12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Титкова Дарья Игоревна26
Россия, Смоленская обл., Смоленск

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №16»

г. Смоленска





План-конспект урока на тему «Мамин платок»

по Изобразительному искусству

для 3-х классов





Составила: Титкова Дарья Игоревна,

соответствие занимаемой должности, учитель ИЗО

























г. Смоленск

2023

Тема урока: «Мамин платок». Коллективная работа над составным изображением орнамента в квадрате.

Цели урока:

познакомить обучающихся с определением «орнамент в квадрате»;

познакомить обучающихся с искусством росписи платков, где применяется орнамент в квадрате;

начать выполнение коллективной практической работы.

Тип урока: комбинированный.

Задачи:

Обучающие:

научить сравнивать изображенное с видимыми характеристиками наблюдаемых элементов;

научить выделять при восприятии и рисовании знакомые геометрические формы в предметах;

закрепить полученные ранее знания по поиску гармоничной композиции на плоскости листа.

Развивающие:

способствовать развитию способности видеть и передавать общую форму;

способствовать развитию аналитического мышления;

способствовать развитию технического навыка рисования гуашью и работы с чертежными инструментами.

Воспитывающие:

способствовать развитию эстетического и художественного вкуса;

способствовать развитию любви к родному искусству;

способствовать развитию интереса и стремления к новым знаниям;

способствовать развитию силы воли через начало работы над изображением и ее окончанием.

Оборудование

Для преподавателя: чистая доска, мел, губка, фотографии Павлопосадских платков (х3), фотографии различных орнаментов в квадрате (х3), фотография карты, фотография Павлопосадской платочной мануфактуры, фотографии процесса работы над созданием платков (х6), вспомогательные изображения итоговой работы (х2), наглядные схемы-карточки для копирования (х36).

Для обучающихся: плотный лист бумаги (формат а4), гуашь, баночка, кисточки разных размеров, клеенка, палитра (крышечки или лотки из-под конфет), линейка, карандаш простой, ластик.

План урока (45 минут)

Организационный момент: 3 минут.

Повторение материала: 5 минут.

Беседа (сообщение нового материала): 10 минут.

Самостоятельная (практическая) работа: 22 минуты

Завершение урока, подведение итогов: 5 минут.

Ход урока

Организационный момент

«Здравствуйте, ребята. Сегодня я проведу с вами урок, который, надеюсь, будет для вас интересным и познавательным, но для начала нужно проверить вашу готовность к уроку и отсутствующих».

Повторение материала

«Итак, давайте повторим то, что вы узнали на прошлом уроке, чтобы после сразу же погрузиться в новый материал.

- Что вы делали на прошлом уроке?

- Рисовали орнамент в полосе, а также узнали, что такое орнамент.

- Хорошо. Действительно, на прошлом уроке было задание нарисовать орнамент в полосе, который в будущем мог бы украсить чью-то шкатулку. А помните ли вы, что же такое орнамент?

- Орнамент – это узор, который повторяется и чередуется.

- Все так! Узор, в свою очередь, это такой рисунок, который выполнен в линиях и/или цвете. Также еще раз покажу вам рисунок с узором и орнаментом, чтобы вы и зрительно закрепили, а те, кто отсутствовали, запомнили (рис. 1). Напомните мне, где мы можем увидеть хороший пример узора?

- Мы можем заметить их каждую зиму в морозных узорах на окнах!

- Правильно. Эти узоры все разные и не повторяющиеся, в отличие от орнамента, в котором, как вы уже сказали, есть четкое повторение и чередование элементов. А какие вообще орнаменты бывают, вы помните?

- Растительный, геометрический и животный.

- Правильно! Растительный орнамент – тот, в котором используются растения (цветы, травы, листики) (рис. 2). В геометрическом орнаменте используются знакомые нам с 1 класса простые фигуры (круг, квадрат, треугольник и пр.) (рис. 3), а в животном (зооморфном) орнаменте присутствуют разные животные (рис. 4.). И, конечно, не стоит забывать о комбинированном орнаменте, в котором можно сочетать все эти виды орнаментов.

