Конспект классного часа в 8 классу «Масленица»

3
0
Материал опубликован 17 January 2019

Министерсво образования, науки и молодежноЙ политики республики коми

Государственное профессиональНОЕ образовательное учреждение

«Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова»

КОНСПЕКТ классного часа

 

Студента(ки) 431 группы физкультурного отделения

Коптяева Кирилла Владимировича

Место проведения урока: Школа № , класс______,

Дата проведения урока: 13.02.2018

ФИО преподавателя-консультанта: Морозова Любовь Александровна

Допуск к проведению урока:

 

 

Тема: Народные гулянья на Масленицу.

Цель: Подробно изучить традиции праздника масленица и заинтересовать учащихся в праздновании данного праздника.

Задачи:

образовательные:

развивающие:

1.Развивать знания национальных традиций.

воспитательные:

1.Воспитывать патриотические чувства.

Оборудование:

у учителя: экран, монитор, презентация у учащихся:

Библиографический список:

1. https://dailyhoro.ru/article/maslenitsa-narodnyie-obyichai-i-traditsii/-Масленица: народные обычаи и традиции

Содержание деятельности:

Этапы занятия

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Вводный (мотивационный)

Задача этапа: формирование у обучающихся готовности к работе, погружения в проблему, постановка задач.

Здравствуйте класс! Как вы думаете о чем мы с вами сегодня поговорим?

(если не указали верный ответ) Так а как вы думаете какой ближайший праздник должен быть в этом месяце? Правильно! И сегодня мы с вами поговори о празднике масленица. Думаю сегодня у нас получится очень хороший и работоспособный урок ,где мы вместе будем искать ответы на все наши вопросы! Начнем! Масленица- излюбленный народный праздник. Традиции и обычаи масленичной недели пришли к нам из глубокой древности и по сей день остаются неизменными. Последняя неделя перед Великим постом- время гуляний и веселья, сытных дней перед длительным воздержанием. А как вы думаете сколько дней празднуется масленица?(Ответы детей) Правильно масленица празднуется 7 дней и масленичная неделя называется? (Жду ответа если не говорят даю свой ответ Мясопустной либо Сырной Седмицей) А как вы думаете почему она называлась мясопустной?

А сейчас я загадаю загадку а вы мне скажите ее ответ:

Желтый, круглый, ароматный

И на вкус такой приятный!

Только мама испечет,

А он прыг и прямо в рот...(Блин)

Правильно! Блин является одним из главных атрибутов в масленице .

Символ зимушки — зимы,

Сжечь сегодня мы должны.

Руки, ноги, голова,

Но не жалко нам тебя.

Догорай скорей дотла,

К нам тогда придет весна.

(чучело Масленицы)

Одним из самых захватывающих и зрелищных действий, пожалуй, можно назвать сжигание чучела зимы. Соломенную фигуру, символизировавшую уходящие холода.

А сейчас мы с вами подробно поговорим о том как празднуют масленицу и как вообще появилась наша масленица.

Включаются в процесс определения темы, целеполагания.

Готовы к изучению нового материала.

Настрой на успешную работу.

2.Основной

2.1.

(ориентирующий)

Задача этапа: актуализация представлений о…,

установление связи с прошлым опытом детей.

Расскажите мне кто ни будь один как вы празднуете масленицу (ответ по вытянутой руке)Спасибо! Давайте же поговорим об этом замечательном празднике. На пороге весны на Руси отмечается самый шумный и любимый в народе праздник – Масленица. Сегодня мы поведаем об истории возникновения этого веселого праздника, ведь Масленица у славян всегда ассоциировалась с развлечениями, гуляньями и, конечно же, с вкуснейшими блинами. А также подробнее расскажем, как отмечали Масленицу в старину, опишем все семь дней Масленицы, их названия и обряды на каждый день. А как вы думаете как назывались дни масленицы?(ответ принимается по поднятой руке если не ответили подсказываю 1-Встреча 2-Заигрыши 3-Лакомка 4-Разгул 5-Тещины вечерки 6-Золовкины посиделки 7-Прощеное воскресенье ) а теперь поговори о Происхождение Масленицы, как вы думаете как произошла масленица?(ответ а за тем мое мнение)

Происхождение Масленицы своими корнями уходит в далекое языческое прошлое славянского народа.

Блин, как символ солнца

В начале марта наши предки устраивали праздник проводов Зимы и рождения Солнца. Поэтому эмблема Масленицы — блин, как символ Солнца.

Обычно праздники в народе устраивались в то время, когда были закончены полевые работы – это поздняя осень и зима, или когда работы в поле еще не начинались – ранняя весна. Масленица — как раз то время, когда можно полакомиться блинами и повеселиться, участвуя в играх и забавах.

