12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Пешкова Елена Александровна2893
учитель физики МАОУ "Лицей №82"
Россия, Нижегородская обл., Нижний Новгород
14

Мастер-класс по изготовлению новогоднего сувенира «Елочка» из бисера



Мастер-класс по изготовлению новогоднего сувенира «Елочка» из бисера.

Участники: учащиеся 5-7 класса.

Продолжительность: 45 минут.

Цель: создание условий для раскрытия творческих способностей учащихся посредством изготовления новогоднего сувенира из бисера.

Задачи:

- познакомить участников с историей празднования Нового года в России;

- сформировать представления об истории появления бисера и технологии его изготовления;

- предложить участникам познакомиться с техникой создания новогоднего сувенира «Елочка» из бисера;

- способствовать включению в ход занятия материалов из литературных и музыкальных произведений новогодней тематики.

Планируемые результаты:

- развитие эстетического сознания;

- расширение представлений участников мастер-класса о разновидностях новогодних украшений;

- владение сведениями об истории и технологии изготовления бисера.

- освоение техники создания новогоднего сувенира «Елочка» из бисера;

- умение оценить результаты своей деятельности.

Материалы и оборудование: новогодняя елка (не наряженная), распечатанные цветные елочные шарики (для рефлексии), распечатанные инструкции по изготовлению сувенира, бисер зеленых оттенков, бусины разных размеров, пуговицы-звезды, английские булавки №2, английские булавки №3, проволока, ножницы, клей.

Технические средства: компьютер с выходом в Интернет, мультимедийный проектор, звуковые колонки.

Используемые технологии, методы и приемы: беседа, историческая справка, просмотр видеоматериалов, чтение литературных произведений, практикум, физкультминутка, рефлексия.

Ход мастер-класса

I. Организационный момент (3 мин).

В начале занятия, пока учащиеся рассаживаются, учитель запускает файл Презентация к Мастер-классу.pptx. Учитель и учащиеся взаимно приветствуют друг друга.

Звуковое сопровождение включается нажатием на значок громкоговорителя, слайд-шоу запускается при нажатии на ель.

II. Актуализация (7 мин).

Преподаватель: Сегодня трудно представить себе самый ожидаемый и детьми, и взрослыми праздник в году без его классического атрибута – новогодней елки. Однако, так было не всегда.

Слайд 3

Впервые о ели, как о новогоднем дереве, упоминается во Франции в 1600 году. Однако родиной ее традиционно считают Германию и датируют появление XVIII веком. Постепенно обычай приживается во многих странах Европы.

В России способствовал распространению обычая ставить новогодние елки Петр I. В 1700 году он издает указ «О праздновании Нового года», согласно которому начало года переносится с сентября на второй зимний месяц. В указе также предписывалось: «...По большим и проезжим улицам знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина перед вороты учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых и можжевеловых... а людям скудным каждому хотя по деревцу или ветке на вороты или над храминою своею поставь...».

Однако, после смерти Петра I указ был забыт. Новогодним атрибутом елка официально снова стала лишь при Екатерине Второй.

Постепенно ель становится не просто символом, а центром новогоднего праздника. Ее украшают, вокруг нее водят хороводы. Именно она создает атмосферу новогоднего волшебного настроения.

«Перед Рождеством, дня за три, на рынках, на площадях — лес елок. А какие елки! Этого добра в России сколько хочешь ... На Театральной площади, бывало, — лес. Стоят, в снегу. А снег повалит — потерял дорогу! Мужики, в тулупах, как в лесу. Народ гуляет, выбирает. Собаки в елках — будто волки, право. Костры горят, погреться... До ночи прогуляешь в елках. А мороз крепчает. Небо — в дыму — лиловое, в огне. На елках иней...» Вот так красочно описывает елочные распродажи Иван Шмелев в своей книге «Лето Господне».

(Обсудить с участниками мастер-класса фразу «Этого добра в России сколько хочешь…»).

С начала XX века появляется мода на искусственные ели. Правда такие елки первоначально были скорее признаком состоятельности ее обладателя. Однако, вскоре общественность задумалась о защите елей от вырубки. И искусственные елки стали прекрасной альтернативой живым.

Искусственная елка

Как красива наша ёлка,

Хоть и не росла в лесу,

Хоть не видела ни волка,

Ни медведя, ни лису!

Мы развесим звёзды, шишки,

Бусы, сладости, шары,

В гости к нам придут детишки для веселья и игры.

Огоньки засветим ярко.

Скоро Дед Мороз придёт,

Принесёт мешок подарков,

и наступит Новый Год!

… Бьют часы, снежок кружится,

И проходит день за днём.

А когда январь промчится,

Ёлку снова уберём,

Но не выбросим на свалку,

Как ненужный старый хлам!

С ёлкой нам расстаться жалко —

Через год вернётся к нам.

