Программа дополнительного образования на тему «Мастерица» (6-9 классы)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа № 19 города Ельца»
Принята на заседании педагогического совета от 28.08.2023 протокол № 1 |
|
Утверждена приказом по МБОУ «Школа № 19 г. Ельца» от 28.08.2023 № 159 |
Дополнительная общеобразовательная программа –
дополнительная общеразвивающая программа
технической направленности
«Мастерица (Шью сама)»
Возраст учащихся: 11 – 16 лет
Срок реализации: 2 года
город Елец, 2023 год
Содержание
№ п/п |
Содержание |
Стр. |
1 |
Пояснительная записка |
3 |
1.1 |
Цель и задачи программы |
5 |
2 |
Рабочая программа учебного курса «Мастерица (Шью сама)» |
6-13 |
3 |
Комплекс организационно – педагогических условий |
13 |
3.1 |
Учебный план |
13 |
3.2 |
Формы промежуточной аттестации и текущего контроля |
13 |
3.3 |
Календарный учебный график |
13-14 |
3.4 |
Условия реализации программы |
14-15 |
3.5 |
Оценочные материалы |
15 |
3.6 |
Методические материалы |
15-16 |
3.7 |
Материально – техническое обеспечение |
16 |
3.8 |
Список литературы |
16-17 |
1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа «Мастерица (Шью сама)» (далее Программа) имеет техническую направленность, позволяет создавать благоприятные условия для формирования и развития творческих способностей школьников, адаптации обучающихся к жизни в обществе, удовлетворении индивидуальных потребностей обучающихся в художественно-эстетическом развитии.
Освоение Программы учащимися позволяет формировать специальные знания, умения и практические навыки при изготовлении различных швейных изделий.
Программа разработана на основе следующих нормативно – правовых документов:
- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ в действующих редакциях;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Письмо Минпросвещения России от 30.12.2022 № АБ-3924/06 «О направлении методических рекомендаций (вместе с "Методическими рекомендациями «Создание современного инклюзивного образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей- инвалидов на базе образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в субъектах Российской Федерации»).
Актуальность Программы заключается в воспитании и развитии личности обучающихся с интеллектуальными нарушениями и их адаптации в современном мире. Её реализация стимулирует развитие индивидуальности ребёнка, его талантов, умственных и физических способностей, служит средством углубления занятости детей, умений организовать свой досуг.
Отличительные особенности Программы: комплексный подход к подготовке обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, где формирование практических знаний и умений по швейному делу является средством для расширения социальной компетентности обучающихся.
Педагогическая целесообразность данной Программы заключается в том, что в процессе обучения у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) развивается мышление, способность к пространственному анализу, мелкая и крупная моторики. Кроме того, выполнение практических работ формирует эстетические представления, благотворно сказывается на становлении личности, развивается пространственное воображение. Занятия по Программе выявляют актуальные и потенциальные способности школьников, вырабатывают умения и навыки, необходимые для работы на швейном оборудовании, которые послужат опорой для эффективной социально-трудовой реабилитации.
Ценность Программы состоит в том, что в ней уделяется большое внимание развитию способностей обучающихся. Программа позволяет подготовить обучающихся к самостоятельному труду, сформировать профессионально-трудовые умения и навыки, воспитать ряд нравственных, личностных качеств, обеспечивающих достаточно успешное включение в производительный труд, а также социальную адаптацию в обществе.
Адресат программы - возраст обучающихся: 11-16 лет.
Объём программы - дополнительная общеразвивающая программа рассчитана на 136 часов (2 часа в неделю), первый год - 68 часов, второй год - 68 часов.
Форма обучения – очная.
Срок реализации программы – 2 года.
1.1 Цель и задачи Программы:
Цель Программы – создание условий для раскрытия и реализации личностного потенциала и творческой индивидуальности личности через обучение технологиям изготовления и дизайну одежды.
Задачи Программы:
Образовательные:
- способствовать формированию элементарных знаний по швейному делу;
- способствовать формированию организационных умений в труде (правильно располагать на своём рабочем месте инструменты и приспособления);
- учить выполнять правила внутреннего распорядка, техники безопасности, гигиены труда.