А какие виды орнамента вы знаете, которые также отлично могут вписаться в интерьер?

- Сеточный орнамент и орнамент в круге.

- Молодцы. Кроме полосного орнамента есть сеточный и в круге орнаменты, которые, соответственно, можно использовать как рисунок для обоев (рис. 6) и тарелки (рис. 7). Хотя, конечно, можно использовать и для других вещей».

Беседа (сообщение нового материала)

«Итак, на прошлом занятии мы говорили об орнаментах, которые отлично вписываются во внешний вид многих вещей. Сегодня мы продолжим говорить о таких орнаментах и поговорим о еще одном его виде: орнаменте в квадрате. Как и остальные, он достаточно распространен».

«Посмотрите внимательно на изображение орнамента в квадрате (рис. 8)[h]. Что вы можете заметить? Да, действительно так, он, как и орнамент в круге, хорошо вписывается в свою форму, а также имеет центр, вокруг которого и строится, в отличие от орнаментов в полосе или сетке, в которых как таковой центр отсутствует».

«Также, я подскажу, хорошо заметны линии диагоналей и перекрестья, по которым автор орнамента пустил узоры (рис. 9)[e]. Более того, эти диагонали и перекрестье делят весь квадрат на меньшие треугольники и квадраты, которые позволяют нам увидеть, что перед нами действительно орнамент: здесь есть повторяющиеся и чередующиеся элементы (рис. 10)[f]. В данном случае мы видим прекрасный пример растительного орнамента».

«Посмотрите и на другие примеры орнамента в квадрате (рис.11)[g]. Как и орнаменты в круге, полосе или сетке, орнамент в квадрате также может похвастаться своим разнообразием. Хоть на данных примерах в основном присутствуют растительные мотивы, однако, конечно, могут быть и с животными, и с геометрическими мотивами».

«Еще, если вы внимательно присмотритесь, в некоторых квадратах можно найти знакомую нам уже форму орнамента. Заметили? Правильно, в некоторых примерах присутствует круг, внутри которого тоже есть узоры, расположенные по его форме. Вот, у меня есть изображение побольше, на котором вы можете это заметить (рис. 12)[a]».

«Как и предыдущие виды орнаментов, орнамент в квадрате можно увидеть в качестве декоративного оформления изделий, необходимых людям в быту и практической деятельности. Это могут быть и те же шкатулки с тарелками квадратной формы, а могут быть и платки. Носят ваши мамы, бабушки или сестры платки? Может, завязывают на шее, а может, надевают на голову?».

«Вопрос я этот задала не просто так. Сегодня мы как раз поговорим о платках. И не обычных, а Павлопосадских. И прежде чем показать, как они выглядят, поговорим немного об истории платков».

«Платки появились в гардеробе русских модниц в 17 веке и стали любимым украшением одежды состоятельных купчих (жен торговцев). Спустя столетие в русский лексикон вошло персидское слово «шаль», которым начали называть большие узорчатые платки[5]».

«А вошло это слово в лексикон потому, что в XVIII–XIX веках на Руси началось массовое производство набивных и узорных платков[2]. На замену ручному производству пришли специальные машины, с помощью которых стало проще создавать большое количество платков [4]. Вскоре русские платки и шали попали на международные выставки, где завоевали славу и популярность».

«Среди известных всему миру уникальных изделий, составляющих гордость и славу России, особое место занимают платки и шали из старинного города Павловский Посад (рис. 13)[d], где находится «Павловопосадская платочная мануфактура» (рис.14)[j], такое специальное предприятие, где работники своими руками создают платки. Выпускает эта мануфактура около 200 – представляете? – видов шалей, платков, шарфов, скатертей и еще кучу всего изо льна, шерсти, хлопка и шелка [1]».

«Предприятию придан статус народного художественного промысла России, что является признанием высокой художественной и культурной ценности его изделий. Это о чем-то, да говорит, согласны? Не только в России знают об этих платках, но и в других странах тоже благодаря такому высокому званию».

«За долгую историю платочной мануфактуры сложилась е Павловопосадская школа платочного рисунка, которая одна в своем роде и нигде больше вы такую не найдете. В этой школе традиции этого промысла не забываются, и благодаря этому оттачиваются навыки мастеров».

