Мастер-класс по написанию итогового сочинения (11 класс)
Итоговое сочинение – это обязательная часть итоговой аттестации, которую выполняют все выпускники 11 классов.
Итоговое сочинение – это допуск к государственной итоговой аттестации, а иногда это ещё и бонус при поступлении в высшее учебное заведение. Поэтому наша задача – чтобы каждый выпускник получил допуск, получил зачёт по итоговому сочинению.
Чтобы получить зачёт по итоговому сочинению, необходимо написать сочинение, которое соответствует определенным требованиям.
Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования
К проверке по критериям оценивания допускаются итоговые сочинения, соответствующие установленным требованиям:
Требование № 1. «Объем итогового сочинения»
Рекомендуемое количество слов – от 350.
Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).
Требование № 2. «Самостоятельность написания итогового сочинения»
Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и др.).
Если сочинение признано несамостоятельным, то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 2 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).
Итоговое сочинение, соответствующее установленным требованиям, оценивается по критериям:
«Соответствие теме»;
«Аргументация. Привлечение литературного материала»;
«Композиция и логика рассуждения»;
«Качество письменной речи»;
«Грамотность».
Критерии № 1 и № 2 являются основными.
Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям № 1 и № 2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» по одному из других критериев.
Критерий № 1 «Соответствие теме»
Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения.
Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой и т.п.).
«Незачет» ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, то есть коммуникативного замысла. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Критерий № 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»
Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие литературные источники) для аргументации своей позиции.
«Незачет» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для аргументации. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Критерий № 3 «Композиция и логика рассуждения»
Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Участник должен выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.
«Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Критерий № 4 «Качество письменной речи»
Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.
Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины.
«Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи (в том числе речевые ошибки) существенно затрудняет понимание смысла сочинения. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Критерий № 5 «Грамотность»1
Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.
«Незачет» ставится при условии, если на 100 слов приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных.
Структура итогового сочинения
Вступление → ↓ |
тезис (ответ на поставленный вопрос или формулировка вашей позиции по данной теме) |
Основная часть → ↓ |
доказательство (аргументы 1-2) |
Заключение → |
вывод |
|
ВИДЫ ВСТУПЛЕНИЯ |
ПРИМЕРЫ |
1.
|
Историческое (предполагает краткую характеристику определённой эпохи, анализ социально-экономических, нравственных, политических и культурных особенностей того времени) |
Любое произведение ценно прежде всего тем, как оно отвечает на важнейшие вопросы современности. Роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» - одно из выдающихся произведений мировой литературы, это «энциклопедия» жизни России 60-х годов, книга великой скорби, раскрывшая бесчеловечность буржуазного общества. |
2. |
Биографическое (сообщаются факты из биографии писателя, имеющие отношение к произведению или к поднятой в нём проблеме)
|
Ф.М.Достоевский - тонкий психолог, исследователь человеческой души, первооткрыватель новых путей духа человеческого. Вот с какими понятиями больше и чаще всего отожествляется имя великого писателя в сознании современного читателя. |
3. |
Аналитическое (размышление над центральным понятием, входящим в формулировку темы сочинения)
|
Согласно толковому словарю, преступление – это общественно опасное действие, нарушающее закон и подлежащее уголовной ответственности, недопустимый, непозволительный поступок. Может ли преступление иметь законное основание? Социальная несправедливость, безысходность, духовный тупик породили преступление Родиона Раскольникова. Он доказывает и отстаивает права «высших» людей на преступление, на отрицание ими законов, если преступления совершаются во имя великой идеи, «спасительной для человечества». |
4. |
Цитатное (содержит цитату, которая имеет прямое отношение к теме сочинения)
|
«Своевольное убийство даже последнего из людей, самого зловредного из людей не разрешается духовной природой человека»,- писал философ И.Бердяев. Ф.М.Достоевского волновала судьба «девяти десятых человечества», нравственно униженных, социально обездоленных в условиях современного ему буржуазного общества. |
5. |
Личностное (заявление своей позиции, изложение мыслей, чувств, связанных с темой сочинения)
|
Роман ФМ Достоевского «Преступление и наказание» заинтересовал меня не только с точки зрения читателя, увлекшегося весьма необычной историей преступления, но и с точки зрения психологии. Ведь «Преступление и наказание» – произведение, исследующее психологическое состояние человека до, в момент и после преступления. Почему человек способен совершить столь безнравственный поступок? Быть может, он сумасшедший, опасный для общества? Но разве действия Раскольникова не были мотивированны стремлением к всеобщему счастью, к материальному благосостоянию семьи, к самоутверждению и самопознанию? |
Пример вступления
Тема-вопрос:
Чему нас учит природа?
