Мастер-класс по повести Б. Васильева «А зори здесь тихие»
Мастер-класс по повести Б. Васильева «А зори здесь тихие»
автор Карнизова Наталья Владимировна, преподаватель русского языка и литературы ГБПОУ МО "Павлово-Посадский техникум», город Павловский Посад, Московская область.
Цели:
Дать краткий обзор творчества Б. Васильева, обратить внимание на проблемы, которые ставит писатель в повести.
Помочь студентам понять и оценивать поступки героев, выражать свое отношение к ним. Развивать навыки анализа текста.
Воспитывать высокие патриотические качества.
Задачи:
1. Расширить знания студентов о ВОВ.
2. Показать многообразие творческой манеры писателя.
3. Активизировать познавательную деятельность студентов (через создание
ситуации для поиска материала, обработки, творческого нестандартного подхода к представлению материала).
4.Формировать у молодого поколения чувства патриотизма, любви к Родине,
культуре и родному языку;
Оборудование. Портрет писателя; иллюстрации к повести, плакаты: «И мертвые мы будем жить в частице вашего великого счастья, ведь мы вложили в него нашу жизнь», «Священная годов минувших память».
Подготовительная работа.
1.Прочитать повесть.
2.Подготовиться к пересказу биографии писателя.
3.Проанализировать поступки главных героев в минуты опасности.
Ход мастер-класса
1. Организационный момент. Говорится о теме и целях. Мастер-класс начинается с показа документальных кадров о начале Великой Отечественной войны (документальный фильм «Неизвестная война»).
Преподаватель. Эти ужасающие кадры начала войны, на мой взгляд, не должны оставить никого равнодушными. С верой в Победу советские люди прошли самые страшные испытания, которые когда-либо переживало человечество. За правое дело, за то, чтобы советский народ был свободным и счастливым, отдали свои жизни миллионы советских людей. Нет, этого нельзя забыть (звучит песня «Священная война»).
2. Наводящие вопросы.
Сегодня мы поговорим о повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие…».
Какова роль женщин на войне?
Ответы студентов:
- Женщина на войне…Велика роль женщин на фронте. Женщины - врачи и санитарки под обстрелами и взрывами выносили с поля боя раненых,
оказывали первую помощь, порой ценою собственной жизни спасали раненых.
-Организовались отдельные женские батальоны.
Преподаватель: Девушкам - бойцам сурового времени и посвящаем мы свой урок. Сегодня мы расскажем о том, как бесчеловечно, жестоко «уравняла» война русских девушек, злобно растоптав их обаяние, нежность, любовь.
Не случайно именно девушек сделал Борис Васильев героями своей повести, чтобы показать, насколько жестока война. Ведь в женщинах начало всякой жизни. Убийство женщин - это больше, чем преступление. Фашисты убивали их тысячами… Все девочки хотели жить, но они погибали, чтобы люди могли сказать: «А зори здесь тихие…» Тихие зори не могут быть созвучны с войной, со смертью. Они погибли, но победили, не пропустили ни одного фашиста. Победили, потому что беззаветно любили Родину.
3. Формирование новых понятий (интерактивные, проблемно-диалогические методы, мозговые штурмы).
а) Презентация о Б. Васильеве. Студенты рассказывают биографию Б. Васильева (интерактивный метод).
-Борис Львович Васильев – участник Великой Отечественной войны, после войны – военный инженер, потом – кинодраматург. Повесть «А зори здесь тихие…» - его первое прозаическое произведение. Оно было напечатано в 1969 году в «Юности». Потом появились повести «Самый длинный день», «Иванов катер», «Не стреляйте в белых лебедей». Но первое произведение было о войне, о погибших девушках.
-Мы знаем Бориса Львовича Васильева как писателя и сценариста, Лауреата Государственной премии СССР, которой он был удостоен в 1975 году. А еще он воплощение целой эпохи, представитель «гвардии» писателей и поэтов, которые, к сожалению, покидают нас, растворяясь в вечности. К счастью, не бесследно, оставляя после себя богатое наследие из написанных романов, рассказов, пьес.
-Военная тематика присутствует практически во всех произведениях Бориса Васильева, ведь он сам прошел через ее пекло. В повестях «Завтра была война», «В списках не значился», в рассказах «Великолепная шестерка», «Ветеран», «Неопалимая купина» и «Вы чье, старичье?» — подлинные эпизоды Великой Отечественной войны. На основе этих произведений сняты фильмы, некоторые переснимались по нескольку раз.
