Мастер-класс по изготовлению новогоднего сувенира из бисера «Ёлочка» (5–7 классы)
Пояснительная записка к презентации
Мастер-класс по изготовлению новогоднего сувенира «Елочка» из бисера.
Участники: учащиеся 5-7 класса.
Продолжительность: 45 минут.
Цель: создание условий для раскрытия творческих способностей учащихся посредством изготовления новогоднего сувенира из бисера.
Задачи:
- познакомить участников с историей празднования Нового года в России;
- сформировать представления об истории появления бисера и технологии его изготовления;
- предложить участникам познакомиться с техникой создания новогоднего сувенира «Елочка» из бисера;
- способствовать включению в ход занятия материалов из литературных и музыкальных произведений новогодней тематики.
Планируемые результаты:
- развитие эстетического сознания;
- расширение представлений участников мастер-класса о разновидностях новогодних украшений;
- владение сведениями об истории и технологии изготовления бисера.
- освоение техники создания новогоднего сувенира «Елочка» из бисера;
- умение оценить результаты своей деятельности.
Материалы и оборудование: новогодняя елка (не наряженная), распечатанные цветные елочные шарики (для рефлексии), распечатанные инструкции по изготовлению сувенира, бисер зеленых оттенков, бусины разных размеров, пуговицы-звезды, английские булавки №2, английские булавки №3, проволока, ножницы, клей.
Технические средства: компьютер с выходом в Интернет, мультимедийный проектор, звуковые колонки.
Используемые технологии, методы и приемы: беседа, историческая справка, просмотр видеоматериалов, чтение литературных произведений, практикум, физкультминутка, рефлексия.
Ход мастер-класса
I. Организационный момент (3 мин).
В начале занятия, пока учащиеся рассаживаются, учитель запускает файл Презентация к Мастер-классу.pptx. Учитель и учащиеся взаимно приветствуют друг друга.
Звуковое сопровождение включается нажатием на значок громкоговорителя, слайд-шоу запускается при нажатии на ель.
II. Актуализация (7 мин).
Преподаватель: Сегодня трудно представить себе самый ожидаемый и детьми, и взрослыми праздник в году без его классического атрибута – новогодней елки. Однако, так было не всегда.
Слайд 3
Впервые о ели, как о новогоднем дереве, упоминается во Франции в 1600 году. Однако родиной ее традиционно считают Германию и датируют появление XVIII веком. Постепенно обычай приживается во многих странах Европы.
В России способствовал распространению обычая ставить новогодние елки Петр I. В 1700 году он издает указ «О праздновании Нового года», согласно которому начало года переносится с сентября на второй зимний месяц. В указе также предписывалось: «...По большим и проезжим улицам знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина перед вороты учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых и можжевеловых... а людям скудным каждому хотя по деревцу или ветке на вороты или над храминою своею поставь...».
Однако, после смерти Петра I указ был забыт. Новогодним атрибутом елка официально снова стала лишь при Екатерине Второй.
Постепенно ель становится не просто символом, а центром новогоднего праздника. Ее украшают, вокруг нее водят хороводы. Именно она создает атмосферу новогоднего волшебного настроения.
«Перед Рождеством, дня за три, на рынках, на площадях — лес елок. А какие елки! Этого добра в России сколько хочешь ... На Театральной площади, бывало, — лес. Стоят, в снегу. А снег повалит — потерял дорогу! Мужики, в тулупах, как в лесу. Народ гуляет, выбирает. Собаки в елках — будто волки, право. Костры горят, погреться... До ночи прогуляешь в елках. А мороз крепчает. Небо — в дыму — лиловое, в огне. На елках иней...» Вот так красочно описывает елочные распродажи Иван Шмелев в своей книге «Лето Господне».
(Обсудить с участниками мастер-класса фразу «Этого добра в России сколько хочешь…»).
С начала XX века появляется мода на искусственные ели. Правда такие елки первоначально были скорее признаком состоятельности ее обладателя. Однако, вскоре общественность задумалась о защите елей от вырубки. И искусственные елки стали прекрасной альтернативой живым.
Искусственная елка
Как красива наша ёлка,
Хоть и не росла в лесу,
Хоть не видела ни волка,
Ни медведя, ни лису!
Мы развесим звёзды, шишки,
Бусы, сладости, шары,
В гости к нам придут детишки для веселья и игры.
Огоньки засветим ярко.
Скоро Дед Мороз придёт,
Принесёт мешок подарков,
и наступит Новый Год!
… Бьют часы, снежок кружится,
И проходит день за днём.