Как можно подвести к тезису, чтобы получилось вступление к сочинению.
Вступление - определение ключевого понятия. В данной теме ключевое слово «природа». Что мы можем сказать о природе? Какое определение дать?
Природа – это мир, который нас окружает. Земля и небо, леса и горы, реки и моря – все это природа, мир невероятной красоты, доброты и мудрости. Этот мир играет огромную роль в жизни человека. ( Мы подвели к тезису.)
- Какую именно роль играет природа в жизни человека? (Отвечаем на вопрос, то есть формулируем тезис)
[Тезис:] Природа учит нас воспринимать красоту, показывает нам пример гармонии и спокойствия. Она помогает человеку прислушиваться к себе, услышать свой внутренний голос и ответить на те вопросы, которые его мучают.
После тезиса нужно сделать переход к аргументам, то есть к основной части.
Не случайно тема природы поднимается в творчестве многих русских поэтов и писателей – в лирике А.А. Фета, Ф.И. Тютчева, Н.А. Некрасова, в произведениях И.С. Тургенева, М.М. Пришвина, И.А. Бунина, Л.Н. Толстого и многих других.
Таким образом, у нас получилось вступление.
Природа – это мир, который нас окружает. Земля и небо, леса и горы, реки и моря – все это природа, мир невероятной красоты, доброты и мудрости. Этот мир играет огромную роль в жизни человека. Природа учит нас воспринимать красоту, показывает нам пример гармонии и спокойствия. Она помогает человеку прислушиваться к себе, услышать свой внутренний голос и ответить на те вопросы, которые его мучают.
Не случайно тема природы поднимается в творчестве многих русских поэтов и писателей – в лирике А.А. Фета, Ф.И. Тютчева, Н.А. Некрасова, в произведениях И.С. Тургенева, М.М. Пришвина, И.А. Бунина и многих других.
Основная часть
Что такое аргумент?
Аргумент – это пример (или примеры) из произведения, который подтверждает, доказывает, демонстрирует ту мысль, которую озвучили в тезисе, и комментарий к нему. Аргументы приводятся исключительно из литературы.
АРГУМЕНТ СОСТОИТ ИЗ 3 ЭЛЕМЕНТОВ:
1. Обращение к литературному произведению - называем автора и произведение, его жанр (если знаем; если не знаем, то так и пишем — произведение», чтобы избежать фактических ошибок).
2. Его интерпретацию - здесь мы обращаемся к сюжету произведения или конкретному эпизоду, характеризуем героя(-ев). Желательно несколько раз упомянуть автора, используя речевые клише типа «автор повествует», «автор описывает», «писатель рассуждает», «поэт показывает», «автор считает» и т. п. Почему нельзя просто написать: «герой пошёл туда-то, сделал то-то» ? А потому что это будет уже не анализ, а простой пересказ.
3. Микровывод (он завершает только одну из микротем, а не всё сочинение в целом; нужен для логичности и связности текста): в этой части мы, как правило, формулируем основную мысль всего упомянутого произведения или авторскую позицию по конкретной проблеме. Используем клише типа «писатель приходит к выводу... » и т. п.