А тем временем лесная

Пусть красавица растёт,

Вся зелёная, живая

Пусть встречает Новый Год!

 

III. Основная часть (10 мин).

Педагог: Искусственные ели могут быть сделаны из различного материала. Наш сегодняшний мастер-класс посвящен изготовлению новогоднего сувенира «Елочка» из бисера. Думаю, вам будет интересно познакомиться с историей этого материала.

Слайд 4

Бисером называют маленькие декоративные объекты с отверстием для нанизывания на нитку, леску или проволоку. Название бисер происходит от изготовлявшегося в Египте «фальшивого жемчуга». «Жемчуг» изготовлялся из непрозрачного стекла, называющегося по-арабски бусер.

Издавна бисер привлекал людей не только как украшение. В истории известно, что красивый бисер использовали как денежную единицу. Изделия из бисера нередко считали оберегами, наделяли магической силой.

Существует легенда о возникновении бисера, рассказанная античным историком Плинием Старшим в I в.: «Однажды, в очень далекие времена, финикийские купцы везли по Средиземному морю груз добытой в Африке природной соды. На ночлег они высадились на песчаном берегу и стали готовить себе пищу. За неимением под рукой камней обложили костер большими кусками соды. Поутру, разгребая золу, купцы обнаружили чудесный слиток, который был твёрд как камень, горел огнём на солнце и был чист и прозрачен как вода. Это было стекло».

История науки традиционно считает родиной бисера Египет. Многочисленные раскопки позволили найти фаянсовые украшения периода правления первой династии фараонов. То есть стекло существовало в Египте более 5 тысяч лет назад.

Тем не менее, одним из древнейших образцов считается хранящаяся в Берлинском музее бусина зеленоватого цвета диаметром около 9 мм. Возраст бусины около 5,5 тысяч лет, а найдена она вблизи Фив.

С течением времени технологии обработки бусин совершенствовались, бусы становились все мельче. Так появился бисер.

 

Педагог предлагает посмотреть видеоматериал о современной технологии изготовления бисера: https://www.youtube.com/watch?v=Tw2zr6WpeKI. (Видеофрагмент длится 12 минут. Можно показать материал выборочно, предварительно сделав нарезку, или увеличить скорость воспроизведения).

1. 2.


 

IV. Практическая часть (20 мин).

Педагог: Предлагаю вам сделать новогодний сувенир «Елочка» из бисера. Ведь лучший подарок тот, который сделан своими руками.

Украшения из бисера остаются в моде, а бисерные орнаменты на различных предметах женского гардероба всегда востребованы. В качестве подарка мамам, бабушкам, сестрам и подругам вы можете изготовить брошь. Для мужчин подарком может послужить статуэтка-елочка.

Участники мастер-класса делают выбор, изучают инструкции, подбирают материалы и приступают к выполнению работы.

Инструкции для учеников

Брошь «Елочка» из бисера

Нам потребуется:

бисер зеленых оттенков,

бусины – 7 шт,

пуговицы-звезды – 1 шт,

английские булавки №2 – 5 шт,

английские булавки №3 – 8 шт,

проволока,

ножницы.

Шаг 1.

Слегка распрямите пружину булавки.

Шаг 2.

Нанизывайте на булавку бисер и бусины.

Шаг 3.

Подготовьте необходимое количество булавок с нанизанным бисером.

Шаг 4.

Нанизывайте на проволоку булавки №3 вперемешку с бусинами (так, чтобы с краев оказались булавки).

Шаг 5.

Края проволоки подогните и спрячьте.

Шаг 6.

На новую проволоку попеременно нанизывайте булавки №2 и другой конец булавки №3 по следующей схеме: №3-№3-№2-№3-№3-№2 и т.д.

Шаг 7.

Верхние концы булавок №2 соедините проволокой.

Шаг 8.

К концу проволоки прикрепите звезду. Проволоку закрепите, а кончики спрячьте.

Шаг 9.

С оборотной стороны броши прикрепите булавку.

Итог:

Статуэтка «Елочка» из бисера

Нам потребуется:

бисер зеленых оттенков,

бусины – 16 шт.,

пуговицы-звезды – 2 шт,

английские булавки №2 – 8 шт,

английские булавки №3 – 16 шт,

проволока,

ножницы.

Шаг 1.

Слегка распрямите пружину булавки.

Шаг 2.

Нанизывайте на булавку бисер и бусины.

Шаг 3.

Подготовьте необходимое количество булавок с нанизанным бисером.

Шаг 4.

Нанизывайте на проволоку булавки №3 вперемешку с бусинами (так, чтобы с одного из краев осталась булавка, а с другого – бусина).

Шаг 5.

Края проволоки соедините в кольцо и спрячьте.

Шаг 6.

На новую проволоку попеременно нанизывайте булавки №2 и другой конец булавки №3 по следующей схеме: №3-№3-№2-№3-№3-№2 и т.д.

