Мастер - класс для педагогов. "КОЛЛАЖ. РАЗМЫШЛЕНИЯ НА ТЕМУ"

2
0
Материал опубликован 11 December 2022


Республика Карелия

Администрация Петрозаводского городского округа

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Петрозаводского городского округа

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей № 112 «Лесная сказка»

(МДОУ «Детский сад № 112»)


МАСТЕР – КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

«КОЛЛАЖ. РАЗМЫШЛЕНИЯ НА ТЕМУ»

​​​​​​​Автор: воспитатель Савостикова Алла Юрьевна.


Цель МК: знакомство с художественной техникой «коллаж».


Участники МК: воспитатели, заинтересованные лица, добровольные участники.

Требования к помещению: пространство для свободного перемещения участников, (с учётом того, что рабочие зоны стационарны), хорошее естественное освещение.


Оборудование: интерактивная доска или экран, ноутбук, электронная презентация.

Примечание: создаём 4 рабочих зоны с возможностью беспрепятственно просматривать материалы электронной презентации и передвигаться во время практической работы.


 


ТЕКСТИЛЬНАЯ

ФАБРИКА


(КУСОЧКИ ТКАНЕЙ РАЗНООБРАЗНЫХ ЦВЕТОВ И ФАКТУР, НЕТКАНОЕ ПОЛОТНО)


БУМАЖНАЯ ФАБРИКА


(БУМАГА РАЗНОГО ЦВЕТА, ТОЛЩИНЫ, ФАКТУРЫ. КАРТОН)




ЛАКО – КРАСОЧНЫЙ

ЗАВОД


(КРАСКИ, КИСТИ, ВОДА, ФЛОМАСТЕРЫ, ВОСКОВЫЕ МЕЛКИ, КЛЕЙ, НОЖНИЦЫ)


ТИПОГРАФИЯ


(ВЫРЕЗКИ ИЗ ЖУРНАЛОВ И ГАЗЕТ.

Распечатки заголовков, важных текстовых и знаковых акцентов по теме)



Инструменты и материалы:

(по заданию обеспечение рабочих зон готовят сами участники, количество инструментов и материалов ориентировочно на 4 человека)

Предварительная работа. Задания для участников.

Содержание задания №1.

Для введения в тему разговора участникам мероприятия предлагается за неделю до встречи ознакомиться самостоятельно с мастер-классом для детей по ссылке:

https://www.youtube.com/watch?v=1jdgW8dDy-c&t=1s


Содержание задания №2.

Уважаемые коллеги! Приближается наша встреча. Для организации творческих зон необходимо будет захватить с собой следующие материалы и инструменты. Комплекты приблизительно на 4 человека. Большого количества не надо, лучше если это будут разные по цвету, фактуре, форме и размеру кусочки.

1,2,3,4 группы готовят и несут бумагу и картон.

5,6,7,8 группы - ткани, можно нетканое полотно. Лучше тонкие, которые легко приклеиваются на бумажную основу.

9, 10, 11группы - вырезки из газет и журналов на тему о защите прав ребёнка.

12,13,14 группы - краски, мелки, фломастеры, цветные карандаши, словом всё, чем можно рисовать, писать, выделять.

Тема совместного творческого действа: "20 ноября - Международный день защиты прав ребёнка".


Рабочие зоны будут подписаны, размещаем материалы, согласно названию.



Для создания особой творческой атмосферы: музыкальный центр или ноутбук. Для деления на команды (выдача пропусков на соответствующую фабрику) непрозрачный мешочек и крышки по 5 штук (красного, зелёного, синего и белого цвета). Ещё добавляются несколько крышек жёлтого цвета (обладатель такого пропуска может сам выбрать фабрику, на которой будет работать).

Для упражнения – шутки «Коллаж за минутку»: ведёрко с водой, кусочки бумаги разного размера и цвета, мольберт.

Для встречи участников: песня «В каждом маленьком ребёнке» из м\ф «Осторожно обезьянки», для практической работы музыка Ирины Смирновой.


Продукт МК: 4 коллективных плаката в технике коллаж (от каждой фабрики по 1 изделию).

Тема плаката: «20 ноября - Международный День защиты прав ребёнка»


Задачи:


1. Познакомить с историей возникновения техники коллаж, её вариациями.

