Мастер-класс «Образ жизни домашних животных и их детенышей»
МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ-ЛОГОПЕДОВ, РАБОТАЮЩИХ С ДЕТЬМИ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ НА ТЕМУ «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ И ИХ ДЕТЕНЫШИ»
Учитель-логопед г.Архангельска
МБУ Центр «Леда»
Поликина Ольга Сергеевна
Цель: Обогащение, уточнение и активизация словарного запаса детей дошкольного возраста по теме «Домашние животные и их детеныши» через моделирование скотного двора.
1. Для моделирования скотного двора потребуются: игровой стол для моделирования, фигурки бабушки-хозяйки, домашних животных, модели дома, сарая, забора, мебели, искусственные модели растительности и т.д.
2. Моделируем дом хозяйки: устанавливаем стены; расставляем мебель (кровать, стол, стул), обговариваем что это и зачем нужно; расставляем на столе посуду (чашка, тарелка, чайник, кастрюля, сковорода), обговариваем что это и зачем нужно.
Спрашиваем, кого хозяйка из домашних животных пустит к себе в дом: кошку, собаку.
3.Выставляем остальные фигурки домашних животных, думаем, где будут жить они?
4. Моделируем сарай для остальных домашних, делаем перегородки, расставляем животных, называем их, озвучиваем, закрываем забором.
5. Расставляем растительность во дворе: деревья, кусты, траву. Просим ребенка показать или назвать где что? Выводим животных во двор пастись. Выставляем корыто с водой. Ведем беседу о необходимости воды для всего живого: «Водичка нужна и животным, и бабушке, и деревьям, и травке».
6. Проговариваем, чем будем кормить свинью: морковкой, капустой, картофелем, хлебушком. Хвалим ее: «Умница, ест все подряд, не капризничает». Обыгрываем, как свинья неаккуратно ест. Сравниваем с неопрятным ребенком, разбираем выражение «Ест как поросенок», рассуждаем, почему так говорят.
7. Разбираемся, чем будем кормить собаку и кошку. Собаке даем хлебушек и косточки. Работаем с глаголами: «хлеб кушает», «косточки грызет, т.к. они твердые, а зубы крепкие». Кошка молоко «лакает», а хозяйка – «пьет» (обыгрываем эти движения).
8. Беседуем о детенышах домашних животных: поросенок у свиньи, жеребенок у лошади, теленок у коровы, козленок у козы, ягненок (барашек) у овцы (овечки), котенок у кошки, щенок у собаки. Расставляем малышей с мамами.
9. Подводим итог занятия: О ком говорили? (о бабушке, о собаке, о кошке, о лошади, о корове, о козе, об овце, о свинье, о малышах. Где живут? Чем питаются? Как кушают: работаем с глаголами (пить, лакать, жевать, кушать, грызть). Может ли хозяйка пить воду с животными из корыта? Почему нет? (грязная водичка). Где будет обедать хозяйка? (в доме за столом: кушать, пить). Как они называются, раз живут в домике рядом с человеком? И т.д.