12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917  Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовал
Лариса41

Для музыкальных руководителей, учителей музыки и педагогов дополнительного образования, работающих в области музыки.

Учитель музыки Тюлькина Лариса Юрьевна.

Цель: познакомить с азами народной (фольклорной) вокальной техники.

Задачи:

Оснащение (ноутбук, экран, проектор, эл. пианино, стулья, парты)

План:

  • создать условия для профессионального общения;

    дать понятие: народная (фольклорная) вокальная техника;

    Распеться, сделать упражнения на дыхание;

    познакомить с закличками, пропеть их в народной (фольклорной) манере;

    повысить профессиональное мастерство коллег;

    распространить педагогический опыт.

Настроить коллег на работу.

Разновидности вокального искусства.

Определение народного (фольклорного) пения.

Правильная постановка корпуса (упражнения).

Дыхательные упражнения. Упражнения с голосом.

Скороговорки. Распевки.

Весенние заклички. Разучивание.

Введение:

актуальность опыта заключается в том, чтобы коллеги научились определять народную (фольклорную) манеру исполнения в вокальном искусстве и использовали в своей работе.

Предмет материала – народное (фольклорное) пение.

Объект, предмет исследования - человеческий голос, весенние заклички.

Научно-практическая значимость – использование данного материала в работе с обучающимися к календарным народным праздникам.

Проблематичность рассматриваемого опыта – не желание участвовать в работе мастер-класса.

На уроках музыки, в программе компенсирующего обучения встречаются темы «Музыка моего народа», где я стараюсь использовать календарный фольклор. Для исполнения данного жанра необходима народная (фольклорная) манера исполнения произведений. При разучивании этих произведений с детьми наибольшие усилия я направляю на развитие вокально-певческих навыков. Для этого мы используем комплекс вокально-певческих упражнений, которые в свою очередь помогают нам при овладении народной (фольклорной) манерой пения.


 

Основная часть.

(ход мастер-класса)

- Друзья я приглашаю Вас

На свой вокальный мастер – класс!

1. (2 минуты) Свой мастер - класс, я хочу начать словами М. Горького, закройте глаза, почувствуйте красоту этих слов: «Когда я слушаю музыку, то забываю день на земле или ночь. Мальчишка я или старик, забываю все.

Пение – это великий дар, который каждый из нас получает при рождении. Как говорил Георгий Александрович Струве (выдающийся педагог, хормейстер, композитор, создатель хоровой школы «Пионерия») «Среди людей нет неталантливых. Все люди могут, и должны, научится петь».

А вы любите петь?

2. (1 минута) Пение бывает: народное (фольклорное, аутентическое), академическое, эстрадно - джазовое, рок-пение и т.д. Мы же с Вами сегодня познакомимся с народным (фольклорным), т.к. тема моего занятия у детей компенсирующего обучения 1 уровеня будет «Музыка моего народа. Заклички», а заклички исполняются в народной (фольклоной) манере.

3. (2 минуты) Итак, народное (фольклорное) пение – самый древний, естественным образом развивавшийся вид пения. Как правило, народное пение близко к естественной речевой манере человека, имеет грудное звучание и произношение звуков в народном пении «открытое» (то есть звук идет наружу, а не «в голову»).

- А сейчас, уважаемые коллеги, прошу вашего дружеского участия и внимания.

Я Мастер – класс сегодня покажу

Много интересного поверьте, расскажу.

Дети любят эти упражнения

Увлекут они и вас, вне всякого сомнения!

-Первое, с чего нужно начать, это настроить правильное дыхание, а

4. (3 минуты) певческое дыхание начинается с правильной постановки корпуса.

Если хочешь стоя петь,

Головою не вертеть.

Встань спокойно, подтянись,

И спокойно улыбнись.

Выполним с вами двигательные упражнения.

Исходное положение (стоя прямо, ноги на ширине плеч)

1 упражнение «Пружинки». «Вверх» подняться на носочки, «вниз» - опуститься.

2 упражнение «Пиджачок» описываем полукруговые движения плечами назад, как будто снимаем пиджак, накинутый на плечи, а затем вперёд, как будто надеваем.

- Таким образом, отрабатывается певческая постановка корпуса при пении с опорой на ноги.

Молодцы!

5. (6 минут). А теперь перейдём к дыхательным упражнениям, которые способствуют не только развитию голоса, но и служат охране голоса от различных заболеваний.

Проведём с вами лечебную гимнастику:

1.«Выдох 3 раза» (Берём активный вдох по руке дирижёра и выдыхаем коротко 3 раза с силой);

«Длинный выдох» (Берём активный вдох по руке дирижёра и выдыхаем длинно 1 раз с силой пока не закончится вдох);

упражнение «Ветер» уже к дыханию подключаем голосна звук «у» на выдохе, поём на единой высоте, т.е. строим унисон. В любом коллективе, чистый унисон – это главное профессиональное искусство.

упражнение «Переменный ветер» со звуком «у» высота звука меняется по руке дирижёра.

упражнение «Голос проснись!» - наклоняемся, берём вдох, медленно поднимаем корпус на звук «о» и слушаем долго друг друга.

Хорошо! С дыхательными и вокальными упражнениями справились, теперь переходим к артикуляционной гимнастике.

6. (4 минуты) Проговорим с Вами скороговорку, четко произнося каждое слово.

Сначала проговорим в медленном темпе, затем в умеренном, затем в быстром темпе.

скороговорка «У Вари на бульваре варежку порвали»

А теперь распоёмся, в процессе распевания я попрошу вас следить за своим певческим дыханием, певческой постановкой корпуса.

Сначала фразу пропою я «У кота воркота колыбелька хороша».

Мелодия распевки плавная, протяжная. И мы должны спеть её с вами легко, полетным красивым голосом.

Теперь вы попробуйте спеть, обратите внимание на мою руку, я буду показывать движение мелодии. Мышцы лица не напряжены. По моей руке начинаем петь.

Хорошо!

Молодцы!

7. (12 минут) Мы с Вами познакомились с народной (фольклорной) манерой пения, теперь давайте её применим, переходим с вами к пению весенних закличек.

По русскому обычаю весну встречают трижды. Первый раз – в день Сретения. Второй раз – на Сороки 22 марта в день весеннего равноденствия. И третий раз – 7 апреля на Благовещение.

У русских повсюду существовала вера в то, что 22 марта из теплых стран прилетают сорок разных птиц, и первая из них – жаворонок или кулик. Желая поторопить птиц, хозяйки пекли из теста фигурки птичек с крылышками, глазками. По давней традиции в домашнем приготовлении жаворонков принимают участие дети. Их раздавали всем членам семьи. Нужно было выйти на улицу и, подбрасывая вверх птичку из теста приговаривать заклички:

Я сейчас продемонстрирую, а затем споём вместе.

1. Чувиль-виль-виль,

Жаворонушки

Прилятите к нам, принясите нам.

Лето тёплое, весну красную.

Нам зима надоела.

Весь хлеб переела.

Весна - красна.

На чём пришла.

На прутике.

На хомутике.

Чувиль-виль-виль.

Жаворонушки.

2. Жаворонушки, уж вы матушки.

Прилятите к нам, принясите нам.

Весну-красну.

На сохе, на бороне,

На ржаным калаче… У….

Молодцы!

Пойте чаще, пойте вашим друзьям, пойте с любимыми исполнителями.

Спасибо всем за участие, до новых встреч!

Опубликовано

Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.