12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Полонская Юлия Александровна114
Воспитатель, который очень любит свою работу
Россия, Ставропольский край, Ставрополь

МАСТЕР КЛАСС «ПОРТФОЛИО ИНТЕРЕСОВ

ГРУППЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА »

 

Добрый день, уважаемые коллеги! Я очень рада встрече с вами. Меня зовут Полонская Юлия Александровна. Я воспитатель МБДОУ д/с №86. Представляю опыт работы инновационной площадки «Технология портфолио как средство развития в проектировании индивидуальной образовательной траектории субъектов образовательного процесса». Сегодня я предлагаю вам познакомиться с технологией детского портфолио «Портфолио интересов»

Цель моего мастер класса  - представление опыта работы по использованию технологии «портфолио интересов дошкольника».

Уважаемые, коллеги, давайте для начала вспомним что такое портфолио и какую роль играет в развитии ребёнка дошкольника?

 Технология портфолио — инновационная и приоритетная технология на всех уровнях образования. Идея использовать портфолио в сфере образования возникла в 80-х годах ХХ века и сейчас активно распространена

В педагогическом словаре термин «портфолио» определяется как «новая форма контроля и оценки достижений учащегося, его характеристика, доказательство прогресса в обучении»

Портфолио дошкольника — это первая ступенька, которая помогает малышу раскрыть свое «Я»: свои чувства, переживания, победы, разочарования, открытия.

На мой  взгляд именно технология детского портфолио позволяет увидеть  и  оценить эти индивидуальные достижения всем участникам образовательных отношений – родителям, педагогам  и в первую очередь самому ребёнку.

Основная задача портфолио — продемонстрировать достижения ребенка в различных областях посредством сбора, систематизации и фиксирования результатов его деятельности. Именно портфолио результатов отдают предпочтение педагоги ДОО.

Однако в работе с детьми старшего дошкольного возраста более эффективным является портфолио процесса развития их интересов. Цель его создания — не систематизировать результаты деятельности, а изучать, как ребенок развивается.

Портфолио интересов — это способ обобщения и осмысления ребенком собственных интересов посредством совместной со взрослым познавательной и продуктивной деятельности.

Портфолио интересов складывается из продуктов деятельности ребенка и показывает то, что ему интересно. В дошкольном возрасте то, что создал ребенок, отражает его внутренние мотивы. Индивидуальный продукт детской деятельности отличается самобытностью, наличием собственного замысла. По мнению психолога А. В. Петровского, то, что привлекает и вызывает интерес у ребенка, является эмоциональным проявлением его познавательных потребностей.

Благодаря портфолио интересов педагог получает информацию об особенностях индивидуального познавательного развития детей старшего дошкольного возраста. На основе материалов детской деятельности он имеет возможность выделить интересующую область познания для каждого воспитанника, определить «зону его ближайшего развития». Такая форма портфолио указывает на перспективы развития детей, сферу приложения их способностей и возможностей.

Кто создает портфолио?

Формирование портфолио и анализ продуктов детской деятельности ведется в триаде:

Такое взаимодействие помогает ребенку определить направленность своих интересов, выделить значимый интерес, сформулировать цель познавательно-исследовательской деятельности.

Педагоги и родители могут собрать дополнительную информацию о ребёнке, представить наиболее полную картину его познавательного развития. Таким образом, портфолио интересов фиксирует интересующую область, позволяет сформулировать вопрос, тему детского исследования.

В процессе создания портфолио интересов постепенно формируется субъектная позиция ребенка в познавательно-исследовательской деятельности, развиваются способности:

  • самостоятельно ставить цель и осознавать мотивы своей деятельности;
  • оперировать известными способами деятельности;
  • прогнозировать результаты деятельности.

Таким образом, технология создания портфолио интересов ребенка создает условия для достижения им дальнейших успехов в области познавательного развития.

Создание портфолио интересов воспитанников группы старшего дошкольного возраста может зависеть от:

от тематики недели («Столица нашей родины – Москва», «Я гражданин России», «Я путешествую …!» …);

от событийности («Самый волшебный праздник», «Мой папа»…);

от интересов детей «Мои увлечения», «Карта выходного дня» (она может быть в виде рисунка, коллажа фотографий, иллюстраций, основная задача ребенка — определить, чем бы он хотел заняться в ближайшие выходные), «Что интересного я увидел» (детские фоторепортажи)

учёт гендерной специфики («Мальчишечьи секреты», «Девичьи секреты»);

учёт регионального компонента («Мой город – Ставрополь»).

Алгоритм запуска технологии детского портфолио:

1 шаг – постановочный (мотивация, структура портфолио, место хранения)

2 шаг – поисковый (сбор информации, её отбор, взаимодействие с семьёй, специалистами детского сада);

3 шаг – презентация портфолио родителям, сверстникам, детям другой группы и т.д.

В своей работе я использую технологию портфолио интересов второй год. Начали работу с детьми старшей группы, а теперь продолжаем ее в подготовительной группе.

