Мастер-класс на тему «Кавказская Серна»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей центр детского юношеского творчества
п. Тульский
Тема: Аппликация из соломки «Кавказская Серна»
Методист дополнительного образования
Платонова Светлана Сергеевна
п. Тульский, 2024г.
Методическая разработка занятия
Тема: Аппликация из соломки «Кавказская Серна»
Цель: Научить аппликации в технике чёсоной соломки.
Задачи:
Обучающие - повторение правил ТБ;
- знакомство с основными материалами.
Развивающие
- развитие логического мышления, умения сравнивать, анализировать;
- развитие творческого воображения, фантазии;
- развивать эстетический вкус и творческие способности учащихся.
Воспитательные
– воспитание любознательности и интереса к чтению книг по прикладному творчеству;
- воспитание чувств патриотизма;
- воспитание уважения к народным традициям;
- воспитание уважения к мастерам ручного труда;
- воспитание здорового образа жизни.
Оснащение занятия:
1. Выставка картин в технике аппликация.
2. Материалы и инструменты для аппликации:
Соломка
Клей ПВА
Кисточка для клея
Ножницы
Утюг
Чёрный картон.
Тип занятия – беседа.
Методы обучения:
Словесные – рассказ.
Наглядные – образцы готовых изделий, эскизы, рисунки.
Практические – самостоятельная работа.
Игровые – разминка «Гусеница».
Межпредметная связь – с историей и ИЗО.
Вид занятия: комбинированное.
План занятия:
Организационный момент.
Вводная беседа.
Основная часть.
Подведение итогов. Просмотр работ. Обсуждение.
I. Организационная часть занятия
Приветствие учащихся, проверка явки и готовности к занятию. Сообщение темы и краткий обзор.
Добрый день дорогие ребята!
Тема занятия: Аппликация из соломки «Кавказская серна».
Повторение техники безопасности. Раздаточный материал – карточки имитирующие инструменты, необходимые на занятии.
2. Вводная беседа.
Подготовка к восприятию нового материала: беседа-обобщение.
Осмотр выставки образцов готовых изделий и беседа с учащимися о месте аппликации в жизни людей в наши дни, применении для создания интерьера жилища.
Примерные вопросы беседы:
1. Нравятся ли вам изделия, представленные на этой мини-выставке?
2. Есть ли в ваших домах подобные изделия? Какие?
3. Кто их выполнял?
4. С какими изделиями приятнее иметь дело: с купленными в магазине или сделанными своими руками? Почему?
5. Как вы думаете, актуальны ли все эти изделия в наши дни или они только дань прошлому?
6. Какие изделия вы хотели бы выполнить сами для своих друзей и близких?
7. Что в доме можно украсить, применяя данные техники?
Разминка «Кокон»
1 этап. Дети изображают гусеницу. Выпрямить над головой руки и соединить ладошки. Легким плавным движением изображаем движение гусеницы, как гусеница ползет по ветке.
2 этап «Кокон».
Гусеница закрепилась на ветке и начинает плести кокон легкими движениями рук перед собой. Кокон готов.
Замираем и начинаем превращаться в бабочку.
3 этап. «Бабочка»
Один, два, три медленно выбираемся из кокона, выпрямляем крылышки, разводим руки в сторону.
3. Основная часть.
Повторение материала.
Педагог используя иллюстрации и поделки, рассказывает о старинных русских традициях, связанных с девушкой 13–15 лет, с приготовлением приданого, замужеством, обязанностью женщины шить одежду для всех членов семьи, ее украшении вышивкой, аппликацией.
Перед тем как создать картину в технике аппликация, необходимо продумать много вариантов тем и сюжетов, опираясь на различные источники литературы, такие как «Плетение из соломы и других материалов», «Аппликация из природных материалов», Аппликация из соломки». Продумать оттенки, объем, рассмотреть возможные приемы и способы аппликации. Нанести все линии на эскиз.
Соломка обладает свойственными только ей качествами – ровность, гладкость, мягкий блеск.
Соломка красивый и долговечный материал. Работы из него могут сохраняться долго, не меняя своего вида.
Подготовка соломки к работе.
Удалить узлы. Узелки отрезают ножницами.
Расщепить каждую соломинку ножницами или иголкой.
Прогладить каждую соломинку горячим утюгом.
Изложение нового материала.
Сегодня у нас с вами техника чёсаная соломка, она отличается от плоскостной тем, что мы создаём имитацию оперения птиц и меха животных.
В аппликации используется темный цвет соломы. Для этого применяют тонирование соломы горячим утюгом. Чем выше и продолжительнее температура нагрева утюга, тем больше насыщенность темного оттенка соломки. Подготовив соломку к работе необходимо выбрать фон для будущего изделия.
Разглаженные соломенные ленты нарезаются на части длинной 1,5-2 см., один край выстригается зубчиками, затем необходимая деталь заклеивается этими частичками.
Каждый следующий ряд слегка перекрывает предыдущий. Создаётся впечатление шёрстки животного.
Перевернём заклеенную деталь на изнаночную сторону и вырежем по контуру.
Когда все детали готовы, собираем фигуру Серны.
Приступив к сборке композиции, разложить детали на основе в соответствии с эскизом; начинать приклеивать клеем
Список литературы.
Гусакова М.А. Аппликация, М.: Просвещение 1987г.
Голубева Н.Н. Аппликация из природных материалов.- М.: Культура и традиции, 2002,-112с.
Плетение из соломки и других материалов./ сост. А.А. Гриб. - Минск: Соврем.шк., 2007.-240с.
Журнал «Школа и производство» №4, 2003г.
Журнал «Народное творчество» № 3,2003г.
Интернет источники
Аппликация из соломки. Ppt4wed.ru/tekhnologija/applikacija
Г.Е. Булыгина «Чудо соломка» innadanchenko.com/g-bulyigina
Методика обучения детей аппликации из соломки. Spargalki.ru
8
Медведева Татьяна Петровна