Коррекционно-развивающие:
- корригировать развитие мыслительной деятельности;
- развивать моторику рук во время занятий;
- развивать навыки самоорганизации, самоуправления, самоконтроля;
- содействовать адаптации обучающихся к жизни в обществе;
- развивать интеллектуальный и творческий потенциал;
- развивать познавательный интерес к художественному творчеству, мотивацию к образовательно-воспитательному процессу в целом.
Воспитательные:
- воспитывать эстетический вкус и творческие способности детей, усидчивость, трудолюбие, аккуратность, учебно-познавательный интерес к выполнению швейных работ;
- формировать навык самостоятельной работы и работы в группе;
- воспитывать настойчивость в достижении поставленных целей;
- воспитывать бережливость и аккуратность при работе с материалами и инструментами;
- формировать основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу.
2. Рабочая программа учебного курса «Мастерица (Шью сама)»
Тематическое планирование
№ п/п |
Название разделов, тем |
Количество часов |
Форма текущего контроля |
||
теория |
практика |
всего |
|||
1. |
Модуль «Основы материаловедения и цветоведения» |
6 |
6 |
12 |
|
1.1. |
Сведения о производстве тканей. |
2 |
2 |
4 |
Устный опрос |
1.2. |
Отделочные материалы и одежная фурнитура. |
2 |
2 |
4 |
Устный опрос |
1.3. |
Колористка. |
2 |
2 |
4 |
Устный опрос |
2. |
Модуль «Швейное оборудование» |
4 |
4 |
8 |
|
2.1. |
Назначение и устройство швейной машины. |
2 |
4 |
6 |
Устный опрос |
2.2. |
Виды влажно-тепловой обработки. |
2 |
0 |
2 |
Устный опрос |
3. |
Модуль «Конструирование и моделирование одежды» |
13 |
11 |
24 |
|
3.1. |
Правила снятия мерок и обозначение измерений. |
2 |
2 |
4 |
Устный опрос |
3.2. |
Средства композиции одежды. |
1 |
1 |
2 |
Устный опрос |
3.3 |
Силуэты в одежде. |
2 |
2 |
4 |
Устный опрос |
3.4. |
История костюма. Зарисовка эскизов. |
2 |
2 |
4 |
Устный опрос |
3.5. |
Сведения о современных направлениях моды, изучения стилей в одежде. |
2 |
0 |
2 |
Устный опрос |
3.6. |
Способы и приёмы декорирования одежды. |
2 |
2 |
4 |
Устный опрос |
3.7. |
Основы моделирования. |
2 |
2 |
4 |
Устный опрос |
4. |
Модуль «Технология изготовления швейных изделий» |
10 |
34 |
44 |
|
4.1. |
Введение. Классификация одежды. |
2 |
0 |
2 |
Устный опрос |
4.2. |
Изготовление поясного изделия по выбору (юбка, брюки) |
4 |
18 |
22 |
Устный опрос |
4.3. |
Изготовление плечевого изделия по выбору (платье, блузка) |
4 |
16 |
20 |
Устный опрос |
5. |
Модуль «Декорирование швейных изделий» |
10 |
38 |
48 |
|
5.1. |
Виды отделок. |
2 |
0 |
2 |
Устный опрос |
5.2. |
Изготовление цветов из атласных лент. |
2 |
18 |
20 |
Выставка творческих работ |
5.3. |
Изготовление изделия в технике лоскутного шитья. |
2 |
8 |
10 |
Выставка творческих работ |
5.4. |
Техника вышивки шелковыми лентами. |
4 |
12 |
16 |
Выставка творческих работ |
|
Итого |
43 |
93 |
136 |
|
Содержание программы
1. Модуль «Основы материаловедения и цветоведения».
Теория. Сведения о производстве тканей. Основы производства текстильных изделий. Строение и состав тканей, используемых для изготовления швейных изделий. Виды хлопчатобумажных и синтетических тканей. Окраска и рисунок тканей. Сведения о рабочих профессиях ткацкого и швейного производства.
