Мастер-класс по курсу «Культура здоровья» в 5 классе
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ТРУБЧЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2
ИМ. А.С. ПУШКИНА
242220: Брянская область, г. Трубчевск, ул. Луначарского, д.60
( (48352)2-21-33; 2-21-32; Е-mail: schooltru2@yandex.ru Факс: 8(48352) 2-27-21
Мастер-класс
по курсу «Культура здоровья»
в 5 классе
Подготовила:
социальный педагог Голева А.М.
2022
Мастер-класс по курсу «Культура здоровья» в 5 классе
Название раздела: Взаимодействие с окружающими
Тема занятия: Конфликт и пути его решения
Цель: Научить детей относиться друг к другу уважительно, усвоить некоторые правила бесконфликтного общения и выхода из конфликта
Эпиграф на доске: «Ничто так не показывает превосходство характера, как хорошее поведение в ссоре, которой нельзя избежать.» Генри Тейлор (английский поэт)
1. Организационный момент
Приветствую всех, кто время нашёл
И в школу на урок культуры здоровья пришёл!
Рада вас видеть, друзья, здоровыми, в хорошем настроении. Тёплую, доброжелательную погоду в классе нам будет помогать сегодня создавать и поддерживать вот это яркое, улыбающееся солнышко.
2. Разминка
Начнём занятие с разминки. Для начала повторим упражнения для горлышка: снимем напряжение голосовых связок.
1) Цокаем языком сначала громко и быстро, затем тихо и медленно.
2) Зеваем с закрытым ртом несколько раз.
А сейчас я предлагаю вам разучить несложные упражнения для носа по профилактике насморка.
1)Потирание крыльев носа (указательным пальцем).
2)Потирание указательным пальцем переносицы.
3)Потирание от крыльев до переносицы снизу вверх и сверху вниз.
4)Потирание под носом.
5)Потирание кончика носа ладонью.
Такой массаж нужно делать утром и вечером 1 – 2 минуты.
3. Целеполагание и мотивация
Упражнение «Снежинки»
1. Возьмите листок.
2. Сложите его пополам.
3. Оторвите правый верхний угол.
4. Сложите еще раз пополам.
5. Еще раз оторвите правый верхний угол.
Разверните листок и покажите свое произведение одноклассникам.
Обратите внимание, какие разные у нас получились снежинки, хотя у Вас был одинаковый материал, был дан четкий алгоритм действий. Почему это произошло?
Правильно, мы все очень разные, каждый из нас неповторим, мы слышим, чувствуем, воспринимаем, запоминаем каждый по-своему и если бы все были одинаковыми, мир стал бы скучным и неизменным.
Очень часто из-за того, что мы разные, между нами может возникнуть непонимание. К чему может привести непонимание друг друга? (к ссорам, спорам, конфликтам)
А что такое конфликт.
А вот какое определение конфликту даёт толковый словарь (пожалуйста, Саша, зачитай).
(Конфликт - это столкновение, противоречие, которое рождает враждебность, страх, ненависть между людьми)
Ребята, назовите тему нашего занятия. (Конфликт и пути его решения)
«А как же конфликт связан со здоровьем?», - спросите вы.
Конфликты часто отравляют человеку жизнь, нарушают привычный ритм, снижают самооценку, на каждую минуту конфликта приходится 20 минут последующих переживаний, когда работа не ладится, всё валится из рук, а самое главное - страдает физическое здоровье - поражаются нервы, сердце, сосуды.
Посмотрите ещё раз на название темы и сформулируйте цель урока.
Нужно обязательно научиться предотвращать конфликты, правильно вести себя в конфликтных ситуациях. Это сохранит ваше здоровье, сделает счастливее не только вас, но и других.
4. Практическая часть.
Упражнения на предупреждение и разрешение конфликтных ситуаций
1)Упражнение « Облака»
Сейчас я предлагаю вам закрыть глаза и поднять руку тем, кто никогда никого не обзывал обидным словом.
А сейчас на листках в форме облака напишите обидное слово, сказанное вам.
(Собираю облака и прикрепляю их на солнышко).
Посмотрите, что у нас получилось. «Что может сейчас произойти?».
(Дети отвечают, что на класс надвигается гроза, облака закрыли солнце.)
Что вы чувствовали, когда вас обозвали, а что вы сделали в ответ обидчику?
Предлагаю вам найти выход из создавшейся ситуации, чтобы погода стала вновь ясной. Дети предлагают свои варианты выхода из конфликтной ситуации: «Я не хотел тебя обидеть, прости», « Я был не прав», «Давай помиримся» и. д.
2) Сценка «Ссора»
Лучше всего ссору погасить в самом начале. Для этого можно пойти на компромисс, то есть или уступить, или уговорить уступить того, с кем ссоришься, как сказал английский поэт Генри Тейлор: «Ничто так не показывает превосходство характера, как хорошее поведение в ссоре, которой нельзя избежать».