Преподаватель. Поговорим о времени действия; дадим характеристику главным героям.
б)презентация о героях-зенитчицах.
Ответы студентов (используют книгу, чтобы выразить слова цитатами, используется проблемно-диалогический метод):
-Время действия повести - май 1942 года. Место - неведомый 171-й разъезд. На тихом разъезде несут службу бойцы зенитно-пулеметного батальона. Это бойцы - девушки. Преследуя вражеских диверсантов в лесу, девушки во главе с Васковым вступают в неравный бой с фашистами: шестеро против шестнадцати. Девушек было всего пятеро: Маргарита Осянина, Евгения Комелькова, Елизавета Бричкина, Галина Четвертак, Соня Гурвич.
- Женя Комелькова - одна из самых ярких, сильных и мужественных представителей из состава девушек - бойцов, показанных в повести. С Женей в повести связаны и самые комические, и самые драматические сцены. Ее доброжелательность, оптимизм, жизнерадостность, уверенность в себе, непримиримая ненависть к врагам невольно привлекают к ней внимание и вызывают восхищение.
-Чтобы обмануть немецких диверсантов и заставить их идти дальней дорогой в обход реки, маленький отряд девушек - бойцов устроил в лесу шум, изображая лесорубов. Женя Комелькова разыграла потрясающую сценку беспечного купания в ледяной воде на виду у немцев, в десяти метрах от вражеских автоматов. Вот Женя «…шагнула в воду и, вскрикивая, шумно и весело начала плескаться. Брызги сверкали на солнце, скатывались по упругому теплому телу, а комендант, не дыша, с ужасом ждал очереди. Вот сейчас, сейчас ударит и переломится Женя, всплеснет руками…»В этом эпизоде в полной мере проявились героизм, отвага, отчаянная смелость.
-В последние минуты жизни Женя вызвала огонь на себя, лишь бы отвести
угрозу от тяжело раненой Риты и Федота Васкова. Она верила в себя, и, уводя немцев от Осяниной, ни на мгновение не сомневалась, что все окончится благополучно. И даже когда первая пуля ударила в бок, она просто удивилась. Ведь так глупо несуразно и неправдоподобно было умирать в девятнадцать лет… «А немцы ранили ее вслепую, сквозь листву, и она могла бы затаиться, переждать и может быть, уйти. Но она стреляла, пока были патроны. Стреляла лежа, уже не пытаясь убегать, потому что вместе с кровью уходили и силы. И немцы добили ее в упор, а потом долго смотрели на ее и после смерти гордое и прекрасное лицо…»
- Соня Гурвич - «переводчица», одна из девушек группы Васкова, «городская» пигалица; «худущая, как весенний грач». Автор, рассказывая о прошлой жизни Сони, подчеркивает ее талантливость, любовь к поэзии, театру. Борис Васильев вспоминал: »Очень велик был на фронте процент интеллигентных девушек, студенток. Чаще всего - первокурсниц. Для них война была самой страшной… Где-то среди них сражалась и моя Соня Гурвич».
-И вот, желая сделать приятное старшему, опытному и заботливому товарищу, старшине, Соня бросается за кисетом, забытому им на пеньке в лесу, и погибает от удара вражеского ножа в грудь: «Бежала, радовалась и понять не успела, откуда свалились на хрупкие плечи потная тяжесть, почему пронзительной яркой болью рванулось вдруг сердце. Нет, успела. И понять успела, и крикнуть, потому что не достал нож до сердца с первого удара: грудь помешала».
-Галя Четвертак - сирота, воспитанница детского дома, мечтательница, наделенная от природы яркой образной фантазией. Худущая, маленькая «замухрышка» Галка не подходила под армейские стандарты ни ростом, ни возрастом. Когда после гибели подруги старшина приказал Галке надеть ее сапоги, «она физически, до дурноты ощущала проникающей в ткани нож, слышала хруст разорванной плоти, чувствовала тяжелый запах крови. И это рождало тупой, чугунный ужас…». А рядом таились враги, нависала смертельная опасность.