А когда январь промчится,
Ёлку снова уберём,
Но не выбросим на свалку,
Как ненужный старый хлам!
С ёлкой нам расстаться жалко —
Через год вернётся к нам.
А тем временем лесная
Пусть красавица растёт,
Вся зелёная, живая
Пусть встречает Новый Год!
III. Основная часть (10 мин).
Педагог: Искусственные ели могут быть сделаны из различного материала. Наш сегодняшний мастер-класс посвящен изготовлению новогоднего сувенира «Елочка» из бисера. Думаю, вам будет интересно познакомиться с историей этого материала.
Слайд 4
Бисером называют маленькие декоративные объекты с отверстием для нанизывания на нитку, леску или проволоку. Название бисер происходит от изготовлявшегося в Египте «фальшивого жемчуга». «Жемчуг» изготовлялся из непрозрачного стекла, называющегося по-арабски бусер.
Издавна бисер привлекал людей не только как украшение. В истории известно, что красивый бисер использовали как денежную единицу. Изделия из бисера нередко считали оберегами, наделяли магической силой.
Существует легенда о возникновении бисера, рассказанная античным историком Плинием Старшим в I в.: «Однажды, в очень далекие времена, финикийские купцы везли по Средиземному морю груз добытой в Африке природной соды. На ночлег они высадились на песчаном берегу и стали готовить себе пищу. За неимением под рукой камней обложили костер большими кусками соды. Поутру, разгребая золу, купцы обнаружили чудесный слиток, который был твёрд как камень, горел огнём на солнце и был чист и прозрачен как вода. Это было стекло».
История науки традиционно считает родиной бисера Египет. Многочисленные раскопки позволили найти фаянсовые украшения периода правления первой династии фараонов. То есть стекло существовало в Египте более 5 тысяч лет назад.
Тем не менее, одним из древнейших образцов считается хранящаяся в Берлинском музее бусина зеленоватого цвета диаметром около 9 мм. Возраст бусины около 5,5 тысяч лет, а найдена она вблизи Фив.
С течением времени технологии обработки бусин совершенствовались, бусы становились все мельче. Так появился бисер.
Педагог предлагает посмотреть видеоматериал о современной технологии изготовления бисера: https://www.youtube.com/watch?v=Tw2zr6WpeKI. (Видеофрагмент длится 12 минут. Можно показать материал выборочно, предварительно сделав нарезку, или увеличить скорость воспроизведения).
1. 2.
IV. Практическая часть (20 мин).
Педагог: Предлагаю вам сделать новогодний сувенир «Елочка» из бисера. Ведь лучший подарок тот, который сделан своими руками.
Украшения из бисера остаются в моде, а бисерные орнаменты на различных предметах женского гардероба всегда востребованы. В качестве подарка мамам, бабушкам, сестрам и подругам вы можете изготовить брошь. Для мужчин подарком может послужить статуэтка-елочка.
Участники мастер-класса делают выбор, изучают инструкции, подбирают материалы и приступают к выполнению работы.
Инструкции для учеников
Брошь «Елочка» из бисера Нам потребуется: бисер зеленых оттенков, бусины – 7 шт, пуговицы-звезды – 1 шт, английские булавки №2 – 5 шт, английские булавки №3 – 8 шт, проволока, ножницы. Шаг 1. Слегка распрямите пружину булавки. Шаг 2. Нанизывайте на булавку бисер и бусины. Шаг 3. Подготовьте необходимое количество булавок с нанизанным бисером. Шаг 4. Нанизывайте на проволоку булавки №3 вперемешку с бусинами (так, чтобы с краев оказались булавки). Шаг 5. Края проволоки подогните и спрячьте. Шаг 6. На новую проволоку попеременно нанизывайте булавки №2 и другой конец булавки №3 по следующей схеме: №3-№3-№2-№3-№3-№2 и т.д. Шаг 7. Верхние концы булавок №2 соедините проволокой. Шаг 8. К концу проволоки прикрепите звезду. Проволоку закрепите, а кончики спрячьте. Шаг 9. С оборотной стороны броши прикрепите булавку. Итог: |
Статуэтка «Елочка» из бисера Нам потребуется: бисер зеленых оттенков, бусины – 16 шт., пуговицы-звезды – 2 шт, английские булавки №2 – 8 шт, английские булавки №3 – 16 шт, проволока, ножницы. Шаг 1. Слегка распрямите пружину булавки. Шаг 2. Нанизывайте на булавку бисер и бусины. Шаг 3. Подготовьте необходимое количество булавок с нанизанным бисером. Шаг 4. Нанизывайте на проволоку булавки №3 вперемешку с бусинами (так, чтобы с одного из краев осталась булавка, а с другого – бусина). Шаг 5. Края проволоки соедините в кольцо и спрячьте. Шаг 6. На новую проволоку попеременно нанизывайте булавки №2 и другой конец булавки №3 по следующей схеме: №3-№3-№2-№3-№3-№2 и т.д. Шаг 7. Верхние концы булавок №2 соедините проволокой. Шаг 8. На концы проволоки нанизывайте звезды. Проволоку закрепите, а кончики спрячьте. Итог: |
В середине данного этапа мастер-класса целесообразно провести физкультминутку.
