Мастер- класс «Пение это великий дар»
Для музыкальных руководителей, учителей музыки и педагогов дополнительного образования, работающих в области музыки.
Учитель музыки Тюлькина Лариса Юрьевна.
Цель: познакомить с азами народной (фольклорной) вокальной техники.
Задачи:
Оснащение (ноутбук, экран, проектор, эл. пианино, стулья, парты)
План:
-
создать условия для профессионального общения;
дать понятие: народная (фольклорная) вокальная техника;
Распеться, сделать упражнения на дыхание;
познакомить с закличками, пропеть их в народной (фольклорной) манере;
повысить профессиональное мастерство коллег;
распространить педагогический опыт.
Настроить коллег на работу.
Разновидности вокального искусства.
Определение народного (фольклорного) пения.
Правильная постановка корпуса (упражнения).
Дыхательные упражнения. Упражнения с голосом.
Скороговорки. Распевки.
Весенние заклички. Разучивание.
Введение:
актуальность опыта заключается в том, чтобы коллеги научились определять народную (фольклорную) манеру исполнения в вокальном искусстве и использовали в своей работе.
Предмет материала – народное (фольклорное) пение.
Объект, предмет исследования - человеческий голос, весенние заклички.
Научно-практическая значимость – использование данного материала в работе с обучающимися к календарным народным праздникам.
Проблематичность рассматриваемого опыта – не желание участвовать в работе мастер-класса.
На уроках музыки, в программе компенсирующего обучения встречаются темы «Музыка моего народа», где я стараюсь использовать календарный фольклор. Для исполнения данного жанра необходима народная (фольклорная) манера исполнения произведений. При разучивании этих произведений с детьми наибольшие усилия я направляю на развитие вокально-певческих навыков. Для этого мы используем комплекс вокально-певческих упражнений, которые в свою очередь помогают нам при овладении народной (фольклорной) манерой пения.
Основная часть.
(ход мастер-класса)
- Друзья я приглашаю Вас
На свой вокальный мастер – класс!
1. (2 минуты) Свой мастер - класс, я хочу начать словами М. Горького, закройте глаза, почувствуйте красоту этих слов: «Когда я слушаю музыку, то забываю день на земле или ночь. Мальчишка я или старик, забываю все.
Пение – это великий дар, который каждый из нас получает при рождении. Как говорил Георгий Александрович Струве (выдающийся педагог, хормейстер, композитор, создатель хоровой школы «Пионерия») «Среди людей нет неталантливых. Все люди могут, и должны, научится петь».
А вы любите петь?
2. (1 минута) Пение бывает: народное (фольклорное, аутентическое), академическое, эстрадно - джазовое, рок-пение и т.д. Мы же с Вами сегодня познакомимся с народным (фольклорным), т.к. тема моего занятия у детей компенсирующего обучения 1 уровеня будет «Музыка моего народа. Заклички», а заклички исполняются в народной (фольклоной) манере.
3. (2 минуты) Итак, народное (фольклорное) пение – самый древний, естественным образом развивавшийся вид пения. Как правило, народное пение близко к естественной речевой манере человека, имеет грудное звучание и произношение звуков в народном пении «открытое» (то есть звук идет наружу, а не «в голову»).
- А сейчас, уважаемые коллеги, прошу вашего дружеского участия и внимания.
Я Мастер – класс сегодня покажу
Много интересного поверьте, расскажу.
Дети любят эти упражнения
Увлекут они и вас, вне всякого сомнения!
-Первое, с чего нужно начать, это настроить правильное дыхание, а
4. (3 минуты) певческое дыхание начинается с правильной постановки корпуса.
Если хочешь стоя петь,
Головою не вертеть.
Встань спокойно, подтянись,
И спокойно улыбнись.
Выполним с вами двигательные упражнения.
Исходное положение (стоя прямо, ноги на ширине плеч)
1 упражнение «Пружинки». «Вверх» подняться на носочки, «вниз» - опуститься.
2 упражнение «Пиджачок» описываем полукруговые движения плечами назад, как будто снимаем пиджак, накинутый на плечи, а затем вперёд, как будто надеваем.
- Таким образом, отрабатывается певческая постановка корпуса при пении с опорой на ноги.
Молодцы!
5. (6 минут). А теперь перейдём к дыхательным упражнениям, которые способствуют не только развитию голоса, но и служат охране голоса от различных заболеваний.
Проведём с вами лечебную гимнастику:
1.«Выдох 3 раза» (Берём активный вдох по руке дирижёра и выдыхаем коротко 3 раза с силой);
«Длинный выдох» (Берём активный вдох по руке дирижёра и выдыхаем длинно 1 раз с силой пока не закончится вдох);
упражнение «Ветер» уже к дыханию подключаем голос – на звук «у» на выдохе, поём на единой высоте, т.е. строим унисон. В любом коллективе, чистый унисон – это главное профессиональное искусство.
упражнение «Переменный ветер» со звуком «у» высота звука меняется по руке дирижёра.
упражнение «Голос проснись!» - наклоняемся, берём вдох, медленно поднимаем корпус на звук «о» и слушаем долго друг друга.
Хорошо! С дыхательными и вокальными упражнениями справились, теперь переходим к артикуляционной гимнастике.
6. (4 минуты) Проговорим с Вами скороговорку, четко произнося каждое слово.
Сначала проговорим в медленном темпе, затем в умеренном, затем в быстром темпе.
скороговорка «У Вари на бульваре варежку порвали»
А теперь распоёмся, в процессе распевания я попрошу вас следить за своим певческим дыханием, певческой постановкой корпуса.
Сначала фразу пропою я «У кота воркота колыбелька хороша».
Мелодия распевки плавная, протяжная. И мы должны спеть её с вами легко, полетным красивым голосом.
Теперь вы попробуйте спеть, обратите внимание на мою руку, я буду показывать движение мелодии. Мышцы лица не напряжены. По моей руке начинаем петь.
Хорошо!
Молодцы!
7. (12 минут) Мы с Вами познакомились с народной (фольклорной) манерой пения, теперь давайте её применим, переходим с вами к пению весенних закличек.
По русскому обычаю весну встречают трижды. Первый раз – в день Сретения. Второй раз – на Сороки 22 марта в день весеннего равноденствия. И третий раз – 7 апреля на Благовещение.
У русских повсюду существовала вера в то, что 22 марта из теплых стран прилетают сорок разных птиц, и первая из них – жаворонок или кулик. Желая поторопить птиц, хозяйки пекли из теста фигурки птичек с крылышками, глазками. По давней традиции в домашнем приготовлении жаворонков принимают участие дети. Их раздавали всем членам семьи. Нужно было выйти на улицу и, подбрасывая вверх птичку из теста приговаривать заклички:
Я сейчас продемонстрирую, а затем споём вместе.
1. Чувиль-виль-виль,
Жаворонушки
Прилятите к нам, принясите нам.
Лето тёплое, весну красную.
Нам зима надоела.
Весь хлеб переела.
Весна - красна.
На чём пришла.
На прутике.
На хомутике.
Чувиль-виль-виль.
Жаворонушки.
2. Жаворонушки, уж вы матушки.
Прилятите к нам, принясите нам.
Весну-красну.
На сохе, на бороне,
На ржаным калаче… У….
Молодцы!
Пойте чаще, пойте вашим друзьям, пойте с любимыми исполнителями.
Спасибо всем за участие, до новых встреч!