«Как и любое другое произведение, работа над платком начинается с рисунка, или крока, как его на предприятии называют (рис.15)[c]. Дальше, конечно, приступают к разработке различных цветовых вариантов, которые потом воплощают с помощью гуаши (рис.16-17)[c]. Вы уже можете наблюдать, какие платки красивые и чем они украшены. А украшаются они растительным орнаментом, частым элементом которого является роза, разная по стилю от мастерицы к мастерице».

«Продолжая говорить об эскизе, хочу сказать, что от того, насколько верно выбраны расположение элементов друг к другу и цветовая палитра, зависит его дальнейшая судьба».

«Почему так? А потому что характерной особенностью промысла является коллективный труд по воплощению в жизнь изначального замысла художника и подготовленные кроки рассматриваются и утверждаются специальным Художественным советом, на заседания которого приглашаются заслуженные художники предприятия, и без них никто и шага лишнего ступить не сможет, вот так все серьезно и важно (рис.17-1)[i]».

«Как только рисунок утвержден, к работе над ним подключаются колористы, такие люди, которые разбираются в смешении красок. Придумать и нарисовать эскиз будущего платка это одно, а вот воплотить это уже на ткани куда сложнее. Поэтому задача колористов — подобрать цвет красок, добиваясь как можно более точной копии авторского рисунка, выполненного гуашью. Основная сложность этой работы состоит в том, что истинный цвет будет виден только после обработки ткани паром (эта операция нужна для прочной фиксации красителя на шерстяном волокне) и промывки. Таким образом, колористам нужно долго и упорно работать, прежде чем будет получен окончательный рецепт».

«В зависимости от сложности рисунка применяются различные способы нанесения рисунка на ткань. Печать осуществляется на столах с печатными каретками и на многокрасочных печатных машинах. Посмотрите на изображения, на котором вы как раз можете увидеть процесс отпечатки уже утвержденного дизайна платка [3] (рис. 18-19)[m]».

«А теперь пора бы и увидеть разнообразие Павлопосадских платков (рис. 20-21)[k].

«Казалось бы, всего лишь растительные мотивы, разве можно сделать платки отличными друг от друга? А вот можно. Посмотрите на эти два платка. Что по цветовой палитре они разные, что по узорам внутри. Деталей много, но смотря вот так издалека, это множество не создает визуальный шум или хаос, а наоборот, показывает идеальный баланс больших и маленьких элементов. Также можно заметить визуальное деление на треугольники».

«А вот здесь вы можете посмотреть пример того, как платок смотрится на девушке (рис.22)[l]. Посмотрите, как он ярок и этим привлекает внимание. Я думаю, он очень подходит девушке, и не только ей, но и всем, кто носит Павлопосадкие платки».

4) Самостоятельная (практическая) работа

«Теперь приступим к практической работе, но не такой, как всегда, а коллективной».

«Посмотрите на это изображение (рис. 23). Вот такой в итоге получится у нас орнамент в квадрате. Здесь изображение маленькое, но когда мы закончим, то вся работа будет размером 60 на 60 сантиметров. Большая, правда? Можно будет потом даже выставку сделать из орнаментов, которые создали вы и остальные классы».

«Это, конечно, не Павлопосадский платок, но дизайн все равно поражает красотой. Более того, его легко будет повторить, так как тут геометрические мотивы».

«Я каждому из вас раздам карточку с рисунком, который вы должны будете у себя на листе повторить при помощи карандаша, ластики и линейки. Для этого, пожалуйста, с помощью линейки расчертите квадрат размером 10 на 10 сантиметров. Если вы посмотрите на карточки, то можете заметить, что они все, как и итоговая работа, имеют форму квадрата. В самих карточках ничего сложного: они поделены диагоналями на треугольники».

«После того, как вы сделаете копию с карточки, приступайте к работе с краской. Так как это гуашь, я напоминаю, что не нужно добавлять много воды, как в акварель, но и не брать краску прямо из банки. Лучший вариант – размешать до консистенции жидкой сметаны».