Физкультминутка «Зимой»
Дети встают вокруг елочки. Произносится текст стихотворения и одновременно выполняются сопровождающие движения.
Как интересно нам зимой! (показывают большим пальцем вверх)
На санках едем мы гурьбой, (имитируют катание на санках вокруг елки)
Потом в снежки мы поиграем, (имитируют лепку и бросание снежков)
Все дружно лыжи одеваем, («одевают» лыжи, «берут» палки, «едут»)
Потом все встали на коньки, (изображают катание на коньках)
Зимой веселые деньки! (показывают большим пальцем вверх)
Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп,
А потом прыг-скок
И ещё разок.
А потом вприсядку,
И снова - по порядку.
Побежим мы по дорожке
Раз, два, три!
И похлопаем в ладошки
Раз, два, три!
И покрутим головами
Раз, два, три!
Все танцуйте вместе с нами
Раз, два, три!
Далее (по настроению учащихся) педагог включает песню «В лесу родилась елочка». Дети водят хоровод, сопровождая слова песни действиями.
Для взрослых участников мастер-класса возможен вариант физкультминутки «Дед Мороз приглашает на зарядку» http://pedsovet.su/load/244-1-0-3525
Для создания праздничной атмосферы целесообразно после физкультминутки включить фоновую музыку новогодней тематики. Учащиеся продолжают изготовлять сувенир.
V. Заключение (3 мин).
Педагог:
Ёлочка душистая,
Ёлочка пушистая,
Ёлочка нарядная,
Ты такая ладная!
Долго же ты спала,
Столько отдыхала,
Целый-целый год!
Хватит спать уж — вот!
Нужно просыпаться,
Чтоб праздновать, играться,
Ты в Новый год проснись —
Ёлочка, зажгись!
И будем веселиться,
И вместе петь, кружиться,
Все ждём мы! Раз, два, три —
Ёлочка, гори!
Кирилл Авдеенко
Чего же не хватает нашим елочкам?
В ходе обсуждения с учениками рассмотреть возможные варианты «зажигания огоньков» на созданных детьми елочках. Обсудить новое направление моды - e-текстиль. В качестве иллюстрации можно показать отрывок видеоматериала:
https://www.youtube.com/watch?time_continue=1&v=XATQ551ImpQ
Предложить детям дома самостоятельно «оживить» елочку.
VI. Рефлексия (2 мин).
На столе у учителя лежат бумажные шарики разных цветов. Педагог предлагает участникам мастер-класса выбрать один или несколько шариков, соответствующих своему настроению. На оборотной стороне шарика написать: «Мне грустно, потому что…», «Мне радостно, потому что…», «Мне трудно выразить свое состояние, потому что…». Выходя из класса учащиеся вешают свои шарики на елочку.
Источники информации:
1. История новогодней елки \\ http://www.happy-giraffe.ru/user/434274/blog/post283203/ (Дата обращения 10.12.2017 г.)
2. Искусственная елка \\ https://rustih.ru/iskusstvennaya-yolka/ (Дата обращения 10.12.2017 г.)
3. Бисер. Википедия. \\ https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B8%D1%81%D0%B5%D1%80 (Дата обращения 10.12.2017 г.)
4. Физкультминутка «Зимой» \\ https://nsportal.ru/detskiy-sad/fizkultura/2014/10/21/fiz-minutka-1 (Дата обращения 10.12.2017 г.)
5. Картинки «Шары»: https://img-fotki.yandex.ru/get/6514/136487634.773/0_b4a31_351d45ae_S, https://static.tildacdn.com/tild6563-3865-4561-b638-316238616432/0_a77d9_b4a3c0cc_XL.jpg, https://img-fotki.yandex.ru/get/6614/131624064.2ce/0_9bfb8_359820dc_S.
Цыганок Елена Викторовна
Хохлова Нина Борисовна
Пешкова Елена Александровна
Цехановская Ольга Борисовна
Алиева Эсмира Гахримановна