Мастер-класс для педагогов ДОУ на тему «Чудеса с песком»
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 6 «Светлячок» городского округа г. Урюпинск
Мастер- класс для педагогов ДОУ
на тему ««Чудеса с песком»
Подготовила воспитатель
l квалификационной категории
Мельникова Ирина Фёдоровна
г. Урюпинск 2018 г.
Цель: повысить уровень профессиональной компетентности у воспитателей дошкольного образования по экспериментально-исследовательской деятельности с природным материалом;
Познакомить педагогов со свойствами песка (обычного и гидрофобного), его происхождением, использованием через исследовательскую деятельность.
Ход мастер – класса:
Педагог:
- Здравствуйте уважаемые гости! Улыбнитесь друг другу. У вас хорошее настроение? Сегодня мы с вами побываем в волшебной стране. Она не просто волшебная – она песочная! Но чтобы попасть в нее, нужно произнести волшебные слова и совершить специальный, волшебный ритуал.
Все встают, берутся за руки, повторяют за педагогом слова:
Ты в ладошки наши посмотри,
В них доброту, любовь найди,
Чтоб злодеев побеждать,
Мало просто много знать,
Надо быть активным,
Смелым, добрым, сильным.
А еще желательно
Делать все внимательно!
Я приглашаю вас сесть на стульчики вокруг стола, на котором вас ждут удивительные предметы.
К.Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!» Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице.
Игры на песке - одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Рисуя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребенка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира.
«Здравствуй песок!»
Что ж, пришла пора поближе познакомиться с песком. А с чего начинается любое знакомство? Конечно, с приветствия. Как? Да просто различными способами дотрагиваемся до песка.
Предложить педагогам дотронуться до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно — «Здороваются пальчики».
«Ладошка здоровается с песочком» — дотронутся до песка всей ладошкой — внутренней, затем тыльной стороной.
«Ручки радуются песочку» — перетираем песок между пальцами, ладонями.
Какой песок на ощупь?
На ощупь песок шершавый.
Что такое песок?
Песок - это полезное ископаемое, который находится в недрах земли. Люди его добывают и используют в различных целях. Но песок добывают не везде, в некоторых странах песок лежит вместо земли. И такие места называют пустынями.
Опыт «Откуда появился песок?»
Материал: камни, лист белого картона, лупа.
Возьмите 2 камня и постучите ими друг о друга, потрите их над листом картона.
Как вы думаете, что это сыплется?
Возьмите волшебное стекло (лупу), рассмотрите это.
Как мы получили песок?
Как в природе появляется песок?
Вывод: Ветер, вода разрушают камни, в результате чего и появляется песок.
Опыт «Из чего состоит песок»
Материал: стаканчик с песком, лист белого картона, лупа.
Ход эксперимента:
Насыпьте песок на лист картона, с помощью лупы рассмотрите его.
Из чего состоит песок?
Как выглядят песчинки?
Похожи ли песчинки одна на другую?
Чтобы получилось большая горка песка нужно очень много таких песчинок.
Вывод: Песок состоит из мелких камушков и кристалликов- песчинок, которые не прилипают друг к другу и имеют свою форму, величину, размер и цвет.
Упражнение «Песочный дождик»
Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабление.
В нашей волшебной стране может идти необычный песочный дождик Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождь. Смотрите, как это происходит.
Педагоги медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на свою ладонь, положить на песок ладонь с расставленными пальчиками и сыпать песок.
Почему у вас получился такой песочный дождь?
Потому что песок обладает свойством – сыпучесть.
Как вы думаете: может ли песок выйти из воды сухим?
Сейчас проверим!
Я со своими воспитанниками приготовила для вас необычный песок, обладающий волшебными свойствами (гидрофобный).
Гидрофобный песок – это песок, который не смачивается водой, дословно в переводе с древнегреческого гидро – вода, фобос – страх. На ощупь песок абсолютно такой же, как самый обычный песок. На самом деле это и есть обычный песок, на который нанесли гидрофобный слой некоего вещества. Можно сделать гидрофобный песок и в домашних условиях, нанеся самостоятельно на песок гидрофобную пропитку для одежды или обуви.
Опыты с волшебным(гидрофобным) и обычном песком:
Цель: развивать творчество, фантазию, воображение, умение пальцами изображать задуманное.
Опыт №1
Материал: 2 стаканчика с водой, контейнеры с обычным и гидрофобным песком, пипетки, ложечки
«Сухой палец из воды»:
Насыпать в стакан на поверхность воды песок гидрофобный и обычный
На воде образуется песчаная плёнка, которая не тонет, в неё опускаем палец и вынимаем – он остаётся сухим!
Обычный песок опускается на дно и мутит воду.
«Вода не просачивается через гидрофобный песок»
Опыт №2
Капаем из пипетки капельки воды на гидрофобный песок – капли остаются на поверхности!
Гидрофобный песок не даёт капелькам воды опуститься на дно стаканчика.
Опыт №3
«Узоры из песка»
Засыпаем гидрофобный песок в стакан с водой – группируясь в воде в интересные структуры получаются причудливые формы, похожие на различные узоры и предметы.
Педагоги описывают их.
Обычный песок опускается на дно, становится мокрым, тяжёлым, меняет цвет и из него можно лепить.
Опыт№4
«Сухой из воды»
Вынимаем ложечкой гидрофобный песок со дна стакана с водой, он остаётся сухим!
Гидрофобный песок не мокнет!
Обычный песок остаётся мокрым.
«Прощание с песком»
В ладошки наши посмотри —
Мудрее стали ведь они!
Спасибо, милый наш песок,
Ты всем нам подрасти помог,
До свидания, песок. До свидания, дружок!
Рефлексия.
Сегодня я предложила вашему вниманию мастер-класс по работе с обычным и гидрофобным песком для развития мелкой моторики рук у детей. В процессе мастер-класса мне показалось, что вы заинтересовались данной технологией, с удовольствием включались в работу. Это моё мнение.
А теперь, я хочу узнать ваше мнение. Предлагаю Вам выразить своё отношение к моему выступлению при помощи смайликов.
- Был интересным и полезным
- Скучно, не интересно.