Мастер – класс по физической культуре
Мастер – класс по физической культуре.
Я – учитель физической культуры и, кажется, мастер-класс должен проводить в спортивном зале. Долго думал над формой проведения мастер-класса, я пришел к выводу, что физическая культура – это не физ-ра (как часто пишут школьники в дневниках) и она не теряет своей привлекательности ни в спортивном зале, ни на площадке, ни в классе, надеюсь, не потеряет и в этом зале. Я выбрал из своей методической копилки те упражнения, которые будут одинаково интересны как учителям разных предметов, так и классным руководителям. На первый взгляд может показаться, что это совсем не относящиеся к физкультуре упражнения. Но, включив однажды такие упражнения в урок, убеждаешься, что это как раз то, что помогает не только развивать определенные качества, но и позволяет увлечь детей, заинтересовать их и повысить мотивацию к занятию.
Итак, физкультура для всех и для каждого.
Свой мастер-класс я посвящаю сплочению команды.
Для этого мне потребуется 6 человек.
СБОР ПО ГОЛОСАМ
Описание упражнения
Ведущий раздает участникам заранее подготовленные карточки,
на которых написаны названия животных, способных издавать
характерные звуки (собака, кошка, корова, петух и т. п.) —
по 2–3 карточки на группу с названием каждого животного. Участники,
никому не показывая свои карточки, читают про себя,
какое животное им досталось, после чего убирают карточки и
закрывают глаза. Ведущий дает задание: «Не открывая глаз, собраться
семьями. Разговаривать нельзя, можно пользоваться только
звуками, характерными для ваших животных».
Смысл упражнения
Разминка, демонстрация имеющей место в любом общении
избирательности восприятия информации: во всем потоке звуков
удается выделить именно нужные, остальные как будто отходят
на второй план.
Обсуждение
Как удалось выявить именно нужные звуки во всем этом
шуме? Мы слышим именно то, что хотим услышать. В каких
жизненных ситуациях проявляется такой же эффект?
УЗЕЛОК
Описание упражнения
Группа делится на две команды, равные по числу участников.
Каждая из команд выстраивается в колонну таким образом,
чтобы направляющие стояли лицом друг к другу на расстоянии
около 1,5 м. На роль направляющих, «капитанов» команд, лучше
пригласить самых активных и коммуникабельных подростков.
Каждый участник держит в руке канат (подойдет и прочная
бельевая веревка), протянутый вдоль обеих колонн. Дается задание
— не отрывая рук от каната, завязать узел на его промежутке
между двумя направляющими колонн. Техника выполнения
задания участникам не объясняется, они сами должны найти
способ завязывания узла. В среднем, группе подростков на это
требуется 5–7 минут.
Смысл упражнения
Это упражнение требует координации совместных действий,
сближает группу и создает условия для проявления лидерских
способностей. Кроме того, оно способствует активизации творческого
мышления, поскольку способ его выполнения в инструкции
не оговаривается, подростки должны найти его самостоятельно.
Обсуждение
Следует обратить внимание участников на то, что в выполнении
данного упражнения удается добиться успеха лишь в том
случае, если группа начинает действовать слаженно, предварительно
придумав и обсудив способ решения задачи. Возможен
выход на обсуждение проблем лидерства: «Мало придумать способ
завязывания узла, нужно еще, чтобы другие приняли этот
способ и стали выполнять инструкции того, кто его предложил.
А как этого добиться?».
ВСТАНЕМ В СТРОЙ
Описание упражнения
Участникам предлагается хаотично перемещаться по помещению,
а потом, по команде ведущего, встать в строй поочередно
по каждому и следующих признаков:
_ Росту.
_ Дню и месяцу рождения.
_ Удаленности места жительства от места прохождения тренинга.
_по цвету одежды ( от светлого к темному).
