Мастер-класс «Давайте станем немного добрее» (5–11 классы)
Муниципальный конкурс «Самый классный классный -2007»
Мастер-класс на тему
“ Давайте станем немного добрее”
Цель: создание условий для формирования у ребят культуры общения
Задачи:
содействовать развитию коммуникативных умений и навыков;
создание атмосферы доброжелательности, искренности и доверия;
развивать стремление к самосовершенствованию.
Оформление и материалы: магнитофон, кассета с записью песни Б. Окуджавы “Давайте говорить друг другу комплименты...”, заготовки для визиток
Эпиграф: “Для успеха в жизни умение общаться с людьми
гораздо важнее обладания талантом”.
Леббок
Учитель: Добрый день, ! Мы, люди, существа общественные, и всю свою жизнь проводим в обществе других людей, в общении с ними. Общаясь, мы получаем информацию, учимся, познаем мир, себя и других. И от того, как мы строим общение, сумеем ли мы подобрать нужные слова, показать свое доброжелательное отношение к окружающим нас людям, зависит насколько успешным будет взаимодействие, какие результаты мы получим, какое впечатление о себе оставим. Поэтому сегодня я предлагаю вам посвятить наше занятие теме, название которой звучит так: “Приветливость открывает замки людских сердец”. Давайте попробуем выяснить, что важно для успешного и комфортного общения, постараемся научиться некоторым приемам общения и просто пообщаться в такой приятной компании.
В качестве эпиграфа я предлагаю взять слова Леббока : “Для успеха в жизни умение общаться с людьми гораздо важнее обладания талантом”.
? Вы согласны с этими словами? Поясните свою позицию.
Учитель: Здороваясь, прощаясь, обращаясь к знакомому человеку, мы обязательно называем его по имени. Для каждого человека его имя звучит сладкой музыкой. У каждого имени своя история, свое значение. Давайте представим свои имена друг другу.
Тренинг “Знакомство”
Для этого вы напишите свои имена на вот такой заготовке, изготовив себе своеобразную “визитку”, затем представитесь и скажете что-то о своем имени: может быть о его значение, может быть о своем отношении к нему или о том, почему вас так назвали, словом, то, что сочтете нужным.
Учитель: Спасибо! Теперь мы с вами знакомы. И я хочу задать вам вопрос.
? Как вы думаете, с чего начинается общение?
Ответы участников.
Конечно же, с приветствия. “Здравствуйте — какой же широкий подтекст можно вложить в это слово: “Я вас вижу”, “Мы сегодня видимся в первый раз”, “Я рад, что вижу вас”, “Как хорошо, что мы встретились”, “Здоровья вам и всего самого доброго!”
Небрежное, хмурое, равнодушное, снисходительное, торопливое “Здравствуйте” может испортить нам весь день. Но “здравствуйте” сердечное, искреннее, доброжелательное, приветливое, украшенное улыбкой, легким поклоном, — способно творить чудеса.” Так пишет в своей книге “Азбука вежливости” Бушелева. Вы согласны с ее мнением?
Действительно, от того, как мы приветствуем собеседника, многое зависит. ? А какими словами мы можем поприветствовать друг друга?
Задание “Приветствие”
Вспомните слова, которыми можно заменить слово “здравствуйте”.
Добрый день! Доброе утро! Добрый вечер! Приветствую вас! Привет! Салют!
Да, можно приветствовать других по-разному, главное делать это искренне и доброжелательно.
Душевное слово всегда удивительно,
В том сила его и главная суть,
Что душу другого оно доверительно,
Может почтительно вмиг распахнуть.
Гамзат Цадас
Каждому приятно общаться с доброжелательным человеком. Нам легко и комфортно, когда мы чувствуем доброе к себе отношение.
? А как можно выразить свое расположение к собеседнику?
Ответы участников (тоном, прикосновением, улыбкой, похвалить, сделать комплимент и т.д.)
Хвалите, почаще хвалите людей,
Мы, люди, похожи на малых детей
Задание “Комплимент”
Нужно сказать своему соседу слева комплимент.
Но, говоря комплимент, нужно помнить, что это искусство сродни дипломатии. Очень важно соблюдать меру, чтобы комплимент не стал откровенной лестью или насмешкой. И еще одно, самое главное условие: комплимент должен быть искренним!
А если вам не удается подобрать нужные слова, если вам изменило умение говорить комплименты, можно просто улыбнуться, искренне, открыто и доброжелательно. Вспомните “...От улыбки станет всем светлей...
