Мастер-класс «Роспись изделия по ткани — сумка-шоппер»

14
4
Материал опубликован 14 April 2023 в группе

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«ДШИ им. А.М.Кузьмина»


















Мастер-класс: Роспись изделия по ткани - сумка - шоппер

"Подарок вороне"

Техника выполнения оттиск (тамповка) с элементами свободной росписи.




Автор: преподаватель

отделения изобразительных искусств

Балыгина Светлана Олеговна














г. Мегион, 2023 г.



Роспись изделия по ткани - сумка - шоппер

"Подарок вороне"

Техника выполнения оттиск (тамповка) с элементами свободной росписи.


Вид занятия: Декоративно-прикладное творчество


Цель: Выполнить роспись по ткани – сумка-шоппер и продолжить знакомство обучающихся с национальной культурой и творчеством коренных жителей Югорского края.


Задачи: 

Обучающие:

- научить аккуратно, наносить краску при работе с трафаретом на области композиции, выполненной в технике оттиск.

- научить детей разгадывать символику и кодировку национального орнамента;

закрепить умение и навыки украшать предметную форму (сумка-шоппер), используя элементы хантыйских узоров;


 Воспитывающие:

- приобщать к культуре народов севера по средствам художественного творчества, расширять их представление о жизни и культуре народов Югры;

- воспитывать уважение и любовь к родному краю;

- воспитание чувства гармонии цветов в тёплой и холодной гамме в композиционной творческой работе.

- открытие своеобразия, красоты и характера техники.

 

Развивающие:

- развивать творческое воображение, фантазию, формировать знания о народах, населяющих Ханты-Мансийский округ-Югра, их культуре и искусстве;

развивать эстетический вкус и творческое воображение;

- сформировать представление о видах и формах современного декоративного искусства;


Мастер-класс по данной теме достаточно обширный для ознакомления обучающимися, не имеющими ранее опыта и знаний в технике росписи по ткани, поэтому её изучение распределяется на несколько занятий, в нашем случае 3 занятия.


 Оборудование для педагога:

Цветовой спектр;

Примеры композиций, выполненных данным способом;

Трафареты: «Глухарка сна», «Медведь», «Олень», «Бобёр», «Шишка», «Ушки молодого соболя» и т.д.



Оборудование для обучающихся:

Белая холщовая сумка-шоппер через плечо, состав: хлопок 100%, размер 35х40 см., натянутая на картон (с применением кнопок или зажимов), соответствующего размера;

Круглые синтетические кисти;

Маркеры для ткани;

Краски акриловые;

Стаканчик для воды;

Пластиковая палитра;

Губка;

Скотч малярный (бумажный);


Организация рабочего места:

Рабочее место обучающегося организуется заранее.


t1681461420aa.jpg 

Первое занятие является беседой и начальным подготовительным этапом практической части. Мы познакомились с определениями «орнамент», «стилизация», «геометрия в композиции», «особенностями орнаментального искусства народов ханты и манси», «оттиск», «особенности акриловой краски»;


Объяснение нового материала:

«Орнамент» (лат.ornemantum — украшение) — узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов. Распространённые виды орнаментов геометрической и растительной формыОрнаментальное искусство народов севера, относится к геометрическому виду орнамента.

- «Стилизация» — в широком смысле данное понятие связано с различными веяниями в искусстве, с культурой разных времен. Стилизация – это своего рода имитация, декорация.

- «Геометрия в композиции» — применение простых геометрических форм в стилизованной композиции, либо геометризация — стилизация реальных объектов, с помощью наложения мозаики из геометрических фигур.

- «Особенности орнаментального искусства народов ханты и манси» - орнамент можно встретить в изделиях из меха, кожи, бересты, бисера, ткани, дерева, кости и металла. Орнаментом и сегодня украшают ханты и манси свою одежду, обувь, платки, пояса, сумки и другие предметы быта. Мастерицы очень гордятся своим умением изготавливать красивые вещи. На изготовление вещи мастерица затрачивали много времени. Например, для того чтобы вышить рубаху или платье, требовался один или два года. Работа обычно велась в зимнее время, при скудном освещении. Традиции орнаментального искусства включают в себя символические изображения представителей флоры и фауны местного региона. Цветовая палитра изделий характеризуется яркостью и контрастностью цветов.

- «Оттиск» то же самое, что отпечаток (изображение, оставшееся на чем-нибудь при надавливании);



Второе занятие обсудили выбор цветового, композиционного решения при создании росписи на текстильном изделии в технике оттиск. Закрепили полотно сумки и нанесли контурный рисунок по трафарету.