«Так как времени не так много, как хотелось бы, то данная практическая работа рассчитана на два урока. Сегодня вы начнете, а на следующем уроке закончите».

Во время работы совершается обход класса и ведется наблюдение за процессом ведения работ каждого обучающегося. Производится помощь в затруднительных ситуациях, исправляются ошибки, если есть.

_______________________________________

Карточек для копирования 36 штук (рис. 24) – это удобное количество из всех возможных, так как среднее количество обучающихся в классе ±30 человек.

Излишки карточек можно убрать следующими способами:

Выдать для выполнения в масштабе ученикам, которые закончили с первой карточкой;

Выполнить в масштабе оставшиеся карточки может сам учитель.

Рекомендуется выполнять работу над карточками из середины орнамента (красная зона), переходя к его краям (желтая и зеленая зоны) (рис.25). Это обусловлено тем, что в каждом классе разное количество обучающихся. Следуя этому методу можно скорректировать дальнейшую работу над орнаментом: сократить количество карточек в целом (например, выполнить только красную и желтые зоны).

Если в классах присутствуют дети с ЗПР, то можно дать им работать с несложными для копирования карточками под номерами 1-3 и 1-4, а также 6-3 и 6-4 (рис. 24) или, если таковых учащихся в классе много, с карточками типа 1-1.

5) Завершение урока, подведение итогов

Итак, ребята, вы сегодня огромные молодцы. Какие впечатления от урока? Вам что-нибудь запомнилось?

Спасибо за внимание, вы свободны. Принесите, пожалуйста, на следующее занятие эту же самую работу, те же материалы, но также и клей с ножницами.



Урок-практика на тему «Мамин платок». Коллективная работа над составным изображением орнамента в квадрате

Цели:

Закончить работу над карточками;

Из полученных карточек составить полноразмерный орнамент в квадрате

Тип урока: практический.

Оборудование

Для преподавателя: вспомогательное изображение итоговой работы, наглядные схемы-карточки для копирования (х36), плотный картон размером 70 на 70 сантиметров (заранее расчерченный), готовые карточки (если были неготовые излишки), клей.

Для обучающихся: работы с прошлого занятия, гуашь, баночка, кисточки разных размеров, палитра (крышечки или лотки из-под конфет), клей, ножницы.

План урока (45 минут):

Организационный момент: 3 минуты.

Практическая работа: 37 минут.

Подведение итогов: 5 минут.

Ход урока:

Организационный момент

Проверка готовности к уроку и отсутствующих.

Практическая работа

«Итак, сегодня продолжается работа, которую вы начали на прошлом занятии. Кроме того, что вы дорисуете карточки, вам предстоит их вырезать, а потом наклеить на картон, который я заранее подготовила (рис. 26). Я выдам вам набросок итоговой работы, который разделен на квадратики, идентичные вашим, и ваша задача составить из карточек полноразмерный геометрический орнамент, а после наклеить каждый свой квадратик на картон (рис. 28)».

__________________________

Если есть время, то каждый учащийся дополнительно может добавить линейный рисунок (рис. 27) на своей карточке под руководством учителя так, чтобы он не выбивался из общей картины. Это также является элементом свободного творчества.

Подведение итогов

«Итак, ребята, вы сегодня отлично поработали. Я бы хотела поставить сейчас нашу работу на подставку, чтобы ею можно было полюбоваться».



СПИСОК ИНТЕРНЕТ-ИСТОЧНИКОВ

Павловопосадская платочная мануфактура // Павловопосадская платочная мануфактура URL: https://platki.ru/about/manufactory / (дата обращения: 13.04.23).

Павловопосадские набивные платки // Wikipedia URL: https://ru.wikipedia.org/wiki /Павловопосадские_набивные_платки#cite_note-1 (дата обращения: 13.04.23).

Павлопосадские платки - технология производства // YouTube URL: https://www.youtube.com/watch ?v=O3nropeEulQ (дата обращения: 13.04.23).

Русская мода. Павловопосадский платок // Культура.РФ URL: https://www.culture.ru/materials/67215/russkaya-moda-pavlovoposadskii-platok (дата обращения: 13.04.23).

