Мамин платок

0
0
Материал опубликован 12 May

Государственное бюджетное учреждение

дополнительного образования Дом детского творчества Петродворцового района Санкт-Петербурга

«Ораниенбаум»









Конспект открытого занятия

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Цветная палитра»


Образовательная область: Изобразительное искусство


Тема занятия: Мамин платок


Раздел программы: Искусство в твоём доме


Возраст детей: 7-9 лет, 1 год обучения


Дата проведения: 03.04.2025 г.


Место проведения: ГБОУ школа №430 им. Героя Российской Федерации Н.И. Филина


Отдел: Культурно - досуговый


ФИО педагога: Величко Юлия Владимировна


ФИО консультанта: Селизар О.П. заведующий отделом















Санкт-Петербург

2025



План – конспект открытого занятия

Тема занятия: Мамин платок

Цели: Познакомить с вариантами оформления народных платков, создать свой узор для платка

Задачи:

I. Обучающие:

 - обучащиеся должны узнать историю русского платка, правила расположения и росписи рисунка платка;

II. Развивающие:

- обучащиеся должны уметь применять полученные знания на практике, определять последовательность выполнения работы;

III. Воспитательные.

- обучающиеся должны уметь работать самостоятельно и сотрудничать с другими детьми;

- обучающиеся должны быть аккуратными и внимательными в работе.

- обучающиеся должны уметь применять навыки культуры общения в коллективе


Вид занятия: открытое


Тип занятия: комбинированное


Форма организации занятия: индивидуально – групповая


Формы работы с учащимися: беседа, объяснение, показ, практическая работа.


Педагогические технологии:

Информационная, развивающая, игровая, здоровьесберегающая.


Методы обучения:

Словесные: рассказ, беседа, вопросы и ответы, поощрения, итоговое обсуждение.

Наглядные: показ иллюстративного материала, показ способов действия, рассматривание образцов.

Практические: практическая работа.


Способы выявления результативности: опрос, наблюдение, самоанализ обучающихся


Методическое обеспечение занятия:

I. Дидактический материал для педагога:

1. Дополнительная общеобразовательная программа

2. Конспект занятия

3. Образцы рисунков платка

4. Иллюстрированный материал

II. Дидактический материал для учащихся:

Рисунки платков

Павлопосадские платки


III. Материально- техническое оснащение занятия:

Материалы и инструменты:

1. Листы белой бумаги

2. Простой карандаш, акварельные краски, восковые мелки, кисти, палитра

2. Баночка с водой, салфетки




План занятия:

I этап. Организационный момент – 2мин.

II этап. Введение в тему занятия – 4 мин.

III этап. Объяснение темы занятия - 10 мин.

- беседа;

- презентация;

- анализ образца;

- план работы на занятии

IV этап. Практическая работа - 12 мин.

V этап. Физ.минутка - 3 мин.

VI этап. Практическая работа - 10 мин.

VII этап. Подведение итогов - 2 мин.

VIII этап. Организационный конец - 2 мин.

Продолжительность занятия 45 минут




















Конспект занятия

Ход занятия

Предполагаемое время

I этап. Организационный момент.

П. Здравствуйте, ребята. На прошлом занятии вы очень хорошо и дружно поработали. Я надеюсь, что сегодня у нас занятие пройдет также интересно и результативно.

Мы начнем сейчас  занятие.
Нам  пойдут все знанья впрок.
Всё, что надо – не лениться
И старательно трудиться.

2 мин.

II этап. Введение в тему занятия.

П. Ребята, отгадайте загадку:

Носят женщины, старушки,

Носят малые девчушки –

К уголочку – уголок

Сложен красочный …. (платок)

П. О каком предмете пойдет речь на этом занятии?

П. «Героем» нашего сегодняшнего занятия станет платок.

П. Сегодня на уроке мы не просто познакомимся с понятием платок, так же узнаем его историю, художественные особенности росписи и конечно же выполним творческую работу.   


4 мин.

III этап. Объяснение темы занятия.

П. Ребята, посмотрите, какие нарядные вещи появились у нас на сегодняшнем занятии (педагог демонстрирует разноцветные платки).

Город Павловский Посад                                                                            
Славен мастерами, 
Знают люди: стар и млад 
О платках с цветами.

П. Ребята! А ваши мамы, бабушки носят платки? 

В старину, самым желанным подарком для женщины был платок. Его дарил хозяин дома, отец, брат или жених, в знак уважения, добрых чувств, любви, внимания.

Нарядный платок сохраняет связь с далёким прошлым. Его носят и сегодня. Говорят, что платок – отражение настроения человека или его характера. Раньше, в старину, девушки собирались вместе по вечерам, одевали свои самые красивые платки и пели песни, частушки.

Платок - квадратный. На его цветном фоне изображают букеты разнообразных цветов или узоры. Иногда самый яркий и крупный рисунок помещают в центре, а по краям проходят узоры.

Делают платки, не выделяя на них центр рисунка. И, кажется, будто они сохранили ощущение легкого ветра или прозрачной волны.

