Рабочая программа «Маркетинговая деятельность»
Министерство образования Архангельской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Архангельской области
«АРХАНГЕЛЬСКИЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
(ГАПОУ АО «Архангельский торгово-экономический колледж»)
У
14 кегль
строчные
ТВЕРЖДАЮ
Директор колледжа
____________Е.П. Комиссарова
«___»_____________20____год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.12 Маркетинговая деятельность организации
38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров
Архангельск 2023
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования (38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров).
Организация-разработчик: Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Архангельской области «Архангельский торгово-экономический колледж»
Разработчик:
Собинина Н.М., преподаватель
РАССМОТРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ
на заседании методической комиссии
сферы экономики, торговли и потребительского рынка
Протокол № _____от «___» __________ 20____год
Председатель______________Н.М. Собинина
СОГЛАСОВАНА
Заместитель директора по УВР ______________ Ю.В. Стадник
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 7
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ 7
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Маркетинговая деятельность организации»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Маркетинговая деятельность организации» является обязательной частью профессионального цикла основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 1, ОК 3, ОК 4, ОК5, ОК 9
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания
Код 1 ПК, ОК, ЛР |
Умения |
Знания |
ПК 1.2-1.4, ПК 2,2, ПК 3.3 ОК 1, ОК3, ОК 4-5, ОК 9 ЛР 13-17, ЛР 24-25 |
- определять нужды и потребности потребителей; анализировать маркетинговую среду организации; организовывать рекламную деятельность организации; определять эффективность методов стимулирования сбыта; проводить маркетинговые исследования;
|
составные элементы маркетинговой деятельности; классификацию нужд и потребностей; сегментацию рынка и позиционирование; маркетинговую среду организации; товарную политику организации; ценовую политику организации; сбытовую политику и продвижение товаров; виды и средства рекламы; маркетинговые исследования;
|
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем в часах |
Объем образовательной программы учебной дисциплины / максимальная учебная нагрузка |
80 |
в т.ч. в форме практической подготовки |
26 |
в т. ч.: |
|
теоретическое обучение |
54 |
практические занятия (если предусмотрено) |
26 |
Самостоятельная работа |
26 |
Промежуточная аттестация в форме - дифференцированный зачет |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Маркетинговая деятельность организации
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся |
Объем часов |
Коды личностных результатов, формированию которых способствует элемент программы |
Уровень освоения |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
Тема 1 Составные элементы маркетинговой деятельности организации.
|
Содержание учебного материала |
10 |
ЛР 14 |
|
|
1 |
Понятие маркетинга. История формирования концепций маркетинга. Принципы маркетинга. Функции и цели маркетинга. |
2 |
|||
2
|
Понятие: нужда, потребность. Классификация нужд и потребностей. |
ЛР 13,15 |
2 |
||
3 |
Классификация потребителей . Факторы, влияющие на поведение потребителей. Типология потребителей. |
ЛР 24 |
2 |
||
Практические занятия: |
4 |
ЛР 14 |
|
||
1 |
Решение ситуационных задач по определению нужд и потребностей потребителей. |
||||
2 |
Решение ситуационных задач по анализу поведения потребителей при совершении покупки. |
ЛР 17 |
|||
Самостоятельная работа обучающихся |
4 |
ЛР 16,17 |
|
||
Оформить реферат «Современные принципы маркетингового поведения коммерческой фирмы»». Определить потребности, удовлетворяемые различными потребительскими товарами». |
|||||
Тема 2 Сегментирование рынка и позиционирование.
|
|
Содержание учебного материала. |
4 |
ЛР 13 |
|
1
|
Понятие сегментации рынка, её значение. Критерии сегментации рынка. Признаки сегментации. Выбор целевого рынка. Позиционирование товара на рынке. |
2 |
|||
|
|||||
Практическое занятие: |
2 |
ЛР 14 |
|
||
3 |
Решение ситуационных задач связанных с выбором целевого рынка. |
||||
Самостоятельная работа обучающихся |
2 |
ЛР 15,16 |
|
||
Мультимедийные презентации по теме: «Позиционирование непродовольственных товаров» |
|||||
Тема 3 Маркетинговая среда организации. |
Содержание учебного материала |
4 |
ЛР 24 |
|
|
1 |
Понятие среды маркетинга. Микросреда организации. Макросреда организации. |
2 |
|||
Практическое занятие: |
2 |
ЛР 17 |
|
||
2 |
Анализ маркетинговой среды организации. |
||||
Самостоятельная работа обучающихся |
2 |
ЛР 13 |
|
||
Реферат на тему: «Маркетинговая среда ритйлера Макси» |
|||||
Тема 4 Товарная политика организации. |
Содержание учебного материала |
10 |
ЛР 15 |
|
|
1 |
Понятие комплекса маркетинга. Товар. Классификация товаров |
2 |
|||
2 |
Концепция жизненного цикла товара. Разработка новых товаров. Рыночная атрибутика товаров. |
ЛР 16 |
2 |
||
3
|
Рыночная конкуренция. Конкурентоспособность товаров и организаций. |
ЛР 25 |
2 |
||
Практические занятия: |
4 |
ЛР 14 |
|
||
5
|
Определение этапов жизненного цикла конкретных товаров и разработка маркетинговых мероприятий. |
||||
6 |
Оценка конкурентоспособности организации. |
ЛР 14 |
|||
Самостоятельная работа обучающихся |
4 |
ЛР 13-16 |
|
||
Мультимедийные презентации по теме: «Рыночный жизненный цикл продовольственных и непродовольственных товаров» (на примерах товаров различных товарных групп) |
|||||
Тема 5 Ценовая политика организации.