Практическая часть:

Натяжка полотна сумки на картонную плоскость: закрепите ткань с помощью кнопок, начиная с середины каждой стороны, и постепенно продвигаясь к краям, контролируя натяжение ткани. Правильно натянутая ткань должна быть гладкой, тугой, без складок и провисаний. С учетом ранее продуманной композиции, опираясь на визуальный композиционный центр, определите место нанесения и размер рисунка на изделие. Это могут быть с одной стороны рисунок, с другой надпись, или только с одной стороны, рисунок или рисунок с надписью. Расположить трафареты орнаментов и зафиксировать при помощи малярного (бумажного) скотча. Затем подбираем нужный цвет маркера для ткани и крепко фиксируем, одной рукой трафарет, а другой рукой начинаем обводку по контору орнамента. Предварительный рисунок композиции нанесен. После чего заполняем пространство, отведенное на перемычки.

t1681461420ab.jpg




t1681461420ac.jpg

 

Третье занятие посвящено выполнению цветового решения композиции в материале, то есть в технике оттиск (тамповка) с элементами свободной росписи. Введение элементов свободной росписи позволяет выполнить совершенно не похожие друг на друга изделия, и создать неповторимую дизайнерскую задумку.


Структура занятия:

1. Вводная беседа — 3 мин.,

2. Повторение пройденного материала — 5 мин.;

3. Практическая часть:

Объяснение задания на самостоятельную работу - 5 мин.;

Самостоятельная работа — 25 мин.,

4. Итог занятия – 5 мин.;

Повторение пройденного материала:

 Для закрепления можно повторить определения, связанные с понятием «орнамент», «композиция», «геометризация» и т.д.

 Примеры вопросов:

-Дайте определение понятию «композиция»?

- Дайте определение понятию «орнамент»?

- В чем заключаются «особенности орнаментального искусства народов ханты и манси»?

- Дайте определение понятию «оттиск»?

- в чем заключается особенность работы с акриловой краской?


Практическая часть:

Для этого пригодятся цветовые спектры, цветовые сочетания, контрастные сочетания цветов. В композициях, с применением геометрии, часто применяется шахматный порядок в цветовых решениях. Оптимально выбрать 3 - 4 цвета в композиции, и работать в цвете так, чтобы они не были рядом друг с другом. В процессе работы происходит индивидуальная работа с обучающимися.

t1681461420ad.jpg

 Самостоятельная работа:

 Подготовьте материалы, которыми будете наносить рисунок, краски выкладываем в не большом количестве на палитру, с последующем добавлением при необходимости, так как учитывая особенность акрила и его быстрое высыхание. 

Тем, кому пришло время работать цветом, будьте смелее, нанесите рисунок краской на ткань, не боясь испортить работу, краску нужной консистенции (без добавления воды!) и с помощью губки мягкими «чавкающими» движениями наносим на ткань. Не много и не мало. Мало краски — рисунок не пропечатается, много — будут подтеки по краям рисунка. Определить количество можно только опытным путем. И не забываем по-прежнему придерживать трафарет рукой для дополнительной фиксации. Если сомневаетесь, попробуйте для начала на ненужном листке бумаги.

Дополните рисунок с использованием других техник, например, элементы свободной росписи в фоне композиции, с добавлением небольшого количества воды: точки, скобки, запятые, волнистые линии, зигзаг и т.д.

Важно решить для себя, как автора дизайна, когда следует завершить работу, чтобы не переборщить с различными приёмами в композиции на ткани.

Прогладьте изделие с изнанки, лучше через х/б ткань, затем обработайте поверхности рисунка лаком, только когда все материалы высохнут (через 24 часа), чтобы композиция лучше держалась на ткани.

 

t1681461420ae.jpg

Итог занятия:

В конце занятия изделия с рисунком располагаются так, чтобы все могли посмотреть и оценить работы друг друга, кладутся на стол, или вывешиваются. Высказывается мнение о каждой работе, что получилось и над чем ещё нужно работать.

t1681461420af.jpg

 

Ребята, вы сегодня показали себя как настоящие художники. У всех получились хорошие работы, у каждого художника по-своему интересные композиции, цветовые решения.

Вы сегодня выполнили изделие, которое не купишь в магазине, такое изделие только у вас. 

И если, кто-то остался недостаточно довольным сегодняшним результатом, то помните, что сумка изделие двухстороннее и вы смело, можете продолжить свой творческий поиск на обратной стороне.


Очень хочется, чтобы эта встреча вызвала смелые

чувства, уверенность и желание творить ещё много интересного и красивого. До новых встреч!

 

t1681461420ag.jpg

Автор: Буренко Кира, 10 лет

Название: «Подарок вороне»

- Диплом Лауреата III степени – Буренко Кира, XI Республиканская выставка-конкурс «От прадедов до правнуков» (г.Петрозаводск 2023), конкурс включен в перечень утвержденных Министерством Просвещения РФ на 2022-23 уч.год, автор внесён в Государственный информационный ресурс(ГИР) одаренных детей России;


- Диплом Лауреата III степени – Буренко Кира, Окружного весеннего ЭТНОФЕСТА, номинация «Подарок вороне» (г. Ханты-Мансийск, 2023г.)



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Отличный мастер-класс! Оригинальные сумки-шоперы! Молодцы!

14 April 2023

Спасибо за высокую оценку нашей работы, очень приятно!

14 April 2023

Молодцы! Отличная работа!!!

14 April 2023