Мастер-класс для НПК педагогов «Мир в капле воды. Технология работы "клоуз-тест" на уроках русского языка»
Мастер-класс для НПК педагогов (секция русского языка и литературы)
Цель: Знакомство учителей с технологией работы «клоуз-тест» как эффективным способом формирования языковой, лингвистической и коммуникативной компетенций у обучающихся на уроках русского языка и литературы.
Вступительное слово:
Слово – это целый мир, отражающий культуру, восприятие мира и красоту окружающего пространства.
Слово в художественном тексте, как капля воды, отражающая все, что её окружает, отражает смысл всего текста, передает его настроение. Измени слово – изменится смысл целого рассказа.
Поэтому свой мастер-класс я назвала «Мир в капле воды».
Сегодня я расскажу о технологии работы с текстом, помогающей научиться анализировать текст, проникать в его природу, видеть, какие художественные средства использует автор.
Клоуз-тест был разработан и предложен американским ученым В. Тейлором (1953) для определения того, насколько труден тот или иной текст для чтения и понимания, а также того, насколько этот текст интересен для читающего. Клоуз-тесты изначально были разработаны для изучения иностранного языка, но в последнее время довольно успешно применяются на многих предметах. Наиболее распространено применение данного приема на уроках словесности.
Само слово «closure» переводится как «закрытие». Это текст с пропущенными словами (и не только). Пропускаются ключевые слова, то есть наиболее важные для понимания текста. Задача проста: подобрать слова, максимально соответствующие контексту.
Мастер-класс по представляемой технологии:
(Учителям раздаются материалы и предлагается выступить в роли учеников)
Для примера, воспользуемся небольшим текстом К. Паустовского.
Я плыл на лодке вниз по реке и вдруг услышал, как в небе кто-то начал осторожно переливать воду из звонкого стеклянного сосуда в другой такой же сосуд. Вода булькала, позванивала, журчала.
------- эти заполняли все пространство между рекой и небосводом. Так -------- журавли.
Какие слова необходимо вставить? А какие слова помогли вам понять, что нужно вставить? В данном примере слова подбираются точно, только они соответствуют смыслу. Это делается легко благодаря контексту и очевидной грамматической сочетаемости с соседними словами. В других текстах возможны варианты. В том и другом случае процесс становится творческим.
Давайте опробуем данную технологию на примере, составленном мною как раз для ознакомления учащихся с клоуз-тестом.
(текст Капля росы)
Легенда: Ранним утром писатель Владимир Алексеевич Солоухин написал небольшой рассказ. Оставив рукопись на подоконнике, он ушел завтракать. В это время пошел дождь. Капли дождя попали на рукопись и размыли некоторые слова. Помогите писателю восстановить рукопись.
На столах раздаточный материал: текст с заданием
Текст:
_____________________________
В отлогих, почти горизонтальных, лучах утреннего солнца загораются капли ------------1 . Если сказать, что в каждой капле горит по солнцу, значит, ничего не сказать о сверкании -----------2 утра. Можно, конечно, с тщательностью выписать, как одни капли мерцают глубокой зеленью, другие — чисто кровавого цвета, третьи — матово светятся изнутри, четвертые — молочно-голубые, пятые — белые, как молоко, но просвеченные огненной искоркой. Можно рассказать, как в сложенных в сборчатую горстку слегка мохнатых, шершавых листиках травы накапливается ------------3 и покоится в них, светлая и холодная, огромными упругими каплями так, что даже можно выпить и ощутить вкус --------------4, вкус земной живительной свежести. Можно написать, как яркий темный след остается, если пройти по седому --------------5 лугу, и как красив осыпанный -------------6 в лучах солнца обыкновенный хвощ, и многое, многое другое. Но нельзя передать на словах того состояния души и тела, которое охватывает человека, когда он ранним утром идет по ----------------7 цветущему лугу. Может быть, он не обращает внимания на то, как в крохотной ----------------8 четко виднеются еще более крохотные отраженные ромашки, выросшие по соседству, но общее состояние в природе, общее настроение тотчас сообщается человеку, а вот передать его невозможно.
(В. Солоухин)
ЗАДАНИЕ:
Прочитайте текст.
Если у вас сразу появились версии по вставке слов, пожалуйста, не говорите их вслух, дайте возможность остальным участникам урока подумать самостоятельно.
О чем говорится в данном тексте? Сформулируйте тему, основную мысль, определите стиль текста (обсуждение)
Самостоятельно вставьте в текст подходящие по смыслу слова. Обратите внимание, что в данном тексте пропущено ОДНО и то же ключевое слово, а также образованные от него ОДНОКОРЕННЫЕ слова.
Сравните свои версии с версиями одноклассников. Докажите, что именно эти слова подходят для вставки в текст. Что помогло вам определить форму вставляемого слова?
Ещё раз определите тему и основную мысль. Произошли ли изменения в вашем восприятии текста?
Озаглавьте текст.
Заполни таблицу по заданному тексту
Тема | |
Основная мысль | |
Стиль текста | |
Ключевые слова (по порядку и в той форме, в которой они должны стоять в тексте) | 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. |
Заглавие | |
Итак, нам удалось восстановить текст, а значит, мы справились с задачей урока.
Описание технологии
Технология работы с клоуз-тестом включает в себя следующие этапы:
Первичное прочтение деформированного текста.
Обсуждение его основного смысла.
Самостоятельное заполнение пропусков.
Согласование версий, выбор наиболее приемлемых.
Сопоставление полученного результата с авторским вариантом.
Рефлексия.
В качестве рефлексии можно предложить учащимся написать сочинение-отзыв на прочитанный текст.
Применение клоуз-тестов (обсуждение мастер-класса).
Уважаемые коллеги, как вы считаете, на каких уроках (типах уроков, темах) применение данной технологии наиболее актуально и эффективно?
Изучение текста, его структуры, языковых средств.
Уроки развития речи
Повторение и закрепление тем по лексике, морфологии, синтаксису, стилистике
Подготовка к выполнению ЕГЭ
Обучение художественному анализу текста на уроках литературы
На уроках иностранного языка, истории, обществознания, географии, математики…
В конце мастер-класса анкета-рефлексия:
Знакома ли вам данная технология?
Применяли ли вы её ранее?
Насколько понятно была показана технология на данном мастер-классе?
Возник ли у вас интерес к применению клоуз-тестов на уроках?
Легоцкая Вера Сергеевна
Юлия Васильевна Воробьева
Селиванова Галина Геннадьевна