Отделочные материалы и одежная фурнитура. Ассортимент материалов. Свойства и требования к отделочным материалам. Фурнитура швейного производства: пуговицы, крючки, петли, кнопки, характеристики и классификация. Характеристика отделочных материалов.
Колористика. Основные характеристики цвета. Основы цветоведения. Цветовой круг, сочетание цветовой гаммы.
Практика. Определение натуральных и синтетических тканей. Определение лицевой и изнаночной сторон. Уход за тканями. Составление коллекции отделочных материалов. Изучение цветового круга основных и дополнительных цветов, подбор сочетающихся цветов.
Формы контроля. Тестирование.
2. Модуль «Швейное оборудование»
Теория. Назначение и устройство швейной машины. Санитарно-гигиенические требования при работе на швейной машине: рабочая поза, освещение.
Правила ухода за швейными машинами. Профилактический осмотр, текущий ремонт, чистка и смазка машин; средний ремонт; капитальный ремонт. Техника безопасности при эксплуатации и ремонте оборудования.
Виды влажно-тепловой обработки, их характеристика. Оборудование ВТО: утюги, прессы, увлажнители. Устройство электрических утюгов. Оборудование рабочего места утюжильщика. Организация рабочего места. Правила безопасности труда при ВТО швейных изделий.
Практика. Подготовка машины к работе: заправка верхней и нижней ниток. Виды регуляторов в швейной машине. Неполадки в работе машины, вызванные неправильным натяжением ниток, способы их устранения.
Формы контроля. Тестирование.
3. Модуль «Конструирование и моделирование одежды»
Теория. Задачи конструирования, системы и методы. Правила снятия мерок. Обозначение измерений. Последовательность снятия мерок. Основные горизонтальные линии сетки. Правила нанесения линий фасона на выкройку. Технология моделирования силуэтных линий соответственно эскизу. Стили и эпохи костюма. История русского костюма. Предметы одежды русского костюма. Знакомство с понятием «силуэт» и «стиль в одежде», с эстетическими, гигиеническими и эксплуатационными требованиями к одежде.
Практика. Снятие мерок. Выполнение чертежа по заданным меркам. Построение базисной сетки. Нанесение фасонных линий на чертеж. Конструкция изделия и силуэтные формы. Моделирование горловины и линии талии изделия. Работа с журналами. Зарисовка эскизов на заданную тему, композиция костюма, стиль, художественный образ. Разработка навыка в выполнении эскизов моделей на заданную тему, используя шаблон женской фигуры. Нанесение линий фасона на выкройку. Моделирование силуэтных линий соответственно эскизу. Конструкция изделия и силуэтные формы.
Формы контроля. Тестирование.
4. Модуль «Технология изготовления швейных изделий»
Теория. Введение. Классификация одежды. Понятие «Одежда», классификация ее на плечевую и поясную группу. Ассортимент одежды по назначению: бытовая одежда, спортивная одежда, специальная одежда, ведомственная одежда, национальная одежда; по условиям эксплуатации: верхняя одежда, легкое платье, белье и швейная галантерея, головные уборы, инвентарь, снаряжение и другие изделия, не вошедшие в предыдущие группы.
Практика. Изготовление поясного изделия по выбору (юбка, брюки). Виды поясных изделий. Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкройки на ткани, обмеловка их, раскрой изделия. Подготовка деталей кроя к обработке. Прокладывание контурных и контрольных линий. Подготовка изделия к первой примерке. Последовательность проведения первой примерки. Уточнение посадки изделия на фигуре человека. Исправление неточностей. Обработка первой примерки.