От улыбки в небе радуга проснется,
Поделись улыбкою своей
И она к тебе не раз еще вернется...”
Давайте попробуем поделиться улыбками друг с другом.
Тренинг “Улыбка”
Улыбнитесь кому-нибудь из присутствующих ( одному-двум по своему желанию).
? А что еще вы считаете важным для приятного общения?
Ответы участников
терпимость к мнению других;
доброжелательность;
уважение собеседника;
умение слушать;
тактичность;
И, конечно же, очень важно в общении тщательно подбирать и обдумывать слова, обращенные к собеседнику.
Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай - не спеши.
Оно бывает то сурово,
То рождено теплом души.
Им можно радости прибавить
И радость людям отравить.
Им можно лед зимой расплавить
И камень в крошку раздробить.
Оно одарит иль ограбит,
Пусть ненароком, пусть шутя.
Подумай, как бы им не ранить
Того, кто слушает тебя.
В. Солоухин
Вот послушайте одну сказку, называется она “Звездная страна”.
Чтение сказки.
В одной сказочной стране жили-были звездочки, поэтому страна называлась Звездная. Звездочки были разные: голубые и белые, желтые и синие, зеленые и розовые, красные и даже черные. Они и по размеру были разные. Жили здесь совсем крохотные звездочки, жили и средних размеров, жили и вовсе огромные звезды. Не было среди них ни одной звездочки точь в точь похожей на другую. Но всех их объединяло одно общее свойство. Душа каждой звездочки была заполнена любовью ко всем жителям этой сказочной страны. Поэтому они видели друг в друге только хорошее и доброе и от этого светились удивительным волшебным светом. Звездная страна от этого чудесного сияния была необыкновенно красива и неповторима. Повсюду царили мир, согласие, взаимопонимание и любовь.
Но однажды пролетел над Звездной страной самый пакостный из всех пакостей на свете злой волшебник, которого так и звали Пакость Пакостьевич. Увидел Пакость Пакостьевич Звездную страну и закипела в нем зависть. Как же так, - думает, - любовь кругом, красота, мир. никто не воюет, никто не ссорится. И не стало Пакость Пакостьевичу покоя. К сожалению, встречаются еще такие экземпляры, которым очень плохо, если другим хорошо. И задумал Пакость Пакостьевич злое дело. А чтобы звездочки его не узнали, обернулся ветром перемен и стал нашептывать, что мол в других странах веселее, интереснее и лучше живут. Заволновались звездочки, забеспокоились. Им тоже хотелось зажить еще интереснее, еще веселее, еще лучше. “А что же нужно для этого сделать? - поинтересовались звездочки. “Все очень просто, нужно находить в других недостатки, все время ругать, побольше критиковать, вспоминать все проступки, которые когда-то были совершены”, - учил со знанием дела Пакость Пакостьевич. Но звездочки не умели этого делать. И злой волшебник принялся обучать их дальше.
— Эй, ты, — крикнул он черной звездочке по имени Аделаида. — Ты чего такая черная? Знаю, знаю, умываться ленишься. Фу, грязнуля какая... Тонну мыла надо, чтобы такую чумазую отмыть. Хи-хи-хи... ха-ха-ха...
Кто-то подхватил, кто-то промолчал... Но веселее не стало. А черная звездочка Аделаида от грубых насмешек стала прямо у всех на глазах тускнеть и не светилась уже удивительным волшебным светом как раньше. А Пакость Пакостьевич не унимался.
— Эй, громадина, — крикнул он большой зеленой звезде Иоланте. Вот разъелась... Смотри, скоро всю стану без продуктов оставишь с такими-то аппетитами. Ха-ха-ха...
Никто не заступился. И от грубых слов начала блекнуть яркая прежде зеленая звездочка Иоланта. А Пакость Пакостьевич подошел к маленькой розовой звездочке по имени Юта и стал смеяться на ней.
— Ой, не могу... Что это за крохотуля? Не звездочка, а микроб какой-то. Только в микроскоп такую и разглядишь. Какой от нее прок, только небо зря коптит. И снова весело расхохотался.
