Программа дополнительного образования на тему «Мастерица» (6-9 классы)

1
0
Материал опубликован 22 January в группе

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа № 19 города Ельца»

 

 

Принята на заседании педагогического совета

от 28.08.2023 протокол № 1

 

Утверждена приказом по МБОУ «Школа № 19 г. Ельца» от 28.08.2023 № 159

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дополнительная общеобразовательная программа –

дополнительная общеразвивающая программа

технической направленности

«Мастерица (Шью сама)»

Возраст учащихся: 11 – 16 лет

 

Срок реализации: 2 года

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

город Елец, 2023 год

Содержание

п/п

Содержание

Стр.

1

Пояснительная записка

3

1.1

Цель и задачи программы

5

2

Рабочая программа учебного курса «Мастерица (Шью сама)»

6-13

3

Комплекс организационно – педагогических условий

13

3.1

Учебный план

13

3.2

Формы промежуточной аттестации и текущего контроля

13

3.3

Календарный учебный график

13-14

3.4

Условия реализации программы

14-15

3.5

Оценочные материалы

15

3.6

Методические материалы

15-16

3.7

Материально – техническое обеспечение

16

3.8

Список литературы

16-17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная программа «Мастерица (Шью сама)» (далее Программа) имеет техническую направленность, позволяет создавать благоприятные условия для формирования и развития творческих способностей школьников, адаптации обучающихся к жизни в обществе, удовлетворении индивидуальных потребностей обучающихся в художественно-эстетическом развитии.

Освоение Программы учащимися позволяет формировать специальные знания, умения и практические навыки при изготовлении различных швейных изделий. 

Программа разработана на основе следующих нормативно – правовых документов:

- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ в действующих редакциях;

- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

- Письмо Минпросвещения России от 30.12.2022 № АБ-3924/06 «О направлении методических рекомендаций (вместе с "Методическими рекомендациями «Создание современного инклюзивного образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей- инвалидов на базе образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в субъектах Российской Федерации»).

Актуальность Программы заключается в воспитании и развитии личности обучающихся с интеллектуальными нарушениями и их адаптации в современном мире. Её реализация стимулирует развитие индивидуальности ребёнка, его талантов, умственных и физических способностей, служит средством углубления занятости детей, умений организовать свой досуг.

Отличительные особенности Программы: комплексный подход к подготовке обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, где формирование практических знаний и умений по швейному делу является средством для расширения социальной компетентности обучающихся.

Педагогическая целесообразность данной Программы заключается в том, что в процессе обучения у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) развивается мышление, способность к пространственному анализу, мелкая и крупная моторики. Кроме того, выполнение практических работ формирует эстетические представления, благотворно сказывается на ста­новлении личности, развивается пространственное воображение. Занятия по Программе выявляют актуальные и потенциальные способности школьников, вырабатывают умения и навыки, необходимые для работы на швейном оборудовании, которые послужат опорой для эффективной социально-трудовой реабилитации.

Ценность  Программы состоит в том, что в ней уделяется большое внимание развитию способностей обучающихся. Программа позволяет подготовить обучающихся к самостоятельному труду, сформировать профессионально-трудовые умения и навыки, воспитать ряд нравственных, личностных качеств, обеспечивающих достаточно успешное включение в производительный труд, а также социальную адаптацию в обществе.

Адресат программы - возраст обучающихся: 11-16 лет.

Объём программы - дополнительная общеразвивающая программа рассчитана на 136 часов (2 часа в неделю), первый год - 68 часов, второй год - 68 часов.

Форма обучения – очная.

Срок реализации программы – 2 года.

 

 

 

1.1 Цель и задачи Программы:

Цель Программы – создание условий для раскрытия и реализации личностного потенциала и творческой индивидуальности личности через обучение технологиям изготовления и дизайну одежды.