Технология обработка юбки, брюк. Влажно-тепловая обработка. Сметывание и стачивание и влажно-тепловая обработка вытачек, складок, боковых срезов, среднего шва (шагового шва для брюк). Технические условия при пошиве: выбор ниток, игл, ширины стежка в зависимости от ткани, а также выбор режимов ВТО. Технология обработки застёжки и верхнего с реза юбки, брюк. Обработка застежки тесьмой-молнией. Обработка притачного пояса. Технические условия при пошиве: выбор ниток, игл, ширины стежка в зависимости от ткани, а также выбор режимов ВТО. Втачать застежку-молнию. Обработать пояс. Притачать пояс к поясному изделию. Выполнить обметочную петлю и пришить пуговицу. Обработка нижнего среза юбки, брюк. Заключительная обработка изделия. Контроль качества. Способы и последовательность обработки нижнего среза юбки, брюк: в подгибку с открытым срезом, с закрытым срезом, окантовывание и др. Технические условия при пошиве: выбор ниток, игл, ширины стежка в зависимости от ткани, а также выбор режимов ВТО. Соблюдение режимов ВТО и выполнение окончательное ВТО всего изделия.
Изготовление плечевого изделия по выбору (платье, блузка)
Выбор модели. Изготовления выкройки плечевого изделия. Виды плечевых изделий. Разновидности платьев по силуэту, покрою. Моделирование. Подготовка выкройки к раскрою.
Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкройки плечевого изделия на ткани, обмеловка их, раскрой изделия. Подготовка деталей кроя к обработке. Прокладывание контурных и контрольных линий. Подготовка изделия к первой примерке. Последовательность проведения первой примерки. Уточнение посадки изделия на фигуре человека. Исправление неточностей. Обработка изделия после первой примерки. Сметывание и стачивание и влажно-тепловая обработка вытачек, складок, боковых срезов, среднего шва. Технические условия при пошиве: выбор ниток, игл, ширины стежка в зависимости от ткани, а также выбор режимов ВТО. Обработка горловины и рукавов изделия в соответствии модели (с воротником или без, втачной рукав или цельнокроеный). Технические условия при пошиве: выбор ниток, игл, ширины стежка в зависимости от ткани, а также выбор режимов ВТО. Втачать застежку-молнию. Притачать воротник к изделию, втачать рукава. Способы и последовательность обработки нижнего среза платья или блузки: в подгибку с открытым срезом, с закрытым срезом, окантовывание и др. Технические условия при пошиве: выбор ниток, игл, ширины стежка в зависимости от ткани, а также выбор режимов ВТО. Соблюдение режимов ВТО и выполнение окончательное ВТО всего изделия.
Формы контроля. Тестирование, выполнение практической работы.
5. Модуль «Декорирование швейных изделий»
Теория. Знакомство с видами отделок: канты, аппликации, вышивка, цветы из ткани и др. Эстетическая грамотность использования отделки в одежде. Знакомство с видами и техниками изготовления цветов из атласных и шёлковых лент. Технология изготовления цветка «розы», цветка «канзаши» и др. Эстетическая грамотность использования цветов в одежде. История вышивки шелковыми лентами. Инструменты и материалы, необходимые для занятий. Виды и свойства красок. Цветовое решение. Санитарно-гигиенические требования и правила безопасной работы.
Практика. Изготовление изделий из шелковых лент. Изготовление цветов из атласных лент. Основные элементы вышивки лентами; выполнение французского узелка, петля с прекрепкой, роза «паутинка», полупетля с прекрепкой, японский стежок, ленточный стежок. Подготовка ткани к вышивке. Запяливание канвы в рамку. Перевод рисунка на ткань. Практическое выполнение картин и панно.
Формы контроля. Выставка творческих работ.
Планируемые результаты.
1. Модуль «Основы материаловедения и цветоведения».
В результате изучения данного раздела обучающиеся должны:
знать:
- общую классификацию материалов, характерные свойства и области их применения;
- общие сведения о строении материалов;
- общие сведения, назначение, виды и свойства различных текстильных материалов.
уметь:
- подбирать материалы по их назначению и условиям эксплуатации для выполнения работ;
- применять материалы при выполнении работ;
- осуществлять контроль соответствия цвета деталей, изделий, прикладных материалов, ниток.