2. Представить оборудование и материалы для создания работ в искомой технике.

3. Вызвать желание самостоятельно изучать коллажирование и регулярно использовать этот приём в своей профессиональной деятельности.



План работы:

Участники приглашаются в зал под песню «В каждом маленьком ребёнке» из м\ф «Осторожно обезьянки».

Выставляют подготовленные материалы, согласно названиям фабрик.

Рассаживаются в свободном порядке.


Блок №1. Введение в тему.

Игра «Ассоциации»

Передаём воображаемый «микрофон» и каждый участник отвечает одним словом на вопрос «Какая ассоциация возникает в вашей голове, когда Вы слышите слово «коллаж»?

(Ответы участников)

Упражнение-шутка «Коллаж за минутку»

Задача каждого участника подойти к мольберту, окунуть выбранный кусочек бумаги в воду и быстро приклеить его на доску.

За минутку на мольберте получается диковинное изображение.

Мини – дискуссия.

Что изображено?

(Ответы участников)

Добавляем изображение котёнка, и снова задаём тот же вопрос.

(Ответы участников)

Это коллаж?

(Ответы участников)

Что необходимо добавить, чтобы получился коллаж?

(Ответы участников)




Блок №2. Знакомство с техникой.

Просмотр и обсуждение презентации.

Слайд 1. Титул. КОЛЛАЖ. РАЗМЫШЛЕНИЯ НА ТЕМУ.

Слайд 2. ЧТО ТАКОЕ КОЛЛАЖ?

Колла́ж (от фр. collage — оклеивание, приклеивание) — техника и основанная на ней разновидность декоративного искусства, заключающаяся в вырезании фигур по контуру из какого-либо материала: разноцветной бумаги, картона, ткани, кожи и в прикреплении этих фигур к основе. В отличие от сходной техники аппликации в коллаже используют разнородные материалы, различающиеся по своей природе, цвету, фактуре, и различные технические приёмы их соединения, например, ткани и картона, холста и металлической фольги. Всё в целом и образует желаемую композицию.

(Материал из Википедии — свободной энциклопедии)

Слайд 3. В РОДНОМ ЯЗЫКЕ.

Имя существительное
le collage
коллаж, аппликация, наклеивание, приклеивание, оклейка, вклейка.


Слайд 4. ИЗ ИСТОРИИ.

История коллажа ведет свой отсчет со второго века до нашей эры. В ту далекую пору первые образцы такого искусства научились делать в Китае. Древние художники наклеивали на бумагу кусочки разных материалов в дополнение к нарисованным тушью изображениям.

В Европе первые попытки создания коллажей датируются XIII веком. Кусочки сусального золота и драгоценные камни мастера наклеивали на иконы, гербы правителей и внутренние стены готических храмов.


Слайд 5. ИЗ ИСТОРИИ.

Полноценное рождение коллажа как техники и вида изобразительного искусства состоялось лишь в начале ХХ века, в период бурного расцвета новых модернистских стилей и направлений в живописи: кубизма; футуризма; сюрреализма и других.


Слайд 6. ИЗ ИСТОРИИ.

Это был художественный эксперимент. Авторами его стали два художника

Жорж Брак и Пабло Пикассо, которые работали в самых новаторских стилях своего времени: фовизме и кубизме. В дальнейшем этот популярный приём использовали в своём творчестве, футуристы и дадаисты. На этом этапе в изобразительных целях применялись обрывки газет, фотографий, обоев, наклеивались на холст игральные карты, куски дерева, ткани и другие материалы.



Слайд 7. ГАЛЕРЕЯ.


t1670783068ab.png


Курт Швиттерс «Натюрморт с плетёным стулом», 1912




Слайд №8. ГАЛЕРЕЯ.

t1670783068ac.png



Том Вессельман «Натюрморт №30», 1963



Слайд №9. ГАЛЕРЕЯ.


t1670783068ad.png


Коллаж из фотографий и газет, начало 21 века



Слайд №10. КОЛЛАЖ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ИСКУССТВА.


В фотоискусстве, благодаря необычному сочетанию нескольких фотографий, в одной картинке получается эффектное произведение. Всевозможные фотоколлажи могут сильно отличаться по жанру и стилю.


В кинематографе и сфере художественной обработке видео представляют собой искусно подобранные нарезки видеоматериалов из разных фильмов, объединенные оригинальным замыслом автора.