Задачи Программы:

Образовательные:

- способствовать формированию элементарных знаний по швейному делу;

- способствовать формированию организационных умений в труде (правильно располагать на своём рабочем месте инструменты и приспособления);

- учить выполнять правила внутреннего распорядка, техники безопасности, гигиены труда.

Коррекционно-развивающие:

- корригировать развитие мыслительной деятельности;

- развивать моторику рук во время занятий;

- развивать навыки самоорганизации, самоуправления, самоконтроля;

- содействовать адаптации обучающихся к жизни в обществе;

- развивать интеллектуальный и творческий потенциал;

- развивать познавательный интерес к художественному творчеству, мотивацию к образовательно-воспитательному процессу в целом.

Воспитательные:

- воспитывать эстетический вкус и творческие способности детей, усидчивость, трудолюбие, аккуратность, учебно-познавательный интерес к выполнению швейных работ;

- формировать навык самостоятельной работы и работы в группе;

- воспитывать настойчивость в достижении поставленных целей;

- воспитывать бережливость и аккуратность при работе с материалами и инструментами;

- формировать основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу.

 

 

2. Рабочая программа учебного курса «Мастерица (Шью сама)»

Тематическое планирование

п/п

Название разделов, тем

Количество часов

Форма текущего контроля

теория

практика

всего

1.

Модуль «Основы материаловедения и цветоведения»

6

6

12

 

1.1.

Сведения о производстве тканей.

2

2

4

Устный опрос

1.2.

Отделочные материалы и одежная фурнитура.

2

2

4

Устный опрос

1.3.

Колористка.

2

2

4

Устный опрос

2.

Модуль «Швейное оборудование»

4

4

8

 

2.1.

Назначение и устройство швейной машины.

2

4

6

Устный опрос

2.2.

Виды влажно-тепловой обработки.

2

0

2

Устный опрос

3.

Модуль «Конструирование и моделирование одежды»

13

11

24

 

3.1.

Правила снятия мерок и обозначение измерений.

2

2

4

Устный опрос

3.2.

Средства композиции одежды.

1

1

2

Устный опрос

3.3

Силуэты в одежде.

2

2

4

Устный опрос

3.4.

История костюма. Зарисовка эскизов.

2

2

4

Устный опрос

3.5.

Сведения о современных направлениях моды, изучения стилей в одежде.

2

0

2

Устный опрос

3.6.

Способы и приёмы декорирования одежды.

2

2

4

Устный опрос

3.7.

Основы моделирования.

2

2

4

Устный опрос

4.

Модуль «Технология изготовления швейных изделий»

10

34

44

 

4.1.

Введение. Классификация одежды.

2

0

2

Устный опрос

4.2.

Изготовление поясного изделия по выбору (юбка, брюки)

4

18

22

Устный опрос

4.3.

Изготовление плечевого изделия по выбору (платье, блузка)

4

16

20

Устный опрос

5.

Модуль «Декорирование швейных изделий»

10

38

48

 

5.1.

Виды отделок.

2

0

2

Устный опрос

5.2.

Изготовление цветов из атласных лент.

2

18

20

Выставка творческих работ

5.3.

Изготовление изделия в технике лоскутного шитья.

2

8

10

Выставка творческих работ

5.4.

Техника вышивки шелковыми лентами.

4

12

16

Выставка творческих работ

 

Итого

43

93

136

 

 

Содержание программы

1. Модуль «Основы материаловедения и цветоведения».

Теория. Сведения о производстве тканей. Основы производства текстильных изделий. Строение и состав тканей, используемых для изготовления швейных изделий. Виды хлопчатобумажных и синтетических тканей. Окраска и рисунок тканей. Сведения о рабочих профессиях ткацкого и швейного производства.

Отделочные материалы и одежная фурнитура. Ассортимент материалов. Свойства и требования к отделочным материалам. Фурнитура швейного производства: пуговицы, крючки, петли, кнопки, характеристики и классификация. Характеристика отделочных материалов.