2. Модуль «Швейное оборудование»
В результате изучения данного раздела обучающиеся должны:
знать
- основы оборудования швейного производства: устройство обслуживаемых машин;
- характеристику машин, деталей, узлов, механизмов.
уметь
- осуществлять заправку машин;
- осуществлять устранение неполадок, возникающих при работе на швейном оборудовании.
3. Модуль «Конструирование и моделирование одежды»
В результате изучения данного раздела обучающиеся должны:
знать
- основы конструирования и моделирования одежды;
- правила нанесения линий фасона на выкройку.
уметь
- снимать мерки;
- строить базисную сетку;
- зарисовывать эскизы;
- моделировать силуэтные линии.
4. Модуль «Технология изготовления швейных изделий»
В результате изучения данного раздела обучающиеся должны:
знать
- ассортимент одежды,
- способы обработки изделия,
- назначение режимы и приемы влажно-тепловой обработки,
- правила безопасности труда,
- виды ремонта изделий одежды,
- особенности обработки изделий в зависимости от материала,
- требования к качеству технологической обработки деталей одежды.
уметь:
- определять способы и приемы обработки деталей изделия,
- выполнять схемы швов, деталей и узлов,
- определять причину возникновения возможных дефектов и способы их устранения,
- выбрать рациональный способ обработки деталей изделия,
- последовательно выполнять обработку изделий.
5. Модуль «Декорирование швейных изделий»
В результате изучения данного раздела обучающиеся должны:
знать
- виды материалов, их свойства, инструменты и приспособления;
- условные обозначения, используемые при росписи по ткани и вышивки лентами;
- последовательность технологических операций;
- основные приёмы используемые при росписи по ткани и вышивки лентами.
уметь:
- организовывать рабочее место и соблюдать порядок во время работы;
- подбирать инструменты и материалы в соответствии с требованиями для выполнения росписи по ткани и вышивки лентами;
- правильно выполнить перевод рисунка на канву;
- гармонично сочетать цвета при выполнении изделий;
- выполнить декорирование швейного изделия.
3. Комплекс организационно – педагогических условий
3.1 Учебный план
Название учебного курса |
Количество часов |
Формы промежуточной аттестации |
|||||||
1 год |
2 год |
||||||||
всего |
теория |
практика |
всего |
теория |
практика |
||||
Мастерица (Шью сама)» |
68 |
29 |
39 |
68 |
14 |
54 |
выставка творческих работ |
3.2 Формы промежуточной аттестации и текущего контроля:
- входной контроль (начальная диагностика) – собеседование, анкетирование (Начальная диагностика проводится в начале учебного года с целью определения уровня ЗУН у обучающихся).
- текущий контроль - беседа в форме «вопрос – ответ», беседы с элементами викторины, конкурсные программы, контрольные задания, тестирование.
- итоговый контроль - проводится после окончания второго года обучения с целью определение изменения уровня развития детей, их творческих способностей.
Теоретическую часть итоговой аттестации можно провести в форме викторины, игры, решения кроссворда, практическую часть в виде защиты мини-выставки или самостоятельной работы.
3.3 Календарный учебный график
Начало реализации программы |
1 сентября |
Окончание учебного года |
31 августа |
Продолжительность учебного года |
34 недели |
Количество учебных дней |
136 дней |
Режим занятий
Занятия проходят 2 раза в неделю по 40 минут.
Типы занятий - индивидуальные и групповые занятия.
Занятия состоят из теоретической и практической частей, большее количество времени занимает практическая часть. При проведении занятий традиционно используются три формы работы:
- демонстрационная, когда обучающиеся слушают объяснения педагога и наблюдают за демонстрационным экраном или экранами компьютеров на ученических рабочих местах;
- фронтальная, когда обучающиеся синхронно работают под управлением учителя;
- самостоятельная, когда обучающиеся выполняют индивидуальные задания в течение части занятия или нескольких занятий.