Давайте попробуем разыграть сценку, в которой ссорятся две подруги.
— Ой, привет, ты где это так подстриглась?
— А что, тебе не нравится?
— Так вообще давно уже никто не стрижется — ты выглядишь как пенсионерка.
— Ты на себя в зеркало посмотри!..
Хочется отметить, что обобщения типа «вообще никто», «никто так не делает» только провоцируют развитие спора.
— Тебе просто не идет эта стрижка.
— Ты на самом деле так считаешь?
— Ну да, я же твоя подруга, а кто тебе еще честно скажет?
— А что мне делать?
— Пойдем ко мне, я попробую уложить тебе волосы по-другому.
— Пойдем.
В данном случае искренность и готовность пойти навстречу помогли избежать ссоры.
3)Игра «Комплимент»
Есть много возможностей научиться жить бесконфликтно, таким образом, сохраняя своё здоровье. Один из способов — говорить друг другу приятные слова, умение делать комплименты.
Вызываются 2 ученика — мальчик и девочка. Делая вперед по одному шагу, они говорят друг другу комплименты.
Что вы чувствовали, когда слышали в свой адрес приятные слова?
4)Упражнение «Подарок»
А сейчас я предлагаю вам рассчитаться по порядку номеров, запомнить свои номера.
Здесь, в классе, для каждого из вас есть небольшой подарок. Вспомните свой номер, под таким же номером вы найдете свой подарок. И помните: ничто не случайно. То, что скажет ваш подарок, — предназначено именно вам.
Каждый находит в комнате листок (в виде сердца, звездочки и проч.) со своим номером, на оборотной стороне которого написано пожелание.
Пожелания
1. Чтобы контролировать ситуацию, надо оставаться спокойным.
2. В споре умей выслушивать собеседника до конца.
3. Уважай чувства других людей.
4. Любую проблему можно решить.
5. Будь внимателен к людям, с которыми общаешься.
6. Не сердись, улыбнись.
7. Начни свой день с улыбки.
8. Будь уверен в себе.
9. Раскрой свое сердце, и мир раскроет свои объятия.
10. Взгляни на своего обидчика — может, ему просто нужна твоя помощь. 11. Будь обаятелен и добр.
12. Извинись, если ты не прав.
13. Не забывай выражать свою благодарность.
14. Выполняй свои обещания.
15. Не критикуй постоянно других.
16. Относитесь сочувственно к мыслям и желаниям других.
17. Искренне старайтесь смотреть на вещи с точки зрения вашего собеседника.
18. Никогда не говорите человеку, что он не прав; если вы не правы, признайте это.
19. Единственный способ одержать верх в споре — это уклониться от него.
20. Если вы делаете то, что делали всегда, вы и получите то, что всегда получали.
21. В жизни есть главное и не главное, не трать силы на пустяки.
22. Не осуждайте никого, чтобы не осуждали Вас.
23. Не ищите внешних врагов: чтобы понять, что мешает Вашему развитию, загляните внутрь себя.
24. Не поддавайтесь эмоциям.
25. Помни, каждый достоин уважения, так как он — человек. Относись к другим так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе.
26. Узнай лучше самого себя. Найди в себе интересные качества — это поможет привлечь к себе сверстников и сохранить объективное суждение о других людях.
27. Не замечай мелкие недостатки товарища. Ты ведь тоже их не лишен.
28. Развивай умение понимать юмор. Старайся отшучиваться, если кто-то иронизирует по поводу твоей внешности или успеваемости.
29. Умей выслушать товарища, учись вести диалог, а не говорить монологи.
5.Подведение итогов. Рефлексия
Итак, избежать конфликта, вовремя остановиться может каждый. Терпимее друг к другу нужно быть, внимательнее. Посмотрите по-доброму друг на друга, улыбнитесь, простите все обиды.
Берегите здоровье, будьте здоровы!
Литература
1. Анцупов А. Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. — М.: Издательский центр «ВЛАДОС», 2003.
2. Билык Н. И. Спутник классного руководителя: 5–7 классы. — Волгоград: Учитель, 2007.
3. Диреклеева Н. И. Классные часы по теме «Нравственность». — М.: 5 за знания, 2006.
4. Классные часы (викторины, беседы, конкурсы, игры): 7–8 классы / Авт.-сост. И. А. Зайцева, Н. А. Догадова. — Волгоград: Учитель, 2005.
5. Классные часы: 9 класс / Авт.-сост. Н. Г. Колодезнева и др. — Волгоград: Учитель, 2006.
6. Савченко Е. В., Жиренко О. Е. Классные часы: 5–9 классы. — М.: ВАКО, 2007.
7. Классные часы на темы этикета: 5–11 классы. — М.: Глобус, 2007.