Колористика. Основные характеристики цвета. Основы цветоведения. Цветовой круг, сочетание цветовой гаммы.

Практика. Определение натуральных и синтетических тканей. Определение лицевой и изнаночной сторон. Уход за тканями. Составление коллекции отделочных материалов. Изучение цветового круга основных и дополнительных цветов, подбор сочетающихся цветов.

Формы контроля. Тестирование.

2. Модуль «Швейное оборудование»

Теория. Назначение и устройство швейной машины. Санитарно-гигиенические требования при работе на швейной машине: рабочая поза, освещение.

Правила ухода за швейными машинами. Профилактический осмотр, текущий ремонт, чистка и смазка машин; средний ремонт; капитальный ремонт. Техника безопасности при эксплуатации и ремонте оборудования.

Виды влажно-тепловой обработки, их характеристика. Оборудование ВТО: утюги, прессы, увлажнители. Устройство электрических утюгов. Оборудование рабочего места утюжильщика. Организация рабочего места. Правила безопасности труда при ВТО швейных изделий.

Практика. Подготовка машины к работе: заправка верхней и нижней ниток. Виды регуляторов в швейной машине. Неполадки в работе машины, вызванные неправильным натяжением ниток, способы их устранения. 

Формы контроля. Тестирование.

3. Модуль «Конструирование и моделирование одежды»

Теория. Задачи конструирования, системы и методы. Правила снятия мерок. Обозначение измерений. Последовательность снятия мерок. Основные горизонтальные линии сетки. Правила нанесения линий фасона на выкройку. Технология моделирования силуэтных линий соответственно эскизу. Стили и эпохи костюма. История русского костюма. Предметы одежды русского костюма. Знакомство с понятием «силуэт» и «стиль в одежде», с эстетическими, гигиеническими и эксплуатационными требованиями к одежде.

Практика. Снятие мерок. Выполнение чертежа по заданным меркам. Построение базисной сетки. Нанесение фасонных линий на чертеж. Конструкция изделия и силуэтные формы. Моделирование горловины и линии талии изделия. Работа с журналами. Зарисовка эскизов на заданную тему, композиция костюма, стиль, художественный образ. Разработка навыка в выполнении эскизов моделей на заданную тему, используя шаблон женской фигуры. Нанесение линий фасона на выкройку. Моделирование силуэтных линий соответственно эскизу. Конструкция изделия и силуэтные формы.

Формы контроля. Тестирование.

4. Модуль «Технология изготовления швейных изделий»

Теория. Введение. Классификация одежды. Понятие «Одежда», классификация ее на плечевую и поясную группу. Ассортимент одежды по назначению: бытовая одежда, спортивная одежда, специальная одежда, ведомственная одежда, национальная одежда; по условиям эксплуатации: верхняя одежда, легкое платье, белье и швейная галантерея, головные уборы, инвентарь, снаряжение и другие изделия, не вошедшие в предыдущие группы.

Практика. Изготовление поясного изделия по выбору (юбка, брюки). Виды поясных изделий. Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкройки на ткани, обмеловка их, раскрой изделия. Подготовка деталей кроя к обработке. Прокладывание контурных и контрольных линий. Подготовка изделия к первой примерке. Последовательность проведения первой примерки. Уточнение посадки изделия на фигуре человека. Исправление неточностей. Обработка первой примерки.

Технология обработка юбки, брюк. Влажно-тепловая обработка. Сметывание и стачивание и влажно-тепловая обработка вытачек, складок, боковых срезов, среднего шва (шагового шва для брюк). Технические условия при пошиве: выбор ниток, игл, ширины стежка в зависимости от ткани, а также выбор режимов ВТО. Технология обработки застёжки и верхнего с реза юбки, брюк. Обработка застежки тесьмой-молнией. Обработка притачного пояса.  Технические условия при пошиве: выбор ниток, игл, ширины стежка в зависимости от ткани, а также выбор режимов ВТО. Втачать застежку-молнию. Обработать пояс. Притачать пояс к поясному изделию. Выполнить обметочную петлю и пришить пуговицу. Обработка нижнего среза юбки, брюк. Заключительная обработка изделия. Контроль качества. Способы и последовательность обработки нижнего среза юбки, брюк: в подгибку с открытым срезом, с закрытым срезом, окантовывание и др. Технические условия при пошиве: выбор ниток, игл, ширины стежка в зависимости от ткани, а также выбор режимов ВТО. Соблюдение режимов ВТО и выполнение окончательное ВТО всего изделия.