Шаль // Wikipedia URL: https://ru.wikipedia.org/wiki /Шаль (дата обращения: 13.04.23).



СПИСОК ССЫЛОК НА ИЗОБРАЖЕНИЯ

Phoenician Dark Blue/ Dublin/ Dark Jade // Tilelook URL: https://www.tilelook.com/en-GB/users/thomas-harvey/tiles/phoenician-dark-blue-dublin-dark-jade # (дата обращения: 13.04.23).

Изображения с 1 по 7 и с 23 по 28 – собственного производства.

Кроки // Imgur URL: https://imgur.com/a/cuvNYQj (дата обращения: 13.04.23).

Местонахождение Павловского посада // Google Maps URL: https://yandex.ru/maps/10746/pavlovskiy-posad /?ll=38.650976%2C55.780340&pt=38.650976%2C55.78034&source=entity_search&z=13 (дата обращения: 13.04.23).

Невидимые линии // Imgur URL: https://imgur.com/a/lnSqGPe (дата обращения: 13.04.23).

Невидимые треугольники и квадраты // Imgur URL: https://imgur.com/a/zlkdCj6 (дата обращения: 13.04.23).

Орнаменты в квадрате // Imgur URL: https://imgur.com/a/uCn9ouM (дата обращения: 13.04.23).

Орнаменты в стиле Art Nouveau // LiveJournal URL: https://ornament- ru.livejournal.com/4106.html (дата обращения: 13.04.23).

Павловопосадская платочная мануфактура = традиции + современность // Знаниевый реактор URL: http://znatech.ru/proekty/rodnoe_gosudarstvo/pavlovoposadskaya_platochnaya_manufaktura_tradicii_sovremennost / (дата обращения: 13.04.23).

Павлопосадские платки - гарант качества // Павлопосадские платки URL: https://pplatki.ru/garantii (дата обращения: 13.04.23).

Павлопосадские платки // Imgur URL: https://imgur.com/a/yweq9Fq (дата обращения: 13.04.23).

Примерочная 4 // О платках и не только URL: http://www.platforum.ru/viewtopic.php ?f=62&t=7965&p=367388 (дата обращения: 13.04.23).

Сообщение о павлопосадских платках. Интересная история павловопосадских платков // Usadba-Valuevo URL: https://usadba- valuevo.ru/analyzers/soobshchenie-o-pavloposadskih-platkah-interesnaya-istoriya-pavlovoposadskih / (дата обращения: 13.04.23).



ПРИЛОЖЕНИЕ

t1697626317ab.jpg

Рисунок 1

t1697626317ac.jpg

Рисунок 2

t1697626317ad.jpg

Рисунок 3

t1697626317ae.jpg

Рисунок 4

t1697626317af.jpg

Рисунок 5

t1697626317ag.jpg

Рисунок 6

t1697626317ah.jpg

Рисунок 7

t1697626317ai.jpg

Рисунок 8

t1697626317aj.jpg

Рисунок 9



t1697626317ak.jpg

Рисунок 10

t1697626317al.jpg

Рисунок 11

t1697626317am.jpg

Рисунок 12

t1697626317an.jpg

Рисунок 13

t1697626317ao.jpg

Рисунок 14

t1697626317ap.jpg

Рисунок 15

t1697626317aq.jpg

Рисунок 16

t1697626317ar.jpg

Рисунок 17

t1697626317as.jpg

Рисунок 17-1

t1697626317at.jpg

Рисунок 18

t1697626317au.jpg

Рисунок 19

t1697626317av.jpg

Рисунок 20

t1697626317aw.jpg

Рисунок 21

t1697626317ax.jpg

Рисунок 22

t1697626317ay.jpg

Рисунок 23

t1697626317az.jpg

Рисунок 24

t1697626317ba.jpg

Рисунок 25

t1697626317bb.png

Рисунок 26

t1697626317bc.jpg

Рисунок 27

t1697626317bd.png

Рисунок 28

Опубликовано


Комментарии (1)

Потамошнева Наталья Алексеевна, 18.10.23 в 20:02 0Ответить Пожаловаться
Интересная работа! Спасибо!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.