12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Мордвинова Ирина Борисовна55
Россия, Самарская обл., Сызрань
0

Мастер - класс для воспитателей и специалистов на тему: «Организация детского экспериментирования в рамках реализации познавательного проекта Звезды и Созвездия» с воспитанниками с ОНР

Мордвинова Ирина Борисовна

СП «Детский сад № 52» ГБОУ СОШ № 26 г. Сызрани

учитель-логопед

Кудряшева Ольга Анатольевна

СП «Детский сад № 52» ГБОУ СОШ № 26 г. Сызрани

воспитатель


Мастер - класс для воспитателей и специалистов на тему:

«Организация детского экспериментирования в рамках реализации познавательного проекта Звезды и Созвездия»

с воспитанниками с ОНР

                                        

Добрый день уважаемые коллеги!

В нашем детском саду, среди воспитанников есть дети с общим недоразвитием речи (ОНР).

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет основные требования к содержанию образования. ФГОС ДО обратил внимание на воспитание и обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, на то, что нужно осуществлять квалифицированную коррекцию нарушений их развития через использование специальных образовательных программ, разных методических пособий, материалов и методов с учетом конечно возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей.

Наши воспитанники имеют ряд особенностей:

- не способны концентрировать внимание на одном объекте долговременно;

- характерна медленная переключаемость с одного объекта на другой;

-недостаточная осведомленность об окружающем, также характерна безразличие к окружающему миру;

- не могут делать простые умозаключения, не умеют классифицировать;

скудный словарный запас;

- наблюдается несформированность социальных навыков;

- очень остро стоит проблема получить одобрение, похвалу, притязание на признание.

Но, как и все дети, они проявляют любознательность, задают вопросы взрослым, интересуются причинно-следственными связями, пытаются самостоятельно придумывать объяснения всяким явлениям. Изучая психолого-педагогическую литературу можно отметить, что одним из эффективных средств развития таких детей является взаимодействие с природой.

Одна из основных задач является: формирование основ экспериментально – исследовательской культуры дошкольников.

Мы с моей коллегой хотим предложить вам мастер – класс по экспериментированию для детей старших и подготовительных групп. Познакомить с различными физическими свойствами и явлениями, которые мы можем увидеть не только на нашей земле, но и в космическом пространстве.

И сегодня хотим особо остановить свое внимание на вопросе создания необходимых условий для ознакомления дошкольников с ОВЗ с природой, используя именно метод экспериментирования.

Экспериментирование - деятельность, направлена на самостоятельное познание и исследование объектов окружающего нас мира. Основная особенность детского экспериментирования состоит в том, что ребенок познает заинтересовавшие его объекты в ходе непосредственно практической деятельности. Экспериментирование стимулирует интеллектуальную активность и любознательность.

Первоначальный этап работы - процедура изучения возможностей ребенка начинается с наблюдения, беседы. Цель заключается в выявлении уровня овладения детьми данной темой.

Далее создаем условия в пространстве группы, что способствует самостоятельному приобретению опыта познания окружающего мира детьми. Пространство группы представлено как природное и вписанное в него социальное пространство жизнедеятельности детей.

При составлении календарно - тематического плана ведущими приемами и методами при организации экспериментирования является:

наблюдение

тактильное обследование ребенком предмета

сравнение между собой

В процессе проведения опытов задействован каждый ребенок, что очень важно для детей с ОВЗ. Благодаря опытам у детей развиваются способности сравнивать, сопоставлять, делать выводы, высказывать свои суждения и умозаключения. Огромное значение имеют опыты и для осознания причинно-следственных связей. Дети учились проводить разнообразные опыты с представленными веществами, предметами.

Постепенно опыты становились играми-опытами, в которых как в дидактической игре есть два начала – учебно-познавательное и игровое - занимательное. Игра как мы знаем, усиливает значимость для ребенка любой деятельности. В результате закрепленные в играх-опытах знания о связях и качествах природных объектов становятся более осознанными и прочными.

Как вариант, можно предложить детям применять сказочных героев во время опытов, чтобы усилить вовлеченность в эксперимент.

В своей работе мы стараемся давать своим детям способность экспериментировать, побуждать их к исследовательской деятельности, что позволит в дальнейшем ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях.

Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями мы старались использовать не один опыт. Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдения. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления – дети подводятся к рассуждениям и умозаключениям. В проводимых опытах мы устанавливаем зависимость и обращаем внимание на состояние воды, закрепляем знания о свойствах различных природных материалов (прозрачность воды, растворимость пищевого красителя, твердость зубочисток цвет молока и т. д.)

В ходе экспериментирования, прежде всего, активно развивается воображение, дети учатся проявлять эмоции, развивается способность к сочувствию, сопереживанию. Через взаимодействие с природой мы развиваем чувства, мотивы поведения, внимание, мотивацию и т.д. Дети учатся проявлять самостоятельную инициативу в познании окружающего мира, видеть в природе сенсорные эталоны, учатся изменять свое поведение в зависимости от предлагаемой ситуации, что является необходимым критериям развития личности для детей с ОВЗ.

Для ознакомления родителей с направлениями педагогического поиска в вопросах развития экспериментальной деятельности и популяризации исследовательской активности ребенка, в детском саду существуют совместные чаты, информационные стенды «Познавательная активность детей», проведены тематические собрания “Экспериментальная деятельность дошкольников — как основа развития дошкольника с ОВЗ». Родители стали активными участниками всех дел в группе. Родители не остаются равнодушными: готовят вместе с детьми атрибуты для дальнейшей организации опытов и экспериментальной деятельности.

Цель нашего проекта: Развивать у детей познавательную активность путем экспериментальной и поисково – исследовательской деятельности.

Задачи:

- поднять уровень педагогического профессионализма педагогов в развитии поисково – исследовательской деятельности.

- показать коллегам одну из немногих видов проведения опытно –экспериментальную деятельность с детьми.

- Вызвать интерес детей в процессе экспериментирования для развития познавательной активности.

Практическая направленность:

Наш мастер – класс будет очень увлекателен и  интересенне только детям, но и  всем  педагогам.

Коллеги которые работают по направлениям экспериментирования, познавательно -  исследовательской деятельности  могут увидеть что- то новое , а  педагоги которые увидят это впервые могут открыть для себя что – интересное и внести в свою работу это увлечение.

Сейчас мы с коллегой вам покажем  материалы, с которыми мы будем проводить небольшие опыты, а также все атрибуты, которые нам понадобятся для этого.

Опыт 1. «Галактика в уменьшенном размере».

Материал: Тарелка, ватные палочки, пищевые красители, цельное молоко, жидкое моющее средство.

Опыт: Наливаем молоко в тарелку и добавляем несколько капель пищевого красителя, затем взяли ватную палочку окунули ее в моющее средство и опустили ее в середину нашей тарелки. Мы видим, что молоко начало перемещаться, а наш пищевой краситель смешиваться.

Вывод: Жир, содержащийся в молоке соприкасаясь с моющей жидкостью, приводят их к движению.


Опыт 2. «Наша ракета полетела в космос».

Материал: воздушный шарик.

Возьмем воздушный шарик, надуем его и зажмем пальчиками и когда мы его отпускаем он у нас летит в разные стороны потому- что оттуда выходит воздух. Вот так же и с ракетой. Только ее наполняют специальным топливо, которое при запуске ракеты  при  ее горение превращается в газ и толкает ракету в верх. Так вот она и летит.



Опыт 3. «Оттолкнули, притянули».

Материал: Жидкость для мытья посуды, тарелка с водой, пипетка, Кусочек сахара комкового, деревянные зубочистки.

Опыт: Берем тарелку с водой и кладем туда несколько зубочисток. В центр тарелки ложем кусок сахара и видим как наши зубочистки двигаются к центру тарелки. Теперь аккуратно убираем наш сахар ложкой и капаем из пипетки несколько капель моющей жидкости и видим что зубочистки «убегают» от центра тарелки.

Вывод: Когда мы положили сахар он начал всасывать в себя воду, тем самым двигая зубочистки к себе. А когда мы убрали сахар и капнули моющего средства в тарелку с водой и зубочистками стали убегать из -за того что капли мыла растекаются по воде.

 В результате работы у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности; сформировано осознанное правильное отношение к природным явлениям и объектам; сформированы начала экологической культуры детей; развиваются речевые навыки детей; дети учатся экспериментировать, анализировать, делать выводы.

Уважаемые коллеги надеемся, что вам понравились наши опыты, и вы будите использовать экспериментирования в своих дальнейших работах. Удачи вам в ваших новых начинаниях!



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.