Разговаривать или переписываться при этом нельзя, можно
общаться только с помощью мимики или жестов. В вариантах 2
и 3 участники по окончании построения поочередно озвучивают
свои дни рождения или места проживания, при этом происходит
проверка верности выполнения упражнения.
Смысл упражнения
Тренировка умения находить взаимопонимание в затрудненных
условиях, при ограниченности доступных средств общения.
Демонстрация возможности адекватного обмена довольно
сложной информацией даже без использования слов.
Обсуждение
Обмен впечатлениями, возникшими по ходу работы. Если у
кого-то из участников возникли затруднения, то они могут также
высказаться, с чем эти затруднения связаны, и как их можно
преодолеть.
ПОИСК СХОДСТВА
Описание упражнения
Первый вариант.
Группа встает в круг. Ведущий берет в руки небольшой предмет,
пригодный для перекидывания из рук в руки (мячик, небольшая
мягкая игрушка и т. п.) и объясняет правила игры: «Тот,
у кого в руках находится этот предмет, должен как можно быстрее
перебросить его другому участнику, назвав при этом черту
своего сходства с тем, кому кидается предмет». На первом этапе
признаки сходства могут быть чисто внешние (например, цвет
волос), потом — общность интересов в какой-то области, совпадение
интересов по какому-либо вопросу и т. п.
Второй вариант.
Участники сидят в кругу, каждый из них называет какойлибо
признак, после чего все те, кто обладает названным признаком,
встают и меняются местами. Как и в предыдущем варианте,
сначала используются простые, внешние признаки, потом
они усложняются. Можно выдвигать в качестве признаков какие-
либо эмоциональные состояния (например: «Поменяйтесь
все те, кто сегодня утром проснулся в радостном настроении»),
умения участников («Поменяйтесь те, кто умеет кататься на роликах
») и т. п. Желательно, чтобы это были позитивные характеристики,
дающие возможность проявить себя с лучшей стороны;
нежелательно называть в качестве признаков недостатки,
проблемы участников.
Смысл упражнения
Упражнение эффективно работает на сплочение группы, так
как участники начинают более внимательно присматриваться друг
к другу и обнаруживают, что сходства между ними гораздо больше,
чем они думали раньше.
Обсуждение
Следует подвести участников к мысли, что, хотя они все
такие разные, сходства между ними гораздо больше, чем может
показаться на первый взгляд.
Мы с вами хорошо поработали, зарядились энергией, научились взаимодействовать, координировать свои действия, сплотились в хорошую рабочую команду. Надеюсь многим пригодятся такие упражнения для проведения физкультминуток, классных часов.
Спасибо за внимание.
ПУТАНИЦА
Описание упражнения
Участники стоят в тесном кругу, и по команде ведущего
каждый из них берется левой рукой за левую руку соседа справа,
а правой рукой – за правую руку
человека, стоящего напротив (см.
рис.). После этого им дается задание
распутаться, не отпуская руки; разрешается
только проворачивать кисти
относительно друг друга. Оптимальное
число участников в кругу от
6 до 8; при большем их количестве
целесообразно выполнять упражнение
в нескольких кругах, организовав
между ними соревнование на
скорость.
Смысл упражнения
Помимо моделирования в группе проблемной ситуации, требующей
коллективного решения, упражнение способствует повышению
уровня сплоченности участников, «ломая» пространственные
барьеры между ними. Кроме того, оно позволяет пронаблюдать
распределение ролей в команде (кто выдвигал идеи,
кто их воплощал, кто организовывал взаимодействие других участников,
кто самоустранился от работы).
Обсуждение
Какие эмоции возникали у участников на разных этапах
работы (получение задания и начальный этап работы; момент,
когда способ решения стал понятен, и осталось его только воплотить;
завершение упражнения)? Кто выдвинул идеи, позволившие
приблизиться к решению проблемы? Сразу ли эти идеи
были услышаны другими участниками и начали воплощаться?
Если нет, то, благодаря каким действиям это, в конце концов,
удалось?