Шаг 7.

Верхние концы булавок №2 соедините проволокой.

Шаг 8.

На концы проволоки нанизывайте звезды. Проволоку закрепите, а кончики спрячьте.

Итог:

В середине данного этапа мастер-класса целесообразно провести физкультминутку.

Физкультминутка «Зимой»

Дети встают вокруг елочки. Произносится текст стихотворения и одновременно выполняются сопровождающие движения.

Как интересно нам зимой! (показывают большим пальцем вверх)

На санках едем мы гурьбой, (имитируют катание на санках вокруг елки)

Потом в снежки мы поиграем, (имитируют лепку и бросание снежков)

Все дружно лыжи одеваем, («одевают» лыжи, «берут» палки, «едут»)

Потом все встали на коньки, (изображают катание на коньках)

Зимой веселые деньки! (показывают большим пальцем вверх)

Мы ногами топ-топ, 

Мы руками хлоп-хлоп,

А потом прыг-скок

И ещё разок.

А потом вприсядку, 

И снова - по порядку.

Побежим мы по дорожке

Раз, два, три!

И похлопаем в ладошки

Раз, два, три!

И покрутим головами

Раз, два, три!

Все танцуйте вместе с нами

Раз, два, три!

Далее (по настроению учащихся) педагог включает песню «В лесу родилась елочка». Дети водят хоровод, сопровождая слова песни действиями.

Для взрослых участников мастер-класса возможен вариант физкультминутки «Дед Мороз приглашает на зарядку» http://pedsovet.su/load/244-1-0-3525

Для создания праздничной атмосферы целесообразно после физкультминутки включить фоновую музыку новогодней тематики. Учащиеся продолжают изготовлять сувенир.

V. Заключение (3 мин).

Педагог:

Ёлочка душистая,

Ёлочка пушистая,

Ёлочка нарядная,

Ты такая ладная!

Долго же ты спала,

Столько отдыхала,

Целый-целый год!

Хватит спать уж — вот!

Нужно просыпаться,

Чтоб праздновать, играться,

Ты в Новый год проснись —

Ёлочка, зажгись!

И будем веселиться,

И вместе петь, кружиться,

Все ждём мы! Раз, два, три —

Ёлочка, гори!

Кирилл Авдеенко

Чего же не хватает нашим елочкам?

В ходе обсуждения с учениками рассмотреть возможные варианты «зажигания огоньков» на созданных детьми елочках. Обсудить новое направление моды - e-текстиль. В качестве иллюстрации можно показать отрывок видеоматериала:

https://www.youtube.com/watch?time_continue=1&v=XATQ551ImpQ

Предложить детям дома самостоятельно «оживить» елочку.

VI. Рефлексия (2 мин).

На столе у учителя лежат бумажные шарики разных цветов. Педагог предлагает участникам мастер-класса выбрать один или несколько шариков, соответствующих своему настроению. На оборотной стороне шарика написать: «Мне грустно, потому что…», «Мне радостно, потому что…», «Мне трудно выразить свое состояние, потому что…». Выходя из класса учащиеся вешают свои шарики на елочку.

Источники информации:

1. История новогодней елки \\ http://www.happy-giraffe.ru/user/434274/blog/post283203/ (Дата обращения 10.12.2017 г.)

2. Искусственная елка \\ https://rustih.ru/iskusstvennaya-yolka/ (Дата обращения 10.12.2017 г.)

3. Бисер. Википедия. \\ https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B8%D1%81%D0%B5%D1%80 (Дата обращения 10.12.2017 г.)

4. Физкультминутка «Зимой» \\ https://nsportal.ru/detskiy-sad/fizkultura/2014/10/21/fiz-minutka-1 (Дата обращения 10.12.2017 г.)

5. Картинки «Шары»: https://img-fotki.yandex.ru/get/6514/136487634.773/0_b4a31_351d45ae_S, https://static.tildacdn.com/tild6563-3865-4561-b638-316238616432/0_a77d9_b4a3c0cc_XL.jpg, https://img-fotki.yandex.ru/get/6614/131624064.2ce/0_9bfb8_359820dc_S.


Презентация к Мастер-классу
PPTX / 7.91 Мб

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (5)

Хохлова Нина Борисовна, 17.12.17 в 08:43 3Ответить Пожаловаться
Очень нестандартное решение работы с бисером и грамотное проведение мастер-класса!
Пешкова Елена Александровна, 19.12.17 в 12:02 2Ответить Пожаловаться
Большое спасибо, коллеги!
Цехановская Ольга Борисовна, 01.01.18 в 16:25 2Ответить Пожаловаться
Интересный мастер-класс. Много информации.А главное необычная получилась ёлочка!
Алиева Эсмира Гахримановна, 03.11.18 в 20:32 0Ответить Пожаловаться
Спасибо, за прекрасную работу!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.