Слайд №11. КОЛЛАЖ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ИСКУССТВА.


В начале ХХ века, в период поиска новых идей в искусстве, многие очень известные композиторы использовали в своих творениях фрагменты из произведений коллег. Этот технический прием не утратил актуальности и сегодня.


Приверженцы сюрреализма, футуризма и модернизма включают в свои произведения посторонние документы и цитаты из работ других писателей. Это вызывает сильные эмоции у читателя и становится предметом горячего обсуждения книги.


Слайд №12. КОЛЛАЖ СЕГОДНЯ.

В современном мире создание коллажа — это целое направление, которое не ограничивается одной декоративной техникой и позволяет создавать настоящие произведения искусства.


Слайд №13. МИНУТКА ГРАМОТНОСТИ.

КоллАж

КоллАжи

Изменяется как пейзаж:

любуюсь пейзАжем, коллАжем.


Слайд №14. КОЛЛАЖ И ДЕТИ.


Техника коллажа прекрасно подходит для занятий с детьми. Поскольку это не только творчество, но и своего рода игра. Да и в нужных материалах недостатка нет. Всегда можно найти под рукой старые журналы или пёстрые рекламные книжки из гипермаркетов. Весело будет, и просто вырезать и клеить всё подряд, создавая этакую хаотическую мозаику. Но лучше всё-таки несколько упорядочить данное творчество, подчинив его какой-либо определённой теме.


Слайд №15. В ПОМОЩЬ ПЕДАГОГАМ.

Коллаж – это отличный метод,

для развития чувства свободы в процессе поиска вариантов,

для развития мышления, воображения, фантазии,

развития мелкой моторики рук,

поиска нестандартных решений, неожиданных

смысловых и визуальных ассоциаций,

развития конструкторских и организаторских навыков.


Слайд № 16. АРТ – ТЕРАПИЯ

Коллажирование позволяет:

определить общее состояние воспитанников,

которое они испытывают на данный момент, их психологическое состояние,

выявить актуальное содержание самосознания, личностные переживания,

при частом использовании данной техники, дети

становятся более сдержанными и менее агрессивными,

арт-терапевтическая методика «Коллаж» является очень удобной, интересной и эффективной и влияет на формирование детского коллектива.


Слайд №17. МАТЕРИАЛЫ.

Для самостоятельного изготовления коллажа потребуются:

большой ватман или просто подходящий плотный лист бумаги;

фотографии тех людей, о ком или для кого делается коллаж (если он именной),

ножницы для бумаги,

клей-карандаш или ПВА,

глянцевые или обычные журналы различной тематики,

бумажные или текстильные лоскуты, кусочки жгута, стружка и др.,

фломастеры, мелки, карандаши, ручки, выделители,

в некоторых случаях компьютер и принтер.


Слайд №18. АЛГОРИТМ.


Для построения композиции коллажа необходимо:

1. Определить тему, идею, задачи, коллажа, настроение, впечатление, которое он должен оказывать на зрителя.

2. Определить формат, размеры, форму основы.

Значительно расширить возможности техники коллажирования поможет ее интеграция с другими арт-технологиями.


Слайд №19. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Блок №3 Практическая часть.

Итак, пора приступить к работе. Но, чтобы попасть на фабрику, нужен пропуск. (Делимся на команды случайным образом по цвету пропусков)

Пожалуйста, из мешочка достаём каждый по одной крышке. Ищем место работы по цвету крышки.

(Названия фабрик написаны на кругах соответствующего цвета).

Творческий Совет вновь сформированных команд. Обсуждение, утверждение концепта.

Обмен материалами, посещение других фабрик.

Выполнение коллективных работ.


Блок №4. Рефлексия.

Выставка работ.

Экскурсия «В розовых очках».

Подмечаем и говорим авторам работ только хорошее, что удалось лучше всего. Особенно то, что отличает работу от других.


Участникам остаются в подарок коллажи и общая фотография на память.



Источники:

https://www.youtube.com/watch?v=1jdgW8dDy-c&t=1s

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BB%D0%BB%D0%B0%D0%B6

https://veryimportantlot.com/ru/news/blog/kollazh

https://fotocollage.ru/chto-takoe-collage.php




8


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Сборник методических разработок и педагогических идей