В дохристианские времена у древних славян было своеобразное отношение к солнцу, земле. Часто молитвами и обрядами они обращались к Земле в надежде снискать ее благосклонность, чтобы получить хороший урожай. И вот на Масленицу, в преддверии начала полевых работ, славяне всеми силами старались поощрить плодовитость Земли.

А так как славяне верили, что их умершие предки имеют силу влиять на плодородие почвы, в дни Масленицы они поминали усопших блинами, чтобы задобрить их. Отсюда и появилась еще одна версия о блинах на Масленицу, как о поминальном блюде. После сказанных мной слов как вы думаете почему масленица проводилась именно после того как собирали все посевы?(выслушиваю ответы и подчеркиваю верность не смогли ответить я выдвигаю свою мысль)Я думаю это было сделано для того чтобы народ мог отдохнуть после тяжелого пахания земель. И наконец-то расслабится .

Встреча. 1 день Масленицы

«Встреча» — такое название первого дня Масленицы.

Как и в любой праздник на Руси, в этот день звучали обрядовые песни:

(Песня указана на слайде !)

Ой, да Масленица

На двор въезжает!

Широкая на двор въезжает!

Ой, да Масленица,

Широкая, погости недельку,

Недельку!

К началу праздника готовились заранее. На площадях сооружали горки, устраивали качели, балаганы для скоморохов и готовили столы для сладостей и угощений. Также было принято в первый день Масленицы ходить в гости к родственникам. А молодые девушки пели обрядовые песни, парни мастерили соломенное чучело Масленицы и ходили с ним по улицам. Дети катались с горок, а также ходили по дворам ватагою и просили хозяев вынести им старое тряпье, при этом они говорили такие слова: «Подайте на Масленицу, на Великий пост!».Когда детвора насобирает нужное количество «добра», выносят его на высокое место и поджигают костер – масленку. Вокруг костра они пляшут и приговаривают: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

Заигрыши. 2 день Масленицы «Заигрыши» — так называется второй день Масленицы.

Во вторник Масленицы принято было кататься на санках с горок или на лошадях. Молодые парни приглашали девиц прокатиться с ними, а в это время присматривались. Ведь после поста наступит время свадеб.

А кататься в народе любили на Масленицу на самых разнообразных средствах, и названия у них были замысловатые.

Например, корежки – доски. Они заменяли санки. Для этого применялись доски, замороженные на лютом морозе. А для катания на корежках на берегах рек выстраивали «катушки» из толстых бревен и жердей. По ним-то и скатывались с разбегом до трехсот метров и с такой скоростью, что дух захватывало.

Также катались взрослые и дети на саночках со стульчиком, которые назывались чунки. С удовольствием катались на трублях, это санки с перильцами и рулем. А самые маленькие дети катались на ледянках, на небольших дощечках, выдолбленных впереди в виде копытца.

Любимым занятием детей было катание с гор большими группами на снопах соломы и на телячьих шкурах.

В народе существовала примета, у того, кто дальше всех скатится с горки, уродится длинный лен, и масло будет хорошо взбиваться. Вот и старались дети и взрослые в соревнованиях по катанию с горок.

(показ видео)

Лакомка. 3 день Масленицы

«Лакомка» — название среды, третьего дня Масленицы.

Тетушка Варвара,

меня матушка послала:

Дай сковороды да сковородничка,

мучки да подмазочки.

Вода в печи, хочет блины печи.

Где блины, тут и мы.

В этот день в семьях пекли блины с разнообразными начинками. А также из муки ячневой, гречневой, овсяной и пшеничной, из пресного и кислого теста можно было испробовать блинков. В этот день существовала традиция приглашать в дом зятьев. Для веселья и забавы зятя теща обычно приглашала в свой дом родственников и угощала блинами. А еще готовили вареники с творогом или сыром; расстегаи с картошкой и грибами; кулебяки с капустой и рыбой; хлебцы- колобки; домашняя лапша с грибами; яйца, запечённые с сыром.

Разгул. 4 день Масленицы

«Разгул» или «Разгуляй» — так называется четвертый день Масленицы. Еще его называли «Перелом» или «Широкий четверг» Масленицы.

Середина недели, уже прошли три дня веселья, но впереди еще три дня праздников. День для хороводов, игр и гуляний.

В этот день катали с гор молодоженов, после чего их заставляли прилюдно целоваться. А тех, кто сопротивлялся, засыпали снегом по самую шею.