Изготовление плечевого изделия по выбору (платье, блузка)

Выбор модели. Изготовления выкройки плечевого изделия. Виды плечевых изделий. Разновидности платьев по силуэту, покрою. Моделирование. Подготовка выкройки к раскрою.

Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкройки плечевого изделия на ткани, обмеловка их, раскрой изделия. Подготовка деталей кроя к обработке. Прокладывание контурных и контрольных линий. Подготовка изделия к первой примерке. Последовательность проведения первой примерки. Уточнение посадки изделия на фигуре человека. Исправление неточностей. Обработка изделия после первой примерки. Сметывание и стачивание и влажно-тепловая обработка вытачек, складок, боковых срезов, среднего шва. Технические условия при пошиве: выбор ниток, игл, ширины стежка в зависимости от ткани, а также выбор режимов ВТО. Обработка горловины и рукавов изделия в соответствии модели (с воротником или без, втачной рукав или цельнокроеный). Технические условия при пошиве: выбор ниток, игл, ширины стежка в зависимости от ткани, а также выбор режимов ВТО. Втачать застежку-молнию. Притачать воротник к изделию, втачать рукава. Способы и последовательность обработки нижнего среза платья или блузки: в подгибку с открытым срезом, с закрытым срезом, окантовывание и др. Технические условия при пошиве: выбор ниток, игл, ширины стежка в зависимости от ткани, а также выбор режимов ВТО. Соблюдение режимов ВТО и выполнение окончательное ВТО всего изделия.

Формы контроля. Тестирование, выполнение практической работы.

5. Модуль «Декорирование швейных изделий»

Теория. Знакомство с видами отделок: канты, аппликации, вышивка, цветы из ткани и др. Эстетическая грамотность использования отделки в одежде. Знакомство с видами и техниками изготовления цветов из атласных и шёлковых лент. Технология изготовления цветка «розы», цветка «канзаши» и др. Эстетическая грамотность использования цветов в одежде. История вышивки шелковыми лентами. Инструменты и материалы, необходимые для занятий. Виды и свойства красок. Цветовое решение. Санитарно-гигиенические требования и правила безопасной работы.

Практика. Изготовление изделий из шелковых лент. Изготовление цветов из атласных лент. Основные элементы вышивки лентами; выполнение французского узелка, петля с прекрепкой, роза «паутинка», полупетля с прекрепкой, японский стежок, ленточный стежок. Подготовка ткани к вышивке. Запяливание канвы в рамку. Перевод рисунка на ткань. Практическое выполнение картин и панно.

Формы контроля. Выставка творческих работ.

Планируемые результаты.

1. Модуль «Основы материаловедения и цветоведения».

В результате изучения данного раздела обучающиеся должны:

знать:

- общую классификацию материалов, характерные свойства и области их применения;

- общие сведения о строении материалов;

- общие сведения, назначение, виды и свойства различных текстильных материалов.

уметь:

- подбирать материалы по их назначению и условиям эксплуатации для выполнения работ;

- применять материалы при выполнении работ;

- осуществлять контроль соответствия цвета деталей, изделий, прикладных материалов, ниток.

2. Модуль «Швейное оборудование»

В результате изучения данного раздела обучающиеся должны:

знать

- основы оборудования швейного производства: устройство обслуживаемых машин;

- характеристику машин, деталей, узлов, механизмов.