Пример
Чему нас учит природа? |
|
Тезис |
Природа – это мир, который нас окружает. Земля и небо, леса и горы, реки и моря – все это природа, мир невероятной красоты, доброты и мудрости. Этот мир играет огромную роль в жизни человека. Природа учит нас воспринимать красоту, показывает нам пример гармонии и спокойствия. Она помогает человеку прислушиваться к себе, услышать свой внутренний голос и ответить на те вопросы, которые его мучают. |
Аргумент 1 |
Русские писатели часто обращались к теме природы, чтобы наиболее полно и ярко раскрыть внутренний мир своих героев. Мир природы был идеалом Л. Н. Толстого. Поэтому одной из важных характеристик героев Толстого является их отношение к природе. Она органично входит в жизнь «ищущих» героев Л.Н. Толстого, переплетается с их мыслями и переживаниями, иногда помогает переосмыслить, пересмотреть свою жизнь и даже изменить ее. Толстой часто использует пейзаж для анализа душевного состояния князя Андрея. Духовная красота Наташи Ростовой, поэтичность ее натуры проявляются в отношениях героини к природной стихии. Как прекрасна и непосредственна Наташа, любующаяся красотой ночи в Отрадном. Описание лунной ночи в Отрадном, которой любуются одновременно князь Андрей и Наташа, эмоционально и романтически приподнято. Этот пример говорит о том, что красота природы, которой мы восхищаемся, возвышает и облагораживает нашу душу, мы учимся любить окружающий мир и беречь его красоту. |
Аргумент 2 |
Природа часто помогает героям Толстого узнать свое состояние, разобраться во всем: небо над Аустерлицем, описание Дуная, образ дуба. Например, в Аустерлицком сражении природа (высокое небо) помогает герою осознать ложность своих мечтаний о славе и устремлений к ней. Упав на спину, раненый Болконский увидел высокое бесконечное небо с медленно и торжественно плывущими по нему облаками, сравнил эти спокойные облака с озлобленными и испуганными лицами русского артиллериста и француза. Он подумал, что всё пустое, всё обман, кроме этого бесконечного неба. Наполеон, его герой, теперь показался ему маленьким, ничтожным человеком в сравнении с тем, что происходило теперь между его душой и высоким бесконечным небом. Так, природа помогает герою осознать ложность своих целей. Она приводит к нравственному открытию, к моменту истины, с помощью неё он начинает понимать смысл своего существования. |
Заключение
Заключение – это вывод, итог работы, возвращение к основной мысли (к тезису).
В заключении мы подводим итог всему, о чем говорили в сочинении и возвращаемся к тезису, к той мысли, которую доказали в своей работе обоснованными примерами из литературы.
можно обобщить все сказанное: «Итак, природа – то высшее благо, которое есть у человека, а потому ее надо ценить и беречь».
можно вернуться к началу разговора и призвать своего читателя к чему-то:
«Возвращаясь к началу разговора о семейных ценностях, я хочу еще раз отметить, насколько особенную роль играет семья в жизни любого человека. Так давайте же чаще задумываться о том, как мы относимся к своим родным, что мы даем им и чего от них требуем. Давайте же постарайся создать в своем доме атмосферу любви, чтобы он стал для нас тем местом, куда всегда хочется возвращаться».
можно подумать, как нужно относиться к ключевому понятию:
«В заключение хочется еще раз напомнить, что наше отношение к природе – это наше отношение к самим себе, ведь мы ее неотъемлемая часть. И если мы любим себя, то не меньше стоит любить и то, что дарит нам жизнь и является залогом благополучия и счастья всего человечества».
можно вспомнить какую-нибудь подходящую народную мудрость:
«В заключение хочется вспомнить английскую пословицу: «Мой дом – моя крепость». Не случайно она пришлась по душе и нашему народу. Все потому, что дом в любой культуре является тем местом, где человек чувствует себя защищенным, умиротворенным, счастливым. Дом служит нам той опорой, которая помогает выстоять в любой жизненной ситуации. Когда нам трудно, мы подпитываемся той мудростью и уверенностью, которую получили в стенах родного дома».
можно использовать оригинальную цитату (чье-то мнение или цитату из произведения) и связать свои финальные рассуждения с ней:
«Вспоминается еще один герой – Базаров из романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». Он считал, что «природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Но если думать подобным образом, ты никогда не поймешь всей красоты жизни и не сможешь проникнуться той любовью к природе, которую она по-настоящему заслуживает».
можно бросить «взгляд вперед», в воображаемое будущее (что будет, если…):
«Хочется верить, что когда-нибудь люди станут любить друг друга настолько, что само слово «война» исчезнет из нашего лексикона. Ведь уже давно пора осознать, что нам нечего делить, что мир един и планета Земля – наш общий дом, в котором не должно быть места бесчеловечности и жестокости».