На масленичный Разгуляй устраивались кулацкие бои. Выходили биться «сам на сам» или «стенка на стенку». При этом обязательно соблюдались правила: бить ниже пояса и по затылку запрещено. Также запрещалось в рукавицы прятать тяжелые предметы.

Тещины вечерки. 5 день Масленицы

«Гостевой день» или «Тещины вечерки» — так называется пятый день Масленицы.

Обычно в этот день зятья угощают тещ блинами. В народе говорили: «Хоть тещины блинки сладки, да тещ угощают на Масленую зятьки».

Тещины вечерки на Масленицу устраивали зятья, приглашая на ужин тещ одних или почетно со всеми родными. Существовал обычай с вечера приглашать тещу на блины, а утром во двор к тещам приходили от зятя нарядные «званые». И чем больше «званых», тем больше почета теще.

А девушки в этот день пекли блины и шли с ними к горке. При этом держали блины в миске на голове. А парни, кому эта девушка нравилась, старались отведать блинов, узнать, хороша ли будет хозяйка.

Золовкины посиделки. 6 день Масленицы

Далее идет шестой день масленичной недели, который называется «Золовкины посиделки»

Начало проводов Масленицы. Масленица уже постарела. В субботу на «Золовкины посиделки» молодая невестка приглашала к себе в гости своих родных. Если золовки у невестки были еще в девушках, то гостями в доме были молодые незамужние подруги.

А если были замужем золовки, то молодая жена своих гостей возила на санях ко всем золовкам, при этом она обязана была одаривать каждую подарком.

Вечером этого дня сжигали чучело Масленицы, перед этим выносили его на околицу с почетом.

Прощеное воскресенье. 7 день масленицы

Последний день Масленицы – «Прощеное воскресенье».  Еще седьмой день Масленицы называется «Целовник» или «Проводы».

С раннего утра на Руси все, с мала до велика, просили прощения друг у друга в воскресенье Масленицы. При этом говорили такие слова: «Прости, сыми с меня вину!»или «Прости, если что неладного между нами вышло». Таким образом наши предки с открытой душой старались позабыть обиды, «створить лад между собой и не держать на памяти зло».

Дети просили прощения у родителей, при этом прощение всех обид завершалось поклоном и целованием. Принято было в этот день ездить в гости к кумовьям и одаривать их подарками.

А вечером все собирались в церкви на вечернюю службу, которая открывала Великий пост.

Как вы думаете масленица празднуется только в России?(ответ)Правильно! не только она празднуется и в других странах и (показываю свои слайды)

Слушают учителя

Участвуют в обсуждении

Понимают и принимают основное содержание информации

Умеют извлекать из нее необходимые понятия, факты, применять ее на практике

Отвечают на вопросы

2.2.

(деятельностный)

Задача этапа: включение в деятельность, моделирующую элементы технологии эффективной коммуникации

Предлагаю проверить себя и что вы запомнили с данного урока

Как вы думаете а что было на масленичных столах кроме блинов ?(Ответ на слайде)

А какие развлечения были во время празднования?(ответ на слайде)

Слушают учителя

Выполняют упражнения

Участвуют в соревновании

Отвечают на вопросы анкеты (теста и т.д.)

Осуществляют самопроверку, анализ результатов…

3. Заключительный (рефлексивный)

Задача этапа: создание условий, активизирующих рефлексивный анализ, анализ достижений

Подводит итог о …

Побуждает к высказыванию своего мнения с помощью вопросов

Акцентирует внимание на конечных результатах деятельности обучающихся на классном часе…

 

Слушают учителя

Высказывают свое мнение, отвечая на вопросы классного руководителя

Формулируют конечный результат своей работы на уроке

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ КОНСПЕКТОВ ПРОБНЫХ УРОКОВ, ЗАНЯТИЙ.

Конспект занятия оформляется на отдельных листах (формат А4).

Титульный лист конспектов оформляется согласно требованиям.

На первой странице конспекта указываются следующие данные: тема, цель, образовательные, развивающие, воспитательные задачи, оборудование (у учителя, у учащихся), список использованной литературы.

При записи хода занятия выделяются этапы и подэтапы занятия (части) с их обязательной нумерацией и названием.

В каждом этапе указывается вид упражнения (задания), формулируется его задача.

В конспекте описывается содержание деятельности учителя и учащихся: подробно излагаются вопросы, задания, дополнительный материал занятия, ответы учащихся.

Конспект оформляется аккуратно, грамотно.

Студент допускается к уроку при наличии на конспекте подписи преподавателя колледжа.

Конспект должен быть подписан руководителями практики не позднее, чем за 1 день до дня практики.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.