уметь

- осуществлять заправку машин;

- осуществлять устранение неполадок, возникающих при работе на швейном оборудовании.

3. Модуль «Конструирование и моделирование одежды»

В результате изучения данного раздела обучающиеся должны:

знать

- основы конструирования и моделирования одежды;

- правила нанесения линий фасона на выкройку.

уметь

- снимать мерки;

- строить базисную сетку;

- зарисовывать эскизы;

- моделировать силуэтные линии.

4. Модуль «Технология изготовления швейных изделий»

В результате изучения данного раздела обучающиеся должны:

знать

- ассортимент одежды,

- способы обработки изделия,

- назначение режимы и приемы влажно-тепловой обработки,

- правила безопасности труда,

- виды ремонта изделий одежды,

- особенности обработки изделий в зависимости от материала,

- требования к качеству технологической обработки деталей одежды.

уметь:

- определять способы и приемы обработки деталей изделия,

- выполнять схемы швов, деталей и узлов,

- определять причину возникновения возможных дефектов и способы их устранения,

- выбрать рациональный способ обработки деталей изделия,

- последовательно выполнять обработку изделий.

5. Модуль «Декорирование швейных изделий»

В результате изучения данного раздела обучающиеся должны:

знать

- виды материалов, их свойства, инструменты и приспособления;

- условные обозначения, используемые при росписи по ткани и вышивки лентами;

- последовательность технологических операций;

- основные приёмы используемые при росписи по ткани и вышивки лентами.

уметь:

- организовывать рабочее место и соблюдать порядок во время работы;

- подбирать инструменты и материалы в соответствии с требованиями для выполнения росписи по ткани и вышивки лентами;

- правильно выполнить перевод рисунка на канву;

- гармонично сочетать цвета при выполнении изделий;

- выполнить декорирование швейного изделия.

3. Комплекс организационно – педагогических условий

3.1 Учебный план

Название учебного курса

Количество часов

Формы промежуточной аттестации

1 год

2 год

всего

теория

практика

всего

теория

практика

Мастерица (Шью сама)»

68

29

39

68

14

54

выставка творческих работ

 

3.2 Формы промежуточной аттестации и текущего контроля:

-    входной контроль (начальная диагностика) – собеседование, анкетирование (Начальная диагностика проводится в начале учебного года с целью определения уровня ЗУН у обучающихся).

-     текущий контроль - беседа в форме «вопрос – ответ», беседы с элементами викторины, конкурсные программы, контрольные задания, тестирование.

- итоговый контроль - проводится после окончания второго года обучения с целью определение изменения уровня развития детей, их творческих способностей.

Теоретическую часть итоговой аттестации можно провести в форме викторины, игры, решения кроссворда, практическую часть в виде защиты мини-выставки или самостоятельной работы.

3.3 Календарный учебный график

Начало реализации программы

1 сентября

Окончание учебного года

31 августа

Продолжительность учебного года

34 недели

Количество учебных дней

136 дней

Режим занятий

Занятия проходят 2 раза в неделю по 40 минут.

Типы занятий - индивидуальные и групповые занятия.

 Занятия состоят из теоретической и практической частей, большее количество времени занимает практическая часть. При проведении занятий традиционно используются три формы работы:

- демонстрационная, когда обучающиеся слушают объяснения педагога и наблюдают за демонстрационным экраном или экранами компьютеров на ученических рабочих местах;

- фронтальная, когда обучающиеся синхронно работают под управлением учителя;

- самостоятельная, когда обучающиеся выполняют индивидуальные задания в течение части занятия или нескольких занятий.

