МОУ «Петровский Дворец», г. Петрозаводск
Педагог дополнительного образования-Голубева Нелли Николаевна
Мастер-класс. Панно «Осенний пора»
Цель: изготовление аппликации
Задачи:
Продолжать учить детей создавать выразительные аппликативные образы, аккуратно наклеивать детали.
Учить планировать свою работу и действовать в соответствии с замыслом.
Закрепить и обобщить представления детей об изменениях в живой природе с наступлением осени на примере деревьев.
Закреплять применение своих знаний и умений, полученных на предшествующих занятиях. Развивать воображение, чувство формы и пропорций.
Возраст: дети старшего дошкольного возраста и младшего школьного возраста.
Оборудование:у педагога - презентация, демонстрационный образец.
У детей – цветная бумага, цветной картон, лист белой бумаги, простой карандаш, фломастеры, ножницы, клей, кисть, клеенка, салфетка.
Предварительная работа: Рассматривание картин с «осенней тематикой», разучивание песен и стихов про осень. чтение рассказов про осень, проведение экскурсий с наблюдением признаков наступления осени в живой и неживой природе .
Ход НОД:
Ӏ. Организационный момент.
Педагог: Ребята, отгадайте загадку.
Листья падают с осин.
Мчится в небе острый клин.
Ответы детей.
(Осень) (показ слайда)
Педагог: Почему листья осенью меняют свою окраску?
Ответы детей
Доп. информация: Осенью листья деревьев становятся красными, жёлтыми, оранжевыми, пурпурными. На самом деле эти цвета всегда присутствуют в листьях, но летом они прячутся за зелёным хлорофиллом. С приходом осени листья перестают вырабатывать хлорофилл. Зелёный цвет постепенно исчезает, и становятся видны другие краски.
У каждого дерева есть свой набор пигментов — веществ, которые окрашивают его листву. Листья, содержащие пигменты каротиноиды, становятся оранжевыми или жёлтыми, а те, в которых больше антоцианов, — красными или пурпурными. Именно поэтому осенью деревья такие разноцветные.
Загадка
Он волшебный, он чудесный,
Очень много в нём загадок,
Птицы в нём щебечут песни,
Ну а воздух свеж и сладок!
Ответы детей (лес)
(показ слайда)
Педагог:
В настоящее время леса занимают треть земной суши, их общая площадь – почти 40 миллионов квадратных километров. Лес является «домом» для половины обитателей животного мира и растений.
Раньше площадь лесных массивов была гораздо больше. Ежегодно наша планета безвозвратно теряет 95 миллионов деревьев. Если не принять меры и не прекратить бесконтрольную вырубку, в будущем нам грозит экологическая катастрофа.
Российская тайга является самым крупным лесным массивом на Земле и поглощает 15 процентов всего углекислого газа.
Кстати, 100 кг кислорода в год, произведенные одним деревом, дают возможность дышать небольшой семье в течение целого года.
Древесный уголь – важнейший и самый древний источник энергии. Во многих отдаленных областях жители до сих используют дрова для обогрева своих домов.
А еще леса помогают нам сохранить здоровье. Ну и конечно, из леса с пустыми руками не возвращаются – эта «вселенная» щедро одаривает нас ягодами, орехами, целебными травами и грибами.
Физминутка «Осенние листья»
Мы листики осенние, (Плавное покачивание руками вверху над головой.)
На ветках мы сидим.
Дунул ветер — полетели. (Руки в стороны.)
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели. (Присели.)
Ветер снова набежал
И листочки все поднял. (Плавное покачивание руками вверху над головой.)
Закружились, полетели
И на землю снова сели. (Присели.)
II. Основная часть.
Педагог: Прежде чем мы начнем вырезать, давайте вспомним правила работы с ножницами.
- на столе ножницы должны лежать закрытыми;
-передавать их следует кольцами вперед, держа за сомкнутые лезвия;
-при вырезании фигуры ножницы сильно от стола не отрывать;
-ножницы брать только с разрешения взрослых;
-не держи ножницы концами вверх;
-клади ножницы на стол так, чтобы они не свешивались за край стола;
-при работе с ножницами следи за пальцами левой руки;
-не режь ножницами на ходу, не подходи к товарищу во время резания.
Пошаговый процесс выполнения работы:
- Отмеряем для фона на листе белого картона прямоугольник- размером длина-21см, ширина- 15см. Можно использовать половинку от листа А4.
- На листе бумаги синего цвета размечаем прямоугольник на 1 см меньший по длине и ширине (длина-20см, ширина-14 см)
- Склеиваем и получаем фон для аппликации
- Подготавливаем прямоугольники красного, желтого, оранжевого, зеленого цвета. Размер может быть разный-, т.к. высота деревьев в лесу тоже разная.
Размер моих заготовок- 8см-длина и 5см-ширина.
- Вырезаем деревья, крону можно нарисовать на изнаночной стороне цветной бумаги, а можно вырезать сразу. Очень хорошо, если каждое дерево будет отличаться друг от друга- по высоте, ширине, форме.
- Рисуем фломастером ствол и ветви дерева (можно добавить плоды-например. ягоды)
- Заготавливаем два прямоугольника белого цвета для лебедей -размером-11см-длина и 8см ширина (размеры могут произвольными)и сгибаем их пополам. По шаблону. Который приложили точно к сгибу- обводим и вырезаем лебедей. Внимание- вырезаем приемом «в два сложения».
- Выкладываем на заготовку деревья, отступая снизу и с краев по 0,5см, так аппликация смотрится аккуратнее. Деревья наклеиваем не сразу, пробуем «подобрать лучшего соседа» - по цветовой гамме, стилю рисунка, высоте кроны и т.д. Деревья могут находить одно на другое.
- Приклеиваем понравившийся вариант.
- Над деревьями приклеиваем летящих птиц, одна половинка остается «парить в воздухе», создавая эффект объема. Работа готова!
Очень красиво смотрятся парящие над осенним лесом лебеди, улетающие в теплые края.
III Рефлексия
Педагог: Осень- чудесная пора! Как много эмоций дарит нам она! Давайте и мы, ребята, разложим наши работы и по музыку вспомним самые яркие моменты этой осени!