Форма проведения занятий:
- Теоретическое занятие
- Практическая работа
- Самостоятельная работа
- Мастер-класс
- Круглый стол
3.4 Условия реализация Программы
Набор в группу осуществляется в соответствии с заявлением родителей (законных представителей) о приеме ребенка в учебные объединения МБОУ «Школа № 19 г. Ельца». Аудиторные занятия проводятся на базе МБОУ «Школа № 19 г. Ельца», расписание утверждено приказом. Регулярно с обучающимися проводятся инструктажи по соблюдению техники безопасности, правилам дорожного движения, пожарной безопасности, поведения в случаях террористических актов. Программа рассчитана на два года обучения. Группы формируются по 10-12 человек первый год обучения, 10-12 человек второй год обучения. Возрастной охват детей 11-16 лет. Осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям с учетом их возрастных и психолого-педагогических особенностей.
Программу «Мастерица (Шью сама)» реализуют педагоги дополнительного образования, соответствующие следующим квалификационным требованиям: высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю кружка без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению "Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы.
Для эффективной реализации Программы имеется следующая материально техническая база:
учебная мебель;
наличие наглядного дидактического материала:
3.5 Оценочные материалы
- викторина
- кроссворд
- собеседование
- тест
- творческие работы
Критерии оценки творческих работ:
- грамотное цветовое, композиционное, дизайнерское решение;
- уровень самостоятельности автора;
- художественное оформление, оригинальность художественного замысла;
- оригинальность и новизна используемых материалов и техники выполнения;
- качество исполнения изделия, соответствие стандартам и технологии, оригинальность,
- практическая значимость изделия.
3.6 Методические материалы
На учебных занятиях осуществляется чередование различных видов деятельности - словесных, наглядных, практической и самостоятельной работы. Наличие активных методов обучения (обучающийся в роли педагога, исследователя, игра, дискуссия), методов, направленных на самопознание и развитие интеллекта, эмоций, общения, самооценки, способствуют активизации познавательной деятельности у обучающихся. На занятиях используются следующие педагогические технологии:
информационно - коммуникационные технологии (ИКТ);
личностно - ориентированный подход;
здоровьесберегающие технологии;
игровые технологии;
технологии развивающего обучения.
Использование этих технологий является обязательным условием интеллектуального, творческого и нравственного развития обучающихся.
3.7 Материально-техническое обеспечение Программы
Помещение, необходимое для реализации Программы:
Швейная мастерская, соответствующая санитарно - гигиеническим требованиям, для занятий группы 6 - 8 человек (парты, стулья, доска, шкафы и стеллажи для хранения методических и наглядных материалов, раздаточных образцов).
Оборудование, необходимое для реализации программы:
2.1. Швейная машина BROTHER 10 – шт;
2.2. Гладильная доска – 2 шт;
2.3. Утюг – 2 шт;
2.4. Манекен – 2 шт.
2.5. Ручные швейные инструменты.
3.8 Список литературы
Учебно-методический комплект
1. Волкова Н. Кройка и шитье. Юбки и блузки. Полное практическое руководство. Москва, 2018.
2.Высоцкая З.В. Поузловая обработка женских юбок. Учебное пособие. С.-Петербург, ООО «Лань-Трейд», 2014 г.
3.Гурович К. Основы материаловедения швейного производства. Учебник. М.: «Академия», 2014г.
Дополнительные источники:
Схемы швов и таблицы измерений, а также литература:
«Периодические издания журналов: «Шитье и крой», «Диана моден», «Ателье».
Труханова А.Т. Иллюстрированное пособие по технологии лёгкой одежды. М.: «Лёгкая и пищевая промышленность», 2014г.
Ресурсы сети Internet
1sci-book.com›kriminalistika/obschie-svedeniya
2 ppt4web.ru›tekhnologija/svedenija-ob-odezhde.html
ppt4web.ru›tekhnologija/vidy-mashinnykh-shvov.html
igolo4ka1.ru›obrabotka/vlazhno-teplovaya…izdeliy
www.season.ru/- клуб любителей шитья
allvgkrojki.ru/- все выкройки
odensa-sama.ru- Оденься сама: кройка и шитье для начинающих.