Мастер-класс для педагогов «Празднование Масленицы на Дону»
Мастер-класс для педагогов.
Тема: «Празднование Масленицы на Дону».
Целевая аудитория: Педагоги дошкольных учреждений.
Цель: Повышение профессиональной компетенции педагогов в развитии лексико-грамматических категорий при приобщении детей к истории и быту Донского казачества посредством использования авторских интерактивных игр.
Задачи:
Познакомить педагогов с авторскими игровыми интерактивными приёмами развития лексико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста при праздновании «Масленицы»;
Создать условия для плодотворной творческой деятельности участников мастер-класса.
Оборудование:
• Мультимедийная презентация «Празднование Масленицы на Дону».
• Мультимедийное оборудование.
Технологии: информационно-коммуникационная, игровая.
Методические приёмы: словесно-диалогический, наглядный, работа с интерактивным материалом, групповая и индивидуальная работа, физминутка, рефлексия.
Планируемый результат:
• Информирование педагогического сообщества способах работы по использованию игровых технологий в коррекции лексико-грамматических категорий при ознакомлении детей с историей и бытом Донского казачества.
Продолжительность: 20 минут.
Ход мастер-класса:
Введение
Уважаемые коллеги! Мы с Вами живём в богатом славными традициями казачьем крае. Чтобы возродить народные традиции надо позаботиться о воспитании в этих традициях детей. Задача педагога - отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему, причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Компьютер активно входит в нашу жизнь, становясь необходимым и важным атрибутом не только жизнедеятельности взрослых, но и средством обучения детей. Наглядность материала повышает его усвоение, т.к. задействованы все каналы восприятия детей – зрительный, механический, слуховой и эмоциональный. Возможности компьютера позволяют погрузить дошкольников в определенную игровую ситуацию, сделать занятие более содержательным, интересным, современным. Интерактивность предполагает способность взаимодействия с людьми и техникой в режиме диалога, беседы. Это форма познавательной деятельности, которая полностью основана на психологии человеческих взаимодействий и взаимоотношений. Технология игрового интерактивного обучения помогает привлечь внимание детей, вызвать у них интерес к познанию окружающего мира. Интерактивные технологии образования в дошкольных детских учреждениях необходимы для развития коммуникативных навыков дошколят. Она помогает детям укрепить межличностные отношения, преодолеть скованность, неуверенность благодаря созданию ситуации успеха. В результате формируются условия, которые необходимы для развития потребности ребенка постоянно развиваться. Мы не должны забывать о том, что ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра, а значит, цель педагога научить ребенка играть, и в процессе игры знакомить его с определенными понятиями, давать нужную информацию. Дети не видят, что их чему-то обучают, думают, что они только играют, но незаметно для себя в процессе игры, дошкольники развивают свою речь, решают разного рода логические загадки, учатся мыслить творчески. Интерактивные технологии незаменимы в детском дошкольном учреждении. Нынешние дети с малого возраста активно пользуются компьютерной техникой, играют в развивающие игры. Поэтому для них абсолютно неактуален объяснительно-иллюстративный метод, которым ранее активно пользовались в образовательных учреждениях любого типа.
Сегодня я покажу Вам как можно использовать интерактивные игровые инновационные формы деятельности в коррекции лексико-грамматических категорий при ознакомлении детей с историей и бытом Донского казачества.
Практическая часть
Слайд № 2
Я поведаю вам историю двух казачат, Лизы и Миши.
В одной станице жила была казачья семья и росли в ней дети- Лизонька и Миша. Они были помощниками у своих родителей, но ещё, как и все дети, очень любили праздники и гулянья. И вот наступил праздник Масленицы. Кто знает, что это за праздник? (Ответы педагогов)
Правильно, Это весёлый, озорной и очень древний праздник.. Масленица справляется за семь недель до Пасхи и приходится на период с конца февраля до начала марта. Это целая неделя гуляний, игр, вкусных обильных угощений. Масленицу назвали так, потому что хозяйки пекли вкусные, масляные блины. Всю неделю положено есть блины. Блины нельзя заменить пирожными или конфетами, потому что блины похожи на солнышко - круглые, золотистые, горячие.
Слайд № 3
Предлагаю и Вам поиграть в игру «Доскажи словечко». Цель: учить отчетливо произносить слова на заданную тему, развивать слуховое восприятие, упражнять в рифмизации.
Я начну, а Вы заканчивайте:
Не житьё, а Масленица!
Блин хорош да не один.
Как на масленой неделе из трубы блины летели!
Масленица идёт, блин да мёд несёт.
Слайд № 4
Перед праздником хозяйки наводили в хате порядок, и наряжались в самые лучшие одежды, если одежда была красного цвета, то она считалась праздничной. Поиграем в интерактивную игру «Сундук», и увидим, во что наряжались казаки и казачки! Цель: развивать словарный запас детей, воображение, познавательный интерес.
Слайд № 5
Казаки очень любят праздники, и казачки готовили для гостей очень много вкусных блюд, а каких, Вы узнаете, если поможете Лизоньке накрыть на стол. (интерактивная авторская игра «Назови, не ошибись». Цель: развивать наблюдательность, способствовать развитию речи, обогащать словарный запас детей .
Слайд № 6
Пока хозяйки столы накрывают, казаки показывали свою доблесть и удаль. На празднике всегда обязательно присутствовали скачки,
Слайд № 7
непременно проходили состязания по владению оружием.
