12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Репп Валентина Валерьевна1417
Учитель русского языка и литературы. В образовании с 2002 года. Работаю в вечерней школе при исправительной колонии.
Россия, Новосибирская обл., Новосибирск
10

Мастер-класс "Мир в капле воды". Технология работы "клоуз-тест" на уроках русского языка

Мастер-класс для НПК педагогов (секция русского языка и литературы)

Цель: Знакомство учителей с технологией работы «клоуз-тест» как эффективным способом формирования языковой, лингвистической и коммуникативной компетенций у обучающихся на уроках русского языка и литературы.

Вступительное слово:

Слово – это целый мир, отражающий культуру, восприятие мира и красоту окружающего пространства.

Слово в художественном тексте, как капля воды, отражающая все, что её окружает, отражает смысл всего текста, передает его настроение. Измени слово – изменится смысл целого рассказа.

Поэтому свой мастер-класс я назвала «Мир в капле воды».

Сегодня я расскажу о технологии работы с текстом, помогающей научиться анализировать текст, проникать в его природу, видеть, какие художественные средства использует автор.

Клоуз-тест был разработан и предложен американским ученым В. Тейлором (1953) для определения того, насколько труден тот или иной текст для чтения и понимания, а также того, насколько этот текст интересен для читающего. Клоуз-тесты изначально были разработаны для изучения иностранного языка, но в последнее время довольно успешно применяются на многих предметах. Наиболее распространено применение данного приема на уроках словесности.

Само слово «closure» переводится как «закрытие». Это текст с пропущенными словами (и не только). Пропускаются ключевые слова, то есть наиболее важные для понимания текста. Задача проста: подобрать слова, максимально соответствующие контексту.

Мастер-класс по представляемой технологии:

(Учителям раздаются материалы и предлагается выступить в роли учеников)

Для примера, воспользуемся небольшим текстом К. Паустовского.

Я плыл на лодке вниз по реке и вдруг услышал, как в небе кто-то начал осторожно переливать воду из звонкого стеклянного сосуда в другой такой же сосуд. Вода булькала, позванивала, журчала.

------- эти заполняли все пространство между рекой и небосводом. Так -------- журавли.

Какие слова необходимо вставить? А какие слова помогли вам понять, что нужно вставить? В данном примере слова подбираются точно, только они соответствуют смыслу. Это делается легко благодаря контексту и очевидной грамматической сочетаемости с соседними словами. В других текстах возможны варианты. В том и другом случае процесс становится творческим.

Давайте опробуем данную технологию на примере, составленном мною как раз для ознакомления учащихся с клоуз-тестом.

(текст Капля росы)

Легенда: Ранним утром писатель Владимир Алексеевич Солоухин написал небольшой рассказ. Оставив рукопись на подоконнике, он ушел завтракать. В это время пошел дождь. Капли дождя попали на рукопись и размыли некоторые слова. Помогите писателю восстановить рукопись.

На столах раздаточный материал: текст с заданием

Текст:

_____________________________

В отлогих, почти горизонтальных, лучах утреннего солнца загораются капли ------------1 . Если сказать, что в каждой капле горит по солнцу, значит, ничего не сказать о сверкании -----------2 утра. Можно, конечно, с тщательностью выписать, как одни капли мерцают глубокой зеленью, другие — чисто кровавого цвета, третьи — матово светятся изнутри, четвертые — молочно-голубые, пятые — белые, как молоко, но просвеченные огненной искоркой. Можно рассказать, как в сложенных в сборчатую горстку слегка мохнатых, шершавых листиках травы накапливается ------------3 и покоится в них, светлая и холодная, огромными упругими каплями так, что даже можно выпить и ощутить вкус --------------4, вкус земной живительной свежести. Можно написать, как яркий темный след остается, если пройти по седому --------------5 лугу, и как красив осыпанный -------------6 в лучах солнца обыкновенный хвощ, и многое, многое другое. Но нельзя передать на словах того состояния души и тела, которое охватывает человека, когда он ранним утром идет по ----------------7 цветущему лугу. Может быть, он не обращает внимания на то, как в крохотной ----------------8 четко виднеются еще более крохотные отраженные ромашки, выросшие по соседству, но общее состояние в природе, общее настроение тотчас сообщается человеку, а вот передать его невозможно.

(В. Солоухин)



ЗАДАНИЕ:

Прочитайте текст.

Если у вас сразу появились версии по вставке слов, пожалуйста, не говорите их вслух, дайте возможность остальным участникам урока подумать самостоятельно.

О чем говорится в данном тексте? Сформулируйте тему, основную мысль, определите стиль текста (обсуждение)

Самостоятельно вставьте в текст подходящие по смыслу слова. Обратите внимание, что в данном тексте пропущено ОДНО и то же ключевое слово, а также образованные от него ОДНОКОРЕННЫЕ слова.

Сравните свои версии с версиями одноклассников. Докажите, что именно эти слова подходят для вставки в текст. Что помогло вам определить форму вставляемого слова?

Ещё раз определите тему и основную мысль. Произошли ли изменения в вашем восприятии текста?

Озаглавьте текст.



Заполни таблицу по заданному тексту

Тема



Основная мысль



Стиль текста


Ключевые слова (по порядку и в той форме, в которой они должны стоять в тексте)

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

Заглавие



Итак, нам удалось восстановить текст, а значит, мы справились с задачей урока.



Описание технологии

Технология работы с клоуз-тестом включает в себя следующие этапы:

Первичное прочтение деформированного текста.

Обсуждение его основного смысла.

Самостоятельное заполнение пропусков.

Согласование версий, выбор наиболее приемлемых.

Сопоставление полученного результата с авторским вариантом.

Рефлексия.

В качестве рефлексии можно предложить учащимся написать сочинение-отзыв на прочитанный текст.

Применение клоуз-тестов (обсуждение мастер-класса).

Уважаемые коллеги, как вы считаете, на каких уроках (типах уроков, темах) применение данной технологии наиболее актуально и эффективно?

Изучение текста, его структуры, языковых средств.

Уроки развития речи

Повторение и закрепление тем по лексике, морфологии, синтаксису, стилистике

Подготовка к выполнению ЕГЭ

Обучение художественному анализу текста на уроках литературы

На уроках иностранного языка, истории, обществознания, географии, математики…

В конце мастер-класса анкета-рефлексия:

Знакома ли вам данная технология?

Применяли ли вы её ранее?

Насколько понятно была показана технология на данном мастер-классе?

Возник ли у вас интерес к применению клоуз-тестов на уроках?

Опубликовано в группе «Нетрадиционные формы обучения на уроках русского языка и литературы»


Комментарии (3)

Легоцкая Вера Сергеевна, 25.09.23 в 11:26 3Ответить Пожаловаться
Спасибо, Валентина Валерьевна, замечательная идея! Беру на вооружение!

Отредактировано 25-09-2023 11:26

Юлия Васильевна Воробьева, 25.09.23 в 18:18 1Ответить Пожаловаться
Спасибо! Интересно! В избранное
Селиванова Галина Геннадьевна, 02.12.23 в 20:34 0Ответить Пожаловаться
Спасибо, Валентина Валерьевна! Мне статья понравилась, беру опыт в работу!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.