|
Содержание учебного материала |
4 |
ЛР 17 |
2 |
|
1
|
Понятие: цена, ценовая политика, стратегия ценообразования. Классификация цен. Методы определения уровня цены. Цели и стратегии ценообразования. |
||||
|
|||||
Практическое занятия: |
2 |
ЛР 25 |
|
||
7 |
Анализ ценовой политики организации. |
||||
Самостоятельная работа обучающихся |
4 |
ЛР 14 |
|
||
Мультимедийная презентация по теме: «Ценовая политика торговых организаций г. Архангельска» Реферат «Современные методы установления цен» |
|||||
Тема 6 Сбытовая политика и продвижение товара. |
Содержание учебного материала |
12 |
ЛР 24 |
2 |
|
1
|
Понятие продвижения товара. Виды и цели продвижения. Реклама: понятие, цели и функции рекламы. |
||||
2 |
Виды и средства рекламы. Рекламная компания. |
ЛР 14 |
2 |
||
3 |
Личные продажи. Стимулирование сбыта. |
ЛР 15 |
2 |
||
Практические занятия: |
6 |
ЛР 25 |
2 |
||
8 |
Рекламная деятельность организации. |
||||
9 |
Деловая игра «Личные продажи товаров». |
ЛР 13 |
|||
10 |
Методы стимулирования сбыта, их эффективность. |
ЛР 14 |
|||
Самостоятельная работа обучающихся |
6 |
ЛР 15-17 |
|
||
Мультимедийная презентация по теме: «Рекламная деятельность торговых организаций г. Архангельска» (не менее двух) Оформить реферат «Методы продвижения потребительских товаров в интернете» |
|||||
Тема 7 Маркетинговые исследования
|
Содержание учебного материала |
10 |
ЛР 13 |
2 |
|
1 |
Маркетинговые исследования. Цели маркетинговых исследований. Виды информации. |
||||
2 |
Этапы маркетинговых исследований. Виды маркетинговых исследований. |
ЛР 25 |
2 |
||
Практические занятия: |
6 |
ЛР 14 |
|
||
11 |
Разработка и составление анкет для проведения опроса потребителей. |
||||
12 |
Проведение маркетинговых исследований рынка товаров. |
ЛР 17 |
|||
13 |
Анализ результатов анкетирования |
ЛР 15 |
|||
Самостоятельная работа обучающихся |
4 |
ЛР 13-17 |
|
||
Разработать план маркетингового исследования покупателей ТС Магнит. Составить анкету для оценки степени удовлетворенности (неудовлетворенности) обслуживания в ТС Пятерочка |
|||||
Итого: |
80 |
|
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет «Менеджмента и маркетинга», оснащенный оборудованием: интерактивная доска, компьютер с лицензионным программным обеспечением, мультимедиа проектор.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
3.2.1. Основные печатные издания
Парамонова Т.Н. Маркетинг торгового предприятия / Т.Н. Парамонова, И.Н. Красюк, В.В. Лукашевич. - М.: Дашков и К, 2018. - 284 с.: ISBN 978-5-394-02068-1 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/415048.
Герасимов Б.И. Маркетинг : учеб. пособие / Б.И. Герасимов, В.В. Жариков, М.В. Жарикова. — 2-е изд. — М. : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2018. — 320 с. — (Среднее профессиональное образование). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/977930.
Алексунин В.А. Маркетинг / В.А. Алексунин. - 6-е изд. - М.: Дашков и К, 2019. - 216 с.: ISBN 978-5-394-02296-8 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/511979.
Романов А.А. Маркетинг / А.А. Романов, В.П. Басенко, Б.М. Жуков. - М.: Дашков и К, 2018. - 440 с.: ISBN 978-5-394-01311-9 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/415055
3.2.2. Дополнительные источники (при необходимости)
1. Общероссийская сеть распространения правовой информации Консультант Плюс http://consultant29.ru
2. ГАРАНТ Информационно-правовой портал http://www.garant.ru/http://www.aup.ru/books/m164/
3. Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов http://www.school-collection.edu.ru
4.Единая Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" - http://window.edu.ru
5. Федеральный центр информационно- образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, исследований (в форме реферата).
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: определять нужды и потребности потребителей; анализировать маркетинговую среду организации; организовывать рекламную деятельность организации; определять эффективность методов стимулирования сбыта; проводить маркетинговые исследования;
|
- устный опрос; - отчет по практическим занятиям; - решение профессиональных ситуаций; - защита практических занятий. Экзамен |
Знания: составные элементы маркетинговой деятельности; классификацию нужд и потребностей; сегментацию рынка и позиционирование; маркетинговую среду организации; товарную политику организации; ценовую политику организации; сбытовую политику и продвижение товаров; виды и средства рекламы; маркетинговые исследования.
|
- устный опрос; - письменный опрос; -тестирование; - доклады, защита рефератов; - составление мультимедийных презентаций; - самостоятельное составление схем;
Экзамен. |
Разработчик:
ГАПОУ АО “АТЭК” Преподаватель Собинина Н.М..
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)