Слайды № 8,9, 10
На Масленицу на Дону выявлялась самая быстрая и резвая лошадь. Победитель таких скачек получал в подарок коня со всей сбруей, отрезы ткани для одежды, серебряную посуду.
Слайд № 11 А тем временем Лизонька с мамой зря времени не теряют, пекут блины.
Пальчиковая гимнастика (Авторская интерактивная игра «Печём блины»)
Цель: способствование развитию ловкости пальцев, активизация речевых центров, развитие внимания, памяти, воображения, создание позитивной атмосферы, формирование положительных эмоций.
Мама руки опускает
В снежно-белую муку,
Сковородку раскаляет –
Дай-ка, маме помогу.
Молоко несу в кувшине,
Что б с яйцом скорее сбить.
Сахар, соль, чуток ванили,
Можно масло положить.
Прямо с миски мы черпаем
Это тесто не спеша,
В сковородку выливаем,
Ожидая, чуть дыша.
И запахло ароматно –
Вот он – первый теплый блин!
Словно солнышко, румяный,
Не нарадуемся им.
Слайд № 12
Полюбуйтесь, какие у них замечательные блины получились! На что они похожи? Игра «На что похожи блинчики?» Цель: расширение объема словарного запаса, развитие творческого мышления.
Слайд № 13
Много вы о блинах рассказали, а с начинкой Лизонька блины забыла сделать! Вот уже и гости на пороге, поможем ей? (Дидактическая игра «Какой, какая?») Цель: закрепить умение детей образовывать притяжательные прилагательные .
Если начинка из мяса, как она называется?... мясная
Если из творога?..... творожная
Если из малины?.........малиновая
Если из икры?......икряная
Если из капусты?......капустная
Молодцы!
Слайд № 14
А что ещё к блинам подала Лизонька, вы узнаете если отгадаете загадки. Цель: развивать наблюдательность и логическое мышление, способствовать развитию речи, обогащать словарный запас.
Догадайтесь, кто такая?
Белоснежная, густая.
Сливки взбили утром рано,
Чтоб была у нас … (Сметана)
И на хлеб его намажем
И добавим к разным кашам.
Блин наш не испортят точно
Бело-желтые кусочки.
(Масло)
Загадаю вам загадку
Вкусный он и очень сладкий
Быть здоровым помогает
Его пчелы собирают…(мед)
Слайд № 15
На донской земле свято чтили символы Масленицы: наряжали соломенную куклу, пекли блины. Молодежный поезд ходил от куреня к куреню с песнями и потешками, совершая ритуал изгнания темных сил. Хозяева привечали гостей и обильно угощали, получив заветные пожелания на новый земледельческий год.
Каждый день Масленицы имел своё название, свои забавы. Начинается Масленица в понедельник, который называется встреча. Всех встречных или приезжавших из города они спрашивали: «Везешь ли Масленицу?» Если ответ был отрицательный, то они в шутку колотили встречного. Делали куклу- Масленицу, наряжали её, усаживали в сани и везли на горку. Встречали её песнями. Первыми были дети. Также сооружали снежные горы, катались с них. Ходили по дворам с песнями и присказками.
Слайд № 16
Вторник - заигрыш.
Дети и взрослые ходили от дома к дому, поздравляли с Масленицей и выпрашивали блины. Все ходили друг к другу в гости, пели песни, шутили. В этот день начинались игрища и потехи, устраивались девичьи качели, поездки на лошадях.
Слайд № 17
Среда- лакомка.
Начинали кататься с гор взрослые. С этого дня по станицам катались на тройках с бубенцами. Родственники навещали друг друга семьями, ходили в гости с детьми, лакомились блинами и другими масленичными яствами.
Слайд № 18
Четверг- широкий, разгуляй- четверток. Устраивались конные скачки, кулачные бои и борьба. Строили снежный городок и брали его боем. Катались на конях по станице. Съезжали с гор на санях. Ряженые веселили народ. Все угощались блинами. Гуляли с утра до вечера, плясали, водили хороводы, пели частушки.
Слайд № 19
Пятница - тёщины вечёрки.
На тёщины вечёрки зятья угощали своих тёщ блинами. А девушки в полдень выносили блины в миске и шли к горке. Тот парень, которому девушка понравилась торопился отведать блинка, чтобы узнать: добрая ли хозяйка из неё выйдет.
Слайд № 20
Суббота - золовкины посиделки.
В этот день молодожёны приглашали к себе в гости родных и потчевали их угощением.
Слайд № 21
Воскресенье- прощённый день.
Это были проводы Масленицы. В поле раскладывали костёр из соломы и сжигали куклу «Масленицу» с песнями.
Масленица, прощай!
А на тот год приезжай!
В новый год покажись!
Прощай, Масленица!
Прощай, красная!
Пепел разбрасывали по полю, чтобы на следующий год собрать богатый урожай. В прощённое воскресенье ходили друг к другу в гости мириться и просили прощения, если обидели раньше. Говорили: «Прости меня, пожалуйста». «Бог простит» - отвечали на это. Потом целовались и не вспоминали об обидах.
Рефлексия.
Сегодня вы стали участниками мастер-класса на тему: «Празднование Масленицы на Дону». Хотелось бы, чтобы вы поделились своими впечатлениями от мастер-класса, записали их на листках бумаги, сложили их в нашу «Корзинку идей», выборочно я их зачитаю.
В заключение можно сказать, что, используя игровые интерактивные инновационные формы деятельности, мы не только развиваем речь детей, но и создаём благоприятные условия для развития гражданско-патриотических качеств детей, формируем бережное отношения к традициям и обычаям Донского края.