Композиция чаще всего строится по принципу акцентов на углы: по кайме и углам симметрично размещают букеты крупных цветов, а середина поля заполняется редко разбросанными мелкими цветочками.

Иногда композиция состоит из цветочных гирлянд замкнутых в окружности, масштабно увеличивающихся к центру.

Посмотрите, у нашего платка есть края,- их называют КАЙМА(рассматриваем образцы на доске).

Для того чтобы нарисовать платок, нам нужно знать, какие бывают орнаменты: в центре платка, по кайме, в центре и по краям, орнамент в углах.

Виды орнаментов: растительные, геометрические (рассматриваем образцы на доске)

Я вам предлагаю стать мастерами и украсить свои платки пышными узорами из цветов. Рассмотрите внимательно изображения платков и подумайте, какой узор вы хотите изобразить, какой цвет вам понадобиться для изображения, какого размера цветы в центре платка, а какие в уголках. (рассматривание платков на магнитной доске, после дети спокойно садятся на стульчики за рабочие столы)

П. Ребята, у вас на столе приготовлены необходимые предметы для оформления платка. Украшение платка удобней начинать украшать откуда?

Д. С центра.

П. А сейчас, приступайте к украшению своего платка.

Д. Украшают платки, придумывая свой узор.

П. Во время работы обращаю внимание детей на колорит и композиционное построение узора на платках, оказываю при необходимости помощь, подсказываю, как лучше составить узор. Напоминаю об аккуратном выполнении работы.

10 мин.

IV этап. Практическая работа.

Д. Приступают к выполнению задания.

П. Помогает в случае затруднений, руководит работой детей.

10 мин.

V этап. Физкультминутка.

П. Встанем в круг и полюбуемся нашим платочком. Подумайте: какой он? Подберите прилагательные.

Наш платочек расписной

Поиграть хотим с тобой

Ты беги платок по кругу

Выбирай скорее друга!

Покружитесь, попляшите,

И платочек покажите!

Ведущий идет по кругу, передает платочки сразу двум ребятам – они выбегают в центр, называют прилагательное, характеризующее платок. Затем они передают платок следующим. Игра повторяется.

3 мин.

VI этап. Практическая работа.

Д. Продолжают работу по рисованию деталей цветов.

П. Организует деятельность детей, оказывает необходимую помощь.

П. Предлагает оценить свою работу и работу других учащихся.

Д. Обсуждают и оценивают работу друг друга.

10 мин.

VII этап. Подведение итогов. Результат занятия.

Окончено занятие, выполнен план.

Спасибо, ребята, огромное вам.

За то, что упорно и дружно трудились,

И знания точно уж вам пригодились.

П. По окончании работы оформляем выставку платков.

П.  Ребята, вам понравилось сегодняшнее занятие?

- А что вам запомнилось больше всего на занятии?

- Чему вы научились?

- Очень симпатичные у вас получились платки. С помощью чего вы их украшали?

- Из каких элементов состоит узор на платках? (полевые и садовые цветы, листья). Вызвало ли затруднение рисования этих цветов?

- Какого цвета изображены цветы на платках? (разноцветные)

- Что вам больше всего понравилось на занятии?

- Что было самым интересным?

­- Одна из русских традиций дарить платок своим родным и близким. Я вам предлагаю для любимых и родных мам преподнести в подарок ваши платки.

«Платок для каждой женщины

И в наш, и в прошлый век

Желанный подарок

Надежный оберег»

Д. Отвечают на вопросы. Показывают свои работы, делятся мнениями.

П. Подводит итоги занятия.

2 мин.

VIII этап. Организационный конец.

П. Сообщает, что занятие закончено.

Д. Уборка рабочего места. Обучающиеся организованно выходят на перемену.

2 мин.

Всего:

45 мин.

IХ этап. Прокреативный этап (самоанализ)


После занятия




Список использованной литературы:


1.Народное искусство в воспитании дошкольников»: Книга для педагогов дошкольных учреждений, учителей начальных классов, руководителей художественных студий/ Под ред. ТС. Комаровой. М.: Педагогическое общество России, 2005.

2. «Коллективное творчество дошкольников: Конспекты занятий» / Под ред. А.А. Грибовской. — М.: ТЦ Сфера, 2005.

3. О.А . Скоролупова «Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. Цикл занятий для детей старшего М: 000 Скрипторий 2003», 2005г.

4. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Ант. сост. Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маркеева, О. Н. Корепанова и др. 3-е изд., перераб. и допол. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС.», 2004.

5. «Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Авторский коллектив: Пугачёва Н.В., Есаулова Н.А., Потапова Н.Н., Учебное пособие. — М.: Педагогическое общество России, 2005г.

6. «Знакомство детей с русским народным творчеством: конспекты занятий и сценарии календарно — обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Ант. сост. Куприна А.С., Бударина Т.А., Макреева О.А., Корепанова О.Н. и др., 3-е изд.

7. Князева О. Л. «Как жили люди на Руси»: Рабочая тетрадь для занятий по программе «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». — СПб: детство—Пресс , 1998г.























 








в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.