Сейчас я хочу вас познакомить с  портфолио интересов старшей группы «Мой город - Ставрополь»

С детьми, во время проведения утреннего круга, обсудили с детьми как они провели выходные дни, где были. Выяснили , что некоторые дети с родителями посетили места, являющиеся достопримечательностями Ставрополя. Провели беседу и многие дети проявили интерес к объектам культуры нашего города.

На следующем этапе ребятам предложила рассмотреть фотографии  мест которые можно увидеть в Ставрополе, сопровождая показ рассказом. Эта работа вызвала интерес. Дети выбрали достопримечательности, которые они хотели бы посетить.

С интересами детей группы были ознакомлены  родители. Взрослых увлечение этой темой детей, подтолкнуло посетить  различные достопримечательности города. Ребята стали приносить фотографии , размещали их в портфолио,  с особым интересом рассказывали об увиденном.

В течении года работа с портфолио продолжалась, так как дети с родителями посещали разные уголки города, делились впечатлениями, сравнивали их в разное время года.

Так же хочу вас познакомить еще с одни портфолио интересов  «Моя любимая игрушка».

Эта тема была для детей наиболее интересна. Ребятам предложили принести в детский сад свою самую любимую игрушку. Вначале была организованна выставка  любимых игрушек, каждый из ребят рассказывал, почему ему она нравится. Затем я ребятам предложила разделить игрушки на группы по интересам и получилось две группы: игрушки которыми играют мальчики и игрушки для девочек. Рассмотрев все игрушки еще раз мы распределили их по интересам детей. Получились группы: дети которым интересны гоночные машины, другая группа -  девочки, которые любят играть куклами и другие. Такое портфолио интересов мы оформили в виде фотовыставки «Любимые игрушки». Такое портфолио позволяет собрать информацию что бы помочь детям проявить свой интерес в коллективе, объединить детей в группы с общими интересами и организовать их совместную деятельность.

В этом году в преддверии  праздника пап была организована работа над портфолио «День отца». Вначале я с ребятами  провела беседу о предстоящем празднике. И дети решили, что необходимо поздравить пап. Но возник вопрос: Что ему подарить?» Мнения разделились…Одни дети решили, что можно нарисовать рисунок, другие сделать открытку, третьи подарить папе стихотворение. Тогда мы решили собрать группы по интересам. Каждая подгруппа готовила свои подарки папе под руководством воспитателя. В портфолио мы собрали фотографии ребят с готовыми подарками, аудиозаписи поздравлений. При просмотре портфолио достаточно навести телефон на QR-код и зазвучат поздравления. Самое главное в таком портфолио то, что у детей есть возможность раскрыть свой талант и попробовать себя в разных видах творчества.

Сегодня  предлагаю мастер-класс по созданию портфолио интересов, который называется «Моё хобби» Приглашаю  творческую группу, 6 человек. Хобби - это любимое занятие, за которым человек проводит свободное время. Человек, у которого есть любимое занятие, редко скучает – у него есть возможности и для самовыражения, и для собственного развития.

Человек я творческий, и постоянно нахожусь в поиске приятного времяпрепровождения с помощью каких-либо ручных работ. Одним из моих любимых хобби является рисование картин по номерам. Мне очень нравится процесс рисования таких картин, по сути это "раскраска" для взрослых.

Процесс затягивает надолго, иногда даже не замечаю как проходят часы за эти занятием.

А у вас есть хобби?

Я вам предлагаю выбрать карточку, на которой изображено хобби, которое вам  интересно.  Сегодня мы используем, минимальны набор, что бы сэкономить время,  в другой ситуации  предложила бы более широкий выбор.

Расскажите, пожалуйста, какое хобби вы выбрали и почему, одним предложением.

Всегда выполняя, какую-то творческую работу, нам хочется попросить совета, получить оценку нашего творчества. А кто это может быть? Это человек с такими интересами как у вас. Объединитесь, пожалуйста, в группы по интересам.

А что бы каждая группа достигла результата, предлагаю в качестве помощи книги по интересам.

Время пролетело быстро и многие уже поделились фотографиями- результатами их деятельности.

Марфа Васильевна уже сшила платье, посмотрите, какое нарядное оно получилось.

А вот ИО сделала шкатулку в технике декупаж,

А ИО приготовила вкуснейший салат и готова поделиться с нами рецептом.

 ИО любит путешествовать и побывала у подножья горы Эльбрус! А еще она с интересом наблюдала, как коллега оформляет часы в технике декупаж, и то же решила попробовать себя в этом виде искусства и у не получилась замечательная тарелочка.

Вывод

В процессе создания портфолио интересов постепенно формируется субъектная позиция ребенка в познавательно-исследовательской деятельности, развиваются способности:

  • самостоятельно ставить цель и осознавать мотивы своей деятельности;
  • оперировать известными способами деятельности;
  • прогнозировать результаты деятельности.

Таким образом, технология создания портфолио интересов ребенка создает условия для достижения им дальнейших успехов в области познавательного развития.

​​​​​​​

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.