-«Действительность, с которой столкнулись женщины на войне, - говорил писатель, - была много труднее, чем все, что они могли придумать в самую отчаянную пору своих фантазий. Трагедия Гали Четвертак об этом».
«А-а-а!
Коротко ударил автомат. С десятка шагов ударил в тонкую, напряженную в беге спину, и Галя с разлету сунулась лицом в землю, так и не сняв с головы заломленных в ужасе рук. Замерло все на поляне».
- Мужество, хладнокровие, человечность, высокое чувство долга перед Родиной отличают командира отделения младшего сержанта Риту Осянину. Автор, считая образы Риты и Федота Васкова центральными, уже в первых главах рассказывает о прошлой жизни Осяниной. Школьный вечер, знакомство с лейтенантом - пограничником Осяниным, оживленная переписка, загс. Затем - пограничная застава. Рита училась перевязывать раненых и стрелять, скакать на лошади, метать гранаты и защищаться от газов, рождение сына, а потом … война. И в первые военные дни не растерялась - спасла чужих детей, а вскоре узнала, что ее муж погиб на заставе на второй день войны в контратаке. Ее не раз хотели отправить в тыл, но каждый раз она снова появлялась в штабе укрепрайона, наконец, взяли санитаркой, а через полгода направили на учебу в танковую зенитную школу.
Рита научилась тихо и беспощадно ненавидеть врагов. На позиции она сбила немецкий аэростат и выбросившегося корректировщика.
-Когда Васков и девчата насчитали вышедших из кустов фашистов – шестнадцать, вместо ожидаемых двух, старшина сказал всем по-домашнему: «Плохо, девчата, дело». Для него было ясно, что против до зубов вооруженных врагов им долго не продержаться. Но тут прозвучала твердая реплика Риты: «Что же, смотреть, как они мимо пройдут?» Поэтому Васков и принял твердое решение.
-Дважды Осянина выручала Васкова, принимая огонь на себя, и теперь
получив смертельную рану и зная положение раненого Васкова, она не желает быть ему обузой, понимает, как важно довести их общее дело до конца, задержать фашистских диверсантов. «Рита знала, что рана смертельная, что умирать она будет долго и трудно». Поэтому и приняла решение.
- Детство и юность Лиза Бричкина проводит в брянских лесах, где отец работает лесником, а дочь, вынужденно бросив школьную учебу, осуществляет уход за тяжелобольной мамой. Характерные черты девушки, раскрывающие ее натуру - терпение и смирение в жизни, стеснительность и застенчивость. Лиза давно привыкла к тяжелой деревенской жизни, без труда управляясь с животными и домашней работой, но всегда верит в свою мечту о светлом завтрашнем дне. Лиза очень надеется на поступление в техникум, о котором ей рассказывает гостивший у них в доме путешественник, обещавший оказать толковой и умной девушке помощь в поступлении. Мечтам Лизы не суждено осуществиться, так как начинается Великая Отечественная война.
-Живую и энергичную Лизу направляют на службу в зенитную школу, где она попадает в женское отделение под командованием старшины Васкова. Васков с симпатией относится к Лизе и ставит ее в пример всем зенитчицам. -По приказу старшины храбрая и способная Лиза отправляется через лес за подкреплением с целью попытки отряда выйти из фашистского окружения. Пробираясь через заросли деревьев, затем по топкому болоту, девушка вся погружена в мысли о Васкове и их возможном счастье в будущем: «Всего на шаг в сторону, а ноги сразу потеряли опору, повисли где-то в зыбкой пустоте, и топь мягкими тисками сдавила бедра. Давно копошившийся ужас вдруг разом выплеснулся наружу, острой болью отдавшись в сердце. Пытаясь удержаться, выкарабкаться на тропу, Лиза всей тяжестью навалилась на шест. Сухая жердина звонко хрустнула, и Лиза лицом вниз упала в холодную жидкую грязь. Васков только через некоторое время
находит на болоте клочок ткани, оставшийся от юбки Лизы, и понимает, что
девушка не смогла вызвать подмогу.
в)презентация о Федоте Васкове.
- Васков Федот Евграфович - главный герой повести Васильева «А зори здесь тихие», старшина, комендант разъезда. Васкова отличают «мужицкий ум» и «твердая немногословность». Ему 32 года от роду, но чувствует он себя намного старше, так как стал кормильцем семьи в четырнадцатилетнем возрасте. У Васкова четыре класса образования. После финской войны его бросила жена, а сына он отсудил и отправил к матери. Однако мальчик умер еще до начала Отечественной войны. За десять лет он дослужился до старшинского звания. Вся его жизнь проходит по уставу, который он свято чтит. Теперь он служит в тылу у железнодорожного разъезда, где расквартированы зенитные войска.
-Однажды к нему в отряд направили девчат-зенитчиц, которыми он даже не знал, как командовать. Со временем они заменили ему семью. Именно с этими девушками Васков пошёл за двумя немцами, замеченными в лесу. Но, как оказалось, их было не два, а гораздо больше. Все девушки погибли, одна за другой. Лиза утонула при переправе через болото. Соня была застрелена, когда возвращалась на место предыдущей дислокации. Галю Четвертак застрелили в упор, когда она от страха выскочила из-за кустов. А Женю и Риту убили во встречном бою. Васкову удалось убить несколько немцев и взять пятерых в плен, но он очень переживал, что не уберег девушек.
«Что, взяли?…Взяли, да? Пять девчат, пять девочек было всего, всего пятеро!…А - не прошли вы, никуда не прошли и сдохнете здесь, все сдохнете!…Лично каждого убью, лично…»
-Болью и ненавистью переполняется сердце закаленного бойца, героя-патриота Ф. Васкова, и это укрепляет его силы, дает ему возможность выстоять. Единый подвиг - защита Родины - уравнивает старшину Васкова и пятерых девчат, которые «держат свой фронт, свою Россию» на Синюхиной гряде. Он выполнил последнюю просьбу Риты Осяниной и усыновил ее сына Альберта. Через много лет он и приемный сын вернулись на то место, где погибли девушки. Они поставили им памятник.
Преподаватель. Так погибли девушки. Борис Васильев писал: «Я хотел рассказать о пережитом сегодняшним девятнадцатилетним. Рассказать так, чтобы они сами словно бы прошли дорогами войны, чтобы погибшие девочки показались им близкими, понятными - их современницами. И в то же время - девочками тридцатых годов», Ребята, можно ли назвать героической гибель каждой из девушек? (Используется мозговой штурм)
Ответы студентов:
-Да, девушки вели себя героически.
-Они при встрече с немцами не пали духом.
-Действовали с необычайной осторожностью, чтобы не обнаружить себя. Были находчивы, когда разыгрывали сцену с лесорубами.
Преподаватель: Образы всех девушек объединяет образ старшины Васкова. Что вы скажете о нем? Как относится к нему автор?
Ответ студентов:
-На первый взгляд, он дремучий увалень, не знающий ничего, кроме положений Устава. Но, постепенно выясняется, что он не был равнодушным человеком, за все болел душой.
Преподаватель. Как вы понимаете название повести? Как пейзаж помогает автору раскрыть смысл названия произведения?
Ответ студентов:
-Заглавие повести подчеркивает весь ужас, всю дикость этой войны в прекрасных карельских лесах. Девочки-зенитчицы возвратили тишину зорям, и зори, в свою очередь, хранят все события, прошедшие за один день, хранят свято, как и прежде, тишину.
-Заглавием повести Борис Васильев выразил главную мысль, которая проходит через всю повесть: девушки погибли во имя светлого будущего, во
имя того, чтобы над нашей страной всегда было голубое небо, тихие зори,
чтобы мы не знали войны.
-Самим заглавием автор выражает протест против войны.
Преподаватель. Эта небольшая повесть не может оставить равнодушными ни взрослых, ни подростков. Для всех трагическая судьба юных девушек, отдавших жизнь за Родину, за победу в жестокой схватке с фашизмом, олицетворяет собой то, какой ценой досталась нашему народу победа. Мы должны это помнить и передавать память, как формулу крови, будущим поколениям (звучит песня группы «Любе» из художественного фильма «А зори здесь тихие»).
Список использованной литературы
1.Егорова Н.В., Золотарёва Поурочные разработки по русской литературе. XX век. – М.: ВАКО, 2003.=
2.Интернет-ресурсы.
3. Васильев Б. Л. А зори здесь тихие…: повесть / Б. Л. Васильев. - М. : Сов. писатель, 1977. – 144 с
10
Кияйкина Наталья Федоровна