Чему нас учит природа? |
|
Тезис |
Природа – это мир, который нас окружает. Земля и небо, леса и горы, реки и моря – все это природа, мир невероятной красоты, доброты и мудрости. Этот мир играет огромную роль в жизни человека. Природа учит нас воспринимать красоту, показывает нам пример гармонии и спокойствия. Она помогает человеку прислушиваться к себе, услышать свой внутренний голос и ответить на те вопросы, которые его мучают. |
Аргумент 1 |
Русские писатели часто обращались к теме природы, чтобы наиболее полно и ярко раскрыть внутренний мир своих героев. Мир природы был идеалом Л. Н. Толстого. Поэтому одной из важных характеристик героев Толстого является их отношение к природе. Она органично входит в жизнь «ищущих» героев Л.Н. Толстого, переплетается с их мыслями и переживаниями, иногда помогает переосмыслить, пересмотреть свою жизнь и даже изменить ее. Толстой часто использует пейзаж для анализа душевного состояния князя Андрея. Духовная красота Наташи Ростовой, поэтичность ее натуры проявляются в отношениях героини к природной стихии. Как прекрасна и непосредственна Наташа, любующаяся красотой ночи в Отрадном: «Соня, Соня! – послышался опять первый голос. – Ну, как можно спать! Да ты посмотри, что за прелесть! Ах, какая прелесть!.. – Ведь эдакой прелестной ночи никогда, никогда не бывало… – Нет, ты посмотри, что за луна!..» Описание лунной ночи в Отрадном, которой любуются одновременно князь Андрей и Наташа, эмоционально и романтически приподнято. Этот пример говорит о том, что красота природы, которой мы восхищаемся, возвышает и облагораживает наш душу, мы учимся любить окружающий мир и беречь его красоту. |
Аргумент 2 |
Природа часто помогает героям Толстого узнать свое состояние, разобраться во всем: небо над Аустерлицем, описание Дуная, образ дуба. Например, в Аустерлицком сражении природа (высокое небо) помогает герою осознать ложность своих мечтаний о славе и устремлений к ней. Болконский совершил то, о чём он мечтал – повторил подвиг своего кумира Наполеона. Кутузов попросил своего адъютанта остановить убегающих в панике апшеронцев, и князь Андрей с удовлетворением подумал, что наконец наступила решительная минута. Он подхватил знамя и побежал вперёд, с наслаждением слыша свист пуль и увлекая за собой русских солдат. Но в этот момент князь Андрей был ранен. Упав на спину, он увидел высокое бесконечное небо с медленно и торжественно плывущими по нему облаками, сравнил эти спокойные облака с озлобленными и испуганными лицами русского артиллериста и француза, которые почему-то тащили друг у друга банник, и почувствовал, что он счастлив, потому что увидел наконец высокое небо. Он подумал, что всё пустое, всё обман, кроме этого бесконечного неба. Наполеон, его герой, теперь показался ему маленьким, ничтожным человеком в сравнении с тем, что происходило теперь между его душой и высоким бесконечным небом. Ничтожность Наполеона в глазах Болконского передаётся с помощью детали: слова Наполеона сравниваются с жужжанием мухи. Так, природа помогает герою осознать ложность своих целей. Она приводит к нравственному открытию, к моменту истины, с помощью неё он начинает понимать смысл своего существования. |
Заключение |
На основании двух примеров из романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир» мы приходим к выводу, что природа может многому научить человека. Деревья, цветы и травы молчат, но, созерцая их красоту, мы учимся беречь и ценить всё, что окружает нас. Мы учимся мужеству и терпению, смиренно переносим жизненные испытания и невзгоды, набираемся стойкости, обретаем веру в лучшее будущее. |
В заключение хочу напомнить слова Амонишвили Ш.А.: «…если хочешь воспитать в детях смелость ума, интерес к серьёзной интеллектуальной работе, самостоятельность как личностную черту, вселить в них радость сотворчества, то создай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовали царство мыслей, дай им возможность почувствовать себя в нем властелином».
1 Итоговое сочинение для лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов может по их желанию проводиться в устной форме. Оценивание итогового сочинения указанной категории участников итогового сочинения проводится по двум установленным требованиям «Объем итогового сочинения» и «Самостоятельность написания итогового сочинения». Итоговое сочинение, соответствующее установленным требованиям, оценивается по критериям. Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям № 1 и № 2, а также дополнительно «зачет» по одному из критериев № 3- № 4.