Форма проведения занятий:

- Теоретическое занятие

- Практическая работа

- Самостоятельная работа

- Мастер-класс

- Круглый стол

3.4 Условия реализация Программы

Набор в группу осуществляется в соответствии с заявлением родителей (законных представителей) о приеме ребенка в учебные объединения МБОУ «Школа № 19 г. Ельца». Аудиторные занятия проводятся на базе МБОУ «Школа № 19 г. Ельца», расписание утверждено приказом. Регулярно с обучающимися проводятся инструктажи по соблюдению техники безопасности, правилам дорожного движения, пожарной безопасности, поведения в случаях террористических актов. Программа рассчитана на два года обучения. Группы формируются по 10-12 человек первый год обучения, 10-12 человек второй год обучения. Возрастной охват детей 11-16 лет. Осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям с учетом их возрастных и психолого-­педагогических особенностей.

Программу «Мастерица (Шью сама)» реализуют педагоги дополнительного образования, соответствующие следующим квалификационным требованиям: высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю кружка без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению "Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы.

Для эффективной реализации Программы имеется следующая материально техническая база:

учебная мебель;

наличие наглядного дидактического материала:

3.5 Оценочные материалы

- викторина

- кроссворд

- собеседование

- тест

- творческие работы

Критерии оценки творческих работ:

- грамотное цветовое, композиционное, дизайнерское решение;

- уровень самостоятельности автора;

- художественное оформление, оригинальность художественного замысла;

- оригинальность и новизна используемых материалов и техники выполнения;

- качество исполнения изделия, соответствие стандартам и технологии, оригинальность,

- практическая значимость изделия.

3.6 Методические материалы

На учебных занятиях осуществляется чередование различных видов деятельности - словесных, наглядных, практической и самостоятельной работы. Наличие активных методов обучения (обучающийся в роли педагога, исследователя, игра, дискуссия), методов, направленных на самопознание и развитие интеллекта, эмоций, общения, самооценки, способствуют активизации познавательной деятельности у обучающихся. На занятиях используются следующие педагогические технологии:

информационно - коммуникационные технологии (ИКТ);

личностно - ориентированный подход;

здоровьесберегающие технологии;

игровые технологии;

технологии развивающего обучения.

Использование этих технологий является обязательным условием интеллектуального, творческого и нравственного развития обучающихся.

3.7 Материально-техническое обеспечение Программы

Помещение, необходимое для реализации Программы:

Швейная мастерская, соответствующая санитарно - гигиеническим требованиям, для занятий группы 6 - 8 человек (парты, стулья, доска, шкафы и стеллажи для хранения методических и наглядных материалов, раздаточных образцов).

Оборудование, необходимое для реализации программы:

2.1. Швейная машина BROTHER 10 – шт;

2.2. Гладильная доска – 2 шт;

2.3. Утюг – 2 шт;

2.4. Манекен – 2 шт.

2.5. Ручные швейные инструменты.

3.8 Список литературы

Учебно-методический комплект

1. Волкова Н. Кройка и шитье. Юбки и блузки. Полное практическое руководство. Москва, 2018.

2.Высоцкая З.В. Поузловая обработка женских юбок. Учебное пособие.  С.-Петербург, ООО «Лань-Трейд», 2014 г.

3.Гурович К. Основы материаловедения швейного производства. Учебник. М.: «Академия», 2014г.

Дополнительные источники:

Схемы швов и таблицы измерений, а также литература:

 «Периодические издания журналов: «Шитье и крой», «Диана моден», «Ателье».

Труханова А.Т. Иллюстрированное пособие по технологии лёгкой одежды. М.: «Лёгкая и пищевая промышленность», 2014г.

Ресурсы сети Internet

1sci-book.com›kriminalistika/obschie-svedeniya

2 ppt4web.ru›tekhnologija/svedenija-ob-odezhde.html

ppt4web.ru›tekhnologija/vidy-mashinnykh-shvov.html

igolo4ka1.ru›obrabotka/vlazhno-teplovaya…izdeliy

www.season.ru/- клуб любителей шитья

allvgkrojki.ru/- все выкройки

odensa-sama.ru- Оденься сама: кройка и шитье для начинающих.

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации