Мастер-класс на тему «Интересно играем – память развиваем»
«Интересно играем –
память развиваем»
Для развития детской памяти есть ряд интересных и занимательных игр. Известно, как хорошо дети вовлекаются в учебный и познавательный процесс в игре. Надеюсь, вам понравится подборка предложенных игр. Данные игры не требуют каких-либо учебных пособий, все необходимое можно найти, не выходя из дома.
«Что изменилось?»
Расставьте на столе 5-6 игрушек и попросите ребенка запомнить игрушки и их расположение, затем предложите ребенку закрыть глаза, а вы переставьте или уберите 1-2 игрушки, ребенок отгадывает. Со временем можно увеличить количество игрушек до 10.
«Снежный ком»
По очереди вы с ребенком повторяете предложение, каждый раз добавляя одно слово. Например: Я поеду отдыхать и в чемодан положу халат. – Я поеду отдыхать и в чемодан положу халат, полотенце. – Я поеду отдыхать и в чемодан положу халат, полотенце, мыло. И т.д.
«Пексессо»
Разложите на столе парные карточки картинками вниз.
Открывайте по очереди по две карточки, если картинки будут одинаковые, то берете их себе, если разные – кладете обратно.
На карточках могут быть разноцветные пятна, геометрические фигуры, буквы, цифры, изображения животных, абстрактные изображения.
«Визуализация»
Придя с прогулки, предложите ребенку ответить на вопросы:
Какого цвета машина, стоящая у подъезда?
Какого цвета в подъезде стены?
Собак, каких пород или окраски вы встретили на улице?
Другой вариант. Специально разложите игрушки в комнате, позовите ребенка в комнату, но не заостряйте внимание на игрушках, прочтите например небольшую сказку. Затем уйдите в другую комнату и только тогда спросите про игрушки, что там было, где стояли игрушки, какого цвета и размера…
«Найди сам»
Для этой игры необходимо склеить 4 и 3 спичечных коробка, поставить их друг на друга, чтоб получилась башенка.
На первом этапе игры в один из коробков кладут пуговицу, коробок закрывают, а башенку поворачивают вокруг себя.
Ребенку предлагают показать, куда положили пуговицу.
На втором, более сложном этапе, прячут уже 2 предмета в разные коробки. Открывать спичечные коробки ребенок может сразу после того ,как предмет спрятан (это развитие кратковременной зрительной памяти) или через полчаса, а для старших дошкольников- на следующий день (это развитие долговременной зрительной памяти)
«Узнай предмет»
Ребенку старшего дошкольного возраста завязывают глаза и по очереди кладут в его вытянутую руку различные предметы.
При этом их названия вслух не произносятся, ребенок должен догадаться сам, что это за предмет (железная ложка, резиновый мяч, деревянный кубик и т.д) После того, как ряд предметов (3-7)
будет обследован, ребенку предлагают назвать все эти предметы, причем в той же последовательности, в которой они вкладывались в руку. Сложность задания заключается в том, что ребенку требуется выполнить 2 мыслительные операции – узнавание и запоминание.
«Делай как я»
На первом этапе взрослый становится за спиной ребенка и проделывает несколько манипуляций с его телом – поднимает его руки, разводит их в стороны, поднимает правую ногу и так далее, а потом просит ребенка повторить эти движения.
На более сложном этапе, взрослый сам делает несколько движений, а ребенок повторяет их.
«Чудесные слова»
Необходимо набрать 20 слов, связанных между собой по смыслу:
Д олжно получиться 10 пар, например: еда- ложка, окно- дверь, лицо- нос, яблоко- банан, кошка - собака и т.д. Эти слова читаются ребенку 3 раза, причем, пары интонационно выделяются. Через некоторое время ребенку повторяют только первые слова пар, а вторые он должен вспомнить. Это тренировка кратковременной слуховой памяти. Для развития долговременного запоминания попросите ребенка повторить слова через полчаса.
«Нарисуй фигуру»
Ребенку показывают в течение 10 секунд 4-6 геометрических фигур (можно нарисованных на листе бумаги), а потом просят нарисовать те, что запомнил. Более сложный вариант – предложить ребенку воспроизвести фигуры, учитывая не только форму, но и их цвет и размер.
«Кто знает больше?»
Эта игра также для детей старшего дошкольного возраста.
Ребенку предлагают за одну минуту назвать 5 предметов заданной формы или цвета, например: 5 круглых предметов, 5 желтых предметов, 5 вкусных предметов и т.д.
« Ассоциативная память»
Необходимо взять несколько пар картинок, чем-то связанных между собой, например: цветная карточка и картинка такого же цвета, цифра и картинка с таким же количеством предметов или такие: школа- учитель, спортсмен - коньки, река – лодка.
Вначале надо взять 5 пар и правильно расположить, затем ребенок закрывает глаза, перемешиваем второй ряд, ребенок восстанавливает пары.
Желаю успехов!