От таких слов крохотная розовая звездочка Юта почти совсем погасла. И тут многие звездочки подхватили идею Пакость Пакостьевича. Они принялись с большим усердием выискивать недостатки в каждой звездочке, критиковали друг друга, вспоминали все проступки, которые когда-то были совершены. От грубых, обидных слов, дурных мыслей любовь стала уходить, а души начали заполняться ненавистью, злобой, завистью. От этого звездочки поблекли, потускнели и уже не светились удивительным волшебным светом, который придавал неповторимое очарование Звездной стране. Прекрасная и светлая ранее, она превращалась унылую, серую и безжизненную. Первой опомнилась совсем юная белая звездочка по имени Люська. Она решила во что бы то ни стало спасти свою родину. “Что же делать?” — думала Люська. “Может быть подождать доброго волшебника? Но когда он прилетит? Ведь так можно прождать и год, и два, и три, и тридцать три, а то и вовсе не дождаться. А действовать надо прямо сейчас, немедленно, иначе может быть поздно. И она на свой страх и риск начала действовать.
? А как бы вы стали действовать?
А вам интересно, что предприняла Люська?
Люська стала вместо недостатков находить в звездочках достоинства, искала то доброе и хорошее, что было в душе каждой из них. Сначала она обратилась к черной звездочке Аделаиде.
— Аделаида, ты очень добрая, ты всегда заботилась о больных звездочках. Благодаря твоему вниманию, чуткости, терпению они быстрее поправлялись.
И свершилось чудо. Поблекшая звездочка Аделаида засияла снова удивительным волшебным светом.
— Ура! Получилось. Добрые слова помогают — ликовала обрадованная Люська. И начала действовать уже увереннее.
— Иоланта, я всегда восхищалась твоей ответственностью, твоей пунктуальностью. Ведь ты ни разу в жизни никуда не опоздала. И от этих добрых слов Иоланта вновь вспыхнула, засверкала, переливаясь всевозможными оттенками чудесного зеленого цвета.
Потом Люська заговорила с крошечной звездочкой Ютой.
— Хоть ты, Юта, и очень маленькая, но у тебя столько интересных творческих идей. Благодаря тебе наши праздники проходили так весело и интересно.
И Юта вновь засверкала удивительным светом. Люськину идею подхватили и другие звездочки. Они принялись отыскивать друг в друге что-то доброе и хорошее, что было в каждой из них. И свершилось чудо. Звездочки стали вспыхивать одна за другой. Снова Звездная страна засияла удивительным волшебным светом, вновь стала прекрасной и неповторимой, пожалуй, она стала еще краше, чем прежде. А Пакость Пакостьевич понял, что ему здесь делать больше нечего и убрался восвояси. Он полетел искать такую страну, жители которой обожают находить в других недостатки, а достоинств не замечают, где любят критиковать друг друга, ссориться. Где долго помнят обиды. А не пролетал ли Пакость Пакостьевич над нашей страной?
? Чему учит нас эта сказка?
нельзя безоглядно доверять всем подряд;
нельзя бездумно подражать другим;
надо видеть в людях хорошее.
Американский писатель Ричард Бах сказал об этом так: “Ты не должен любить обезумевшую стаю птиц! Ты вовсе не должен воздавать любовью за ненависть и злобу. Ты должен тренироваться и видеть истинно добрую чайку в каждой из этих птиц и помочь им увидеть ту же чайку в них самих”.
Тренинг “Теплые ладошки”
Откройте свои ладони друг другу, сдвиньте их и , не прикасаясь, почувствуйте тепло, идущее от ваших ладошек, соприкоснитесь ладонями и поделитесь теплом. А теперь поделитесь теплом со всеми, кто находится сейчас в зале, пусть всем станет чуточку теплее.
Я надеюсь, что наше занятие не было для вас напрасной тратой времени. И если в какой-то момент кому-то из вас захотелось стать доброжелательнее, сказать кому-то добрые слова - значит и я пришла сюда не напрасно.
Спасибо! Вы просто молодцы! Мне было легко и приятно с вами общаться. Дайте же теплые ладошки друг другу и закончим наш разговор песней булата Окуджавы
“Пожелание друзьям”
Музыка и слова Булата Окуджавы
Давайте восклицать, друг другом восхищаться!
Высокопарных слов не надо опасаться.
Давайте говорить друг другу комплименты,
Ведь это все любви счастливые моменты.
Давайте говорить и плакать откровенно,
То вместе, то по врозь, а то попеременно.
Не будем придавать значения злословью,
Поскольку грусть всегда соседствует с любовью.
Давайте понимать друг друга с полуслова,
Чтоб ошибившись раз, не ошибиться снова.
Давайте жить, во всем друг другу потакая,
Тем более, что жизнь короткая такая.
5