Каждую весну мы высаживаем на своих клумбах разные цветы. Проводим конкурс на лучшую клумбу. Для этого мы закрепили за каждым классом определённый участок. Готовим самостоятельно посадочный материал (рассада, черенки).
Каждый из учеников нашей школы внёс частичку своего труда, чтобы школа порадовала нас своим видом. Свою лепту в создании цветников внесли и родители.
Участие родителей на первичном этапе разбивки клумб и цветников
Выращивание рассады для клумб
Разбивка цветника на газоне (начало и конечный результат).
Были разработаны схемы клумб и впоследствии всё задуманное воплотилось.
Клумба 8-го класса в конце лета
Клумба других классов (в начале и конце лета).
У нас в школе существует традиция: учащиеся 11 класса принимают участие в оформлении центральной клумбы. С каждым годом вкусы и видение пространства школьной территории меняются, поэтому клумбы каждый год разной формы и окраски.
Заключительный этап в подготовке клумбы выпускников.
3.4.Обустройство спортивных площадок
Юное тело своё закалять,
Больших добиваться высот,
Отвагу и волю в себе воспитать,
В этом поможет спорт!
На школьном дворе весело все время детворе! Справа от школы находится детская спортивная площадка (небольшая полоса препятствий, рукоход, качели, канатоход, гимнастическая стенка).
Игровая площадка справа от школы
Гимнастическая лестница
Полоса препятствий на территории стадиона во время военно-спортивной игры «Зарница».
Металлические шесты
В «Парке Победы», который находится сразу за школой, также проводятся спортивные игры и соревнования.
Каждый год на спортивной площадке проводятся работы по восстановлению лакокрасочного покрытия.
Обустройство детской площадки.
Для младших школьников была создана детская площадка, которую всегда поддерживают в отличном состоянии: мелкий ремонт,покраска.
Очень любим мы гулять,
В игры разные играть,
Бегать, прыгать, веселиться,
Нам на месте не сидится!
3.5.Санитарно-экологическое состояние участка
Существует хорошая пословица: «Человека встречают по одежке, провожают по уму». Поэтому большое значение имеет внешний вид школы и окружающая её территория, но она должна быть не только красивой, но экологически чистой. Ведь именно здесь мы проводим большую часть времени. Это и спортивные занятия, и отдых во время перемен, и проведение культурно-массовых мероприятий, и уборки территорий.
В любое время года на школьном дворе ведутся природоохранные работы: осенью развешиваются кормушки, зимой ребята подкармливают птиц; весной обновляется видовой состав растительности, проводится природоохранная пропаганда среди учащихся и взрослого населения. В летний период на его территории школьники проходят трудовую практику.
Экологическая обстановка влияет на наше здоровье и организм в целом. Выхлопные газы, горение лесов, свалки мусора, неочищенная вода, размножение грызунов-вредителей - все это в значительной степени нарушает экологический баланс и приводит к возникновению различных заболеваний. Нужны меры по преодолению сложившейся ситуации.
Экологическое направление является одним из приоритетных направлений в развитии школы, через реализацию которого формируются нравственные нормы поведения, направленные на то, чтобы приблизить детей к пониманию красоты окружающего мира, пробудить у них стремление к прекрасному, научить искусству мышления, любви к природе, быть добрыми и полезными.
Таким образом, привлечение учащихся к активным экологическим исследованиям, помогает воспитывать в них экологическую культуру, бережное отношение к природе, любовь к малой Родине.
Каждый год удаляются ветви декоративных и плодовых деревьев, проводятся субботники.
Обрезка малины
3.6.Эстетическое оформление и разнообразие зон школьного двора
Большое эмоциональное воздействие на детей оказывает включение в декоративное оформление малых скульптурных форм. Такие декоративные элементы использованы у нас при оформлении газонов, клумб, розария изготовлены руками детей и мастерами педагогами нашей школы.
В центральной части школьного двора расположен луг, засеянный газонной травой.
Сухой колодец.
Розарий
Прямо на крыльце школы была создана вертикальное озеленение. Учащиеся посадили декоративную фасоль.
Разнообразие форм цветников
3.7.Композиционное оформление
Совместными действиями педагогов и учеников можно создать настоящий райский уголок вблизи своей родной школы. Целостность композиции и единство решений приведут к желаемому результату.
4. Реалистичность проекта
Самооценка проекта пришкольного участка и условий практической его реализации Предлагаемый дизайн-проект преобразования пришкольной территории в комфортную и красивую экосистему вполне реалистичен, так как: не требует изменений площади и рельефа; структурные компоненты нового ландшафта могут быть преемственно привязаны к местам старого участка; регулярный стиль проекта подчеркнет биологические особенности всех видов живых организмов в привязке друг к другу.
5. Социальная значимость
Личным примером показать как улучшить экологическую обстановку в поселке, используя средства массовой информации донести до населения информацию о том, что зеленые насаждения являются неотъемлемой частью комплекса мероприятий по защите и преобразованию окружающей среды.
Они не только создают благоприятные микроклиматические и санитарно гигиенические условия, но и повышают художественную выразительность архитектурных ансамблей.
№ п/п | Предполагаемый результат |
1. | Организация социально – значимой общественной деятельности школьников. |
2. | Комплексный подход к воспитанию гражданственности, патриотизма, экологической культуры, трудовому воспитанию. |
3. | Обобщение знаний о декоративном оформлении и благоустройстве школьной территории; |
4. | Создание условий для возможной организации процесса совместного времяпровождения, способствующего духовному сближению детей и взрослых, рождению общих интересов и увлечений; |
5. | Приобщение к здоровому образу жизни как важной составляющей экологической культуры; |
6. | Создание гуманистической развивающей среды жизнедеятельности обучающихся, представление им дополнительных возможностей для саморазвития, самоутверждения, самовыражения; |
7. | Создание места отдыха и общения для школьников в свободное от уроков время; |
8. | Улучшение эстетического вида школьного двора, создание благоприятной экологической обстановки; |
9. | Повышение конкурентоспособности школы путем создания имиджа красивого уютного дома, красота которого создается инициативой и трудом детей и педагогов. |
6.Рациональность и экономичность проекта
Первые шаги по реализации проекта нами уже сделаны. Мы собрали макулатуру, на собранные деньги приобрели черенки роз. Высадили в клумбах.
Личное участие родителей и жителей села помогли сэкономить школьные средства при покупке посадочного материала, подготовке земли к посадке. Школой были выделены средства на покупку краски для обновления спортивных снарядов.
7.Практический результат
Данный проект являлся важным звеном патриотического и экологического воспитания школьников к своей малой Родине.
Учитывая мнения и желания учеников школы, опираясь на знания, полученные в ходе работы и на собственный опыт, и ощущения были внесены изменения в дизайне пришкольного участка. В проекте дизайна пришкольного участка МБОУ «Андрейковская СОШ» Вяземского района Смоленской области, предложены изменения после внедрения которых внешний вид клумб стал более современным и ухоженным. Тем самым выдвинутая гипотеза полностью подтверждена.
Цели, поставленные в работе, были, достигнуты, задачи - выполнены. Данную работу можно использовать для благоустройства пришкольной территории школ, детских садов и других учреждений.
Наш школьный двор так хорош и прекрасен
В нём яркие клумбы, дорожки вокруг
Наш школьный двор цветами украшен
Он создан трудами маленьких рук.
В нём каждый цветочек к солнцу стремится
Искрящийся смех раздаётся здесь вдруг,
Ведь в жизни мы сможем успеха добиться,
Когда всё красивым будет вокруг
26
Ковалева Галина Валентиновна
Прасолова Марина Валерьевна